Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
ТЕМА № 5: Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации
Цель занятия: Дать характеристику развития западной и восточной цивилизаций в переходный период от Средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму. Показать влияние на становление капиталистических отношений в Европе двух духовных революций: Возрождения и Реформации. Сравнить участие в этом процессе абсолютных монархий западноевропейских стран и восточных деспотий. Обратить внимание на особый путь выхода из Средневековья российской цивилизации. Определить последствия опричнины XVI века и церковной реформы XVII века. Расшифровать значение понятия «Смутное время», подвести итоги завершения средневекового периода в отечественной истории. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы. Задачи: Сравнить процессы перехода от Средневековья к Новому времени в Западной Европе и в России, выявить в них общее и особенное. Отметить разную направленность, но общие последствия проведения опричнины и церковной реформы XYII века – усиление единоличной светской власти. Разъяснить суть первой версии русской национальной идеи: «Москва- Третий Рим». Показать отличия российского самодержавно-государственно-крепостнического феодализма от западноевропейского образца. Рассмотреть обстоятельства смены династий на московском престоле. Студент должен знать: 1. до изучения темы: - общеобразовательный набор предметной терминологии, сущность таких явлений как эпоха Возрождения и Реформация; - начальные приёмы анализа исторической информации; - отличие Средневековья от Нового времени в исторической хронологии, феодализма от капитализма; - основные события отечественной и зарубежной истории, их хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в рассматриваемый исторический период; 2. после изучения темы: - смысл теоретической концепции «Москва – III Рим» и её влияние на внешнюю политику Российского государства; - условия формирования абсолютизма и развития капиталистических отношений в Европе в период позднего Средневековья; - проблематику оценки исторической роли абсолютизма; - этапы эволюции московской государственности от сословно-представительной монархии к самодержавию при Иване Грозном;
- обстоятельства смены династий на российском престоле. Студент должен уметь: - объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии; - выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации; - владеть навыками работы с историческими источниками; - с научных позиций, компетентно вести полемику по поводу сравнения понятий западного абсолютизма, восточного деспотизма и российского самодержавия, объективно-исторического значения абсолютной монархии при переходе от феодализма к капитализму; - рассматривать «Смутное время» с позиций ослабления государственных начал. Студент должен владеть: - достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса; - навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений; - навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики. Содержание занятия: 1. Вводный контроль: - проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения материала предшествовавшей лекции вузовского курса; - заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по четвёртой теме учебной программы, организация их обсуждения в группах. 2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов: 1. XVI – XVII века в мировой истории: переход от Средневековья к Новому времени. 2. Московское царство при Иване Грозном. 3. «Смутное время» и воцарение династии Романовых. 4. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века.
3. Практическая работа: - Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу: 1. Перечислите основные факторы, способствовавшие переходу западноевропейской цивилизации от аграрного к индустриальному обществу.
2. Чем отличались абсолютные монархии западноевропейских стран от режимов восточных деспотий? Дайте определения этим понятиям. 3. Что вы знаете о таких явлениях в истории западной цивилизации как «Ренессанс» («Возрождение») и «Реформация»? Какую роль они сыграли в переходе от феодализма к капитализму? 4. Дайте характеристику развитию Московского государства и феодального строя в XVI-XVII вв. В чём заключалась особенность выхода из Средневековья российской цивилизации? В чём состояли отличия российского самодержавно-государственно-крепостнического феодализма от западноевропейского типа в XVI-XVII веках? 5. Что вы знаете о Люблинской Унии и Речи Посполитой? Какое отношение имеют эти термины к истории русского народа? 6. Дайте оценку опричнины, определите причины её введения Иваном Грозным и последствия для развития российской цивилизации. 7. Когда и при каких обстоятельствах произошла смена династий на российском престоле (Рюриковичей на Романовых)? Какой период русской истории называется «Смутным временем» и почему? 8. Какую роль сыграл церковный раскол XYII века во взаимоотношениях светской и духовной властей, в политико-экономической и социокультурной жизни России? 9. Почему XVII век историки называют «бунташным»? Какие предпосылки для преобразований Петра I были созданы его предшественниками из династии Романовых?
- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.
4. Ситуационные задачи для разбора на занятии: 4.1. -Прочитайте отрывок из послания старца Филофея дьяку великого князя Василия III: «…Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это – российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать». - Ответьте на вопросы: 1. О чём говорит в своём послании Филофей и кто он такой? 2. Какая политическая теория сложилась на основании данного документа? Объясните причину её создания. 3. В каких ещё концепциях и теориях на протяжении истории России говорится об особой миссии Русского государства в мире? Подведите итоги попыток их реализации. ОТВЕТ: «Москва – III Рим», «Москва – Новый Иерусалим», «Святая Русь», «Москва – основательница III –го Коммунистического Интернационала». 4.2. Во второй половине XVII века в политическом строе России стала отчётливо проявляться тенденция к установлению абсолютистской монархии. Из предложенного ниже набора исторических событий необходимо выбрать мероприятия, свидетельствовавшие о справедливости данного утверждения: 1) оформление Василием Шуйским «крестоцеловальной записи»; 2) принятие Соборного Уложения; 3) проведение патриархом Никоном церковной реформы; 4) создание Алексеем Михайловичем Приказа тайных дел; 5) отмена Фёдором Алексеевичем местничества; 6) сформирование народным ополчением временного правительства «Совета всея земли»; 7) выделение из состава Боярской думы Ближней думы и Расправной палаты; 8) созыв земского собора для принятия решения о воссоединении Украины с Россией.
ОТВЕТ: 2, 4, 5, 7 пункты.
4.3. Проведение тестового текущего контроля для проверки степени усвоения студентами пройденного материала (выполнение тестовых заданий в письменном или электронном вариантах).
Рекомендуемая литература: Основная: 1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011. 2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008. 3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010. 4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.
Дополнительная: 1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012. 2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004. 3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010. 4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006. 5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.017 с.) |