Методологии исторической науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологии исторической науки



 

ЦЕЛЬ: Представить историю как науку о людях во времени и учебную дисциплину. Познакомить слушателей с понятийно-категориальным аппаратом, предметом изучения, философскими подходами к его выбору и проблемами истинности исторического знания. Определить значение истории в цикле социально-гуманитарных наук и исторического опыта в процессе становления общечеловеческой цивилизации. Дать представление об основах методологии и концептуальных моделях исторической науки. Выделить общее и особенное истории России в контексте мировой истории.

 

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы ФЭТ очной формы обучения; 0,5 часа для программы ФЭТ заочной формы обучения; 0,25 часа для программы ФЭТ заочной ускоренной формы обучения; 4 часа для программы по направлению подготовки «Менеджмент» очной формы обучения; 1 час для программы по направлению подготовки «Менеджмент» заочной формы обучения; 0,25 часа для программы ФСР заочной формы обучения; 1 час для программы по направлению подготовки «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения; 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очной формы обучения и 1 час для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очно-заочной формы обучения.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. Место истории в системе социально-гуманитарных наук. Объект и предмет исторической науки.

2. Теория и методология исторической науки.

3. Сущность, формы и функции исторического знания. Историческое сознание и этапы его развития.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории: общее и особенное в историческом развитии.

 

ВЫВОДЫ:

1.История – наука о прошлом человеческого общества, его развитии, закономерностях и особенностях эволюции в конкретных формах и пространственно-временных измерениях. Является базовым элементом в структуре блока социально-экономических и гуманитарных дисциплин. Для истории объектом изучения является вся совокупность фактов и факторов, характеризующих жизнь общества в прошлом и настоящем. Предметом истории считается изучение человеческого общества как единого противоречивого процесса.

2. Теория и методология изучения исторического процесса призваны способствовать установлению подлинности событий и фактов и истинности знаний о них. История – это прежде всего научный анализ фактов прошлого. Теория – логическая схема, поясняющая исторические факты. Методология истории – это система принципов и методов исторического исследования, которая основывается на теории исторического познания.

3. В исторической науке принято руководствоваться принципами: историзма, объективности, социального подхода и альтернативности. К группе собственно исторических методов исследования относятся: идеографический (описательный), структурно-системный (типологический), хронологически-проблемный (периодизации), компаративистский (сравнительный), синхронистический (одновременный), диахронический (разновременный), генетический и ретроспективный (методы исторического моделирования) и метод терминологического анализа (антропонимического и топонимического).

4. Многофакторная природа исторического процесса определяет разнообразие философских подходов к его изучению. В учёной среде выделяются: религиозный (теологический, провиденциальный), естественнонаучный (натуралистический), социально-экономический (формационный), культурно-исторический (культурно-цивилизационный) подходы и мир-системный (комбинированный) анализ.

5. История – важнейший способ самоидентификации человека, определения им своего места в социальном пространстве, приобретения исторического сознания. Историческое сознание представляет собой совокупность идей, взглядов, традиций, чувств, переживаний, которые выражают отношение людей к историческим явлениям общественной жизни. Оно может выражаться как в социальной (массовой), так и в индивидуальной (личностной) формах. В изменении представлений о движении общества во времени принято различать этапы мифического, хронистического и научного исторического сознания. Как всякая наука, история выполняет ряд специфических социальных функций: познавательную, интеллектуально-развивающую, практически-рекомендательную (политическую), социальной памяти, мировоззренческую, воспитательную и прогностическую.

6. К историческим наукам относятся: этнография и археология, в перечень вспомогательных исторических дисциплин входят: источниковедение, историография, генеалогия, геральдика, нумизматика, сфрагистика, палеография, топонимика, ономастика, дипломатика, метрология, историческая география и историческая демография.

7. История Отечества – часть всемирной истории, пройденной человечеством за весь период своего существования. Становление российского сообщества происходило в соответствии с общими законами исторического развития, в то же время на специфические отличительные особенности этого процесса наложили отпечаток такие самобытные факторы как: природно-климатический, геополитический, конфессиональный (религиозный), социальной и этнической организации. История России свидетельствует о постоянной борьбе европейского и азиатского начал в её цивилизационной сути.

8. История-наука о развитии человеческого общества во всём его многообразии. Предметом Отечественной истории является изучение развития России с древнейших времён до современности как неотъемлемой части мировой цивилизации.

9. Если Европа считает себя наследницей достижений Западной Римской империи, то на развитие российской культуры существенное влияние оказала Восточная Римская империя (Византия).

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. К блоку каких дисциплин принадлежит история? Когда зародилось это научное понятие? Кто считается его творцом?

2. Определите объект и предмет изучения всеобщей и отечественной истории.

3. Что такое историческое сознание? Какие формы может принимать отношение людей к историческим явлениям общественной жизни? Какие этапы развития выделяют обществоведы в трансформации исторического сознания?

4. Перечислите основные функции исторического знания, разъясните их смысл.

5. Что такое методология исторического познания? Докажите необходимость её разработки для решения проблем достоверности знаний о прошлом.

6. Расшифруйте значение каждого из принципов и методов, применяемых в современной исторической науке для исследования фактов, явлений и событий.

7. Какие факторы, по мнению учёных, могут влиять на ход исторического процесса?

8. Назовите наиболее употребительные философские подходы к рассмотрению истории человечества. Объясните, почему цивилизационный подход считается более предпочтительным, чем формационно-стадиальный?

9. Составьте таблицу понятий и терминов, относящихся к основным и вспомогательным историческим дисциплинам.

10. Докажите, что история России является составной частью мировой исторической науки, прокомментируйте значение факторов, обусловивших её самобытность.

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

3. Инновационный учебно-методический комплекс «История»

(под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

Дополнительная:

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 322; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.61.223 (0.007 с.)