Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 4: русские земли в XIII – XV вв. И европейское Средневековье
ЦЕЛЬ: Дать характеристику периоду Классического Средневековья в мировой истории, определить его значение в движении человеческого сообщества к прогрессу. Представить Русь как зону столкновения экспансивных планов западных и восточных стран.Показать роль славянских народов в конфликте интересов цивилизаций Запада и Востока. Обратить внимание на попытки Владимиро-Суздальских князей возродить единство Руси, на причины возвышения Москвы как собирательницы русских земель и на разные оценки роли монголо-татарского фактора в становлении российской цивилизации. Подвести итог объединительной политики Великого князя Ивана III.
ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы ФЭТ очной формы обучения; 0,5 часа для программы ФЭТ заочной формы обучения; 0,25 часа для программы ФЭТ заочной ускоренной формы обучения; 4 часа для программы по специальности «Менеджмент» очной формы обучения; 1 час для программы по специальности «Менеджмент» заочной формы обучения;1 час для программы ФСР заочной формы обучения; 1 час для программы по направлению подготовки «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения; 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очной формы обучения и 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очно-заочной формы обучения. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ: 1. Средневековые государства Европы и Азии в XIII- XV веках. 2. Русь между Востоком и Западом в период феодальной раздробленности. 3. Русь и Орда: проблемы взаимовлияния. 4. Образование централизованного Московского государства.
ВЫВОДЫ: 1. Средневековье как название эпохи ассоциируется в трудах историков – марксистов с хронологией существования феодализма – аграрной общественно-экономической формации, базирующейся на эксплуатации землевладельцами подневольного крестьянского труда. Её характерными признаками являлись консервативная система ценностей и религиозных устоев, корпоративная замкнутость сословий, стремление общества к внутреннему единству и внешнему обособлению. Период Классического Средневековья в истории человечества – это время расцвета феодальных отношений, оформления христианской и исламской цивилизаций, формирования современных народов и образования централизованных государств, влияния на европейское общество идей «Ренессанса» или «Возрождения».
2. После распада Киевской Руси в XII в. Владимиро-Суздальские князья пытались возродить единое централизованное государство. Внук Владимира Мономаха Андрей Боголюбский провозгласил г.Владимир- на- Клязьме центром Руси, преемником Киева, вёл объединительную работу среди князей, но был убит в результате заговора. В начале XIV в. великий князь Гедимин объединил литовские и западнорусские земли в Литовско-Русское государство, которое просуществовало до заключения с Польшей Люблинской унии в 1569 году. 3. В XIII – XV вв. удельная Русь являлась зоной взаимодействия цивилизаций Запада и Востока. Она сыграла выдающуюся роль в формировании облика Европы своего времени, изменив в ней соотношение сил. Славянские и прибалтийские народы своим сопротивлением внешней агрессии остановили Великий поход на Запад монголо-татарских завоевателей и положили конец продвижению на Восток крестоносцев в Северной Европе. 4. Возвышению Москвы, превращению её в новый центр объединения русских земель способствовали: выгодное географическое и торговое положение; утверждение города в качестве духовной столицы, резиденции митрополита; междоусобная борьба других княжеств и поддержка Золотой Орды; умелая политика первых московских князей. 5. Ордынская система властвования не была изобретением монголо-татар. В средние века во всём мире была распространена эксплуатация одних государств другими через установление в эксплуатируемых странах подконтрольных правительств. Папа Римский и католическая церковь проводили похожую политику в Европе, так же взимая с христианских европейских королевств «десятину» - 1/10 часть годового дохода и оказывая их лояльной правящей верхушке идеологическую поддержку и политическое покровительство. Русская элита обеспечивала экономическое благоденствие монгольской знати, а та, в свою очередь, помогала князьям и боярам покорённых территорий устанавливать и удерживать деспотическое господство над собственным народом.
6. Монголо-татарское иго длилось с 1240 по 1480 гг. 240-летняя зависимость русских земель от Золотой Орды негативно оценивается большинством историков. Среди экономических последствий ига ими называются: разрушение 49 городов, исчезновение отдельных ремесленных специальностей, увод в плен русских умельцев; сожжение многих сёл и деревень, сокращение посевных площадей; выплата тяжёлой ханской дани в натуре и серебром; нарушение традиционных торговых путей и внешнеэкономическая изоляция Руси. Кроме того, существенные потери понёс славянский генофонд и коренным образом изменился социально-политический уклад жизни русских княжеств с утверждением самодержавной власти и подданичества. 7. Иго оказало значительное влияние на культуру, менталитет и историческую судьбу русского народа. Оно способствовало превращению Московской Руси и России в отдельную евроазиатскую цивилизацию, промежуточную между классическим «западом» и классическим «востоком». Учреждение ордынскими ханами должности «старшего князя» Руси и создание для обладателей «ярлыков» режима наибольшего благоприятствования с военной помощью может рассматриваться как первый шаг к возрождению на русских землях централизованной власти. 8. Завершение процесса собирания славянских земель вокруг Москвы и создание нового независимого централизованного государства под названием «Русь» относится ко времени правления Московских Великих князей Ивана III и Василия III, названного историками «Последним собирателем Земли Русской». В этот период было свергнуто монголо-татарское иго, Московская Русь была объявлена политическим и духовным преемником Византии и наследницей Золотой Орды, а её правитель стал именоваться «Государем Всея Руси». О силе центральной власти свидетельствовали издание свода законов – Судебника 1497 г., появление государственного герба в виде двуглавого орла, монопольное право столицы на чеканку монеты, строительство символа власти – Московского Кремля из красного кирпича.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ: 1. Дайте характеристику Средневековому периоду в мировой истории, определите его значение в движении человечества к прогрессу. 2. Расшифруйте значение термина «феодализм». Что вы знаете о дискуссиях учёных по поводу причин, путей складывания феодальных производственных отношений и их социальной оценки. 3. Составьте словарь (глоссарий) основных понятий и определений, относящихся к характерным признакам и особенностям феодального общества. 4. Какие социально-политические изменения происходили в русских землях в XIII-XV вв.? С какими агрессиями пришлось столкнуться Древнерусскому государству в этот период? Оцените результаты одержанных побед и понесённых поражений. 5. Что такое монголо-татарское иго? Как долго оно длилось? Какие последствия оно имело для цивилизационного развития русского общества? 6. Составьте таблицу разных оценок положительных и отрицательных итогов взаимоотношений Древней Руси с Великой Степью. 7. Назовите причины, способствовавшие превращению г. Москвы в собирательницу русских земель, в столицу новой российской субцивилизации. 8. Когда было завершено формирование централизованного государства «Московская Русь»? Почему Иван III заслужил в истории титул «Великий»? 9. Кому приписывается авторство в выдвижении идеи «Москва-Третий Рим»? ЛИТЕРАТУРА: Основная: 1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д:«Феникс», 2011. 2. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012. 3. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008. Дополнительная: 1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010. 2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011. 3. Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2010.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 435; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.100.34 (0.007 с.) |