Ценности в современной России и мировом сообществе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценности в современной России и мировом сообществе



Ценности обладают не только мировоззренческой, но и интегративной функцией. Они являются важнейшим фактором объединения людей, интеграции их в сообщество. Наличие общих ценностных ориентаций обеспечивает общественное согласие граждан, социальных общностей и групп. Утрата главных ценностных ориентиров или отказ от сложившейся системы ценностей неизбежно оборачивается угрозой распада и деградации общества, что хорошо видно на примере постсоветских государств.

В нашей стране широкое обсуждение проблемы ценностей началось с середины 60-х годов ХХ в. Сегодня ценностная проблематика выступает на первое место в связи с тем, что не только Россия, но и весь мир находятся на стадии перехода от индустриального к информационному типу развития. Этот процесс, сопровождающийся переоценкой ценностей, тесно связан с тем, что за отрицанием старых ценностей скрывается отрицание старых форм личности и общества.

Экономические связи восстанавливаются в первую очередь довольно быстро. Значительно медленнее восстанавливаются духовные связи, поскольку они зависимы от известной «переоценки ценностей», а девальвация духовности и моральности трудно исправимы. Для ответа на вопрос о том, что нужно делать для восстановления утраченной целостности российского общества следует обратиться к специфике и особенностям функционирования общечеловеческих и национальных ценностей как ядра и основы человеческой жизни и культуры.

Сегодня возникла настоятельная потребность в непредвзятом взгляде на происходящие в нашем обществе процессы со стороны их духовно-ценностного содержания. Ценностные реалии сегодня таковы, что они вступают в противоречие с ценностями, которые совсем недавно были основанием дружелюбия, сотрудничества, взаимопомощи в совместном труде. С трудом удается сохранять общественные ценности, связанные с языком, родными местами, историческими памятниками, дружбой народов. На смену этим реалиям приходят конкуренция, недоверие друг к другу и даже агрессивность. Мир антиценностей, порождаемых античеловечностью, стал набирать силу. К ним можно отнести враждебность и агрессивность, насилие и его крайние формы – убийство, войну, геноцид, которые в той или иной форме разрушают человеческую жизнь.

В условиях формирования потребительского общества в России особо актуально звучат слова А.Н. Уайтхеда: «Сейчас философия должна выполнить свою главную функцию. Она обязана искать мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей»[42]. Для этого необходимо, чтобы ценности либерализма и социальной справедливости были не разнонаправленными, а интегрироваными в едином синтезе.

Со второй половины XX века не только в России, но и во всем мире происходит коренная переоценка ценностей. На смену индустриальному обществу приходит информационное общество или компьютерная цивилизация. Многое здесь зависит от выбора ценностей, которые будут выступать в качестве основания культуры.

В условиях обострения глобальных проблем происходит пересмотр культурного наследия человечества и его ценностной составляющей. Либеральный прометеевский человек с его культурными оценками и ценностной иерархией и с установкой на активное преобразование мира, определявший идеологию модерна, сегодня сменяется «человеком играющим». Для него характерным является отключение и отлучение от реального мира и довольствование виртуально-символическими радостями. При этом ценности прогресса пересматриваются и переадресовываются виртуальному миру. Этот процесс сопровождается самоизоляцией «виртуально» ориентированных элит от остального населения. Возрастает самоизоляция Запада от остального мира, сохраняющего традиционалистские ценностные ориентации. Виртуальные игры выступают и последней стадией развития модерна как идеологии «неустанных перемен».

В западной и восточной культуре ценности имеют свою специфику. Если в первой в качестве первичных выступают такие ценности, как индивидуальность, деньги, эффективность, первенство, уважение к молодежи, равенство женщин в обществе и др., то в восточной – коллективизм, уважение к старшим, патриотизм, авторитаризм. Поэтому в межкультурном общении важно избегать двух крайностей – вестернизации или остернизации.

К основным причинам, вызвавшим коренные изменения в системе ценностей современного поколения можно отнести следующее: Во-первых, разрушение социалистической системы в России и обесценение экономического, политического, социального, духовного ориентиров развития советской эпохи; во-вторых, утверждение свободы, плюрализма, возможности неограниченного самовыражения и саморазвития без давления внешних факторов; в-третьих, нестабильность рыночной системы, жесткая конкуренция, прагматизм, «естественный отбор» и монополизация, необходимость рассчитывать на собственную активность и способности; в-четвертых, информатизация всех сфер жизни общества, «информационный шок», технократизация мировоззрения, возрастание роли знания, науки в жизни человечества; в пятых, глобальные вызовы цивилизации, хронический многомерный кризис, охватывающий все ключевые сферы жизнедеятельности общества.

В целом, особенностямисовременной ценностной картины являются следующие черты: 1)Повышение роли витальных, материальных, гедонистических ценностей и, как следствие, снижение статуса духовных (за исключением когнитивных), общественных, нравственных, эстетических. 2) Забота о здоровье, безопасности, условиях жизнеобеспечения, 3) стремление к самореализации, самораскрытию становятся для большинства индивидов важнейшими направлениями активности. При этом забота распространяется, главным образом, на собственную жизнь и здоровье, в то время как ценность жизни Другого, природы в целом, не имеют определяющего значения, что способствует общей дегуманизации.

 

Техногенная цивилизация в ценностном измерении во многом себя исчерпала. Приоритетные ориентации деятельности современного человека – деньги, собственность, власть – породили множество острых проблем и привели человечество к опасной грани своего существования. Переходное состояние от индустриального к информационному обществу, в котором на передний план выходят информация, знания и символы, ведет к изменению менталитета и ценностных ориентаций человека. Ценностные основания деятельности субъекта, долгое время бывшие только сферой его индивидуального бытия в условиях множественности бытия, оказываются явно недостаточными. Поэтому сегодня все большую роль начинают играть системы ценностей, рассматриваемые в качестве «культурной матрицы»ю Именно они оказываются способными обеспечить воспроизводство и развитие культурной и социальной жизни людей в новых условиях.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 254; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.107.90 (0.005 с.)