Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Становление марксистской философии, ее генезис и особенностиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Крупнейшим направлением мировой философской мысли 2-й половины XIX в. и начала XX столетий является диалектико-материалистическая философия, получившая название марксистской по имени одного из ее создателей. Творческое наследие К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельс (1820-1895) является единым комплексом идей, хотя каждый из них имел свою «специализацию», особый круг рассматриваемых проблем. Этих мыслителей связывали на протяжении почти 40 лет не только общие научные и философские интересы, но и личная дружба. Важнейшими вехами на пути становления марксистской философии стали труды Маркса «Тезисы о Фейербахе», «Нищета философии», а также совместные с Энгельсом работы «Святое семейство» и «Немецкая идеология». К зрелым философским работам Энгельса можно отнести «Анти-Дюринг» и «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии». В развитии марксистской философии можно выделить несколько этапов. Первый этап характеризуется переходом Маркса и Энгельса от идеализма и революционного демократизма к диалектическому и историческому материализму. На втором этапе осуществляется дальнейшее развитие марксистской философии, расширение круга рассматриваемых проблем и уточнение отдельных положений. Для третьего этапа характерно распространение марксистской философии в различных национальных культурах. Четвертый этап связан с систематизацией и дальнейшим развитием марксистской философии в СССР. Пятый этап начался после 1991 г., когда она перестала быть государственной, но продолжает оставаться фундаментальной основой для выдвижения новых идей и философского освоения современности. Решающий вклад в создание диалектико-материалистической философии внес Маркс, которому Энгельс отдавал пальму первенства. Маркс определял философию как «духовную квинтэссенцию своего времени». В «Тезисах о Фейербахе» Маркса, по словам Энгельса, «содержится зародыш нового мировоззрения». В них предельно лаконично выражено отношение Маркса к предшествующей философии и сформулированы основы его собственного мировоззрения. В частности, изложено новое понимание сущности человека, выявлена связь теории с практикой и заложены принципиальные основы преобразования мира. Здесь Маркс выдвинул тезис, согласно которому, «все предшествовавшие философы лишь интерпретировали мир, а дело заключается в том, чтобы изменить его». Следующим шагом в развитии философских взглядов Маркса явилось написание работы «К критике гегелевской философии права», в которой подвергнута критике гегелевская концепция государства как высшего воплощения абсолютной идеи. Здесь выдвигаются принципиальные положения, связанные с систематической переработкой гегелевской диалектики, подчеркивается, что коренные преобразования общественной жизни должны осуществляться не одной только теоретической критикой, но и революционными средствами. Занятия политической экономией и историей подводят Маркса к материалистическому пониманию истории и раскрытию роли труда в формировании человека и развитии общества. Формирование философских взглядов Энгельса происходило независимо от Маркса. Уже в первых своих философских работах он выступает в защиту философии от религии, против стремления Шеллинга примирить веру и знание. Дальнейшее развитие философии осуществлено Энгельсом в «Людвиге Фейербахе и конце классической немецкой философии», а также в статье «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека. Здесь были критически рассмотрены недостатки прежней философии и предложены конкретные решения ряда проблем диалектико-материалистического и историко-материалистического характера. В частности, предлагались пути создания теории материалистической диалектики и решались вопросы материалистического понимания истории. В научно-философской концепции Энгельса дано осмысление проблемы жизни во Вселенной. Мыслящий дух рассматривается в качестве атрибута материи. Он считал, что во всемирном круговороте вечно движущейся материи каждая конечная форма ее существования «одинаково преходяща». Он выступает сторонником идеи вечного присутствия разума и разумной жизни во Вселенной. По его мнению, «время жизни существ, сознающих себя и природу, отмерено столь же скудно, как и то пространство, в пределах которого существует жизнь и самосознание»[7].
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 314; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.80.217 (0.008 с.) |