Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сознание, его сущность, структура и функции

Поиск

 

Сознание представляет собой высшую, свойственную только человеку функцию головного мозга, заключающуюся в целенаправленном отражении свойств и отношений внешнего предметного мира. Оно является субъективным образом объективного мира. Сознание выступает в двух основных формах: индивидуальной и коллективной, общественной. Важнейшим свойством индивидуального и общественного сознания является идеальность. Идеальное может быть как индивидуальным, так и общественным. Оно обладает следующими признаками: противоположность материальному, принадлежность к субъективной реальности. Сейчас мы рассмотрим индивидуальное сознание, а общественное – несколько позже в разделе социальная философия.

Сущностью сознания является целенаправленное отражение внешнего мира, предварительное мысленное построение действительности и предвидение результатов деятельности людей. Философский подход дает интегральное представление о сознании. В общих чертах сознание – это способность идеального воспроизведения реального мира. К основным признакам сознания относятся: отражение, отношение, целеполагание, управление.

Вопрос об источниках сознания в течение длительного времени является предметом пристального внимания философов и представителей специальных наук. Выделяют, во-первых, внешний предметный и духовный мир, который отражается в сознании в виде конкретно-чувственных и понятий образов и понятий. Во-вторых, в качестве источника сознания рассматривают социокультурную среду, общие понятия, этические, эстетические ценности, социальные идеалы, правовые нормы и т.д. В-третьих, источником сознания выступает весь духовный мир индивида, его собственный уникальный опыт жизни и переживаний. И, наконец, в-четвертых, источником сознания выступает мозг как макроструктурная природная система. Не только условно-рефлекторная деятельность мозга, но и его биохимическая организация воздействуют на сознание и его состояние.

Во взглядах на сознание наряду с плюрализмом имеются интегративные тенденции, в рамках которых создаются интегральные модели сознания. Философия сознания в целом или отдельных сознательных действий человека обеспечивается интегративным взаимодействием его структур. Прояснение их специфики является неотъемлемой задачей философского анализа.

В философской классике модели сознания строились на основе когнитивных принципов сенсуализма (эмпиризма) и рационализма. При этом доминирующее положение в структуре сознания отводилось чувственным и мыслительным процессам, а эмоциям, воле и памяти оставалась вспомогательная роль. Слитность чувственного и рационального, ценностного и познавательного в опыте переживаний порождает серьезные затруднения их анализа. Сегодня остро стоит вопрос о роли эмоционально-ценностных структур в сознательной деятельности человека.

Эмоциональные структуры обеспечивают ценностно-оценочное отношение человека к миру, к другому и к самому себе. Ценности и оценки интериоризируются, переносятся из внешнего плана деятельности человека во внутренний и превращаются в материал его переживаний и эмоциональных состояний. Поэтому, разъясняя природу эмоций, необходимо различать эмоциональные оттенки аффектов, страстей, оценок и ценностей.

Воля относится к числу понятий, которые являются весьма продуктивными для понимания природы человека и его сознания. В свое время Ницше подчеркивал культурно-исторические и нравственные ценности воли, что проявилось в ее трактовке как жизнеутверждающей силы и указания на акты безволия как отрицания жизни. Познавательный смысл свободы воли раскрывается в актах выбора и принятия решений. В выборе как волевом акте проявляются разрешающие качества волевых структур сознания. Все это свидетельствует о том, что человеческое сознание постоянно находится под воздействием волевой регуляции.

Важным фактором сознания является память, которая позволяет человеку запечатлевать, хранить, воспроизводить и передавать опыт своей жизнедеятельности. Именно воспроизведение прошлого опыта в настоящем времени и прогнозирование будущего отличает роль памяти в общем составе сознательной деятельности человека. Хронотопическое строение памяти конкретизируется в трех основных видах мнемонических структур сознания. К первому виду структур памяти относят ретроспективыне структуры, направленные на прошлый опыт. Второй вид структуры памяти – репрезентативные структуры, обеспечивающие воспроизведение или представление в сознании жизни в значениях настоящего времени и пространства. К третьему виду относятся структуры памяти, которые позволяют осуществлять прогнозирование будущего. Каждая из них выполняет определенную функцию, способствуя ориентации человека в современном мире.

Сознание в ставшем, системно-структурном плане выступает как внутренний мир, который непосредственно дан субъекту. Это не что иное как мир субъективной реальности. По содержанию понятие «сознание» является более узким по сравнению с понятием «психика человека». Психика состоит из сознания и бессознательного. В сознании можно выделить три основные сферы: 1) когнитивную (познавательную), 2) эмоциональную и 3) мотивационно-волевую. Сознание – это прежде всего знание.

Когнитивную сферу составляют познавательные способности, процесс познания (этапы, уровни) и результаты познавательной деятельности человека. Эмоциональную сферу составляют: 1) собственно чувства (радость, горе, любовь, ненависть), 2) аффекты (ярость, ужас, отчаяние), 3) страсти и эмоциональное самочувствие или настроение. Мотивационно-волевая сфера представлена мотивами, интересами, потребностями. Взаимосвязь этих сфер сознания дает цельность, интегрирующим ядром которой выступает мышление. Сознание в собственном смысле слова не исчерпывает всего богатства внутренней психической жизни человека.

Наряду с сознанием во внутреннем мире человека существует еще уровень бессознательного. Бессознательное – это совокупность психических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы человеческого разума, безотчетных и не поддающихся контролю со стороны сознания. Бессознательными являются: сновидения, гипнотические состояния, состояния невменяемости и т.д.

Сознание обладает специфическими функция, благодаря которым оно выступает инструментом познания, общения, действия. Можно выделить четыре основных функции сознания: 1) познавательную, 2) оценочно-ориентационную, 3) целеполагающую и 4) управленческую. Познавательная функция сознания является самой общей и всеохватывающей, она обеспечивает получение знаний о природе, обществе и человеке. Как отношение между субъектом и объектом сознание присуще только человеку. В отличие от животного, которое тождественно со своей жизнедеятельностью, человек делает свою жизнедеятельность предметом своей воли и сознания. Познавательная функция сознания связана с получением и обработкой информации, источником которой, в конечном счете, является чувственный опыт. Основную работу здесь осуществляют механизмы восприятия, памяти и мышления.

Важной функцией сознания является оценка явлений действительности, включая самого человека. Как и творчество, оценка базируется на отражении. Особую роль в осуществлении оценочно-оринтировочной функции играют эмоции, которые в отличие от знаний не дают информации об объектах, а характеризуют отношение человека к ним. Если какие-либо явления, события отвечают его жизненным ценностям, то это вызывает положительные эмоции, если же не отвечают, то возникают отрицательные эмоции. Таким образом, в эмоциях выражается оценка значимости объектов для личности. Основой целеполагающей функции сознания являются мотивации, которые выступают как совокупность побуждений, стремлений, определяющих целенаправленность действий человека. Следующей функцией сознания является управленческая, которая реализуется с помощью воли. Волевое управление поведением предполагает, с одной стороны, свободу, а с другой – ответственность человека за свои поступки. Волевое управление поведением опирается на знание, стимулируется эмоциями и направляется мотивацией. В зависимости от того, какая из функций является ведущей, можно различать разные типы сознания и в соответствии с этим разные типы личности – мыслители, лирики, политические деятели.

 

Самосознание и его формы

Сознание предполагает выделение себя в качестве носителя определенной активной позиции по отношению к миру, то выделение себя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являются необходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы той специфической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма сознания. Самосознание – это осознание человеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов, своего положения в обществе. Самосознание можно определить как осознание, оценку человеком своего знания, нравственного облика, присущих ему идеалов, мотивов поведения. Специфика самосознания состоит в том, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект. Такое раздвоение является очевидным и постоянно наблюдаемым фактом. Субъективная реальность наряду с сознанием и бессознательным имеет также самосознание. При самосознании субъект делает объектом изучения свое сознание.

Идеализм рассматривает самосознание как созерцание душой психических переживаний. Так, Фихте считал, что первым актом сознания было осознание субъектом своего собственного «Я». Гегель писал о саморазвитии и самозавершении сознания в самосознании. В диалектико-материалистической философии самосознание рассматривается как осознание самого себя в качестве общественного существа.

Формирование самосознания человека начинается не с осознания им самого себя как личности, противопоставленной природе и родовому коллективу. Процессу формирования осознания человеком самого себя как разумной личности предшествовал процесс формирования осознания родом самого себя как единого целого. Процесс оформления родового самосознания служил одним из условий и предпосылок возникновения личного самосознания. Первоначально выделял себя и противопоставлял окружающему миру, другим людям не отдельный человек, а род.

Предпосылки самосознания имелись в животном мире в форме инстинктивного ощущения отличия своего организма от остального предметного мира. И.М. Сеченов писал также о детском самочувствовании, из которого родится в зрелом возрасте самосознание, дающее возможность отделять свое внутреннее от приходящего извне.

Наряду с психофизическими предпосылками самосознания имеются и социальные предпосылки. Самосознание не является созерцанием собственного изолированного индивида. Оно возникает в процессе общения. К.Маркс писал: «Человек сначала смотрится, как в зеркало, в другого человека. Лишь отнесясь к человеку Павлу как к себе подобному, человек Петр начинает относиться к самому себе как к человеку». Поведение окружающих людей служит для него как бы опорой, чтобы представить себе свое собственное я, каково оно в действительности. Таким образом, самосознание в процессе жизни человека развивается не только на базе ощущений и чувств, но и на основе его деятельности.

Самосознание есть сознание, направленное на самого себя. В чем его специфика? Она определена тем, что в акте самосознания сознание человека, будучи субъективной формой действительности, само раздваивается на субъект и объект. Самосознание обычно рассматривают лишь в плане индивидуального сознания, как проблему «Я».

При этом выделяют следующие формы самосознания: 1) первой формой самосознания является самочувствие, элементарное осознание своего тела и его «вписанности» в мир окружающих вещей и людей, 2) вторая форма самосознания связана с осознанием себя в качестве принадлежащего к тому или иному человеческому сообществу, к культуре, 3) третьей, высшей формой является возникновение сознания как «Я» совершенно особого образования, похожего на «Я» других людей и вместе с тем в чем-то уникального и неповторимого.

Самосознание возникает на основе сознания как в процессе исторического развития человека (филогенез), так и в процессе развития отдельного человека (онтогенез). Самосознание рождается не в результате внутренних потребностей изолированного сознания, а в процессе коллективной практической деятельности и межчеловеческих взаимоотношений.

Самосознание, рассматриваемое в философском аспекте, наряду с гносеологией включает и социологический аспект. Мы говорим о классовом самосознании, о национальном самосознании, о самосознании человечества, т.е. о трех специфических социальных формах самосознания.

Самосознание не только возникает в процессе совместной деятельности и общения с другими людьми и генетически связано с отношениями к себе «с точки зрения другого. Самосознание является высшей формой сознательного отношения человека. Выделив себя из объективного мира и противополагая себя ему, человек осознает себя как личность. Но оно постоянно проверяется, корректируется и развивается в ходе включения человека в систему меняющихся отношений. Явные формы самосознания, когда те или иные феномены сознания становятся предметом специальной аналитической деятельности субъекта, носят название рефлексии. Человек рефлектирует, анализирует себя с точки зрения определенного идеала личности.

Основная функция и жизненный смысл самосознания состоит в необходимости саморегулирования поведения и деятельности человека в системе общественных отношений, в отношении с другими людьми, с обществом в целом. Способность саморегулирования предполагает знание себя, своих физических и умственных возможностей. Благодаря функции саморегулирования и самоконтроля самосознание является важнейшим условием совершенствования человеком самого себя. Таким образом, самосознание формируется в процессе общения человека с окружающими людьми и его деятельности и включается в процесс становления личности. Благодаря функции саморегулирования и контроля самосознание является важнейшим условием сознательного развития и совершенствования личности.

 

 


Глава 15. Теория познания

 

1. Теория познания как раздел философии. Диалектико-

материалистические принципы теории познания.

2. Субъект и объект познания. Роль практики в познании.

3. Основные уровни и формы познания.

4. Проблема истины в философии.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 528; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.121 (0.008 с.)