Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Запад – Россия – Восток: диалог культурСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Развитие человеческой цивилизации является постоянным диалогом между двумя культурными полюсами – Востоком и Западом. Возникнув на Востоке, своего высшего развития она достигла к настоящему времени на Западе. Поскольку специфика обоих видов цивилизаций нашла отражение в особенностях развития России, необходимо выяснить их отличие и показать как они проявлялись в культурно-цивилизационном развитии России. Восток является традиционным обществом, обладающим рядом черт: преобладание аграрной деятельности и ремесла, стабильным образом жизни людей, воспроизводством сложившихся социальных структур, растворением личности в коллективе, постоянным воспроизведением и развитием традиций, приоритетом религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления. Долгое время Восток развивался достаточно устойчиво, хотя это развитие и осуществлялось циклично, а в целом нововведения были направлены на укрепление эффективности власти и стабильности государства. из новшеств отбирались и репродуцировались те новации, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства. Сегодня перед российским обществом остро встали вопросы: можем ли мы воспринимать образ современного западного опыта как некий идеал или он должен быть критически воспринят, каков путь вхождения России в мировую цивилизацию – западную или восточную. Общество наше смешанное: есть восточное (в религии и традициях), есть более западное и есть чисто западное. России предстоит освоить новые общечеловеческие ценности через культуру своих народов. Русская цивилизация характеризуется следующими чертами: православие, соборный характер государства, преобладание духовно-моральных ценностей над материальными. Сегодня разработка путей развития русской цивилизации стоит на повестке дня. При этом возникает вопрос: по какому пути следует развиваться – по западному, восточному или выбирать свой путь развития.
Глава 22. Проблема ценности в философии
1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей. 2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция ценностей в различных культурах. 3. Ценности личности и общества. 4. Ценности в современной России и мировом сообществе.
Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные теории ценностей
Важной составной частью современной философии является аксиология, ближе всего подходящая к практической жизни людей и имеющая выход в повседневную жизненную практику. «Практические аспекты» философии в лице аксиологии получают особую актуальность в условиях становления потребительского общества. Слово «ценность» и было известно еще древним грекам, но категориальный статус оно приобрело лишь во второй половине Х1Х в. Г. Лотце, который ввел его в философский лексикон, охарактеризовал ценности как значимость чего-либо в отличие от существования. Термин «аксиология» (от греч. axios – ценный, logos – понятие, учение) вошел в оборот в нач. XX в. благодаря П. Лапи и Э. Гартману. Философы Баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), развивая эту тенденцию, используют понятия «долженствование» и «ценность». Весь реальный мир подразделяется ими на действительность и ценности. Аксиология (от греч. axios – ценности, logos – понятие, учение), предметом изучения которой являются ценности. Основы аксиологии были заложены в древнегреческой философии. Так, Сократ пытался в общем виде сформулировать основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?», т.е. ценное, значимое для человек, отличное от истины. В качестве высшего блага он в духе своего времени выделял знание. В средние века высшим благом считалось почитание Бога как абсолютного начала, отрыв от которого рассматривался как грех, грехопадение. В эпоху Возрождения в качестве высшей ценности рассматривался живой и деятельный человек, который ищет счастья не в небесах, а на Земле. Человек рассматривался гуманистами как высшая ценность и цель истории. В Новое время благом для человека считалось прежде всего обладание научным знанием. Начали выделять субъекта-человека как существо мыслящее и деятельностное, обладающее духовностью. В классическом марксизме подчеркивались социально-политические ценности: свобода, равенство и справедливость, всеобщий труд. Ф. Ницше, стоявший у истоков неклассической философии, в своем учении о «сверхчеловеке» призывал к переоценке ценностей и идеалов, поставил вопрос об иерархии ценностей. В русской философии особое внимание уделялось духовной ценности, что связано с активным влиянием морали православной церкви. В современной философии ценности – это специфическое явление материального и духовного характера, обладающие положительной значимостью для человека, социальной группы, сословия, класса и общества в целом. Сегодня ценности выступают объектом изучения многих дисциплин. Под своим углом зрения ценности рассматриваются антропологией, психологией, культурологией, педагогикой, религиоведением и т.д. Изучают ценности и различные философские дисциплины – этика, эстетика, логика, социальная философия и др. Среди них аксиология имеет свой предмет философского рассмотрения ценностей, представляя собой философское ядро общей теории ценностей жизни и культуры. По отношению к другим философским дисциплинам, изучающим ценности, аксиология выступает как метадисциплина. Она создает общий категориально-понятийный аппарат для осмысления ценностей и оценок. Что же такое ценность? Существует множество подходов к определению специфики и содержания ценностей, которые располагаются между двумя крайностями: 1) субъективно-релятивистские концепции и 2) объективно-абсолютистские концепции. Представители первой – выводят ценности из биопсихической природы человека, считая источником ценностей индивидуальные желания, потребности и интересы. Ценности, с этой точки зрения, есть лишь «факты чувства, желания, удовлетворения, решения, и для них нет места в мире вне центров опыта» (Паркер). Здесь высшей ценностью представляется «объект всеохватывающей и гармоничной системы интересов» (позитивизм, неореализм, прагматизм). Близка к этой концепции и аксиологическая теория атеистического экзистенциализма А. Камю, Ж.-П. Сартра, по мнению которых основой ценности является акт индивидуального выбора свободной личности. С этой точки зрения все ценности относительны, субъективны. Представители второй группы объективистских аксиологических концепций делают навстречу своему оппоненту – субъективизму более решительные и содержательные шаги. Ценности, с их точки зрения, объективны и абсолютны Они представляют собой идеальные сущности, которые находятся за пределами реальности, вне пространства и времени и фактически противостоят реальному бытию. Эти априорные и трансцендентальные ценности не зависят от человека, его сознания и опыта. Они представляют для людей лишь абсолютные принципы общезначимости и долженствования (Г. Риккерт, М. Шелер, Н. Гартман). В объективно-натуралистической концепции ценность есть основное свойство предмета, заложенная в его собственной природе и неотделимая от него. В ней ценности представлены как выражение естественных потребностей человека или законов природы. Любой предмет является благом в силу присущих ему естественных (физических, химических, биологических и др.) свойств, поскольку он удовлетворяет потребности человека и значим для него. В обыденном сознании натуралистическая установка проявляет себя в признании особого рода ценностей – естественных благ. Опираясь на него, английский философ Дж. Локк еще в XVIII в. назвал способность вещи удовлетворять потребность человека «естественной ценностью». В качестве таковой выступают плодородная почва, минералы, растения и животные, полезные для человека. Натуралистическое истолкование ценностей ярко проявляет себя в эстетике, когда природа красоты видится в объективных свойствах самого предмета. Представители неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), гуссерлианской феноменологии (М. Шелер, Н. Гартман), неотомисты (Маритен, Жильсон) и интуитивисты (Н.О. Лосский) рассматривают ценности как потустороннюю сущность вне пространства и времени. Представители субъективно-идеалистических теорий, представленных логическим позитивизмом, эмотивизмом и др., видят в ценности проявление психологического настроя, субъективного отношения человека в оцениваемым им объектам. Для них ценности (идея, воля) выступают в качестве движущей силы по отношении. К действительности. Создатели различных философских концепций вырабатывают понятие ценности, опираясь на какой-либо один аспект взаимосвязи субъекта (человека) с объективным миром. Попытка преодоления крайностей субъективизма и абсолютизма в аксиологии содержится в общеаксиологической теории Н.О. Лосского. Он исходит из признания бытия Бога как основополагающего тезиса. Именно бытие Бога и есть, по его мнению, основополагающая ценность, которая служит основой для всех остальных ценностей и оценок. Принимая во внимание разное истолкование связи субъективного и объективного, выделим в качестве основных следующие аксиологические концепции: 1) объективно-натуралистическая и объективно-трансцендентальная; 2) субъективно-психологическая; 3) диалектико-материалистическая; 4) онтологическая идеал-реалистическая. Характерной чертой нашего времени является повышенный интерес к ценностной составляющей человеческой жизни. В значительной степени это обусловлено глубоким кризисом фундаментальных ценностей техногенной цивилизации. Дело в том, что лавинообразное нарастание глобальных проблем ставит под вопрос существование человеческого общества и его культуры. Именно ценности являются важнейшим системообразующим фактором культуры и по их содержанию можно судить об обществе в целом. Как известно, в основе человеческого общества лежит активность и деятельность человека, а их катализатором являются ценности. В зависимости от того, как мы понимаем ценности, так мы и поступаем в нашей жизни. Ценности отражают реальную связь объекта с потребностями и интересами, устремлениями, целями, идеалами субъекта. Ценности надындивидуальны. Они могут осознаваться или не осознаваться или осознаваться неадекватно. Любой вариант осознания ценностей как субъективно желательного выступает в форме оценки. Природа аксиологически нейтральна. Как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Динамику ценностей мы можем увидеть лишь в сопоставлении норм, характерных для различных цивилизаций. Если для Египта был характерен культ смерти, подготовке к которой подчинялась вся человеческая жизнь, то для античной Греции высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 147; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.90.192 (0.009 с.) |