Тема № 8: Россия и мир в ххi веке 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 8: Россия и мир в ххi веке



Цель занятия: Показать особенности процессов глобализации экономического, политического и культурного пространства, усилившихся в начале XXI века, тенденции к изменению однополярного мира, установившегося после распада СССР. Подвести итоги развития России к концу ХХ века. Дать характеристику антикризисной политике, проводившейся при президентстве В.В. Путина в 2000-2008 гг. и Д.А. Медведева в 2008-2012 гг. Определить место Российской Федерации в современном мировом сообществе и её роль в международных отношениях. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы.

 

Задачи: Рассмотреть процесс нарастания и обострения кризиса тоталитарного социализма в 1970-1980-е гг., оценить ход и итоги прохождения российским обществом перестроечного этапа социалистического реформаторства и «шоковую терапию» либеральных реформ при переходе к рынку. Познакомить слушателей с основными направлениями политического и социально-экономического развития России, определёнными современным руководством страны на первые десятилетия XXI века, дать характеристику проводимой им внутренней и внешней политике.

 

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- основные процессы и тенденции мирового развития, присущие ХХI веку;

- причины и сущность модернизации общественно-политических отношений, предпринятой в стране в конце XIX – начале XX вв;

- основные события новейшей отечественной и зарубежной истории, их

хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- обзорную картину развития международных отношений в изучаемый период;

- опыт строительства капитализма в России в конце ХХ и в начале XXI вв;

 

- Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- обосновать актуальность решения вопросов экономической модернизации и демократизации политической системы России на разных этапах её истории;

- находить общее и особенное в усвоении Российской цивилизацией тенденций мирового развития; объективно оценивать реформационные процессы;

- с научных позиций объективно и аргументировано отстаивать свою точку зрения в полемике по социально-экономическому и политическому положению РФ в современном мире.

Студент должен владеть:

- достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса;

- навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений;

- навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по седьмой теме учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов:

 

1. Геополитические изменения в мировом сообществе в начале XXI века.

2. Итоги постперестроечного реформирования России к концу ХХ века.

3. Модернизация экономики и общественно-политических отношений в России в 2000-2012 гг. Оценка её результатов.

4. Внешняя политика Российской Федерации в современном мире.

 

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу:

1. Какие геополитические изменения произошли в мире в начале XXI века? Как они отразились на международном положении России?

2. Дайте характеристику социально-экономического состояния российского общества на момент вступления в должность президента В.В. Путина.

3. Выясните причины развязывания двух чеченских войн в 1991-2003 гг., подведите итоги национальной политики на Северном Кавказе.

4. Составьте таблицу политических и социально-экономических реформ, осуществлённых командой В.В. Путина для преодоления кризиса и стабилизации внутриполитической обстановки в стране в 2000-2008 гг.

5. Перечислите названия национальных проектов, объявленных в РФ для приоритетного финансирования на долгосрочную перспективу. Оцените ход их реализации.

6. Чем внешнеполитический курс российского правительства при

президентстве В.В. Путина отличался от дипломатии

предшествовавшего ельцинского периода?

7. Подведите итоги внутриполитического курса президента Д.А.

Медведева.

8. Назовите наиболее значимые международные соглашения,

заключённые Россией в 2000-2012гг. в рамках провозглашённой новой

концепции внешней политики.

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к

исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1. Проанализировав научную публицистику, информацию в Интернете, сравните основные задачи пяти этапов радикальной экономической реформы в период правления Б.Н. Ельцина. Выясните результаты этих преобразований.

ОТВЕТ:

1) С 1января 1992г. правительством Е. Гайдара был принят набор монетаристских мер, так называемая шоковая терапия: ограничение совокупности спроса с помощью удорожания кредита и урезания бюджетных средств, приватизация государственных предприятий. Основным мероприятием социально-экономической политики этого периода явилась либерализация цен. Предполагалось, что данные меры способны в достаточно короткий срок сбить инфляцию и создать предпосылки для восстановления хозяйственного спроса на рыночной основе.

Следствием этой политики явилось падение материального благосостояния населения страны в связи с ростом инфляции страны (за год цены на товары первой необходимости выросли в 100-150 раз).

2) С конца 1992г. началась массовая ваучеризация – безвозмездная передача гражданам части государственной собственности стоимостью по 10 тыс. руб. каждому путём выдачи приватизационного чека.

3) С осени 1994г. была объявлена приватизация государственных предприятий путём прямого акционирования, началась продажа акционированных предприятий. В результате основная часть национального достояния оказалась в руках 10 % населения. Произошёл вселенский обман народа, почти все лучшие предприятия оказались собственностью небольшой группы московских «уполномоченных» банкиров.

Следствием приватизации следует признать рост экономической преступности, злоупотреблений и коррупции, разрушение колхозов и совхозов, из которых стали выделяться фермерские хозяйства.

4) В 1994-1998гг. правительством были приняты меры по сдерживанию спада производства и падению эффективности экономики, которые предусматривали:

- ограничение и отмену централизованного распределения сырья и ресурсов;

- отмену государственных дотаций убыточным предприятиям;

- либерализацию внешней торговли, расширение импорта товаров на

потребительских и продовольственных рынках;

- свободную конвертацию рубля;

- крупномасштабные внешние займы;

- неконтролируемый вывоз материальных ценностей за рубеж.

В итоге произошли: развал военно-промышленного комплекса и бюджетных сфер; спад промышленного производства в стране; падение спроса на отечественную продукцию; деиндустриализация: промышленное производство всё более приобретало черты топливо-энергетической и сырьевой ориентации; падение сельскохозяйственного производства; имущественная дифференциация и скрытая безработица; полная зависимость российской экономики от Запада в лице международных финансовых организаций; нарушение экономических связей между регионами страны и распад единой народнохозяйственной структуры; криминализация рыночных отношений.

5) В 1998г. в целях выхода из финансового кризиса был предпринят ряд мер, в том числе деноминация с введением в обращение новых денег, уменьшенных по номиналу в 1000 раз, и объявление дефолта 17 августа (отказа от принятых обязательств по погашению государственного долга и моратория на расчёты с зарубежными банками). Наступил крах рыночной инфраструктуры, кризис банковской системы и рынка ценных бумаг.

4.2. Соотнесите понятия и их определения:

1) либерализация цен; 2) приватизация; 3) дефолт; 4) монетизация

А) передача государственного или муниципального имущества в частную собственность;

Б) замена натуральных льгот денежными компенсациями;

В) отказ от государственного контроля за ценами на основную массу товаров и услуг;

Г) отказ от уплаты по внешним и внутренним долгам

 

ОТВЕТ: 1 – В; 2 – А; 3 – Г; 4 – Б.

 

4.3. Отвечая на вопрос о своей оценке собственной работы на посту Президента России, В.В. Путин заявил: «Я не вижу никаких серьёзных неудач…Все поставленные цели достигнуты, задачи выполнены. Можно было бы, наверное, с чем-то справиться более эффективно… Мне не стыдно перед гражданами, которые голосовали за меня дважды, избирая Президентом Российской Федерации. Все эти восемь лет я пахал, как раб на галерах, с утра и до ночи, и делал это с полной отдачей».

- Согласны ли вы с таким заключением? Подведите итоги деятельности команды В.В. Путина за два срока его президентства. Заполните таблицу «Внутренняя политика Российской Федерации в президентство В.В. Путина (2000-2008)»:

 

Основные направления и реформы Результаты
Федеративная реформа  
Налоговая реформа  
Судебная реформа  
Изменение законодательной системы  
Реформа управления  
Социальные программы (нацпроекты)  
Экономические преобразования  
Борьба с терроризмом  

ОТВЕТ: Основными направлениями политики Президента В.В. Путина в 2000 - 2008 гг. стали:

- В политической сфере: укрепление вертикали государственной власти и достижение политической стабильности в обществе, для чего были созданы 7 федеральных округов во главе с полномочными представителями президента; изменён принцип формирования верхней палаты Федерального собрания – Совета Федерации, состоялось превращение его в постоянно действующий законодательный орган; создание Государственного совета РФ как совещательно-консультативного органа глав субъектов Федерации при Президенте РФ; осуществление административной реформы; изменение избирательного законодательства (выборы в ГД по пропорциональной системе, сокращение порога явки на выборы, отмена графы «против всех» в избирательных бюллетенях и т.д.).

 

- В социально-экономической сфере: продолжение курса на либерализацию экономики, ослабление бюрократической опеки и контроля со стороны государства за предпринимательской деятельностью, принятие мер, направленных на поддержку малого и среднего бизнеса; сокращение налогового бремени, введение 13%-ного подоходного налога; проведение социальных реформ (пенсионной, монетизации льгот, здравоохранении); начало проведения и финансирования национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жильё», «Развитие агропромышленного комплекса».

 

- В сфере международных отношений: принятие новой концепции внешней политики России, исходя из многополярной системы международных отношений; развитие партнёрских отношений со всеми странами мира; поддержка западных стран в борьбе с терроризмом.

Среди итогов проведения такой политики можно выделить: укрепление единства России; отражение угрозы со стороны сепаратизма на Северном Кавказе; восстановление экономики страны после затяжного кризиса 1990-х гг. (реальные доходы граждан за 8 лет увеличились в 2,5 раза и превысили уровень 1990 г., по индексу экономического развития Россия заняла седьмое место в мире); погашена значительная часть государственного долга; наблюдался постоянный рост ВВП; Россия вернула себе статус полноправного партнёра ведущих мировых держав.

 

4.4. Проведение тестового промежуточного контроля для проверки степени усвоения студентами пройденного материала (выполнение зачётных тестовых заданий по всему курсу в письменном или электронном вариантах).

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

Дополнительная:

1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006.

5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

 

Раздел 3. Оценка качества освоения дисциплины (системы оценивания для текущей и промежуточной аттестации, примеры оценочных средств)

При определении результатов освоения дисциплины (текущей и промежуточной аттестации) применяется балльно-рейтинговая система. В качестве оценочных средств на протяжении семестра используются:

· общетеоретические вопросы и задания с открытой формой ответа,

· тестирование,

· контрольные работы студентов,

· творческая работа,

· итоговое испытание.

Итоговое испытание является аналогом устного экзамена. Его отличие состоит в том, что оценка за итоговое испытание составляет часть общей оценки за работу в течение семестра.

При включении в проверочные задания общетеоретических вопросов необходимо предоставить студенту возможность выбора, предоставив право письменного ответа на определенное количество вопросов из списка. Общетеоретические вопросы должны соответствовать тематике лекционных занятий.

С помощью контрольных заданий тестового типа можно проверить следующие элементы подготовки студентов по истории:

1) знание дат, хронологии наиболее значительных событий и процессов;

2) знание фактов – места, обстоятельства, участников, результатов наиболее важных исторических событий;

3) соотнесение единичных фактов и общих явлений;

4) указание характерных, существенных признаков исторических событий и явлений;

5) классификация фактов по указанному признаку;

6) знание исторических терминов и понятий;

7) объяснение причинно-следственных связей событий.

Задания могут разделяться на типы:

1) выбор одного правильного ответа (даты, названия, имени и т.п.);

2) указание необходимой даты, названия, имени и т.д.;

3) определение хронологической последовательности;

4) установление соответствия между двумя рядами данных (датами и событиями, именами и событиями и т.п.);

5) группировка исторической информации по указанному признаку;

6) определение общего явления для нескольких фактов.

При составлении контрольных заданий необходимо, чтобы все вопросы имели одинаковое количество вариантов ответа. Вместе с тем задание должно быть сформулировано таким образом, чтобы правильный вариант ответа был только один из нескольких возможных ответов. В случае если используются различные типы заданий, то они должны группироваться по отдельным рубрикам.

Общее количество заданий должно соотноситься с количеством лекционных часов.

Формы контроля:

1. Текущий контроль (осуществляется лектором и преподавателем, ведущим практические занятия) в виде:

- фронтальных опросов в целях закрепления пройденного материала;

- решения ситуационных заданий;

- подготовки выступлений, докладов, эссе по согласованным темам;

- промежуточного тестирования по отдельным разделам дисциплины.

2. Промежуточный и итоговый контроль знаний по дисциплине проводится в форме:

- комбинированного зачета или экзамена (в виде устного собеседования и письменного тестирования).

Формирование оценки по текущему и итоговому контролю уровня знаний по дисциплине осуществляется с использованием балльно-рейтинговой оценки работы студента, приведенной в таблице 1, и системы перевода оценок (таблица 2).

Таблица 1.

Балльно-рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине «История»:

Цифровое выражение Словесное выражение Описание
  Отлично (зачтено) Выполнен полный объем работы, ответ студента полный и правильный. Студент способен обобщить материал, сделать собственные выводы, выразить свое мнение, привести иллюстрирующие примеры
  Хорошо (зачтено) Выполнено 75% работы, ответ студента правильный, но неполный. Не приведены иллюстрирующие примеры, обобщающее мнение студента недостаточно четко выражено
  Удовлетворительно (зачтено) Выполнено 50% работы, ответ правилен в основных моментах, нет иллюстрирующих примеров, нет собственного мнения студента, есть ошибки в деталях и/или они просто отсутствуют
  Неудовлетворительно (незачтено) Выполнено менее 50% работы, в ответе существенные ошибки в основных аспектах темы.

 

 

Таблица 2.

Перевод российских оценок в европейскую систему оценок (ECTS):

Российская система оценок 100% шкала оценок Европейская система оценок (ECTS)
5 - отлично   90-100 A – отлично
81-89 B – очень хорошо
4 – хорошо 65-80 C – хорошо
3 – удовлетворительно   56-64 D – удовлетворительно
50-55 E – посредственно
2 - неудовлетворительно   <50 FX- неудовлетворительно (с правом пересдачи)
<50 F – неудовлетворительно (без права пересдачи, необходимо повторить курс)

 

Раздел 4. Учебно-методические указания в помощь студентам для организации самостоятельной внеаудиторной работы

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 1749; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.16.254 (0.063 с.)