Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 5: Россия в XVI – XVII веках в контексте развитияСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Европейской цивилизации
ЦЕЛЬ: Дать характеристику развития западной и восточной цивилизаций в переходный период от Средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму. Показать влияние на становление капиталистических отношений в Европе двух духовных революций: Возрождения и Реформации. Сравнить участие в этом процессе абсолютных монархий западноевропейских стран и восточных деспотий. Обратить внимание слушателей на особый путь выхода из Средневековья российской цивилизации. Определить последствия опричнины XVI века и церковной реформы XVII века. Расшифровать значение понятия «Смутное время», подвести итоги завершения средневекового периода в отечественной истории. ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы ФЭТ очной формы обучения; 0,5 часа для программы ФЭТ заочной формы обучения; 0,25 часа для программы ФЭТ заочной ускоренной формы обучения; 4 часа для программы по специальности «Менеджмент» очной формы обучения; 1 час для программы по специальности «Менеджмент» заочной формы обучения; 1 час для программы ФСР заочной формы обучения; 1 час для программы по направлению подготовки «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения; 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очной формы обучения и 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очно-заочной формы обучения. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. XVI – XVII века в мировой истории: переход от Средневековья к Новому времени. 2. Московское царство при Иване Грозном. 3. «Смутное время» и воцарение династии Романовых. 4. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века.
ВЫВОДЫ: 1. XVI–XVII вв. в западноевропейской истории считаются эпохой цивилизационного скачка, переходным мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Под влиянием целого комплекса факторов: великих географических открытий, формирования рыночной системы хозяйствования, применения достижений науки и техники, появления новых ценностных установок в результате распространения идей Возрождения и Реформации, буржуазных социальных революций – Европа отказалась от традиционного феодального уклада и шагнула в индустриальное капиталистическое общество. Политической особенностью этого процесса стала абсолютизация монархической власти.
2. «Абсолютизм» (фр. absolutisme – «абсолютная монархия» - от лат. absolutus – «безусловный»)- форма средневекового государства с неограниченной монархической властью, опирающейся на закон. Отличается наивысшей степенью централизации управления, разветвлённым, полностью зависимым от монарха бюрократическим аппаратом, высоким уровнем развития экономики, сильной армией и надёжной системой органов охраны порядка, ликвидацией представительных организаций, развитым дипломатическим представительством и полным подчинением церкви светской власти. На первых порах в ряде европейских стран абсолютная монархия сыграла прогрессивную роль в консолидации нации, в становлении капиталистических отношений. Играя на противоречиях между дворянством и буржуазией, абсолютизм держал их в равновесии, которое не могло быть долговечным. Когда вмешательство выросшей и усилившейся бюрократии в экономику начало препятствовать капиталистической эволюции, буржуазия вступила в решительную борьбу за власть. 3. В отличие от Запада, где наблюдался технический прогресс, формирование нового типа экономики и социальных отношений, на Востоке в XVI-XVII вв. происходило замедление социально-экономического развития. Причины такой диспропорции следует искать в разнице политических, идеологических и социокультурных цивилизационных доминант, которыми стали руководствоваться в данный период сообщества противостоящих континентов. Линейное непрерывное движение к прогрессу обеспечили западной цивилизации антропоцентризм, полицентризм власти, приоритет гражданского общества перед государством, освобождение от религиозного догматизма, преобладание мировоззрений рационализма и инновационности в поведенческом стереотипе. Циклическое запаздывающее вхождение в капитализм восточных стран объяснялось противодействием деспотической формы правления, абсолютным преобладанием государства над обществом, религиозным фанатизмом, сковывавшим свободу человека, консервативной приверженностью к традиционным ценностям сложившегося образа жизни.
4. «Деспотия» (греч. despoteia – «неограниченная власть») – распространённая форма правления, означающая произвол, жестокое подавление свободной воли. Глава государства, которое регулирует всё многообразие человеческих отношений и формирует общественные идеалы и вкусы, обладает всей полнотой бесконтрольной законодательной и судебной власти, творит высший суд как по закону, так и произволу. Характерными признаками восточного деспотизма являются: проведение политики насилия, принуждения или террора, административно-бюрократический контроль за хозяйственной деятельностью, установление общественно-государственной собственности на средства производства, прежде всего на природные ресурсы, незначительная роль сословных различий, подчинение личности коллективным интересам низовых самоуправляемых религиозно производственных сельских общин. 5. В становлении государственности Московского царства, провозглашённого в 1547 г., преобладали элементы восточной цивилизации. Ещё в годы монголо-татарского ига княжеский аппарат подмял под себя институты народного самоуправления, и вече –древнейший орган народовластия в XVI веке - исчезло из практики на всей территории исторического ядра новой субцивилизации. В процессе насильственного собирания земель феодалы присоединённых территорий становились слугами Московского правителя. При Иване III в 1488 г. Белозерская уставная грамота уравняла перед лицом государственной власти все сословия и провозгласила всё население страны – от высшего боярства до последнего смерда – подданными «Государя всея Руси», его холопами. Сложившаяся система авторитарной власти была приближена к деспотическому самодержавию опричной политикой Ивана IV, которая сопровождалась и усилением единоличной власти, и террором, и ликвидацией института частной собственности, который в Западной Европе послужил основой формирования гражданского общества, принципа разделения властей, создания системы парламентаризма. 6. Опричнина Ивана Грозного и церковная реформа патриарха Никона при всём их своеобразии как исторических явлений имели один общий итог- усиление самодержавной государственной власти. К концу XVI в. Московское царство превратилось в могущественное централизованное государство, в 2 раза расширившее свою территорию и существенно упрочившее международное положение. Процесс закрепощения крестьян стал следствием хозяйственного разорения, вызванного Ливонской войной, опричниной и усилившейся оттоком сельского населения из центра на окраинные свободные земли. 7. Смута начала XYII века – это период острого политического, социально-экономического и духовного кризиса на Руси. В исторической науке его принято делить на три этапа: династической борьбы за власть (1598-1606 гг.); гражданской войны (1606-1610 гг.) и национально-освободительной войны (1610-1613 гг.). В результате событий Смутного времени были разрушены устаревшие органы власти, произошло обновление сословно-представительной монархии, воцарилась новая династия Романовых, укрепилось дворянство, продолжилось закрепощение крестьян, Россия понесла крупные территориальные потери на западных границах. 8. XVII век занимает особое, пограничное место между эпохой Московского царства и новым периодом русской истории, связанным с зарождением буржуазных отношений. Из-за насыщенности бурными событиями историки его назвали «бунташным». Большую значимость ему придают не только Смутное время или социальные выступления против власти. В 1649 г. было принято Соборное Уложение – универсальный кодекс феодального права. В результате церковного раскола из-за реформы 1653-1667 гг. началось разрушение средневекового мировоззрения. В 1654 г. состоялось воссоединение Украины с Россией и Московский царь получил титул «Самодержца всея Великия и Малыя и Белыя России». В 1682 г. отмена местничества нанесла ещё один удар по боярским привилегиям и открыла дорогу к чиновничьим постам менее знатным служилым людям из дворянства. Таким образом была подготовлена почва для петровских реформ и установления российского имперского абсолютизма.
9. Отличавшие российскую государственность от деспотизма такие органы общественного представительства как Боярская Дума, земское самоуправление, Земские соборы и Патриаршество были упразднены к началу XVIII века Петром I, который завершил и процесс юридического оформления крепостного права в России. Утвердившийся при нём режим абсолютной монархии опирался на сложившийся в стране особый самодержавно-государственно-крепостнический тип феодализма и в отличие от Запада предпочёл курс на государственный капитализм.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ: 1. Перечислите основные факторы, способствовавшие переходу западноевропейской цивилизации от аграрного к индустриальному обществу. 2. Чем отличались абсолютные монархии западноевропейских стран от режимов восточных деспотий? Дайте определения этим понятиям. 3. Что вы знаете о таких явлениях в истории западной цивилизации как «Ренессанс» («Возрождение») и «Реформация»? Какую роль они сыграли в переходе от феодализма к капитализму? 4. Дайте характеристику развитию Московского государства и феодального строя в XVI-XVII вв. В чём заключалась особенность выхода из Средневековья российской цивилизации? В чём состояли отличия российского самодержавно-государственно-крепостнического феодализма от западноевропейского типа в XVI-XVII веках? 5. Что вы знаете о Люблинской Унии и Речи Посполитой? Какое отношение имеют эти термины к истории русского народа? 6. Дайте оценку опричнины, определите причины её введения Иваном Грозным и последствия для развития российской цивилизации. 7. Когда и при каких обстоятельствах произошла смена династий на российском престоле (Рюриковичей на Романовых)? Какой период русской истории называется «Смутным временем» и почему?
8. Какую роль сыграл церковный раскол XYII века во взаимоотношениях светской и духовной властей, в политико-экономической и социокультурной жизни России? 9. Почему XVII век историки называют «бунташным»? Какие предпосылки для преобразований Петра I были созданы его предшественниками из династии Романовых? ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д:«Феникс», 2011. 2. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012. 3. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008. Дополнительная: 1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010. 2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011. 3. Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2010.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 325; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.120.103 (0.011 с.) |