ТЕМА № 6: Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА № 6: Россия и мир в XVIII-XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот



ЦЕЛЬ: Познакомить слушателей с социально-политическими, экономическими и культурными изменениями, происшедшими с мировым сообществом в эпоху Нового времени. Объяснить, почему XVIII век связан с терминами «модернизация» и «просвещение», а XIX век называется веком революций, национализма и движения к индустриальному обществу. Дать оценку преобразовательской деятельности Петра I и Екатерины II. Обозначить особенности российского абсолютизма. Показать общее и особенное России в следовании тенденциям мирового развития в XIX веке.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы ФЭТ очной формы обучения; 0,5 часа для программы ФЭТ заочной формы обучения; 0,25 часа для программы ФЭТ заочной ускоренной формы обучения; 6 часов для программы по специальности «Менеджмент» очной формы обучения; 2 часа для программы по специальности «Менеджмент» заочной формы обучения; 1 час для программы ФСР заочной формы обучения; 1 час для программы по направлению подготовки «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения; 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очной формы обучения и 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очно-заочной формы обучения.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. XVIII и XIX века в европейской и мировой истории. Цивилизационные сдвиги в эпоху Нового времени.

2. Попытки «европеизации» России при Петре I и Екатерине II. Особенности российского абсолютизма.

3. Россия на путях буржуазного реформирования в XIX веке. Формирование общественных движений.

4. Российская империя в системе мировых связей и конфликтов.

ВЫВОДЫ:

1. В эпоху Нового времени европейская цивилизация совершила переход от аграрного традиционного общества к индустриальному инновационному благодаря буржуазным промышленным революциям, социальным выступлениям и бурному развитию науки. Пионером в этом движении к прогрессу, наставницей народов и мастерской мира стала Англия. Именно в этой стране в последней трети XVIII века начался промышленный переворот (переход от мануфактурной стадии с её ручной техникой к фабричной системе машинного производства), который распространился к концу века на всю Европу.

2. Происшедшие в XVIII - XIX веках в жизни народов Европы, Америки и остального мира культурные, социально-экономические и политические сдвиги принято обозначать общим термином «модернизация». Этот сложный многогранный процесс вобрал в себя индустриализацию, урбанизацию, демократизацию и секуляризацию. Мировоззренческая база преобразований была сформулирована учёными-просветителями, выпустившими с 1751 по 1780 гг. 35-томную Энциклопедию новых знаний по естественным и гуманитарным наукам. Рационалистическая идеология Просвещения XVIII века, отражая взгляды и потребности буржуазии в её борьбе против феодализма и его духовной опоры в лице католической церкви, призывала раскрепостить человеческую мысль, освободить её от рамок средневекового традиционализма, переустроить общество на разумных началах правового равенства и социальной справедливости. В этой лаборатории общественной мысли современные учёные находят истоки основополагающих идей либерализма, социализма и коммунизма.

3. Провозглашённое просветителями право народа на протестные выступления было реализовано на практике в годы Великой французской революции 1789 -1799 гг., в принятии первых в мире Конституций 1787 г. в США и 1791 г. во Франции, во французской Декларации прав человека и гражданина 1789 г. и американском Билле о правах 1791 г. Европейские революции 1848-1849 гг. способствовали искоренению на континенте остатков феодализма, усилению влияния либеральных, демократических и социалистических идей.

4. Усилившиеся в результате модернизации страны Европы начали с XVII-XVIII вв. колониальную экспансию на Восток: на Азиатский, Африканский и Американский континенты. Формирование мировой колониальной системы сопровождалось процессом реформирования традиционных восточных цивилизаций, усвоения ими элементов западноевропейской культуры и капиталистических социально-экономических отношений. Борьба колонистов против владычества английской метрополии в Северной Америке в 1775-1781 гг.и принятие в 1776 г. Декларации независимости населения США открыла полосу национально-освободительных движений и антиколониальных восстаний.

5. XIX век в истории Европы и США характеризуется учёными как время окончательного приобретения западной цивилизацией признака техногенности, как завершающий этап формирования индустриального общества. Сопровождавшие развитие капитализма классово-образующие процессы вызвали обострение социальной борьбы, серию буржуазных революций и выступлений рабочего класса. Огромную роль в разрушении остатков феодализма, в буржуазных политических преобразованиях сыграли наполеоновские войны, которые одновременно запустили процесс национально-государственной самоидентификации европейских народов. К концу века в мире, вследствие неравномерности капиталистического развития разных стран, происходят изменения в расстановке сил: прежних лидеров –Англию и Францию – оттесняют с ведущих позиций сделавшие рывок в модернизации США, Германия и Япония. Они заявляют свои претензии на свою долю колоний, на передел рынков сбыта товаров и сфер приложения капиталов. Создаются предпосылки для Первой мировой войны.

6. При Петре I Россия существенно повысила свой экономический и культурный потенциал, сделала значительный шаг на пути интеграции в европейскую систему, получила широкое международное признание. Вместе с тем в стране утвердилась абсолютистская монархия, режим восточной деспотии с полным огосударствлением общественной жизни и закрепощением всех слоёв населения.

7. Екатерина II существенно расширила и укрепила в России западный уклад жизни с закреплением прав, привилегий, повинностей и учреждений всех сословных групп общества. С 1762 г начался рост наёмной рабочей силы, в 1765 г. в Петербурге было создано Вольное экономическое общество для приобщения помещиков к товарно-денежным отношениям. Манифестом 1775 г. была объявлена свобода торговли и предпринимательства. К концу XVIII века по темпам экономического роста и прогрессу Россия обгоняла многие страны мира. Победоносные войны способствовали повышению международного авторитета Российской империи, но Екатерининский просвещённый абсолютизм опирался на ограниченный потенциал крепостной системы, и поэтому первоначальные либеральные планы не получили должной реализации.

8. Российский абсолютизм, в отличие от европейского аналога, имел свои отличительные особенности. Его становление происходило гораздо позднее, чем в Европе, и было связано не с утверждением капиталистического уклада, а с укреплением крепостничества. Крепостное право, сохраняя феодальные отношения, позволяло абсолютизму надолго оставаться определяющей политической силой. Главенство государственной власти над гражданским обществом объясняло тот факт, что именно государство, а не частная инициатива, как это было в Европе, определяло направление развития наиболее важных отраслей экономики. В России абсолютизм опирался на дворянство и служилое сословие, прежде всего на армию, а не на свободное население городов, как это было в западной цивилизации.

9. По сравнению с Европой строительство в России буржуазного либерального общества в XIX веке происходило медленно, противоречиво и непоследовательно. Промышленный переворот начался только в 1830-1840-х гг., отмена крепостного права произошла с опозданием в 1861 г. по реформе «сверху», а не в результате буржуазной революции. Великие реформы 60-х-70-х гг. XIX века, предусматривавшие заимствование Россией некоторых ценностей западной цивилизации, оказались свёрнутыми в 80-х-90-х гг. Политические права и свободы были провозглашены только в манифесте Николая II в 1905 г.

10. XIX век в России стал временем бурного роста революционного движения, которое прошло эволюцию от тайной деятельности небольшой группы прогрессивных дворян-декабристов до массового участия в борьбе трудящихся слоёв населения и имело следующие этапы: дворянский, разночинский и пролетарский.

11. Внешнеполитические успехи России в XVIII – первой половине XIX вв.: возвращение в состав империи исконных восточнославянских земель, выход к Балтийскому и Чёрному морям, победа в составе международной коалиции над Наполеоновской Францией, хозяйственное освоение Сибири и географические открытия на берегах Тихого океана и в Антарктиде возвели её в статус «Великой державы». В этом ранге в 1815 г. она возглавила «Священный союз» монархов Европы, который превратился в оплот европейской реакции, подавлявшей все свободолюбивые движения народов и стремившейся к сохранению феодального абсолютизма. Поражение России в Крымской войне 1853-1856 гг. подорвало её престиж на международной арене, обнаружило полное банкротство правительственной системы и заставило русское самодержавие встать на путь неотложных буржуазно-либеральных социальных, экономических и политических реформ.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. Назовите цивилизационные сдвиги, которые произошли в мировой истории в Новое время? Какие процессы подразумеваются под термином «модернизация» общественно-политической жизни?

2. Почему XVIII век получил название «Века Просвещения»?

3. Подтвердите фактологическим материалом тезис о том, что XIX век – это эпоха революций, национализма и движения к индустриальному обществу.

4. Составьте таблицы основных мероприятий, проведённых Петром I и Екатериной II в целях европеизации России.

5. В чём заключались особенности российского абсолютизма при Петре I и Екатерине II?

6. Что вы знаете о попытках буржуазного реформирования России в XIX веке? Каковы их итоги?

7. Какие мероприятия правительств Павла I и Александра I можно оценить как начало либерализма и демократии в России?

8. Почему реформы Александра II середины XIX века называются буржуазно-либеральными?

9. В чём заключалась политика «охранительных начал» и суть контрреформ Александра III в 80-х-90-х гг. XIX века?

10. Что такое «промышленный переворот»? Когда он имел место в экономике российского государства и к каким результатам привёл?

11. Воспроизведите спектр общественно-политических движений, оформившихся в России в XIX веке. Какова их судьба?

12. Какие изменения в международном положении Российской империи наблюдались на протяжении XVIII и XIX веков?

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д:«Феникс», 2011.

2. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

3. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред.

А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

Дополнительная:

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под

ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

3. Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2010.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 948; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.241.82 (0.009 с.)