Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Византийская и еврейская философияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Византийская философия является составной частью средневековой христианской философии. Ее представители, считавшие философию служанкой богословия, обосновывали догматы религии, доказывавшие бытие бога и бессмертие души. Их волновали также вопросы о соотношении в троице трех ее ипостасей, о сочетании в Христе его божественной и человеческой природы, о том,, не будет ли поклонение иконам идолопоклонством и другие. Первым византийским философом считается Иоанн Филопон (конец V- начало VI вв.), который сначала был неоплатоников, а затем принял христианство. В книге «Против Прокла по вопросу вечности мира» он отстаивает христианскую догму о творении мира богом из ничего. При этом утверждается, что ветхозаветная «Книга бытия» якобы является ключом к пониманию платоновской космологии и космогонии. Подлинным истоком византийской философии считаются анонимные «Ареопагетики», где явно чувствуется влияние неоплатонизма. В частности, основным путем восхождения человека к божеству объявляется путь экстаза. Бог рассматривается здесь как неопределенный и неописуемый, о нем можно судить только отрицательно, указывая на его непохожесть на все земное, из него проистекающее. Проистекают же (эманируют) из бога небесный мир и телесный миры. Небесный мир ангелов состоит из трех убывающих по своей светоносности чинов. Эта небесная иерархия повторяется в иерархии церкви. Идеологом иконопочитания был Иоанн Дамаскин (ок. 675-753 гг.). Его трактат «Источник знания» является компендиумом философских и богословских сведений, предвосхищая католические теологические «суммы». В первой части этой работы – «Диалектика» – излагаются метафизика и логика Аристотеля, во второй – «Книга о ересях» – даются сведения о ересях, в третьей – «Точное изложение православной веры» – освещаются основные догматы церкви. Излагая учение Аристотеля, Дамаскин дает основную формулу христианской теологии в ее отношении к философии: философия служанка теологии (богословия). По его мнению, в божественном откровении дана абсолютная истина, поэтому задача философии состоит в его постижении и разъяснении. В XI в. философско-теологические проблемы активно разрабатывали Михаил Пселл и его ученик Иоанн Итал. Будучи почитателем античной философии, Пселл считал, что из нее надо отобрать те положения, которые согласуются с христианскими догмами. К ним относится ряд положений из философии Платона и неоптатоников. Приспосабливая античную философию к христианской теологии, Пселл разделял философию на «низшую» и «высшую». «Высшей» философией является теология, предметом которой объявляется вечность, то есть потусторонний мир, постигаемый духом и озаренный свыше. Предметом «низшей» философии является изменчивая и непостоянная природа, между этими двумя философиями он помещал математику – «науку о бестелесном». В соответствии с двумя природами – небесной и земной – Пселл различал конечную и ближайшую причины. Если в качестве высшей причины выступал бог, то ближайшей причиной являлась природа, постигаемая чувствами и разумом. Иоанн Итал, находившийся под влиянием Платона и Аристотеля, учил о вечности и несотворимости материи, о предвечном бытии. Вместе с тем он отрицал вечность вселенной, считая, что мир создан из материи соответственно идеям, существовавшим до его сотворения. Взгляды Итала были осуждены, а сам он подвергся анафеме и заключен до конца жизни в монастырь. В этом проявилось непримиримое отношение церкви к попыткам внести сильную философскую струю в византийскую культуру. Вместе с упадком Византии происходила деградация византийской философии, последним представителем которой был Плифон, способствовавший созданию Платоновской академии во Флоренции. Еврейская философия средневековья развивалась в исламском мире и зависела от арабской культуры. В качестве своего источника она имела неоплатонизм, аристотелизм и мистические элементы иудейского учения, которые содержались в кабале. Видным иудейским неоплатоником был Соломон Ибн Гебироль (ок. 1025 - ок. 1058 гг.), главной работой которого являлся «Источник жизни». В качестве исходных он берет общие неоплатонические представления об иерархии уровней сущего, проистекающих из Единого. Учение об эманации приводит его к пантеистическим выводам, объединяющим бога, «божественную волю» со всей природой и человеческим миром. «Сущность универсального сущего», по его мнению, составлена из универсальной материи и универсальной формы, которые не должны считаться бесконечными. Вещи начинают существовать благодаря соединению материи и формы божественной волей. Универсальная материя выступает в виде телесной и духовной материи. Только бог свободен от материи, находясь «по ту стороны» материи и формы. Гебиоль пытался соединить принцип творения богом мира из ничего с пантеистической по своей сущности идеей эманации. Бог создает бытие из ничего посредством своей воли. Результатом акта творения является космический разум, включающий универсальную материю и форму. Весь дальнейший мир образуется эманационным путем: мировая душа, отдельные души, природа. Таким образом, идеи творения и эманации ограничивают друг друга. Другим видным еврейским философом средневековья был Мозес Маймонид (1135-1204). В работе «Путеводитель заблудших» он пытался соединить иудаизм с философией Аристотеля. Для доказательства их совместимости он истолковывал в аллегорическом смысле все те библейские возражения, которые противоречат научно установленным положениям, пытаясь таким путем примирить религию с философией. Маймонид стремился рационализировать иудейскую теологию на основе учения Аристотеля. Такой путь, по его мнению, дает единственно правильное руководство для заблудших и колеблющихся. Надо верить тому, что не противоречит разуму, хотя это совсем не значит, что все может быть доказано. Текст «Писания» нельзя толковать буквально, а следует «одухотворять» объяснения и позитивные знания. Философ, по его мнению, ведет человека к совершенству – интеллектуальному, нравственному и телесному. Конечная цель человека состоит в культуре и знании. Добро надо искать ради него самого, а не из страха наказания или в надежде на вознаграждение. В духе элеатов и неоплатоников он утверждал, что истина не множественна, а едина, сама себя создает, движет и сохраняет.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 354; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.131.241 (0.008 с.) |