Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 4: русские земли в XIII-xv веках и европейское
Средневековье Цель занятия: Освоить научную характеристику периода Классического Средневековья в мировой истории, уметь определить его значение в движении человеческого сообщества к прогрессу. Аргументировать представление о Руси как зоне столкновения экспансивных планов западных и восточных стран, дать оценку роли славянских народов в конфликте интересов цивилизаций Запада и Востока. Обратить внимание на попытки Владимиро-Суздальских князей возродить единство Руси, на причины возвышения Москвы как собирательницы русских земель и на разные оценки роли монголо-татарского фактора в становлении российской цивилизации. Подвести итог объединительной политики Великого князя Ивана III. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы. Задачи: Ввести обучаемых в круг проблем, которые решались человечеством в период формирования средневекового общества, приобщить их к реальности существования в мире многообразия культур и цивилизаций и осознанию необходимости соблюдения толерантности в межнациональных и религиозных отношениях. Показать выдающуюся роль Руси, как заслона от нашествия с востока кочевников, в формировании облика Европы своего времени. Представить монголо-татарское иго как фактор, обусловивший отставание российской цивилизации от западноевропейской в буржуазном развитии.
Студент должен знать: 1. до изучения темы: - общеобразовательный набор предметной терминологии; - начальные приёмы анализа исторической информации; - основные события отечественной и зарубежной истории, их хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в рассматриваемый исторический период; 2. после изучения темы: - причины перехода от феодальной раздробленности к централизованным государствам и особенности формирования новой политической структуры в странах Западной Европы в эпоху классического Средневековья; - события монгольской экспансии на Запад и проблематику дискуссии о роли ордынского нашествия в становлении Русского государства; - обстоятельства борьбы русских земель против вторжения агрессоров с Запада и Востока, объединения Литвы и Западной Руси и развития взаимоотношений между Великим княжеством Литовским и Московской Русью;
- условия появления теории «Москва – III Рим» и этапы образования централизованного Московского государства. Студент должен уметь: - объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии; - выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации; - владеть навыками работы с историческими источниками; - с научных позиций отстаивать свою точку зрения в полемике о феодализме как явлении всемирной истории и о значении для развития российской цивилизации монголо-татарского ига; - оперировать убедительными фактами при объяснении причин присвоения Ивану III титула «Великого». Студент должен владеть: - достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса; - навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений; - навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики. Содержание занятия: 1. Вводный контроль: - проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения материала предшествовавшей лекции вузовского курса; - заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по четвёртой теме учебной программы, организация их обсуждения в группах.
2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов: 1. Средневековые государства Европы и Азии в XIII- XV веках. 2. Русь между Востоком и Западом в период феодальной раздробленности. 3. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. 4. Образование централизованного Московского государства.
3. Практическая работа: - Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу:
1. Дайте характеристику Средневековому периоду в мировой истории, определите его значение в движении человечества к прогрессу.
2. Расшифруйте значение термина «феодализм». Что вы знаете о дискуссиях учёных по поводу причин, путей складывания феодальных производственных отношений и их социальной оценки. 3. Составьте словарь (глоссарий) основных понятий и определений, относящихся к характерным признакам и особенностям феодального общества. 4. Какие социально-политические изменения происходили в русских землях в XIII-XV вв.? С какими агрессиями пришлось столкнуться Древнерусскому государству в этот период? Оцените результаты одержанных побед и понесённых поражений. 5. Что такое монголо-татарское иго? Как долго оно длилось? Какие последствия оно имело для цивилизационного развития русского общества? 6. Составьте таблицу разных оценок положительных и отрицательных итогов взаимоотношений Древней Руси с Великой Степью. 7. Назовите причины, способствовавшие превращению г. Москвы в собирательницу русских земель, в столицу новой российской субцивилизации. 8. Когда было завершено формирование централизованного государства «Московская Русь»? Почему Иван III заслужил в истории титул «Великий»? 9. Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии: 4.1. Найти ответы на поставленные вопросы с учётом хронологии: - Первый письменный свод светских законов древнерусского феодального государства назывался: 1) Великая хартия вольностей; 2) Повесть временных лет; 3) Русская Правда; 4) Соборное уложение.
ОТВЕТ: Русская Правда
- Найти в Хрестоматии, указанной в списке рекомендованной литературы, текст документа (стр. 45) и ответить на вопросы: Что нашло отражение в этом законодательстве? Когда оно появилось? Какие категории населения упоминаются в нём? Раскрыть их роль и значение в социально-экономическом развитии Киевской Руси. ОТВЕТ: Речь идёт о таких социальных группах населения как: люди, смерды, закупы, рядовичи, холопы, ремесленники, купцы, княжеские мужи, дружинники, бояре, князья.
4.2. Найдите соответствие между событиями и датами: 1) Куликовская битва; 2) Невская битва; 3) Ледовое побоище; 4) Грюнвальдская битва А) 1410 г. Б) 1242 г.; В) 1380 г.; Г) 1240 г.
ОТВЕТ: 1 – В; 2 – Г; 3 – Б; 4 – А. 4.3. Познакомьтесь с пассионарной теорией Л.Н. Гумилёва, в которой говорится, что «…именно Московское княжество привлекало множество пассионарных (обладающих тягой к действию) людей: татар, литовцев, русичей, половцев – всех, кто хотел иметь уверенность в завтрашнем дне и общественное положение, сообразное своим заслугам. Всех этих пришельцев Москва сумела использовать, применяясь к их наклонностям, и объединить единой православной верой… При Иване Калите получил своё окончательное воплощение новый принцип строительства государства – принцип этнической терпимости. В отличие от Литвы, где предпочтение отдавалось католикам, в отличие от Орды, где после переворота Узбека стали преобладать мусульмане, в Москве подбор служилых людей осуществлялся исключительно по деловым качествам… Силой, связующей всех «новоходников» в Москву, стала православная вера. Ведь обязательным условием поступления на московскую службу было добровольное крещение».
- Ответьте на вопросы: 1. Какие причины возвышения Москвы выделяет Л.Н. Гумилёв? 2. Согласны ли вы с этим? 3. Проанализируйте текст и составьте список всех известных вам факторов и предпосылок, которые способствовали превращению Москвы в новый центр собирания русских земель.
ОТВЕТ: К причинам возвышения Московского княжества принято относить: личностные качества первых московских князей, их политическую ловкость и хозяйственность; выгодное срединное географическое положение на перекрёстке путей торговли хлебом, давшее приток населения, торговые и политические преимущества; поддержка со стороны церкви и перенос резиденции митрополита из Владимира в Москву; содействие Орды при выдаче ярлыков на великое княжение и предоставлении права сбора дани со всей русской территории.
4.4. Выявить разницу в предпосылках, обеспечивших переход от феодальной раздробленности к централизованным государствам в Западной Европе и Московской Руси в XIV – XV вв. Составить сравнительные таблицы по предлагаемой форме:
ОТВЕТ: В Западной Европе: - вытеснение натурального хозяйства товарно-денежными отношениями; - развитие экономических связей между разными частями страны; - рост количества городов и численности городского населения, в частности ремесленников и купцов, заинтересованных в прекращении междоусобных войн; - поддержка королей большинством мелких феодалов, которые рассчитывали найти в сильной центральной власти защиту от своеволия сеньоров, стремились укрепить свои права на владения; - единство этнического происхождения объединяемого народа, обусловившее мононациональный характер возникавших государств; - принадлежность населения западной части континента к общей христианской католической культуре.
В русских землях: - развитие феодального землевладения, стремление бояр приобретать вотчины за пределами своих княжеств; - укрепление на Руси власти и лидерства московских князей; - наличие общей официальной религии – православия во всех русских землях; - необходимость освобождения от ордынского ига.
Рекомендуемая литература: Основная: 1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. 2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008. 3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010. 4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.
Дополнительная: 1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012. 2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. 3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. 4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006. 5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.
|
|||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.111.1 (0.033 с.) |