Тема № 4: русские земли в XIII-xv веках и европейское 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 4: русские земли в XIII-xv веках и европейское



Средневековье

Цель занятия: Освоить научную характеристику периода Классического Средневековья в мировой истории, уметь определить его значение в движении человеческого сообщества к прогрессу. Аргументировать представление о Руси как зоне столкновения экспансивных планов западных и восточных стран, дать оценку роли славянских народов в конфликте интересов цивилизаций Запада и Востока. Обратить внимание на попытки Владимиро-Суздальских князей возродить единство Руси, на причины возвышения Москвы как собирательницы русских земель и на разные оценки роли монголо-татарского фактора в становлении российской цивилизации. Подвести итог объединительной политики Великого князя Ивана III. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы.

Задачи: Ввести обучаемых в круг проблем, которые решались человечеством в период формирования средневекового общества, приобщить их к реальности существования в мире многообразия культур и цивилизаций и осознанию необходимости соблюдения толерантности в межнациональных и религиозных отношениях. Показать выдающуюся роль Руси, как заслона от нашествия с востока кочевников, в формировании облика Европы своего времени. Представить монголо-татарское иго как фактор, обусловивший отставание российской цивилизации от западноевропейской в буржуазном развитии.

 

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- основные события отечественной и зарубежной истории, их хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- причины перехода от феодальной раздробленности к централизованным государствам и особенности формирования новой политической структуры в странах Западной Европы в эпоху классического Средневековья;

- события монгольской экспансии на Запад и проблематику дискуссии о роли ордынского нашествия в становлении Русского государства;

- обстоятельства борьбы русских земель против вторжения агрессоров с Запада и Востока, объединения Литвы и Западной Руси и развития взаимоотношений между Великим княжеством Литовским и Московской Русью;

- условия появления теории «Москва – III Рим» и этапы образования централизованного Московского государства.

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- с научных позиций отстаивать свою точку зрения в полемике о феодализме как явлении всемирной истории и о значении для развития российской цивилизации монголо-татарского ига;

- оперировать убедительными фактами при объяснении причин присвоения Ивану III титула «Великого».

Студент должен владеть:

- достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса;

- навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений;

- навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения

материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по четвёртой теме

учебной программы, организация их обсуждения в группах.

 

2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов:

1. Средневековые государства Европы и Азии в XIII- XV веках.

2. Русь между Востоком и Западом в период феодальной раздробленности.

3. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния.

4. Образование централизованного Московского государства.

 

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу:

 

1. Дайте характеристику Средневековому периоду в мировой истории, определите его значение в движении человечества к прогрессу.

2. Расшифруйте значение термина «феодализм». Что вы знаете о дискуссиях учёных по поводу причин, путей складывания феодальных производственных отношений и их социальной оценки.

3. Составьте словарь (глоссарий) основных понятий и определений, относящихся к характерным признакам и особенностям феодального общества.

4. Какие социально-политические изменения происходили в русских землях в XIII-XV вв.? С какими агрессиями пришлось столкнуться Древнерусскому государству в этот период? Оцените результаты одержанных побед и понесённых поражений.

5. Что такое монголо-татарское иго? Как долго оно длилось? Какие последствия оно имело для цивилизационного развития русского общества?

6. Составьте таблицу разных оценок положительных и отрицательных итогов взаимоотношений Древней Руси с Великой Степью.

7. Назовите причины, способствовавшие превращению г. Москвы в собирательницу русских земель, в столицу новой российской субцивилизации.

8. Когда было завершено формирование централизованного государства «Московская Русь»? Почему Иван III заслужил в истории титул «Великий»?

9. Продолжить составление словаря понятий и определений,

относящихся к исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1. Найти ответы на поставленные вопросы с учётом хронологии:

- Первый письменный свод светских законов древнерусского феодального государства назывался:

1) Великая хартия вольностей;

2) Повесть временных лет;

3) Русская Правда;

4) Соборное уложение.

 

ОТВЕТ: Русская Правда

 

- Найти в Хрестоматии, указанной в списке рекомендованной литературы, текст документа (стр. 45) и ответить на вопросы: Что нашло отражение в этом законодательстве? Когда оно появилось? Какие категории населения упоминаются в нём?

Раскрыть их роль и значение в социально-экономическом развитии Киевской Руси.

ОТВЕТ: Речь идёт о таких социальных группах населения как: люди, смерды, закупы, рядовичи, холопы, ремесленники, купцы, княжеские мужи, дружинники, бояре, князья.

 

4.2. Найдите соответствие между событиями и датами:

1) Куликовская битва; 2) Невская битва; 3) Ледовое побоище; 4) Грюнвальдская битва

А) 1410 г. Б) 1242 г.; В) 1380 г.; Г) 1240 г.

 

ОТВЕТ: 1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А.

4.3. Познакомьтесь с пассионарной теорией Л.Н. Гумилёва, в которой говорится, что «…именно Московское княжество привлекало множество пассионарных (обладающих тягой к действию) людей: татар, литовцев, русичей, половцев – всех, кто хотел иметь уверенность в завтрашнем дне и общественное положение, сообразное своим заслугам. Всех этих пришельцев Москва сумела использовать, применяясь к их наклонностям, и объединить единой православной верой… При Иване Калите получил своё окончательное воплощение новый принцип строительства государства – принцип этнической терпимости. В отличие от Литвы, где предпочтение отдавалось католикам, в отличие от Орды, где после переворота Узбека стали преобладать мусульмане, в Москве подбор служилых людей осуществлялся исключительно по деловым качествам… Силой, связующей всех «новоходников» в Москву, стала православная вера. Ведь обязательным условием поступления на московскую службу было добровольное крещение».

 

- Ответьте на вопросы:

1. Какие причины возвышения Москвы выделяет Л.Н. Гумилёв?

2. Согласны ли вы с этим?

3. Проанализируйте текст и составьте список всех известных вам факторов и предпосылок, которые способствовали превращению Москвы в новый центр собирания русских земель.

 

ОТВЕТ: К причинам возвышения Московского княжества принято относить: личностные качества первых московских князей, их политическую ловкость и хозяйственность; выгодное срединное географическое положение на перекрёстке путей торговли хлебом, давшее приток населения, торговые и политические преимущества; поддержка со стороны церкви и перенос резиденции митрополита из Владимира в Москву; содействие Орды при выдаче ярлыков на великое княжение и предоставлении права сбора дани со всей русской территории.

 

4.4. Выявить разницу в предпосылках, обеспечивших переход от

феодальной раздробленности к централизованным государствам в Западной Европе и Московской Руси в XIV – XV вв. Составить сравнительные таблицы по предлагаемой форме:

 

Экономические предпосылки Политические предпосылки Социальные предпосылки Духовные предпосылки
       

 

ОТВЕТ: В Западной Европе:

- вытеснение натурального хозяйства товарно-денежными отношениями;

- развитие экономических связей между разными частями страны;

- рост количества городов и численности городского населения, в частности

ремесленников и купцов, заинтересованных в прекращении междоусобных войн;

- поддержка королей большинством мелких феодалов, которые

рассчитывали найти в сильной центральной власти защиту от своеволия

сеньоров, стремились укрепить свои права на владения;

- единство этнического происхождения объединяемого народа,

обусловившее мононациональный характер возникавших государств;

- принадлежность населения западной части континента к общей

христианской католической культуре.

 

В русских землях:

- развитие феодального землевладения, стремление бояр приобретать

вотчины за пределами своих княжеств;

- укрепление на Руси власти и лидерства московских князей;

- наличие общей официальной религии – православия во всех русских

землях;

- необходимость освобождения от ордынского ига.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

 

Дополнительная:

1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006.

5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.033 с.)