ТЕМА №1: История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА №1: История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки



Цель занятия: Освоить понятийно-категориальный аппарат, применяемый в теории и практике изучения истории как науки и учебной дисциплины. Обратить особое внимание на основные направления её развития, методологию анализа и проблемы достоверности исторической информации. Научиться объяснять содержание социальных функций, возлагаемых на историю, и определять её место в системе социально-гуманитарных наук. Овладеть аргументами, доказывающими принадлежность отечественной истории к мировому историческому процессу. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы.

Задачи: Дать слушателям семинара систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, о вкладе российского общества в мировую цивилизацию, познакомить их с понятийно-категориальным аппаратом истории как науки. Способствовать овладению будущими бакалаврами навыками исторической аналитики, умением на основе исторической методологии и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, исходя из принципов историзма и объективности.

Студент должен знать:

1) до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- основные периоды и события зарубежной и отечественной истории;(базисные знания);

2) после изучения темы:

- полный понятийно-категориальный аппарат истории как науки;

- место и функции истории в системе социально-гуманитарных наук;

- принципы и методы анализа исторической информации;

- вклад российского общества в развитие мировой цивилизации, факторы, обусловившие самобытность отечественной истории.

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- изучать, сопоставлять и обобщать исторические факты, осознавать закономерности исторического процесса.

Студент должен владеть:

- достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса;

- навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений;

- навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики.

Содержание занятия:

 

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления остаточного уровня знаний из школьной программы по истории и степени усвоения материала первой лекции вузовского курса.

2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов:

1. Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки.

2. Теория и методология исторической науки.

3. Сущность, формы и функции исторического знания. Историческое сознание и этапы его развития.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу::

1. К блоку каких дисциплин принадлежит история? Когда зародилось это научное понятие? Кто считается его творцом?

2. Определите объект и предмет изучения всеобщей и отечественной истории.

3. Что такое историческое сознание? Какие формы может принимать отношение людей к историческим явлениям общественной жизни? Какие этапы развития выделяют обществоведы в трансформации исторического сознания?

4. Перечислите основные функции исторического знания, разъясните их смысл.

5. Что такое методология исторического познания? Докажите необходимость её разработки для решения проблем достоверности знаний о прошлом.

6. Расшифруйте значение каждого из принципов и методов, применяемых в

современной исторической науке для исследования фактов, явлений и событий.

7. Какие факторы, по мнению учёных, могут влиять на ход исторического процесса?

8. Назовите наиболее употребительные философские подходы к рассмотрению истории человечества. Объясните, почему цивилизационный подход считается учёными более предпочтительным, чем формационно-стадиальный?

9. Докажите, что история России является составной частью мировой исторической науки, прокомментируйте значение факторов, обусловивших её самобытность.

- Составить словарь понятий и определений, относящихся к основным и

вспомогательным историческим дисциплинам (глоссарий).

- Распределить среди студентов темы докладов или устных сообщений, представленные в рабочей программе курса для освоения практических навыков публичных выступлений.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1. Заполните таблицу «Основные принципы научного исторического исследования»:

 

Принципы научного исследования истории Характеристика
Принцип историзма  
Принцип объективности  
Принцип социального подхода  
Принцип альтернативности  

 

4.2. Соотнесите название научного подхода к изучению истории с его определением:

1) эволюционизм; 2) субъективизм; 3) рационализм; 4) географический детерминизм;

А) подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на всё более высокий уровень развития;

Б) подход, в соответствии с которым разум рассматривается как единственный источник познания и исторического развития;

В) подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда;

Г) подход, утверждающий, что главенствующая роль в исторических процессах и общественной деятельности принадлежит отдельному субъекту.

ОТВЕТ: 1 – А; 2 – Г; 3 – Б; 4 – В.

 

4.3. В перечисленных положениях цифрой 1 отметьте доминанты цивилизационного подхода к изучению и изложению истории, цифрой 2 – формационного:

А) прогрессивность исторического развития;

Б) прохождение всеми странами одних и тех же ступеней развития;

В) отрицание прогресса в развитии общества;

Г) единство человеческой истории;

Д) представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе;

Е) прерывность исторического процесса;

Ж) рассмотрение специфики культурного развития стран и регионов;

З) абсолютизация материального производства и классовой борьбы среди движущих сил истории.

ОТВЕТ: 1 – В, Д, Е, Ж; 2 – А, Б, Г, З.

4.4. Выделите из приведённого ниже списка научных методов исследования собственно исторические. Дайте их определение:

1) хронологический метод; 2) метод дедукции; 3) сравнительно-исторический метод;

4) метод моделирования; 5) метод анализа и синтеза; 6) ретроспективный метод; 7) метод индукции; 8) идеографический метод.

ОТВЕТ: 1, 3, 6, 8.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

Дополнительная:

1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006.

5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.)