Тема № 8: Россия и мир в XXI веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 8: Россия и мир в XXI веке



ЦЕЛЬ: Показать особенности процессов глобализации экономического, политического и культурного пространства, усилившихся в начале XXI века, тенденции к изменению однополярного мира, установившегося после распада СССР. Подвести итоги развития России к концу ХХ века и дать характеристику антикризисной политике, проводившейся при президентстве В.В. Путина в 2000-2008 гг. и Д.А. Медведева в 2008-2012 гг. Определить место Российской Федерации в современном мировом сообществе и её роль в международных отношениях.

 

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы ФЭТ очной формы обучения; 0,5 часа для программы ФЭТ заочной формы обучения; 0,25 часа для программы ФЭТ заочной ускоренной формы обучения; 4 часа для программы по специальности «Менеджмент» очной формы обучения; 1 час для программы по специальности «Менеджмент» заочной формы обучения; 0,5 часа для программы ФСР заочной формы обучения; 1 час для программы по направлению подготовки «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения; 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очной формы обучения и 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очно-заочной формы обучения.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Геополитические изменения в мировом сообществе в начале XXI века.

2. Итоги постперестроечного реформирования России к концу ХХ века.

3. Модернизация экономики и общественно-политических отношений в России в 2000-2012 гг. Оценка её результатов.

4. Внешняя политика Российской Федерации в современном мире.

 

ВЫВОДЫ:

1. В конце ХХ века развитие мировой цивилизации характеризовалось усилившимся влиянием ценностей капиталистической системы хозяйствования и демократического политического уклада, возвращением США к роли гегемона, вершителя судеб человечества. Этим тенденциям благоприятствовали распад СССР и содружества социалистических государств, неудачи большевистского эксперимента в реализации социалистической идеи, широкое распространение показавших свою эффективность организационно-технологических элементов и структур постиндустриального (информационного) общества, давление на политическую жизнь и мировоззренческие предпочтения транснациональных корпораций и международных финансовых центров (МВФ и МБРР). Пропаганде западного образа жизни способствовали расширение НАТО на восток, укрепление позиций ВТО, ОБСЕ, ЕС и создание наднациональных органов власти, таких как Европейский парламент и Европейская комиссия.

2. В условиях ослабления роли и авторитета ООН, США и их натовские партнёры перешли к политике нарушения международного права, применения военной силы в любой точке земного шара. Угроза глобальной войны уступила место локальным конфликтам, вмешательствам западных стран во внутренние дела суверенных государств. Начало XXI века ознаменовалось появлением новых бурно развивающихся центров силы, выступающих за многополярный мир против гегемонии США и навязывания ценностей цивилизации англо-саксов. Речь идёт о современных Китае, Индии, Бразилии и об усилении влияния левых антиимпериалистических идеологий в Латинской Америке.

3. Итоги проведённых в России в 90-е годы ХХ века экономических и политических реформ продемонстрировали их внутреннюю противоречивость. С одной стороны, с принятием Конституции 1993 года были заложены основы строительства постсоветского социально ориентированного государства, введены демократические свободы и многопартийность. В этот период состоялся переход к рыночным конкурентным отношениям в хозяйственной деятельности, исчез дефицит товаров народного потребления и миллионы граждан смогли бесплатно осуществить приватизацию своего жилья, регионы – субъекты Федерации - получили больше самостоятельности в финансовой деятельности, произошло некоторое сближение страны с Западом за счёт односторонних уступок.

4. С другой стороны, «шоковая терапия» - жёсткая ломка старой системы – вызвала появление целого набора негативных последствий. Среди них следует назвать в первую очередь: падение промышленного производства до 50 % от уровня 1991 года; инфляцию, доходившую до 2500 %; обнищание населения с переводом 42 млн. граждан за черту бедности; ослабление позиций государства в связи с доведением доли частного сектора в ВВП до 80 %; порождение «бандитского капитализма» и олигархическо-бюрократической системы власти; накопление огромного внешнего долга в 130 млрд. долл. Кроме того, правивший в эти годы режим Б.Н. Ельцина несёт ответственность за подписание Беловежских соглашений, за расстрел Белого Дома, развязывание войны в Чечне и за дефолт 1998 года.

5. Администрация президента В.В. Путина, осуществлявшего свои полномочия с 2000 по 2008 гг., вынуждена была решать неотложные задачи по преодолению экономического кризиса, восстановлению вертикали государственной власти и упрочению позиций России на международной арене. В 2000 году была принята 10-летняя программа «Основные направления социально-экономического развития РФ на долгосрочную перспективу», направленная на продолжение либерализации экономики, проведены административная и налоговая реформы. Начала возрождаться тяжёлая промышленность, расширился объём российского экспорта, укрепилась финансовая система, сократилась безработица, повысился размер пенсий, восстановились регулярные выплаты заработной платы и социальных пособий. Во внутренней политике была отражена угроза сепаратизма со стороны северокавказских республик и объявлено осуществление 4-х национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жильё» и «Развитие агропромышленного комплекса».

6. К положительным итогам деятельности этой правительственной команды обществоведы относят восстановление единства страны, погашение значительной части государственного долга, увеличение реальных доходов граждан в 2,5 раза, сокращение безработицы в 2 раза (с 12 % до 6 %) и числа бедных граждан до 18 млн. чел. По размеру своей экономики Россия заняла седьмое место в мире.

7. После распада СССР и провозглашения Содружества Независимых Государств (СНГ) Российская Федерация в 1992 г. стала членом ООН и в качестве правопреемника Советского Союза заняла место постоянного члена Совета Безопасности. Внешняя политика в эти годы строилась по двум направлениям: становление и развитие отношений с бывшими советскими республиками и налаживание отношений с ведущими странами Запада, в первую очередь с США. В 1993 г. в Минске был утверждён Устав СНГ. Несмотря на подписание к концу 1998 г. свыше 800 международно-правовых актов, эффективность межгосударственного сотрудничества в рамках СНГ оставалась весьма невысокой. Попытка создания Объединённых Вооружённых Сил СНГ, предпринятая в 1992 г., не увенчалась успехом. Из подписанного в 1992-1993 гг. в Ташкенте 9-ю членами СНГ Договора о коллективной безопасности в 1999 г. вышли три участника: Грузия, Азербайджан и Узбекистан. С 1994 г. во внешней политике на этом направлении особую популярность приобрёл тезис о «разноскоростной» и «разноуровневой» интеграции, и правительство России перешло к налаживанию отдельных двусторонних отношений с разными странами СНГ. Примерами такого сотрудничества явились образование Союза Белоруссии и России (1997г.), подписание Договора о дружбе и стратегическом партнёрстве между Москвой и Киевом (1997г.), оформление Таможенного союза славянских и среднеазиатских государств (1999г.).

8. Внешняя политика Российской Федерации по отношению к странам дальнего зарубежья в 1992-1993гг. находилась в состоянии «переходного периода». Платой за поддержку развитыми странами Запада радикальных рыночных реформ стали следование России в фарватере глобальной политики США и стран НАТО, резкое падение её престижа как великой державы, ослабление влияния в развивающихся странах, снижение миротворческой роли в международных конфликтах. Тем не менее, 90-е годы ХХв. были отмечены и рядом достижений российской дипломатии: 1 февраля 1992г. в Кэмп-Дэвиде (США) состоялось подписание российско-американской Декларации об окончании «холодной войны», в апреле 1992г. Россия была принята в Международный валютный фонд и Всемирный банк реконструкции и развития, 3 января 1993г. в Москве был заключён новый российско-американский Договор об ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ-2), в январе 1996г. Россия вошла в Совет Европы, а в июне 1997г. стала членом «клуба великих держав» - «большой восьмёрки».

9. В 2000г. была принята новая концепция внешней политики РФ, в которой развитие равноправных партнёрских связей со всеми странами мира, поддержка западных стран в борьбе с терроризмом предусматривались в рамках строительства многополярной системы международных отношений. В годы президентства В.В. Путина миролюбивый внешнеполитический курс сочетался с заботой о безопасности страны, сохранении и укреплении её суверенитета и территориальной целостности, проводилась политика дистанцирования от агрессивного курса США и НАТО. Наряду с попытками экономической интеграции в Европейский Общий Дом, принимались меры по превращению России в межрегиональную евразийскую державу, по формированию нового, альтернативного американскому, полюса силы и международного влияния в лице союза развитых стран Азиатско-Тихоокеанского региона. В 2001г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве, который был подкреплён в 2004г. соглашением о демаркации границы. В 2002г.пять азиатских стран (Россия, Китай, Казахстан, Киргизия и Таджикистан) объединились в Шанхайскую организацию сотрудничества (ШОС). О намерении вступить в ШОС заявили Индия, Пакистан и Иран. Россия выступила с инициативой проведения на острове «Русский» под Владивостоком в сентябре 2012г. саммита АТЭС.

10. Основными приоритетами внутренней и внешней политики России при президентстве В.В. Путина являлись:

- усиление централизации власти и роли государства, совершенствование

механизма государственного управления;

- стабилизация ситуации в экономике и экономический рост;

- борьба с терроризмом;

- решение демографической проблемы, введение материнского капитала в 2007 г.;

- интеграция с Республикой Беларусь и обновление отношений со странами СНГ;

- сближение с ведущими европейскими странами – Германией, Францией,

Великобританией и государствами азиатского региона.

11. В годы руководства российским государством президента Д.А. Медведева (2008-2012 гг.) продолжилось следование стратегическому курсу предшествовавшего периода. Усилия правительства были сосредоточены на модернизации экономики, внедрении инновационных технологий, реализации намеченных ранее национальных программ и проектов. Происходило реформирование систем здравоохранения, образования, армии, милиции, политической системы управления. Значительное внимание уделялось поддержке институтов гражданского общества, стимулированию социальной активности и общественных инициатив, укреплению суверенитета и обороноспособности страны.

12. К числу знаковых событий данного президентского мандата следует отнести вооружённый конфликт с Грузией, признание независимости Абхазии и Южной Осетии, упразднение таможенных барьеров между РФ, Белоруссией и Казахстаном, открытие Научно-исследовательского центра в Сколково, переименование милиции в полицию, принятие новой концепции государственной политики в отношении российского казачества, внесение поправок в Конституцию РФ «Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы» и в закон о партиях. Правительством Д.А. Медведева были сформулированы следующие основные положения современной доктрины внешней политики РФ:

- обеспечение процессов формирования государственности России и защита её территориальной целостности;

- создание условий, обеспечивающих стабильность и необратимость политических и экономических реформ;

- активное и полноправное участие страны в строительстве новой системы международных отношений, в которой ей было бы обеспечено достойное место;

В апреле 2010 г. Д.А. Медведевым и Б. Обамой в Праге был подписан Договор СНВ-3 об ограничении развёрнутых ядерных зарядов к 2018 г. до 1550 единиц.

Несмотря на серьёзные экономические и социальные трудности, Россия развивается и сохраняет положение одного из центров многополярного мира, остаётся одной из великих держав и по своему потенциалу, и по влиянию в мире.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. Какие геополитические изменения произошли в мире в начале XXI века? Как они отразились на международном положении России?

2. Дайте характеристику социально-экономического состояния российского общества на момент вступления в должность президента В.В. Путина.

3. Выясните причины развязывания двух чеченских войн в 1991-2003 гг., подведите итоги национальной политики на Северном Кавказе.

4. Составьте таблицу политических и социально-экономических реформ, осуществлённых командой В.В. Путина для преодоления кризиса и стабилизации внутриполитической обстановки в стране в 2000-2008 гг.

5. Перечислите названия национальных проектов, объявленных в РФ для приоритетного финансирования на долгосрочную перспективу. Оцените ход их реализации.

6. Чем внешнеполитический курс российского правительства при

президентстве В.В. Путина отличался от дипломатии

предшествовавшего ельцинского периода?

7. Назовите наиболее значимые международные соглашения,

заключённые Россией в 2000-2012гг. в рамках провозглашённой новой

концепции внешней политики.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д:«Феникс», 2011.

2. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

3. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред.

А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

Дополнительная:

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под

ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

3. Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2010.

 

Раздел 2. Учебно-методические указания в помощь студентам для подготовки к семинарским (практическим) занятиям

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 2051; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.229.50.161 (0.047 с.)