Тема № 6: Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 6: Россия и мир в XVIII – XIX веках: попытки модернизации и промышленный переворот



Цель занятия: Получить представление об общей картинесоциально-политических, экономических и культурных изменений, происшедших с мировым сообществом в эпоху Нового времени. Научиться объяснять, почему XVIII век связан с терминами «модернизация» и «просвещение», а XIX век называется веком революций, национализма и движения к индустриальному обществу. Дать оценку преобразовательской деятельности Петра I и Екатерины II. Обозначить особенности российского абсолютизма. Показать общее и особенное России в следовании тенденциям мирового развития в XIX веке. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы.

Задачи: Объяснить, почему XYIII век называется «Веком просвещения», а XIX – веком революций, национализма и движения к индустриальному обществу. Обозначить особенности российского абсолютизма. Дать оценку преобразовательной деятельности Петра I и Екатерины II. Показать общее и особенное в усвоении Россией тенденций мирового развития, в том числе в проведении буржуазно-либеральных реформ и формировании гражданского общества.

 

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- общие представления о содержании понятий «абсолютизм», «модернизация», «европеизация» и «промышленный переворот»;

- основные события отечественной и зарубежной истории, их хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- преобразовательные заслуги Петра Великого, Екатерины Великой, Александра I и Александра II перед Отечеством, издержки проведённой ими европеизации и либерализации России;

- особенности российского абсолютизма; дату превращения Российского царства в империю;

- основные тенденции и этапы становления индустриальных обществ в Западном мире и в России, предпосылки и причины реформационного процесса, его активных сторонников и противников, трудности, противоречия и итоги.

 

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- доказать необходимость радикальных политико-экономических и социокультурных реформ в России XYIII – XIX вв.;

- вести дискуссию по проблеме генезиса и эволюции российского самодержавия;

- находить общее и особенное в усвоении Российской цивилизацией тенденций мирового развития; объективно оценивать реформационные процессы.

Студент должен владеть:

- достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса;

- навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений;

- навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по пятой теме учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов:

1. Европейская цивилизация в XYIII - XIX вв.

2. Реформы Петра I, их оценка и результаты.

3. «Дворцовые перевороты» и наследие Петра I в XYIII веке.

4. Екатерининский просвещённый абсолютизм, его содержание, особенности и противоречия.

5. Основные тенденции и этапы становления индустриальных обществ в Западном мире.

6. Кризис абсолютистских феодально-крепостнических режимов и начало реформационного процесса в России в первой половине XIX века.

7. Великие реформы 60-х-70-х гг. XIX в. в России. Успехи и противоречия либеральных преобразований.

8. Контрреформы 80-х-90-х гг. XIX в., усиление консерватизма и реакции.

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу:

1. Докажите необходимость радикальных политико-экономических и социокультурных реформ для России XYIII века.

2. Назовите преобразовательные заслуги Петра I перед Отечеством, укажите на недостатки проведённой им первой европеизации России.

3. Каким изменениям подверглась петровская система управления страной в эпоху «дворцовых переворотов» 1725-1741 гг.?

4. Дайте характеристику Екатерининского просвещённого абсолютизма, оцените проведённую Екатериной Великой вторую волну европеизации России.

5. В чём заключались особенности российского абсолютизма при Петре I и Екатерине II?

6. Какие мероприятия правительств Павла I и Александра I можно оценить как начало либерализма и демократии в России?

7. Какие основные тенденции характеризовали развитие всемирной истории в XIX веке? В каких социально-экономических и политических процессах Россия в этот период отставала от передовых стран Западного мира?

8. В чём вы видите непоследовательность и незавершённость крестьянской реформы 1861 года? Можно ли её назвать буржуазной?

9. Почему российские реформы 60-х-70-х гг. XIX века называются буржуазно-либеральными? Какие заимствования у западноевропейской цивилизации осуществило российское общество в эту эпоху?

10. Какую цель преследовали контрреформы Александра III?

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к

исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1. Петровские преобразования и их итоги крайне противоречивы. Как оценить петровскую перестройку? Что это – исторический подвиг народа или меры, которые обрекли страну на разорение? Чтобы ответить на этот вопрос, заполните таблицу «Оценка реформ Петра I»:

 

Цель реформ  
Инструмент проведения реформ  
Идея общественного устройства  
Путь преобразований  
Результат реформ  

 

ОТВЕТ: Оценка реформаторской деятельности Петра I далеко не однозначна. Это был яркий пример реформ «сверху»: а) сделан огромный вклад в превращение России в империю с мощной армией и флотом, но уничтожение ростков сословно-представительной демократии превратило государственный режим в абсолютистскую монархию, в форму близкую к восточной деспотии; б) создание промышленного производства способствовало гигантскому скачку производительных сил, однако форсированное строительство буржуазного общества осуществлялось насильственными методами, путём крайнего истощения народных сил, применения грубых форм феодальной эксплуатации податного населения, Произошло огосударствление экономики и дальнейшее усиление крепостничества; в) проводимые реформы в области культуры привели к механическому перенесению культурных стереотипов Запада на русскую почву, что способствовало появлению тенденции подавления национальной культуры.

4.2. Геополитической особенностью континентальной России была оторванность от морей и от мировых морских торговых путей. Уточните: какой вклад в решение этой проблемы внесли перечисленные ниже правители Российского государства?

1) Пётр I; 2) Екатерина II; 3) Александр I; 4) Александр II

А) Утверждение на Каспийском море; Б) Регулирование отношений с соседями на Тихом океане; В) Прорубание окна в Европу на Балтике; Г) Прорыв на северные побережья Азовского и Чёрного морей.

ОТВЕТ: 1 – В; 2 – Г; 3 – А; 4 – Б

 

4.3. Дополнить таблицу: «Особенности модернизации на рубеже XIX – XX вв.» по предложенному образцу, имея в ввиду, что развитие русского капитализма второй половины XIX века характеризовалось рядом особенностей: сохранялась многоукладность промышленности; происходило её неравномерное размещение по территории страны и по отраслям; огромную роль в развитии экономики играло государство; фактором, ускоряющим развитие, было внедрение в отечественную экономику иностранного капитала; сельское хозяйство развивалось по экстенсивному пути; произошло завершение промышленного переворота за короткие сроки, и были созданы предпосылки к индустриализации.

 

Общие проблемы развития Страны «первого эшелона» модернизации (США, Англия, Франция) Россия и страны «второго эшелона» (Германия, Италия, Япония) Страны «третьего эшелона» (Китай, Латинская Америка)
Начало перехода к модернизации экономики Раннее   Позднее
Преобладающие факторы развития Внутренние   Внешние
Элементы традиционного общества Минимальны   Значительны
Путь перехода к модернизации Революционный   Смешанный
Наличие либеральных политических тенденций Высокоразвиты   Минимальны
Темпы модернизации Средние   Средние
Политическая и социальная стабильность Относительно высокая   Средняя
Характер развития Интенсивный, авангардный   Догоняющий
Роль государства в экономике Минимальна   Значительна
Качественные показатели социально-эконо-мического развития Высокие   Низкие
Характер экономики Частно-капиталистический   Многоукладный

4.4. Установите соответствие между возникшими в XIX в. теориями и их отдельными положениями:

ТЕОРИИ:

А) теории славянофилов; Б) теория социал-демократов (большевиков);

В) теории западников; Г) теория «официальной народности»; Д) теория русского или крестьянского социализма революционных народников; Е) теории анархистов.

ПОЛОЖЕНИЯ ТЕОРИЙ:

1) государство – это зло; русский народ готов к бунту; необходимость уничтожения государства и создания федерации самоуправляющихся общин;

2) «православие, самодержавие, народность» - формула стабильности русского общества;

3) пролетариат – гегемон социалистической революции;

4) русское общество, опираясь на крестьянскую общину, может миновать мучительную стадию развития капитализма;

5) критика реформ Петра I, необходимость отмены крепостного права, сохранения крестьянской общины, смягчения самодержавия;

6) критика крепостничества и самодержавия, выдвижение проектов по освобождению крестьян с землёй, отстаивание идеи ориентации России на западноевропейский путь развития.

 

ОТВЕТ: А – 4; Б – 3; В – 6; Г – 2; Д – 4; Е – 1.

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

Дополнительная:

1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006.

5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов,В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 495; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.219.217 (0.017 с.)