Запад – Россия – Восток: диалог культур 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Запад – Россия – Восток: диалог культур



 

Развитие человеческой цивилизации является постоянным диалогом между двумя культурными полюсами – Востоком и Западом. Возникнув на Востоке, своего высшего развития она достигла к настоящему времени на Западе. Поскольку специфика обоих видов цивилизаций нашла отражение в особенностях развития России, необходимо выяснить их отличие и показать как они проявлялись в культурно-цивилизационном развитии России.

Восток является традиционным обществом, обладающим рядом черт: преобладание аграрной деятельности и ремесла, стабильным образом жизни людей, воспроизводством сложившихся социальных структур, растворением личности в коллективе, постоянным воспроизведением и развитием традиций, приоритетом религиозно-мифологических представлений и канонизированных стилей мышления. Долгое время Восток развивался достаточно устойчиво, хотя это развитие и осуществлялось циклично, а в целом нововведения были направлены на укрепление эффективности власти и стабильности государства. из новшеств отбирались и репродуцировались те новации, которые соответствовали нормам корпоративной этики и интересам государства.

Сегодня перед российским обществом остро встали вопросы: можем ли мы воспринимать образ современного западного опыта как некий идеал или он должен быть критически воспринят, каков путь вхождения России в мировую цивилизацию – западную или восточную. Общество наше смешанное: есть восточное (в религии и традициях), есть более западное и есть чисто западное. России предстоит освоить новые общечеловеческие ценности через культуру своих народов. Русская цивилизация характеризуется следующими чертами: православие, соборный характер государства, преобладание духовно-моральных ценностей над материальными. Сегодня разработка путей развития русской цивилизации стоит на повестке дня. При этом возникает вопрос: по какому пути следует развиваться – по западному, восточному или выбирать свой путь развития.

 


 

Глава 22. Проблема ценности в философии

 

1. Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях. Основные

теории ценностей.

2. Ценности, их природа и принципы классификации. Эволюция

ценностей в различных культурах.

3. Ценности личности и общества.

4. Ценности в современной России и мировом сообществе.

 

Понятие ценности. Аксиология как учение о ценностях.

Основные теории ценностей

 

Важной составной частью современной философии является аксиология, ближе всего подходящая к практической жизни людей и имеющая выход в повседневную жизненную практику. «Практические аспекты» философии в лице аксиологии получают особую актуальность в условиях становления потребительского общества.

Слово «ценность» и было известно еще древним грекам, но категориальный статус оно приобрело лишь во второй половине Х1Х в. Г. Лотце, который ввел его в философский лексикон, охарактеризовал ценности как значимость чего-либо в отличие от существования. Термин «аксиология» (от греч. axios – ценный, logos – понятие, учение) вошел в оборот в нач. XX в. благодаря П. Лапи и Э. Гартману. Философы Баденской школы неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт и др.), развивая эту тенденцию, используют понятия «долженствование» и «ценность». Весь реальный мир подразделяется ими на действительность и ценности.

Аксиология (от греч. axios – ценности, logos – понятие, учение), предметом изучения которой являются ценности. Основы аксиологии были заложены в древнегреческой философии. Так, Сократ пытался в общем виде сформулировать основной вопрос аксиологии: «Что есть благо?», т.е. ценное, значимое для человек, отличное от истины. В качестве высшего блага он в духе своего времени выделял знание. В средние века высшим благом считалось почитание Бога как абсолютного начала, отрыв от которого рассматривался как грех, грехопадение. В эпоху Возрождения в качестве высшей ценности рассматривался живой и деятельный человек, который ищет счастья не в небесах, а на Земле. Человек рассматривался гуманистами как высшая ценность и цель истории.

В Новое время благом для человека считалось прежде всего обладание научным знанием. Начали выделять субъекта-человека как существо мыслящее и деятельностное, обладающее духовностью. В классическом марксизме подчеркивались социально-политические ценности: свобода, равенство и справедливость, всеобщий труд. Ф. Ницше, стоявший у истоков неклассической философии, в своем учении о «сверхчеловеке» призывал к переоценке ценностей и идеалов, поставил вопрос об иерархии ценностей. В русской философии особое внимание уделялось духовной ценности, что связано с активным влиянием морали православной церкви.

В современной философии ценности – это специфическое явление материального и духовного характера, обладающие положительной значимостью для человека, социальной группы, сословия, класса и общества в целом. Сегодня ценности выступают объектом изучения многих дисциплин. Под своим углом зрения ценности рассматриваются антропологией, психологией, культурологией, педагогикой, религиоведением и т.д. Изучают ценности и различные философские дисциплины – этика, эстетика, логика, социальная философия и др. Среди них аксиология имеет свой предмет философского рассмотрения ценностей, представляя собой философское ядро общей теории ценностей жизни и культуры. По отношению к другим философским дисциплинам, изучающим ценности, аксиология выступает как метадисциплина. Она создает общий категориально-понятийный аппарат для осмысления ценностей и оценок.

Что же такое ценность?

Существует множество подходов к определению специфики и содержания ценностей, которые располагаются между двумя крайностями: 1) субъективно-релятивистские концепции и 2) объективно-абсолютистские концепции. Представители первой – выводят ценности из биопсихической природы человека, считая источником ценностей индивидуальные желания, потребности и интересы. Ценности, с этой точки зрения, есть лишь «факты чувства, желания, удовлетворения, решения, и для них нет места в мире вне центров опыта» (Паркер). Здесь высшей ценностью представляется «объект всеохватывающей и гармоничной системы интересов» (позитивизм, неореализм, прагматизм). Близка к этой концепции и аксиологическая теория атеистического экзистенциализма А. Камю, Ж.-П. Сартра, по мнению которых основой ценности является акт индивидуального выбора свободной личности. С этой точки зрения все ценности относительны, субъективны.

Представители второй группы объективистских аксиологических концепций делают навстречу своему оппоненту – субъективизму более решительные и содержательные шаги. Ценности, с их точки зрения, объективны и абсолютны Они представляют собой идеальные сущности, которые находятся за пределами реальности, вне пространства и времени и фактически противостоят реальному бытию. Эти априорные и трансцендентальные ценности не зависят от человека, его сознания и опыта. Они представляют для людей лишь абсолютные принципы общезначимости и долженствования (Г. Риккерт, М. Шелер, Н. Гартман).

В объективно-натуралистической концепции ценность есть основное свойство предмета, заложенная в его собственной природе и неотделимая от него. В ней ценности представлены как выражение естественных потребностей человека или законов природы. Любой предмет является благом в силу присущих ему естественных (физических, химических, биологических и др.) свойств, поскольку он удовлетворяет потребности человека и значим для него. В обыденном сознании натуралистическая установка проявляет себя в признании особого рода ценностей – естественных благ. Опираясь на него, английский философ Дж. Локк еще в XVIII в. назвал способность вещи удовлетворять потребность человека «естественной ценностью». В качестве таковой выступают плодородная почва, минералы, растения и животные, полезные для человека. Натуралистическое истолкование ценностей ярко проявляет себя в эстетике, когда природа красоты видится в объективных свойствах самого предмета.

Представители неокантианства (В. Виндельбанд, Г. Риккерт), гуссерлианской феноменологии (М. Шелер, Н. Гартман), неотомисты (Маритен, Жильсон) и интуитивисты (Н.О. Лосский) рассматривают ценности как потустороннюю сущность вне пространства и времени.

Представители субъективно-идеалистических теорий, представленных логическим позитивизмом, эмотивизмом и др., видят в ценности проявление психологического настроя, субъективного отношения человека в оцениваемым им объектам. Для них ценности (идея, воля) выступают в качестве движущей силы по отношении. К действительности.

Создатели различных философских концепций вырабатывают понятие ценности, опираясь на какой-либо один аспект взаимосвязи субъекта (человека) с объективным миром. Попытка преодоления крайностей субъективизма и абсолютизма в аксиологии содержится в общеаксиологической теории Н.О. Лосского. Он исходит из признания бытия Бога как основополагающего тезиса. Именно бытие Бога и есть, по его мнению, основополагающая ценность, которая служит основой для всех остальных ценностей и оценок.

Принимая во внимание разное истолкование связи субъективного и объективного, выделим в качестве основных следующие аксиологические концепции: 1) объективно-натуралистическая и объективно-трансцендентальная; 2) субъективно-психологическая; 3) диалектико-материалистическая; 4) онтологическая идеал-реалистическая.

Характерной чертой нашего времени является повышенный интерес к ценностной составляющей человеческой жизни. В значительной степени это обусловлено глубоким кризисом фундаментальных ценностей техногенной цивилизации. Дело в том, что лавинообразное нарастание глобальных проблем ставит под вопрос существование человеческого общества и его культуры. Именно ценности являются важнейшим системообразующим фактором культуры и по их содержанию можно судить об обществе в целом.

Как известно, в основе человеческого общества лежит активность и деятельность человека, а их катализатором являются ценности. В зависимости от того, как мы понимаем ценности, так мы и поступаем в нашей жизни. Ценности отражают реальную связь объекта с потребностями и интересами, устремлениями, целями, идеалами субъекта. Ценности надындивидуальны. Они могут осознаваться или не осознаваться или осознаваться неадекватно. Любой вариант осознания ценностей как субъективно желательного выступает в форме оценки.

Природа аксиологически нейтральна. Как ценность она актуализируется лишь в контексте с человечеством, в конкретно-исторических условиях его существования и развития. Динамику ценностей мы можем увидеть лишь в сопоставлении норм, характерных для различных цивилизаций. Если для Египта был характерен культ смерти, подготовке к которой подчинялась вся человеческая жизнь, то для античной Греции высшей ценностью было гармоническое проявление всей полноты человеческой жизни.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 118; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 184.72.135.210 (0.054 с.)