Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА №1: История в системе социально-гуманитарных наук. Основы методологии исторической науки
Цель занятия: Освоить понятийно-категориальный аппарат, применяемый в теории и практике изучения истории как науки и учебной дисциплины. Обратить особое внимание на основные направления её развития, методологию анализа и проблемы достоверности исторической информации. Научиться объяснять содержание социальных функций, возлагаемых на историю, и определять её место в системе социально-гуманитарных наук. Овладеть аргументами, доказывающими принадлежность отечественной истории к мировому историческому процессу. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы. Задачи: Дать слушателям семинара систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, о вкладе российского общества в мировую цивилизацию, познакомить их с понятийно-категориальным аппаратом истории как науки. Способствовать овладению будущими бакалаврами навыками исторической аналитики, умением на основе исторической методологии и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, исходя из принципов историзма и объективности. Студент должен знать: 1) до изучения темы: - общеобразовательный набор предметной терминологии; - начальные приёмы анализа исторической информации; - основные периоды и события зарубежной и отечественной истории;(базисные знания); 2) после изучения темы: - полный понятийно-категориальный аппарат истории как науки; - место и функции истории в системе социально-гуманитарных наук; - принципы и методы анализа исторической информации; - вклад российского общества в развитие мировой цивилизации, факторы, обусловившие самобытность отечественной истории. Студент должен уметь: - объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии; - выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации; - изучать, сопоставлять и обобщать исторические факты, осознавать закономерности исторического процесса.
Студент должен владеть: - достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса; - навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений; - навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики. Содержание занятия:
1. Вводный контроль: - проведение фронтального опроса студентов с целью выявления остаточного уровня знаний из школьной программы по истории и степени усвоения материала первой лекции вузовского курса. 2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов: 1. Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки. 2. Теория и методология исторической науки. 3. Сущность, формы и функции исторического знания. Историческое сознание и этапы его развития. 4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии. 3. Практическая работа: - Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу:: 1. К блоку каких дисциплин принадлежит история? Когда зародилось это научное понятие? Кто считается его творцом? 2. Определите объект и предмет изучения всеобщей и отечественной истории. 3. Что такое историческое сознание? Какие формы может принимать отношение людей к историческим явлениям общественной жизни? Какие этапы развития выделяют обществоведы в трансформации исторического сознания? 4. Перечислите основные функции исторического знания, разъясните их смысл. 5. Что такое методология исторического познания? Докажите необходимость её разработки для решения проблем достоверности знаний о прошлом. 6. Расшифруйте значение каждого из принципов и методов, применяемых в современной исторической науке для исследования фактов, явлений и событий. 7. Какие факторы, по мнению учёных, могут влиять на ход исторического процесса? 8. Назовите наиболее употребительные философские подходы к рассмотрению истории человечества. Объясните, почему цивилизационный подход считается учёными более предпочтительным, чем формационно-стадиальный?
9. Докажите, что история России является составной частью мировой исторической науки, прокомментируйте значение факторов, обусловивших её самобытность. - Составить словарь понятий и определений, относящихся к основным и вспомогательным историческим дисциплинам (глоссарий). - Распределить среди студентов темы докладов или устных сообщений, представленные в рабочей программе курса для освоения практических навыков публичных выступлений. 4. Ситуационные задачи для разбора на занятии: 4.1. Заполните таблицу «Основные принципы научного исторического исследования»:
4.2. Соотнесите название научного подхода к изучению истории с его определением: 1) эволюционизм; 2) субъективизм; 3) рационализм; 4) географический детерминизм; А) подход, в соответствии с которым история рассматривается как процесс восхождения человечества на всё более высокий уровень развития; Б) подход, в соответствии с которым разум рассматривается как единственный источник познания и исторического развития; В) подход, в соответствии с которым ход истории определяет географическая среда; Г) подход, утверждающий, что главенствующая роль в исторических процессах и общественной деятельности принадлежит отдельному субъекту. ОТВЕТ: 1 – А; 2 – Г; 3 – Б; 4 – В.
4.3. В перечисленных положениях цифрой 1 отметьте доминанты цивилизационного подхода к изучению и изложению истории, цифрой 2 – формационного: А) прогрессивность исторического развития; Б) прохождение всеми странами одних и тех же ступеней развития; В) отрицание прогресса в развитии общества; Г) единство человеческой истории; Д) представление об истории как многолинейном, многовариантном процессе; Е) прерывность исторического процесса; Ж) рассмотрение специфики культурного развития стран и регионов; З) абсолютизация материального производства и классовой борьбы среди движущих сил истории. ОТВЕТ: 1 – В, Д, Е, Ж; 2 – А, Б, Г, З. 4.4. Выделите из приведённого ниже списка научных методов исследования собственно исторические. Дайте их определение: 1) хронологический метод; 2) метод дедукции; 3) сравнительно-исторический метод; 4) метод моделирования; 5) метод анализа и синтеза; 6) ретроспективный метод; 7) метод индукции; 8) идеографический метод. ОТВЕТ: 1, 3, 6, 8. Рекомендуемая литература: Основная: 1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. 2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008. 3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010. 4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011. Дополнительная: 1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012. 2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. 3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. 4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006. 5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 514; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.217 (0.008 с.) |