Тема № 5: Россия в XVI – XVII веках в контексте развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 5: Россия в XVI – XVII веках в контексте развития



Европейской цивилизации

 

ЦЕЛЬ: Дать характеристику развития западной и восточной цивилизаций в переходный период от Средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму. Показать влияние на становление капиталистических отношений в Европе двух духовных революций: Возрождения и Реформации. Сравнить участие в этом процессе абсолютных монархий западноевропейских стран и восточных деспотий. Обратить внимание слушателей на особый путь выхода из Средневековья российской цивилизации. Определить последствия опричнины XVI века и церковной реформы XVII века. Расшифровать значение понятия «Смутное время», подвести итоги завершения средневекового периода в отечественной истории.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы ФЭТ очной формы обучения; 0,5 часа для программы ФЭТ заочной формы обучения; 0,25 часа для программы ФЭТ заочной ускоренной формы обучения; 4 часа для программы по специальности «Менеджмент» очной формы обучения; 1 час для программы по специальности «Менеджмент» заочной формы обучения; 1 час для программы ФСР заочной формы обучения; 1 час для программы по направлению подготовки «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения; 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очной формы обучения и 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очно-заочной формы обучения.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. XVI – XVII века в мировой истории: переход от Средневековья к Новому времени.

2. Московское царство при Иване Грозном.

3. «Смутное время» и воцарение династии Романовых.

4. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века.

 

ВЫВОДЫ:

1. XVI–XVII вв. в западноевропейской истории считаются эпохой цивилизационного скачка, переходным мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Под влиянием целого комплекса факторов: великих географических открытий, формирования рыночной системы хозяйствования, применения достижений науки и техники, появления новых ценностных установок в результате распространения идей Возрождения и Реформации, буржуазных социальных революций – Европа отказалась от традиционного феодального уклада и шагнула в индустриальное капиталистическое общество. Политической особенностью этого процесса стала абсолютизация монархической власти.

2. «Абсолютизм» (фр. absolutisme – «абсолютная монархия» - от лат. absolutus – «безусловный»)- форма средневекового государства с неограниченной монархической властью, опирающейся на закон. Отличается наивысшей степенью централизации управления, разветвлённым, полностью зависимым от монарха бюрократическим аппаратом, высоким уровнем развития экономики, сильной армией и надёжной системой органов охраны порядка, ликвидацией представительных организаций, развитым дипломатическим представительством и полным подчинением церкви светской власти.

На первых порах в ряде европейских стран абсолютная монархия сыграла прогрессивную роль в консолидации нации, в становлении капиталистических отношений. Играя на противоречиях между дворянством и буржуазией, абсолютизм держал их в равновесии, которое не могло быть долговечным. Когда вмешательство выросшей и усилившейся бюрократии в экономику начало препятствовать капиталистической эволюции, буржуазия вступила в решительную борьбу за власть.

3. В отличие от Запада, где наблюдался технический прогресс, формирование нового типа экономики и социальных отношений, на Востоке в XVI-XVII вв. происходило замедление социально-экономического развития. Причины такой диспропорции следует искать в разнице политических, идеологических и социокультурных цивилизационных доминант, которыми стали руководствоваться в данный период сообщества противостоящих континентов. Линейное непрерывное движение к прогрессу обеспечили западной цивилизации антропоцентризм, полицентризм власти, приоритет гражданского общества перед государством, освобождение от религиозного догматизма, преобладание мировоззрений рационализма и инновационности в поведенческом стереотипе. Циклическое запаздывающее вхождение в капитализм восточных стран объяснялось противодействием деспотической формы правления, абсолютным преобладанием государства над обществом, религиозным фанатизмом, сковывавшим свободу человека, консервативной приверженностью к традиционным ценностям сложившегося образа жизни.

4. «Деспотия» (греч. despoteia – «неограниченная власть») – распространённая форма правления, означающая произвол, жестокое подавление свободной воли. Глава государства, которое регулирует всё многообразие человеческих отношений и формирует общественные идеалы и вкусы, обладает всей полнотой бесконтрольной законодательной и судебной власти, творит высший суд как по закону, так и произволу. Характерными признаками восточного деспотизма являются: проведение политики насилия, принуждения или террора, административно-бюрократический контроль за хозяйственной деятельностью, установление общественно-государственной собственности на средства производства, прежде всего на природные ресурсы, незначительная роль сословных различий, подчинение личности коллективным интересам низовых самоуправляемых религиозно производственных сельских общин.

5. В становлении государственности Московского царства, провозглашённого в 1547 г., преобладали элементы восточной цивилизации. Ещё в годы монголо-татарского ига княжеский аппарат подмял под себя институты народного самоуправления, и вече –древнейший орган народовластия в XVI веке - исчезло из практики на всей территории исторического ядра новой субцивилизации. В процессе насильственного собирания земель феодалы присоединённых территорий становились слугами Московского правителя. При Иване III в 1488 г. Белозерская уставная грамота уравняла перед лицом государственной власти все сословия и провозгласила всё население страны – от высшего боярства до последнего смерда – подданными «Государя всея Руси», его холопами. Сложившаяся система авторитарной власти была приближена к деспотическому самодержавию опричной политикой Ивана IV, которая сопровождалась и усилением единоличной власти, и террором, и ликвидацией института частной собственности, который в Западной Европе послужил основой формирования гражданского общества, принципа разделения властей, создания системы парламентаризма.

6. Опричнина Ивана Грозного и церковная реформа патриарха Никона при всём их своеобразии как исторических явлений имели один общий итог- усиление самодержавной государственной власти. К концу XVI в. Московское царство превратилось в могущественное централизованное государство, в 2 раза расширившее свою территорию и существенно упрочившее международное положение. Процесс закрепощения крестьян стал следствием хозяйственного разорения, вызванного Ливонской войной, опричниной и усилившейся оттоком сельского населения из центра на окраинные свободные земли.

7. Смута начала XYII века – это период острого политического, социально-экономического и духовного кризиса на Руси. В исторической науке его принято делить на три этапа: династической борьбы за власть (1598-1606 гг.); гражданской войны (1606-1610 гг.) и национально-освободительной войны (1610-1613 гг.). В результате событий Смутного времени были разрушены устаревшие органы власти, произошло обновление сословно-представительной монархии, воцарилась новая династия Романовых, укрепилось дворянство, продолжилось закрепощение крестьян, Россия понесла крупные территориальные потери на западных границах.

8. XVII век занимает особое, пограничное место между эпохой Московского царства и новым периодом русской истории, связанным с зарождением буржуазных отношений. Из-за насыщенности бурными событиями историки его назвали «бунташным». Большую значимость ему придают не только Смутное время или социальные выступления против власти. В 1649 г. было принято Соборное Уложение – универсальный кодекс феодального права. В результате церковного раскола из-за реформы 1653-1667 гг. началось разрушение средневекового мировоззрения. В 1654 г. состоялось воссоединение Украины с Россией и Московский царь получил титул «Самодержца всея Великия и Малыя и Белыя России». В 1682 г. отмена местничества нанесла ещё один удар по боярским привилегиям и открыла дорогу к чиновничьим постам менее знатным служилым людям из дворянства. Таким образом была подготовлена почва для петровских реформ и установления российского имперского абсолютизма.

9. Отличавшие российскую государственность от деспотизма такие органы общественного представительства как Боярская Дума, земское самоуправление, Земские соборы и Патриаршество были упразднены к началу XVIII века Петром I, который завершил и процесс юридического оформления крепостного права в России. Утвердившийся при нём режим абсолютной монархии опирался на сложившийся в стране особый самодержавно-государственно-крепостнический тип феодализма и в отличие от Запада предпочёл курс на государственный капитализм.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. Перечислите основные факторы, способствовавшие переходу западноевропейской цивилизации от аграрного к индустриальному обществу.

2. Чем отличались абсолютные монархии западноевропейских стран от режимов восточных деспотий? Дайте определения этим понятиям.

3. Что вы знаете о таких явлениях в истории западной цивилизации как «Ренессанс» («Возрождение») и «Реформация»? Какую роль они сыграли в переходе от феодализма к капитализму?

4. Дайте характеристику развитию Московского государства и феодального строя в XVI-XVII вв. В чём заключалась особенность выхода из Средневековья российской цивилизации? В чём состояли отличия российского самодержавно-государственно-крепостнического феодализма от западноевропейского типа в XVI-XVII веках?

5. Что вы знаете о Люблинской Унии и Речи Посполитой? Какое отношение имеют эти термины к истории русского народа?

6. Дайте оценку опричнины, определите причины её введения Иваном Грозным и последствия для развития российской цивилизации.

7. Когда и при каких обстоятельствах произошла смена династий на российском престоле (Рюриковичей на Романовых)? Какой период русской истории называется «Смутным временем» и почему?

8. Какую роль сыграл церковный раскол XYII века во взаимоотношениях светской и духовной властей, в политико-экономической и социокультурной жизни России?

9. Почему XVII век историки называют «бунташным»? Какие предпосылки для преобразований Петра I были созданы его предшественниками из династии Романовых?

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д:«Феникс», 2011.

2. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

3. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред.

А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

Дополнительная:

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под

ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

3. Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2010.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.77.98 (0.014 с.)