ТЕМА № 5: Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА № 5: Россия в XVI-XVII веках в контексте развития европейской цивилизации



 

Цель занятия: Дать характеристику развития западной и восточной цивилизаций в переходный период от Средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму. Показать влияние на становление капиталистических отношений в Европе двух духовных революций: Возрождения и Реформации. Сравнить участие в этом процессе абсолютных монархий западноевропейских стран и восточных деспотий. Обратить внимание на особый путь выхода из Средневековья российской цивилизации. Определить последствия опричнины XVI века и церковной реформы XVII века. Расшифровать значение понятия «Смутное время», подвести итоги завершения средневекового периода в отечественной истории. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы.

Задачи: Сравнить процессы перехода от Средневековья к Новому времени в Западной Европе и в России, выявить в них общее и особенное. Отметить разную направленность, но общие последствия проведения опричнины и церковной реформы XYII века – усиление единоличной светской власти. Разъяснить суть первой версии русской национальной идеи: «Москва- Третий Рим». Показать отличия российского самодержавно-государственно-крепостнического феодализма от западноевропейского образца. Рассмотреть обстоятельства смены династий на московском престоле.

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии, сущность таких явлений как эпоха Возрождения и Реформация;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- отличие Средневековья от Нового времени в исторической хронологии, феодализма от капитализма;

- основные события отечественной и зарубежной истории, их хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- смысл теоретической концепции «Москва – III Рим» и её влияние на внешнюю политику Российского государства;

- условия формирования абсолютизма и развития капиталистических отношений в Европе в период позднего Средневековья;

- проблематику оценки исторической роли абсолютизма;

- этапы эволюции московской государственности от сословно-представительной монархии к самодержавию при Иване Грозном;

- обстоятельства смены династий на российском престоле.

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- с научных позиций, компетентно вести полемику по поводу сравнения понятий западного абсолютизма, восточного деспотизма и российского самодержавия, объективно-исторического значения абсолютной монархии при переходе от феодализма к капитализму;

- рассматривать «Смутное время» с позиций ослабления государственных начал.

Студент должен владеть:

- достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса;

- навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений;

- навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по четвёртой теме учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов:

1. XVI – XVII века в мировой истории: переход от Средневековья к Новому времени.

2. Московское царство при Иване Грозном.

3. «Смутное время» и воцарение династии Романовых.

4. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века.

 

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу:

1. Перечислите основные факторы, способствовавшие переходу западноевропейской цивилизации от аграрного к индустриальному обществу.

2. Чем отличались абсолютные монархии западноевропейских стран от режимов восточных деспотий? Дайте определения этим понятиям.

3. Что вы знаете о таких явлениях в истории западной цивилизации как «Ренессанс» («Возрождение») и «Реформация»? Какую роль они сыграли в переходе от феодализма к капитализму?

4. Дайте характеристику развитию Московского государства и феодального строя в XVI-XVII вв. В чём заключалась особенность выхода из Средневековья российской цивилизации? В чём состояли отличия российского самодержавно-государственно-крепостнического феодализма от западноевропейского типа в XVI-XVII веках?

5. Что вы знаете о Люблинской Унии и Речи Посполитой? Какое отношение имеют эти термины к истории русского народа?

6. Дайте оценку опричнины, определите причины её введения Иваном Грозным и последствия для развития российской цивилизации.

7. Когда и при каких обстоятельствах произошла смена династий на российском престоле (Рюриковичей на Романовых)? Какой период русской истории называется «Смутным временем» и почему?

8. Какую роль сыграл церковный раскол XYII века во взаимоотношениях светской и духовной властей, в политико-экономической и социокультурной жизни России?

9. Почему XVII век историки называют «бунташным»? Какие предпосылки для преобразований Петра I были созданы его предшественниками из династии Романовых?

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1. -Прочитайте отрывок из послания старца Филофея дьяку великого князя Василия III: «…Так знай, боголюбец и христолюбец, что все христианские царства пришли к концу и сошлись в едином царстве нашего государя, согласно пророческим книгам, и это – российское царство: ибо два Рима пали, а третий стоит, а четвёртому не бывать».

- Ответьте на вопросы:

1. О чём говорит в своём послании Филофей и кто он такой?

2. Какая политическая теория сложилась на основании данного документа? Объясните причину её создания.

3. В каких ещё концепциях и теориях на протяжении истории России говорится об особой миссии Русского государства в мире? Подведите итоги попыток их реализации.

ОТВЕТ: «Москва – III Рим», «Москва – Новый Иерусалим», «Святая Русь», «Москва – основательница III –го Коммунистического Интернационала».

4.2. Во второй половине XVII века в политическом строе России стала отчётливо проявляться тенденция к установлению абсолютистской монархии. Из предложенного ниже набора исторических событий необходимо выбрать мероприятия, свидетельствовавшие о справедливости данного утверждения:

1) оформление Василием Шуйским «крестоцеловальной записи»;

2) принятие Соборного Уложения;

3) проведение патриархом Никоном церковной реформы;

4) создание Алексеем Михайловичем Приказа тайных дел;

5) отмена Фёдором Алексеевичем местничества;

6) сформирование народным ополчением временного правительства «Совета всея земли»;

7) выделение из состава Боярской думы Ближней думы и Расправной палаты;

8) созыв земского собора для принятия решения о воссоединении Украины с Россией.

 

ОТВЕТ: 2, 4, 5, 7 пункты.

 

4.3. Проведение тестового текущего контроля для проверки степени усвоения студентами пройденного материала (выполнение тестовых заданий в письменном или электронном вариантах).

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

 

Дополнительная:

1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006.

5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 415; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.216.163 (0.017 с.)