Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация розничных аптечных предприятий. Функции.

Поиск

Классификация розничных аптечных предприятий. Функции.

1. По форме собственности: - частное, -гос-ное, муниципальное.

2. Организационно-правовая форма деятельности коммерческих организаций: -хоз. общества(акционерные, с ограниченной и доп. ответственностью), - хоз. товарищества (полные и коммандитные), - унитарные предприятия(гос. и муниципальные)

3. Организационный тип: -Аптека(реализация всех функций роз. Торговли), -аптечный пункт(ограничен в реализации нарк, психотропных, ядовитых и сильнод. ЛВ), -аптечный киоск, аптечный магазин (реализация без рецепта, не могут осущ. Производственную функцию).

4. Обслуживаемый контингент: - аптека больничная обслуживает 1 ЛПУ с объемом коек 100.(на правах отделения бесплатно), -межбольничная (снабжает несколько ЛПУ с объемом коек в сумме не менее 500), гомеопатическая.

5. Характер товарного ассортимента: - универсальные, специализированные, - профильные.

6. Место расположения: - городские, -сельские

7. Наличие производственной функции: - производственные и непроизводственные,

8. Режим работы: - обычный, -дежурные, - круглосуточные

9. Степень кооперации: -аптечные сети, -ассоциации.

Функции:

1. «прямого хода» направлена на конечного потребителя и развитие организации:

- логистическая (управление тов. Запасами)

- сбытовая – реализация товаров и услуг

- производственная – изготовление экстемпоральных ЛФ по рецептам и требованиям ЛПУ

- информационно-консультационная;

-медицинская – оказание в случае необходимости первой врачебной помощи

-аналитическая-анализ хоз-фин деятельности

-управление процессами

–контрольная

2. «обратного хода»:

- коммуникативная-поддержание взаимодействия с субъектами внешней среды

- транспортировка и экспедирование грузов

-информационные и рекламные услуги.

3. Задачи и функции хозрасчётных аптек, классификация, состав помещений. Наличие самостоятельных отделов. Оформление материальной ответственности.

Хозрасчётная аптека осуществляет производственную, снабженческую, торговую, финансовую и хозяйственную деятельность.

Хозрасчётная аптека выполняет следующие функции:

-проведение систематической информации среди врачей и других медицинских работников о лекарственных средствах, способах их применения, дозировке, возможностях замены временно отсутствующих лекарственных препаратов и по другим профессиональным вопросам;

-выдача справок населению о наличии отдельных лекарственных средств в других аптеках, а также месте расположения ближайших аптек и лечебно-профилактических учреждений;

-организация заготовок лекарственного растительного сырья в соответствии с утверждённым планом вышестоящей организацией как по объему, так и в ассортименте;

-проведение санитарно-просветительной работы среди населения, особенно о правилах приёма и режима хранения лекарственных средств в домашних условиях, вреде самолечения;

-оказание в необходимых случаях первой доврачебной медицинской помощи населению.

Объём работы хозрасчётных аптек определяется двумя показателями – 1)рецептурой, т.е. количеством лекарственных средств, отпущенных по рецептам; 2)товарооборотом или стоимостью всех отпущенных лекарственных средств.

На основании этих показателей хозрасчётные аптеки делятся на 8 групп. Порядок отнесения учреждений здравоохранения к группам по оплате труда руководящих работников:

-группы устанавливаются не чаще одного раза в год, исходя из годовых плановых показателей;

-группа уменьшается на одну, если один из показателей ниже предусмотренных;

-при определении величины показателей учитываются только целые числа единиц измерения;

-при наличии обоснованных жалоб населения, свидетельствующих о недостатках в организации и качестве работы аптеки.

В зависимости от объёма выполняемой работы в хозрасчётных аптеках общего типа могут быть организованы самостоятельные структурные подразделения:

-готовых лекарственных средств;

-рецептурно-производственный и запасов;

-по отпуску лекарственных средств без рецептов;

- предметов санитарии и гигиены и ухода за больными.

Рецептурно-призводительный отдел занимается индивидуальным и внутриаптечным изготовлением лекарственных средств и контролем их качества, отпуском этих лекарственных средств населению по рецептам врачей.

При подписании договора о полной индивидуальной ответственности в его преамбуле указывают структурное подразделение, где работает работник, его должность или выполняемую работу. При изменении этих условий должен быть заключён новый договор.

4. Структура управления фармацевтической службой. Номенклатура и классификация аптечных учреждений. Интеграция деятельности аптечных и лечебных учреждений, принципы развития и размещения аптечных организаций.

Структура управления аптечной службой. Высший орган – Министерство здравоохранения и соц. развития России. Минздрав России осуществляет руководство следующими Федеральными службами:

1. Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор). Была создана на основе Санитарно - эпидемиологического надзора;

2. Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзор);

3. Федеральная служба по труду и занятости;

4. Федеральное агентство по З. О. и С. Р;

5. Федеральное агентство по физкультуре, спорту и туризму.

Задачи Росздравнадзора: 1) Осуществление надзора за фарм. деятельностью, за производством, изготовлением, за качеством, безопасностью и оборотом лекарственных средств; 2) Осуществление надзора за проведением динамических и клинических испытаний лекарственных средств (GMP, GCP); 3) Выдает лицензию на осуществление медицинской и фармацевтической деятельности, деятельности по производству ЛС и МТ; 4) Выдает разрешение на применение новых ЛС; 5) Ведет государственный реестр на ЛС. В структуре Росздравнадзора есть бюро по регистрации ЛС и ИМН. Свидетельство о регистрации ЛП действует 5 лет и вносится в гос. реестр. 6) Выдает разрешение на ввоз и вывоз ЛП; 7) Регистрирует предельные отпускные цены на жизненно необходимые и важнейшие ЛС (ЖН В ЛС); 8) Проводит аттестацию и сертификацию специалистов, занятых в сфере обращения ЛС.

Управление фармацевтической службой осуществляется на нескольких уровнях: 1) федеральном, 2) субъектов Федерации, 3) межрегиональном (по 7 выделенным округам), 4) территориальном и 5) отдельной организации. Государственная политика Правительства РФ в рамках регулирования сферы оказания фармацевтической помощи в обязательном порядке реализуется через органы исполнительной власти первых 3 уровней.

Структура Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

5,6 Организация рабочего места провизора-технолога по приёму рецептов. Общие правила оформления рецептов для амбулаторных больных. Виды рецептурных бланков. Документальное оформление принятых рецептов. Работа с неправильно оформленными рецептами.

Рецепт – это письменное обращение врача к фармацевту, в котором подробно указываются ингредиенты, дозы и их количество, вид лекарственной формы и способ употребления ЛС. Рецепты выписываются с учётом возраста больного, порядка оплаты ЛС и характера действия входящих в состав веществ.

Все рецепты выписываются шариковой ручкой, чётко, разборчиво. Любой рецепт должен иметь реквизиты:

-наименование мед. учреждения;

- надписи “Взрослый”, “Детский”;

- дата выписки рецепта служит критерием определения срока его действительности;

- фамилия, инициалы, врача;

- состав ЛС – приводится перечень ЛС и вспомогательных веществ. Наименование ингредиентов пишется с заглавной буквы в родительном падеже. Название наркотических и ядовитых веществ пишутся в начале рецепта;

- обозначение лекарственной формы, также указывается, какое количество доз ЛВ необходимо отпустить больному;

-способ применения;

-подпись и личная печать врача;

-подпись “рецепт действителен в течении”;

-в рецепте могут быть обозначения “cito” (срочно) или “statim” (немедленно).

Виды рецептурных бланков:

Приказ МЗ РФ № 785 от 2005 г.

-специальный рецептурный бланк с водяными знаками, серийным номером, должна быть круглая гербовая печать, подпись лечащего врача, главного врача.

Параллельно выписывается сигнатура, с правой стороны должна быть желтая полоса, сам бланк остаётся в аптеке. Срок действия 5 дней, срок хранения рецепта 10 лет. На нём выписываются ЛС содержащие ядовитые и сильнодействующие вещества.

-148 – 1/у (88) – для выписывания психотропных ЛВ сп.3, всех ЛС, находящихся на ПКУ, анаболических стероидов. Реквизиты: штамп ЛПУ, подпись, ФИО, печать врача, печать для рецептов;

-148 – 1/у – 04(л) – выписывается в двух экземплярах под копирку. Каждый бланк имеет серию и №.. Внизу линия отрыва, корешок остается в аптеке. Есть снилс, код врача, региона. Срок действия до 1 месяца, срок хранения 5 лет;

-107 у – для остальных ЛС. М/о вписывать 3 преп. общего списка и 2 – сп. А и Б. Срок действия 2 месяца.

Неправильно вписанный рецепт. Если ошибка исправлена, то она согласуется с врачом. Если по телефону ошибку согласовать не удаётся, то рецепт оставляют в аптеке и гасят штампом “рецепт недействителен” и доводят до сведения руководителю ЛПУ. Больному предлагают снова обратиться к врачу. Рецепт также регистрируется в специальном журнале.

Поступивший рецепт отражается в рецептурном журнале. Содержащие наркотические и психотропные вещества – в специальном журнале регистрации операций связанных с оборотом наркотических и психотропных веществ, в аптеке.

7. Основные правила таксировки рецептов и требований лечебно-профилактических учреждений. Тарифы на изготовление лекарственных препаратов.

После установления правильности выписанного рецепта провизор-технолог определяет стоимость ЛС по действующим прейскурантам розничных цен на медикаменты и аптечные товары. При определении стоимости ЛС, изготовляемых по индивидуальной рецептуре или в порядке внутриаптечной заготовки, учитывается стоимость ингредиентов, входящих в его состав, а также стоимость упаковки (банок, коробок, флаконов). Стоимость дистиллированной воды, расходуемой на приготовление ЛС, не учитывается, но если из аптеки отпускается дистиллированная вода в чистом виде, то в этом случае взимается стоимость по прейскуранту. Стоимость жидких лекарственных форм, отпускаемых в объёмном измерении, определяется по ценам, указанным в прейскуранте за объемные единицы (миллилитры, литры), в весовом измерении – по ценам, предусмотренным в прейскуранте за весовые единицы (граммы, килограммы).

Применяемые для заделки пилюль экстракты, порошок корня алтея или корня солодки и др., ликоподий для обсыпки пилюль, крахмал для приготовления эмульсии и взвесей и т.п. расцениваются по фактически расходуемым количествам, и их стоимость включается в общую стоимость лекарственного средства. Количества веществ, израсходованных на указанные цели, отмечаются на рецепте. При расценке ликоподия следует исходить из расчёта расхода 1 г. на 30 пилюль.

Готовые лекарственные средства промышленного производства в индивидуальной упаковке реализуются по ценам действующих прейскурантов, а средства, поступающие в аптеку в крупной упаковке, при отпуске их населению должны расфасовываться. Розничная цена этой внутриаптечной фасовки образуется из стоимости лекарственных средств (таблетки, драже, ампулы и др.) по ценам прейскуранта.

При определении стоимости прописанного в рецепте лекарственного средства принимаются в расчет, как целые, так и дробные части копеек каждого прописанного ингредиента. До целой копейки округляется лишь итоговая стоимость лекарственного средства с добавлением стоимости упаковки. Если итоговая стоимость выражается цифрой с дробной частью менее 0,5 коп., то последняя отбрасывается и цена снижается до целой копейки, а если стоимость равна 0,5 копейки и более, то цена повышается до целой копейки.

Таксировку проводят с левой стороны рецепта в выделенных для этого графах под сокращениями: руб., коп. Против каждого ингредиента поставляют его стоимость без округления, подводят итог, указывают (внизу) стоимость упаковки и после этого рассчитывают итоговую сумму, которую при необходимости округляют.

По ФЗ №122 от 22.08.2004 «О соц помощи: онкология, ВИЧ-инф, СПИД, психич заболев, туберкулез, детский церебр паралич, мусковисцидоз, Лепра, бронх астма, ревматизм, ревм артрит, системная красная волчанка, остеопороз,диабет, гипофиз недостаточность, миастения, миопатия, Б Паркинсона, хронич урологич заболев, сифилис, шизофрения, эпилепсия, гельминтозы, колит язвенный неспецефич.

10. Правила оформления рецептов для хронических больных, оформление рецептов на ЛС общего списка.

Хроническим больным врач может выписать на готовые ЛС. Срок действия рецепта до 1 года за исключением:

-ЛС находящиеся на ПКУ;

-ЛС, обладающие анаболической активностью;

- на льготные ЛС;

- для спиртосодержащих ЛС.

При продлении срока действия рецепта врач в верхнем правом углу должен написать “хроническому больному”; указать срок действия рецепта, периодичность отпуска из аптеки, подпись, личная печать, печать для рецептов.

При отпуске ЛС хроническому больному рецепт будет возвращаться с указанием количества отпущенного препарата. В исключительных случаях разрешается единовременный отпуск из аптеки ЛП. в количестве необходимой для лечения в течение 2-ух месяцев. По истечению срока действия рецепта, рецепт остаётся в аптеке, штамп “недействителен”.

11. Правила оформления рецептов на наркотич средства и психотропные вещества 2 списка ПККН.

выписываются на специальных рецептурных бланка х на наркотическое ЛС. Рецепт, выписанный на этом бланке действителен в течение 5 дней, в аптеке рецепт хранится 10 лет.

Для инкурабельных онкобольных,гематологич больных норма отпуска наркотических средств завышается в 2 раза. Онкобольной по месту жительства прикрепляется к аптеке для обеспечения наркотических лекарственных средств.

Отпуск этилового спирта по форме 148-1/у-88: по рецептам выписанным врачами с надписью «Для наложений компрессов» или «Для обработки кожи»-до 50г в чистом виде; по рецептам для индив изгот – до 50 г в пересчете на 96% спирт; по рецептам для индивид изгот «По спец назначению»,отдельно заверен подписью врача и печатью ЛПУ «Для рецептов», для больных с хронич болезнью – до 100 г. (приказ МЗ РФ №302 от 24.04.05 О внесении дополнений к приказу №785).

Врачам, ведущим прием амбулаторных больных, разрешается выписывать рецепты на получение этилового спирта в чистом виде. По медицинским показаниям онкологическим больным для обработки кожи перед инъекциями, а также больным, нуждающимся в спиртовых компрессах (до 50 г.). В рецепте должны быть надписи «Для наложения компрессов» или «Для обработки кожи».

Больным сахарным диабетом для самостоятельного проведения инсулинотерапии разрешается один раз в месяц выписывать этиловый спирт в чистом виде в количестве до - 100г. в одном рецепте для бесплатного отпуска. Сверх этой нормы в случае необходимости разрешено выписывать дополнительно 50 г. этилового спирта в одном рецепте для отпуска за полную стоимость.

Отпускается спирт этиловый в чистом виде всеми аптеками в пределах города по рецептам лечебных учреждений, расположенных на их территории.

Настойки, экстракты, спиртосодержащие растворы и смеси, за исключением настоек валерианы, календулы, мяты, пустырника, полыни, эвкалипта, 3% растворов кислоты борной спиртовой, йода спиртового и бриллиантового зеленого спиртового, капель Зеленина, кардиовалена, корвалола, отпускаются по рецептам, оформленным штампом лечебного учреждения, подписью и личной печатью врача.

При назначении лечения спиртосодержащими лекарственными средствами промышленного производства, в том числе спиртовыми настойками из лекарственных растений, врач имеет право выписать их в количестве, необходимом для проведения курса лечения.

Для инкурабельных онкобольных,гематологич больных норма отпуска наркотических средств завышается в 2 раза. Онкобольной по месту жительства прикрепляется к аптеке для обеспечения наркотических лекарственных средств.

Отпуск этилового спирта по форме 148-1/у-88: по рецептам выписанным врачами с надписью «Для наложений компрессов» или «Для обработки кожи»-до 50г в чистом виде; по рецептам для индив изгот – до 50 г в пересчете на 96% спирт; по рецептам для индивид изгот «По спец назначению»,отдельно заверен подписью врача и печатью ЛПУ «Для рецептов», для больных с хронич болезнью – до 100 г. (приказ МЗ РФ №302 от 24.04.05 О внесении дополнений к приказу №785).

К технологическому оборудованию и средствам механизации, применяемым в аптеках в процессе производственной деятельности, относятся: аппараты для получения и хранения дистиллированной воды и воды для инъекций, технические средства для санитарной обработки посуды, медицинские стерилизационные аппараты, электрические смесительные устройства, весоизмерительные приборы, установка для изготовления мазей, укупорочные устройства, различного рода дозаторы для порошковых и жидких лекарственных средств, аппараты для фильтрования растворов и др. Для обеспечения контроля качества лекарственных средств аптеки оснащаются рефрактометрами, фотоэлектрокалориметрами, потенциометрами, рН-метрами, микроскопами и другими приборами.

Один раз в квартал осуществляется контроль за соблюдением правил хранения ЛС, есть еще обязательные виды внутриаптечного контроля качества:

- письменный контроль;

- опросный контроль;

- органолептический контроль;

- физический контроль;

- химический контроль;

- контроль при отпуске.

К технологическому оборудованию и средствам механизации, применяемым в аптеках в процессе производственной деятельности, относятся: аппараты для получения и хранения дистиллированной воды и воды для инъекций, технические средства для санитарной обработки посуды, медицинские стерилизационные аппараты, электрические смесительные устройства, весоизмерительные приборы, установка для изготовления мазей, укупорочные устройства, различного рода дозаторы для порошковых и жидких лекарственных средств, аппараты для фильтрования растворов и др. Для обеспечения контроля качества лекарственных средств аптеки оснащаются рефрактометрами, фотоэлектрокалориметрами, потенциометрами, рН-метрами, микроскопами и другими приборами.

Органолептический контроль заключается в проверке лекарственной формы (в том числе гомеопатической) по показателям: «Описание» (внешний вид, запах), однородность, отсутствие видимых механических включений (в жидких лекарственных формах). На вкус проверяются выборочно лекарственные формы, предназначенные для детей.

Однородность порошков, гомеопатических тритураций, мазей, пилюль, суппозиториев проверяется в соответствии с требованиями Государственной Фармакопеи, действующих нормативных документов. Проверка осуществляется выборочно у каждого фармацевта в течение рабочего дня с учетом различных видов лекарственных форм.

Органолептический контроль заключается в проверке лекарственной формы (в том числе гомеопатической) по показателям: «Описание» (внешний вид, запах), однородность, отсутствие видимых механических включений (в жидких лекарственных формах). На вкус проверяются выборочно лекарственные формы, предназначенные для детей.

Однородность порошков, гомеопатических тритураций, мазей, пилюль, суппозиториев проверяется в соответствии с требованиями Государственной Фармакопеи, действующих нормативных документов. Проверка осуществляется выборочно у каждого фармацевта в течение рабочего дня с учетом различных видов лекарственных форм.

Все расчеты должны производиться до изготовления лекарственной формы и записываться на обратной стороне паспорта. Паспорт заполняется немедленно после изготовления лекарственной формы, по памяти, на латинском языке, в соответствии с последовательностью технологических операций. При заполнении паспорта на гомеопатические лекарственные формы указываются гомеопатические названия последовательно взятых лекарственных средств.

В случае использования полуфабрикатов и концентратов в паспорте указывается их состав, концентрация, взятый объем или масса. При изготовлении порошков, суппозиториев и пилюль указывается общая масса, количество и масса отдельных доз. Общая масса пилюль или суппозиториев, концентрация и объем (или масса) изотонирующего и стабилизирующего вещества, добавленных в глазные капли, растворы для инъекций и инфузий, должны быть указаны не только в паспортах, но и на рецептах.

В паспорте следует указывать формулы расчета и использованные при этом коэффициенты водопоглощения для лекарственного растительного сырья, коэффициенты увеличения объема растворов при растворении лекарственных веществ, коэффициенты замещения при изготовлении суппозиториев.

Введение паспортов письменного контроля также необходимо, если лекарственные формы изготавливаются и отпускаются одним и тем же лицом. В этом случае паспорт заполняется в процессе изготовления лекарственной формы.

Химический контроль заключается в оценке качества изготовления ЛС по показателям «Подлинность», «Испытания на чистоту и допустимые пределы примесей» (качественный анализ) и «Количественное определение» (количественный анализ) лекарственных веществ, входящих его состав.

Качественному анализу подвергаются обязательно:

1. Вода очищенная, вода для инъекций ежедневно (из каждого баллона, а при подаче воды по трубопроводу на каждом рабочем месте) на отсутствие хлоридов, сульфатов и солей кальция. Вода, предназначенная для изготовления стерильных растворов, кроме указанных выше испытаний должна быть проверена на отсутствие восстанавливающих веществ, солей аммония и углерода диоксида в соответствии с требованиями действующей Государственной Фармакопеи.

Все лекарственные средства, концентраты и полуфабрикаты (в том числе гомеопатические настойки, тритурации, растворы, разведения), поступающие из помещения хранения в ассистентскую комнату, а в случае сомнения – лекарственные средства, поступающие со склада.

Качественному анализу подвергаются гомеопатические разведения четвертого десятичного разведения, содержащие ядовитые и сильнодействующие биологически активные вещества или ядовитые и сильнодействующие неорганические и органические соединения.

В порядке исключения изготовление сложных по составу лекарственных форм для новорожденных детей, не имеющих методик качественного и количественного анализа, производится под наблюдением провизора–аналитика или провизора–технолога.

Все лекарственные формы для новорожденных детей. При отсутствии методик количественного анализа эти лекарственные формы должны быть подвергнуты качественному анализу. В порядке исключения изготовление сложных по составу лекарственых форм для новорожденных детей, не имеющих методик качественного и количественного анализа, производится под наблюдением провизора-аналнтика или провизора-технолога.

Все концентраты, полуфабрикаты, тритурации, в том числе жидкие гомеопатические разведения неорганических и органических лекарственных веществ и их тритурации до треьего десятичноо разведения. В порядке исключения изготовление гомеопатических ЛС, не имеющих методик качественного и количественного анализа производится под наблюдением провизора-аналитика или провизора-технолога.

Состав помещений: аналитический зал, весовая, оптическое, деоректорская, моечная, комната для бактериологических анализов, комната для биологических анализов, методический кабинет, кабинет заведующего, комната персонала и гардероб, туалет, душевая, подвальный этаж, огнеопасные вещи.

Самостоятельно отдел запасов (ОЗ) выделялся в крупных аптеках, либо в аптеках, которые обслуживают большое количество ЛПУ и прочих организаций.

Задачи ОЗ:

1. Составление заказ - заявок на ЛС и организация получения ЛС от различных поставщиков;

2. Организация хранения ЛП в аптеках. В ОЗ организуются материальные комнаты;

3. Выполнение лабораторно-фасовочных работ. Изготовление полуфабрикатов, концентраторов, внутри аптечных заготовок и заполнение штангласов;

4. Отпуск ЛС в другие отделы аптеки и в мелкорозничную аптечную сеть;

5. Прием требования на накладных от ЛПУ отпуск ЛС в ЛПУ.

Уценка

В конце месяца проводится подсчет наименований: подсчитывается, сколько наименований было расфасовано; какая сумма дооценки, уценки. Эти данные переносятся в справку «О дооценки, уценки» далее в месячный отчет аптеки в раздел «Товарный учет». Сумма дооценки – раздел «приход», сумма уценки – «уход».

Организация хранения в аптеке лекарственных средств с учётом токсичности. Нормативы запасов. Оформление допуска провизоров к работе с наркотическими и психотропными средствами.

Объекты и помещения, где осуществляется деятельность, связанная оборотом наркотических средств и психотропных веществ списков II и III, сильнодействующих и ядовитых веществ списков ПККН, по технической укрепленности и оснащению средствами охранно-пожарной сигнализации подразделяются на 4 категории.

1. Заводы, химико-фармацевтические предприятия по производству наркотических, психотропных сп. II, сп. III, аптечные базы, склады федерального, республиканского, краевого и районного значения.

2. Аптечные помещения для хранения основного неснижаемого запаса наркотических и психотропных веществ сп. II и III учреждений здравоохранения.

3. Помещение учреждений Здравоохранений с небольшим запасом наркотических и психотропных веществ (3-5 дневный запас); Пятидневным запасам ядовитых веществ, 1 упаковка сильнодействующих веществ.

4. Все остальные аптечные учреждения и помещения учреждений здравоохранения, где осуществляется деятельность с сильнодействующими и ядовитыми веществами.

В аптеке, которая планирует работать со сп. III, должна быть отдельно выделенная материальная комната.

Оборудование и оснащение рабочих мест провизоров и фармацевтов зависит от объема работы и организационной структуры аптеки. Так, в крупных аптеках в РПО целесообразна организация двух одинаково оборудованных рабочих мест – одного для приема рецептов на лекарственные средства индивидуального изготовления, другого – для отпуска изготовленных лекарственных средств. На рабочем месте провизора по приему рецептов и отпуску по ним лекарств устанавливается типовое оборудование. Основной составной частью его является загрузочно-передаточный узел. Он состоит из двух поворотных секций со встроенными вертушками для изготовленных и готовых лекарственных средств, шкафа для хранения лекарственных средств списка «А», ядовитых и сильнодействующих. Использование загрузочно-передаточного узла позволяет организовать работу провизора сидя, так как большая часть лекарственных средств расположена на уровне вытянутой руки провизора.

Правильно выписанные рецепты провизор таксирует, т. е. определяет стоимость лекарства. Рецепты на лекарства подлежат регистрации одним из возможных способов: журнальным, квитанционным, жетонным, чековым и др.

Журнальную форму регистрации рецептов чаще применяют в сельских и городских аптеках с небольшим объемом работы. Принятые рецепты на лекарства индивидуального изготовления регистрируют в рецептурном журнале по специальной форме. В журнале отражаются номер рецепта, фамилия, имя, отчество больного, его адрес и телефон, лекарственная форма, стоимость лекарства. В конце рабочего дня (смены) подсчитывают итог по рецептурному журналу, который подписывается провизором и используется для последующего итога.

Одновременно с регистрацией рецепта в журнале больному дают квитанцию или жетон. Квитанционная форма регистрации рецептов наиболее распространена в крупных аптеках. Протаксированные и оплаченные рецепты на лекарства индивидуального изготовления регистрируются в книжку квитанций на заказанное лекарство по специальной форме. Квитанция состоит из двух частей, обозначенных одним порядковым номером. Первая – корешок квитанции – остается в аптеке для учета. На этом корешке указывают фамилию, имя, отчество больного, стоимость и форму лекарства. По корешкам в конце смены (дня) подсчитывают количество принятых рецептов и общую стоимость отпущенных по ним лекарств.

Жетонная форма изготовления заказа на изготовление лекарства позволяет сократить затраты рабочего времени на прием рецепта, так как посетителю аптеки вместо квитанции выдается номерной жетон определенной формы и цвета. Цвет и форма жетона обозначают конкретную лекарственную форму, номер жетона – соответственно номер рецепта и лекарства. Одновременно номер лекарства, его стоимость и вид лекарственной формы фиксируются в журнале, который ведется по произвольной форме.

Чековый метод оформления заказа на изготовление лекарства, по мнению многих специалистов, является наиболее оптимальным. Сущность метода заключается в следующем. После таксировки оплаты стоимости лекарства через кассу рецепт возвращается провизору. На рецепте провизор проставляет номер кассового чека, который является номером принятого к изготовлению лекарства. На чеке номер подчеркивают цветным карандашом. Цвет определяет лекарственную форму (в соответствии с сигнальными цветами, принятыми «Едиными правилами оформления лекарств»): например, зеленый – внутреннее, оранжевый – наружное, синий – инъекционное, черный – лекарство, содержащее особо ядовитое вещество. Поскольку дату на чеке и его номер пробивает кассовый аппарат, провизор указывает на чеке только время изготовления лекарства. При необходимости на чеке может указываться фамилия, имя, отчество больного. Одновременно номер, стоимость и вид лекарственной формы фиксируемся в журнале по произвольной форме. Оформленный чек (подчеркнутый цветным карандашом номер чека и указания о времени изготовления лекарства) передается заказчику. Для получения лекарства посетитель предъявляет чек провизору. По номеру чека и сигнальному цвету, провизор определяет место хранения приготовленного лекарства.

Для взвешивания и приготовления лекарственных средств, содержащих ядовитые и наркотические вещества, необходимо пользоваться отдельными ручными весами, разновесами, ступками, цилиндрами, воронками и др. Эти предметы должны храниться в шкафу А. Желательно, чтобы на посуде, используемой для изготовления таких лекарственных средств, была маркировка «Для атропина», «Для ртути дихлорида» и т. д. Посуду, используемую для приготовления лекарственных средств, содержащих ядовитые и наркотические вещества, моют и обрабатывают отдельно от другой посуды под наблюдением фармацевта. Ступки с порошковой или мазевой массой до развески, а также воронки при фильтрации растворов накрывают стеклянной или пластмассовой крышей.

Перед началом изготовления лекарственных средств фармацевт обязан внимательно прочесть рецепт, проверить совместимость прописанных ингредиентов и правильность указанных доз. Особое внимание необходимо соблюдать при изготовлении лекарственных средств, содержащих ядовитые, наркотические и сильнодействующие вещества. Ядовитые и наркотические вещества, входящие в состав лекарственного средства, должны отвешиваться провизором-технологом у места их хранения в присутствии фармацевта, после чего штанглас немедленно ставится в шкаф А., на оборотной стороне рецепта провизор-технолог расписывается о выдаче, а фармацевт – о получении необходимого количества ядовитого или наркотического вещества с указанием его наименования и количества. После получения ядовитого вещества фармацевт обязан сразу использовать его для изготовления лекарственного средства. Приготовленное лекарственное средство тотчас передается провизору-технологу (провизору-аналитику) для контроля, после чего хранится в специальном шкафу. Если в аптеке работает один фармацевт, то он после отвешивания ядовитого и наркотического вещества самостоятельно указывает на обороте рецепта название и прописью количество взятого вещества и ставит свою подпись.

Организация предметно-количественного учета (ПКУ) пр. № 785 (перечень ЛС)

Все рецепты, содержащие вещества, находящиеся на ПКУ подлежат ежедневной выборке. В конце дня провизор-технолог, зав. рецептурно-производственным отделом или другой ответственный отбирают все рецепты, раскладывают по наименованию ЛС и на каждое наименование оформляется дневной выборочный лист: - указание наименования; - дата; - количество в гр. израсходованного ЛС; - подпись провизора.

На основании отобранных рецептов и требований ЛПУ зав. рецептно-производственным отделом оформляет специальный журнал «Журнал регистрации операций, связанных с оборотом наркотических, психотропных и др. веществ, находящихся на ПКУ. (Законодательство, регламентирующее учет – Федеральный закон «О наркотических средствах и психотропных веществах» - пр. МЗ РФ № 330 от ноября 1997 г.; пр. МЗ РФ № 205 от мая 2005 г.; пр. МЗ РТ № 1598 от октября 2003 г.). В этом журнале каждому наименованию ЛВ отводится отдельная страница. Записывается помесячно: - приход в течение месяца ЛВ; - откуда получено, на основании какого документа; - количество и серия ЛВ; - дата и подпись лица, ответственного за получение ЛВ.

По учетам на основании дневных выборочных листов записывается расход ЛС: - с разделением – реализация и отпуск; - всего расход за месяц; - книжный остаток, фактический остаток; - подпись материально ответственного лица и дата.

Журнал – документ особого учета, его страницы пронумерованы, листы прошнурованы, на последней странице скрепляется сургучной печатью и указывается количество страниц, подписывается руководителем вышестоящей организации и ставится печать.

26. Организация изготовления и оформления в аптеке лекарственных препаратов. Пути ускорения изготовления. Требования санитарного режима к изготовлению нестерильных лекарственных препаратов.

Для приема рецептов на экстемпоральные (индивидуальные) лекарственные формы, изготовления лекарств, контроля их качества в аптеках с большим объемом работы целесообразно выделять самостоятельные отделы. Рецептурно-производственный отдел (РПО) - в функции которого входит прием рецептов на экстемпоральные формы, изготовление и оформление лекарств, контроль их качества и отпуск. Руководство



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-24; просмотров: 1911; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.54.188 (0.015 с.)