История: учебное пособие / сост. В. И. Евсеенко. – Киров: Кировская ГМА, 2013. – 122 с. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

История: учебное пособие / сост. В. И. Евсеенко. – Киров: Кировская ГМА, 2013. – 122 с.



И С Т О Р И Я

 

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

 

Киров - 2013

 

УДК 93(075.8)

ББК 63.3(0)+63.3(2)] 273

И 90

 

 

Печатается по решению центрального методического Совета Кировской

государственной медицинской академии (протокол № 9 от 20 июня 2013 г.)

 

 

История: учебное пособие / сост. В. И. Евсеенко. – Киров: Кировская ГМА, 2013. – 122 с.

 

Разработано в соответствии с требованиями ФГОС третьего поколения, на основании рекомендаций Научно-методического Совета по истории МОН РФ 2009 г., рабочих программ и учебных планов, утверждённых в 2011 г. ЦМС и учёным советом ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России по направлениям подготовки: 100800 «товароведение», 080200.62 «менеджмент», 040400 «социальная работа», 060500 «сестринское дело» и 030401 «клиническая психология». Применимо для очной, заочной и заочной сокращённой форм обучения.

 

Учебное пособие предназначено в помощь студентам с целью оптимизации подготовки к занятиям по освоению курса.

 

 

Рецензенты: доцент кафедры гуманитарных наук КГМА, кандидат

философских наук Гайда В.В. доцент кафедры культурологи и рекламы ГБОУ ВПО ВятГГУ, кандидат педагогических наук Попова П.В.

 

 

ã Евсеенко В.И. - Киров, КГМА, 2013 г.

ã ГБОУ ВПО Кировская ГМА Минздрава России, 2013 г.

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение. Цели и задачи дисциплины. Ее место в системе высшего

образования …………………………………………………………………….4

Раздел 1. Методические указания по темам лекционного курса ………. 7

 

 

Раздел 2. Учебно-методические указания в помощь студентам

для подготовки к семинарским (практическим) занятиям ………………40

 

Раздел 3. Оценка качества освоения дисциплины (системы

оценивания для текущей и промежуточной аттестации, примеры

оценочных средств) …………………………………………………….…. 79

 

 

Раздел 4. Учебно-методические указания в помощь студентам

для организации самостоятельной внеаудиторной работы …………… 82

 

Раздел 5. Примерная тематика обзоров (докладов и других

сообщений) научной литературы, рефератов и эссе …………………. 114

Раздел 6. Тестовые задания …………. ………………………………….. 116

 

Раздел 7. Ситуационные задачи ………………………………………. 119

 

Раздел 8. Вопросы для зачёта (экзамена) ………………..…………….. 120

 

Введение

Цели и задачи дисциплины. Ее место в системе высшего образования

 

Цель изучения дисциплины:

- дать систематизированные знания об основных закономерностях и особенностях всемирно-исторического процесса, с акцентом на события отечественной истории;

- сформировать у студентов комплексное представление о культурно-историческом своеобразии России, ее месте в мировой и европейской цивилизации;

- способствовать выработке навыков, необходимых для получения, анализа и обобщения исторической информации;

- ввести обучаемых в круг исторических проблем, связанных с областью будущей профессиональной деятельности.

 

Задачи изучения дисциплины:

Задачи изучения курса определяются рядом важных социальных функций истории как науки, в том числе: интеллектуально-развивающей, воспитательной, мировоззренческой, политической и прогностической. Поэтому её включение в блок гуманитарных дисциплин предусматривает выполнение таких обязательств как:

- формирование у студентов научных представлений о движущих силах и закономерностях развития человечества, о роли в истории политической организации общества и отдельной личности;

- приобщение их к реальности существования в мире многообразия культур и цивилизаций и законов их взаимодействия, приведение к осознанию ими парадигмы вариативности исторического процесса;

- выработку у обучаемых восприятия понятий «гражданственности» и «патриотизма» в значении занимать активную жизненную позицию, «верой и правдой служить своему Отечеству», национальным интересам России;

- содействие осознанию выпускником места и роли в общественном развитии выбранной им сферы деятельности, её взаимосвязи с другими отраслями и социальными институтами;

- воспитание здоровых морально-нравственных устоев поведения, толерантности в межнациональных и религиозных отношениях;

- привитие умений поиска необходимой информации и эффективной работы с разноплановыми источниками с их критическим осмыслением;

- содействие в овладении будущими бакалаврами навыками исторической аналитики – способностью на основе исторического анализа и проблемного подхода преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, исходя из принципов историзма и объективности;

- обучение способности логически мыслить и вести аргументированные научные дискуссии;

- развитие творческого мышления, самостоятельности суждений, пробуждение интереса к отечественному и мировому культурному и научному наследию, его сохранению и преумножению.

 

Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина «История» относится к циклу базовых общеобразовательных гуманитарно-социально-экономических дисциплин.. Современный этап развития образования характеризуется переходом к двухступенчатой системе высшей школы «бакалавр-магистр», особое значение в которой отводится подготовке выпускника не только знающего, но и мыслящего, владеющего ментальной грамотностью, обладающего творческими и морально-нравственными качествами.

Изучение гуманитарных дисциплин в наибольшей степени способствует превращению студента из объекта познавательной деятельности в её активного субъекта, укореняя в его сознании представление о творчестве как основе профессиональной деятельности. Знакомство с событиями мировой и отечественной истории помогает принимать правильные решения, особенно в нестандартных ситуациях, формирует умения по самостоятельному анализу и оценке общественных процессов, в том числе социально-экономических и культурно-политических.

 

Требования к результатам освоения дисциплины:

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование у студентов определённого набора общекультурных и профессиональных компетенций, предусматривающих наличие у выпускников:

- способности применять основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, умении анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

- умения владеть основными навыками культуры мышления, способности к адекватному восприятию, обобщению и анализу информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения;

- умения логически верно, аргументировано и понятно строить устную и письменную речь в публичных выступлениях и научно-исследовательских работах, грамотно пользоваться предметной терминологией;

- понимания сущности и значения информации и информационных технологий в развитии современного общества и профессиональных знаний;

- навыков владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, работы с компьютером как средством управления информацией.

 

В результате освоения дисциплины «История» студент должен:

Знать

- основные направления развития, проблемы теории и методологии исторической науки;

- движущие силы и закономерности исторического процесса; место в нём отдельной личности и политической организации общества;

- различные подходы к изучению прошлого человечества и оценке периодизации всемирной и отечественной истории;

- основные этапы, ключевые события истории России и мира с древности до наших дней и их хронологию;

- имена выдающихся деятелей отечественной и всеобщей истории и их заслуги в становлении мировой цивилизации;

- важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

- основные и фундаментальные мировоззренческие проблемы в их историко- философском преломлении.

Уметь

- логически мыслить, вести научные дискуссии;

- работать с разноплановыми источниками;

- осуществлять эффективный поиск необходимой информации и критически оценивать степень её достоверности;

- применять различные технологии для получения, обработки и сохранения источников информации;

- преобразовывать информацию в знание, осмысливать процессы, события и явления в России и мировом сообществе в их динамике и взаимосвязи, руководствуясь принципами научной объективности и историзма;

- формулировать и доказательно отстаивать собственную позицию по различным проблемам истории;

- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

- извлекать уроки из исторических событий и на их основе принимать осознанные решения;

- использовать историко-философский и системно-аналитический методы при исследовании общих законов функционирования природы, общества и человека.

Владеть

- достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса;

- навыками анализа исторических источников, публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;

- приемами ведения научной дискуссии и полемики.

 

Европейской цивилизации

 

ЦЕЛЬ: Дать характеристику развития западной и восточной цивилизаций в переходный период от Средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму. Показать влияние на становление капиталистических отношений в Европе двух духовных революций: Возрождения и Реформации. Сравнить участие в этом процессе абсолютных монархий западноевропейских стран и восточных деспотий. Обратить внимание слушателей на особый путь выхода из Средневековья российской цивилизации. Определить последствия опричнины XVI века и церковной реформы XVII века. Расшифровать значение понятия «Смутное время», подвести итоги завершения средневекового периода в отечественной истории.

ВРЕМЯ ЛЕКЦИИ: 2 часа для программы ФЭТ очной формы обучения; 0,5 часа для программы ФЭТ заочной формы обучения; 0,25 часа для программы ФЭТ заочной ускоренной формы обучения; 4 часа для программы по специальности «Менеджмент» очной формы обучения; 1 час для программы по специальности «Менеджмент» заочной формы обучения; 1 час для программы ФСР заочной формы обучения; 1 час для программы по направлению подготовки «Сестринское дело» очно-заочной формы обучения; 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очной формы обучения и 2 часа для программы по направлению подготовки (специальности) «Клиническая психология» очно-заочной формы обучения.

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ:

1. XVI – XVII века в мировой истории: переход от Средневековья к Новому времени.

2. Московское царство при Иване Грозном.

3. «Смутное время» и воцарение династии Романовых.

4. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века.

 

ВЫВОДЫ:

1. XVI–XVII вв. в западноевропейской истории считаются эпохой цивилизационного скачка, переходным мостом к системе общественных отношений и культуре Нового времени. Под влиянием целого комплекса факторов: великих географических открытий, формирования рыночной системы хозяйствования, применения достижений науки и техники, появления новых ценностных установок в результате распространения идей Возрождения и Реформации, буржуазных социальных революций – Европа отказалась от традиционного феодального уклада и шагнула в индустриальное капиталистическое общество. Политической особенностью этого процесса стала абсолютизация монархической власти.

2. «Абсолютизм» (фр. absolutisme – «абсолютная монархия» - от лат. absolutus – «безусловный»)- форма средневекового государства с неограниченной монархической властью, опирающейся на закон. Отличается наивысшей степенью централизации управления, разветвлённым, полностью зависимым от монарха бюрократическим аппаратом, высоким уровнем развития экономики, сильной армией и надёжной системой органов охраны порядка, ликвидацией представительных организаций, развитым дипломатическим представительством и полным подчинением церкви светской власти.

На первых порах в ряде европейских стран абсолютная монархия сыграла прогрессивную роль в консолидации нации, в становлении капиталистических отношений. Играя на противоречиях между дворянством и буржуазией, абсолютизм держал их в равновесии, которое не могло быть долговечным. Когда вмешательство выросшей и усилившейся бюрократии в экономику начало препятствовать капиталистической эволюции, буржуазия вступила в решительную борьбу за власть.

3. В отличие от Запада, где наблюдался технический прогресс, формирование нового типа экономики и социальных отношений, на Востоке в XVI-XVII вв. происходило замедление социально-экономического развития. Причины такой диспропорции следует искать в разнице политических, идеологических и социокультурных цивилизационных доминант, которыми стали руководствоваться в данный период сообщества противостоящих континентов. Линейное непрерывное движение к прогрессу обеспечили западной цивилизации антропоцентризм, полицентризм власти, приоритет гражданского общества перед государством, освобождение от религиозного догматизма, преобладание мировоззрений рационализма и инновационности в поведенческом стереотипе. Циклическое запаздывающее вхождение в капитализм восточных стран объяснялось противодействием деспотической формы правления, абсолютным преобладанием государства над обществом, религиозным фанатизмом, сковывавшим свободу человека, консервативной приверженностью к традиционным ценностям сложившегося образа жизни.

4. «Деспотия» (греч. despoteia – «неограниченная власть») – распространённая форма правления, означающая произвол, жестокое подавление свободной воли. Глава государства, которое регулирует всё многообразие человеческих отношений и формирует общественные идеалы и вкусы, обладает всей полнотой бесконтрольной законодательной и судебной власти, творит высший суд как по закону, так и произволу. Характерными признаками восточного деспотизма являются: проведение политики насилия, принуждения или террора, административно-бюрократический контроль за хозяйственной деятельностью, установление общественно-государственной собственности на средства производства, прежде всего на природные ресурсы, незначительная роль сословных различий, подчинение личности коллективным интересам низовых самоуправляемых религиозно производственных сельских общин.

5. В становлении государственности Московского царства, провозглашённого в 1547 г., преобладали элементы восточной цивилизации. Ещё в годы монголо-татарского ига княжеский аппарат подмял под себя институты народного самоуправления, и вече –древнейший орган народовластия в XVI веке - исчезло из практики на всей территории исторического ядра новой субцивилизации. В процессе насильственного собирания земель феодалы присоединённых территорий становились слугами Московского правителя. При Иване III в 1488 г. Белозерская уставная грамота уравняла перед лицом государственной власти все сословия и провозгласила всё население страны – от высшего боярства до последнего смерда – подданными «Государя всея Руси», его холопами. Сложившаяся система авторитарной власти была приближена к деспотическому самодержавию опричной политикой Ивана IV, которая сопровождалась и усилением единоличной власти, и террором, и ликвидацией института частной собственности, который в Западной Европе послужил основой формирования гражданского общества, принципа разделения властей, создания системы парламентаризма.

6. Опричнина Ивана Грозного и церковная реформа патриарха Никона при всём их своеобразии как исторических явлений имели один общий итог- усиление самодержавной государственной власти. К концу XVI в. Московское царство превратилось в могущественное централизованное государство, в 2 раза расширившее свою территорию и существенно упрочившее международное положение. Процесс закрепощения крестьян стал следствием хозяйственного разорения, вызванного Ливонской войной, опричниной и усилившейся оттоком сельского населения из центра на окраинные свободные земли.

7. Смута начала XYII века – это период острого политического, социально-экономического и духовного кризиса на Руси. В исторической науке его принято делить на три этапа: династической борьбы за власть (1598-1606 гг.); гражданской войны (1606-1610 гг.) и национально-освободительной войны (1610-1613 гг.). В результате событий Смутного времени были разрушены устаревшие органы власти, произошло обновление сословно-представительной монархии, воцарилась новая династия Романовых, укрепилось дворянство, продолжилось закрепощение крестьян, Россия понесла крупные территориальные потери на западных границах.

8. XVII век занимает особое, пограничное место между эпохой Московского царства и новым периодом русской истории, связанным с зарождением буржуазных отношений. Из-за насыщенности бурными событиями историки его назвали «бунташным». Большую значимость ему придают не только Смутное время или социальные выступления против власти. В 1649 г. было принято Соборное Уложение – универсальный кодекс феодального права. В результате церковного раскола из-за реформы 1653-1667 гг. началось разрушение средневекового мировоззрения. В 1654 г. состоялось воссоединение Украины с Россией и Московский царь получил титул «Самодержца всея Великия и Малыя и Белыя России». В 1682 г. отмена местничества нанесла ещё один удар по боярским привилегиям и открыла дорогу к чиновничьим постам менее знатным служилым людям из дворянства. Таким образом была подготовлена почва для петровских реформ и установления российского имперского абсолютизма.

9. Отличавшие российскую государственность от деспотизма такие органы общественного представительства как Боярская Дума, земское самоуправление, Земские соборы и Патриаршество были упразднены к началу XVIII века Петром I, который завершил и процесс юридического оформления крепостного права в России. Утвердившийся при нём режим абсолютной монархии опирался на сложившийся в стране особый самодержавно-государственно-крепостнический тип феодализма и в отличие от Запада предпочёл курс на государственный капитализм.

 

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ СТУДЕНТОВ:

1. Перечислите основные факторы, способствовавшие переходу западноевропейской цивилизации от аграрного к индустриальному обществу.

2. Чем отличались абсолютные монархии западноевропейских стран от режимов восточных деспотий? Дайте определения этим понятиям.

3. Что вы знаете о таких явлениях в истории западной цивилизации как «Ренессанс» («Возрождение») и «Реформация»? Какую роль они сыграли в переходе от феодализма к капитализму?

4. Дайте характеристику развитию Московского государства и феодального строя в XVI-XVII вв. В чём заключалась особенность выхода из Средневековья российской цивилизации? В чём состояли отличия российского самодержавно-государственно-крепостнического феодализма от западноевропейского типа в XVI-XVII веках?

5. Что вы знаете о Люблинской Унии и Речи Посполитой? Какое отношение имеют эти термины к истории русского народа?

6. Дайте оценку опричнины, определите причины её введения Иваном Грозным и последствия для развития российской цивилизации.

7. Когда и при каких обстоятельствах произошла смена династий на российском престоле (Рюриковичей на Романовых)? Какой период русской истории называется «Смутным временем» и почему?

8. Какую роль сыграл церковный раскол XYII века во взаимоотношениях светской и духовной властей, в политико-экономической и социокультурной жизни России?

9. Почему XVII век историки называют «бунташным»? Какие предпосылки для преобразований Петра I были созданы его предшественниками из династии Романовых?

ЛИТЕРАТУРА:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д:«Феникс», 2011.

2. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

3. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред.

А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

Дополнительная:

1. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

2. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под

ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

3. Некрасова М.Б. Отечественная история. Учебник для ВУЗов. 2-е изд. М.: Юрайт, 2010.

 

В России и мире

 

Цель занятия: Познакомиться с закономерностями, формами и этапами становления европейской системы государств в период раннего Средневековья. Иметь представление об этнокультурных и социально-политических процессах, сопровождавших формирование древнерусской государственности. Изучить особенности феодального развития русского общества в IX – XII вв., этапы становления и развития древнерусской государственности, обратить внимание на её европейскую ориентацию и политико-культурные связи с Византией. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы.

Задачи: Дать систематизированные знания об основных закономерностях, движущих силах и путях политогенеза во всемирно-историческом процессе. Сформировать у студентов научные представления о роли в истории политической организации общества и отдельной личности. Обратить внимание на специфику государственного развития в разных типах цивилизаций, на особенности образования древнерусского государства, его европейскую ориентацию и политико-культурные связи с Византией.

 

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- содержание понятия «государство» и общие сведения о путях политогенеза во всемирно-историческом процессе;

- событийный фон, на котором происходило образование древнерусского государства – Киевской Руси.

2. после изучения темы:

- место и роль Средневековья в мировой и отечественной истории;

- основные этапы и формы становления государственной власти в разных типах цивилизационного развития человечества;

- этнокультурные и социально-политические процессы, сопровождавшие формирование древнерусской государственности;

- общие и особенные черты политического устройства Киевской Руси в сравнении с западноевропейскими раннефеодальными государствами, её международные связи;

- суть норманнской и антинорманнской теорий происхождения российского государства, значение их противостояния в исторической науке, имена сторонников;

- предпосылки, время существования феодальной раздробленности на Руси, её политические и экономические последствия.

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные

исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- аргументировано, с патриотических позиций применять полученные знания о генезисе и эволюции восточнославянской государственности в публичных выступлениях и дискуссиях.

Студент должен владеть:

- достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса;

- навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений;

- навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики.

Содержание занятия:

1. Вводный контроль:

- проведение фронтального опроса студентов с целью выявления степени усвоения материала предшествовавшей лекции вузовского курса;

- заслушивание докладов и сообщений студентов, подготовленных по второй теме учебной программы, организация их обсуждения в группах.

2. Беседа по теме занятия с освещением следующих вопросов:

1. Закономерности, формы и этапы становления европейской системы государств в период раннего Средневековья.

2. Этногенез восточных славян и дискуссии о формировании древнерусского государства.

3. Политический строй, внешние связи, экономическое, социальное и духовное развитие Киевской Руси в IX – XII вв.

4. Западная Европа и Киевская Русь в период феодальной раздробленности.

3. Практическая работа:

- Найти ответы на поставленные по теме вопросы и сделать обобщающие выводы по пройденному материалу:

1. Дайте определение понятию «государство». Когда и где возникли первые институты государственной власти в истории человечества?

2. Что вы знаете о формах и этапах становления государственности в странах Западной Европы в период раннего Средневековья? Какие прослеживаются закономерности в этом процессе?

3. Как современная историческая наука отвечает на вопрос о происхождении («этногенезе») восточных славян?

4. Какая проблематика Древнерусского государства является предметом дискуссий в научной среде? Кто такие «норманнисты» и «антинорманнисты»?

5. Какой политический строй существовал у восточных славян в догосударственный период? Назовите дату основания Древнерусского государства.

6. Определите историческое значение крещения Руси. Когда оно состоялось?

7. Кто считается первым законодателем в отечественной истории? Какой свод законов регламентировал мирскую жизнь древнерусского общества?

8. Расшифруйте значение понятия «феодальная раздробленность». Как долго действовали на русских землях центробежные тенденции, дезинтеграционные процессы? Назовите их причины, выявите их влияние на развитие последующих событий.

9. Составьте таблицу отличий политического устройства Киевской Руси от раннефеодальных монархий Западной Европы.

 

- Продолжить составление словаря понятий и определений, относящихся к исторической науке, с регистрацией новых тематических терминов.

 

4. Ситуационные задачи для разбора на занятии:

4.1. - Прочитайте отрывок из древнейшего источника по русской истории – летописного свода «Повесть временных лет» (начало XII в.):

«В год 6370. Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собою владеть, и не было среди них правды, и встал род на род, и была у них усобица, и стали воевать друг с другом. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по нраву». И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, - вот так и эти прозывались. Сказали руси чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, пришли и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, - на Белоозере, а третий, Трувор, - в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же – те люди от варяжского рода, а прежде были славяне. Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. И овладел всею властью один Рюрик и стал раздавать мужам своим города – тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро. Варяги в этих городах – находники, а коренное население в Новгороде – славяне, в Полоцке – кривичи, в Ростове – меря, в Белоозере – весь, в Муроме – мурома, и над теми всеми властвовал Рюрик. И было у него два мужа, не родственники его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом. И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город. И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата, Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали у себя много варягов и стали владеть землёю полян. Рюрик же княжил в Новгороде.»

- Ответьте на вопросы:

1). О каком событии идет речь в летописи? Укажите в современном летоисчислении год призвания в Великий Новгород князя Рюрика.

2). Исходя из данного повествования, сделайте вывод: в какой концепции происхождения государства восточных славян этот отрывок стал основополагающим и почему? Назовите авторов этой теории.

3). Можно ли признать варягов создателями государственности для восточных славян? Аргументируйте свой ответ.

 

4.2. На сегодняшний день большинство историков сходятся во мнении, что Древнерусское государство по форме правления представляло собой раннефеодальную монархию, где присутствовал как монархический элемент в правлении, так и аристократический, и демократический. Докажите этот факт, заполняя таблицу «Признаки раннефеодальной монархии в Киевской Руси»:

 

Монархический Аристократический Демократический
     

 

Для заполнения таблицы следует иметь в ввиду, что:

- раннефеодальная монархия представляла собой государство, в котором власть передавалась по наследству, а процесс формирования феодальных отношений происходил при пережитках первобытнообщинного строя (таких как вече, кровная месть, язычество, родовые обычаи и др.);

- монарх (от греч. monarchos - единовластитель) является единоличным главой государства, как правило, получающим власть в порядке наследования;

- аристократия (от греч. aristos – лучший и kratos – власть) означает форму государственного правления, при которой власть принадлежит родовой знати;

- демократия (от греч. demos – народ и kratos – власть) предусматривает участие народа в решении государственных дел;

- военная демократия означает форму государственности на стадии разложения первобытнообщинного строя, когда племенные вожди осуществляли военное руководство единолично, но согласовывали свои действия со старшей дружиной – княжеским советом, куда входили местные князья, старшины городов и приближённые дружинники; в дальнейшем из этого органа сформировалась Боярская дума.

 

4.3. Историк Н.М. Карамзин в качестве наиболее подходящей формы правления для России видел:

1) «свободное народовластие»; 2) «конституционную монархию»; 3) «мудрое самодержавие»; 4) «парламентскую республику».

Найти ответ с помощью электронных средств информации.

ОТВЕТ: «мудрое самодержавие».

 

4.4. - Вставьте пропущенное слово: «Славяне являются частью _____________культурно-исторической общности»:

1) тюркской; 2) угро-финской; 3) иберийско-кавказской; 4) индоевропейской.

ОТВЕТ: индоевропейской.

- Расскажите, что вы знаете об этногенезе восточных славян.

4.5. Соотнесите имена Киевских князей с результатами их деятельности во внешней политике:

1) Олег; 2) Святослав; 3) Владимир Святой; 4) Ярослав Мудрый; 5) Владимир Мономах

А) отнял у поляков Восточную Галицию, подчинил своей власти литовское племя ятвягов и волжских булгар, заимствовал у Византии религию, породнился с Византийским императорским двором;

Б) окончательно разгромил печенегов, захватил землю прибалтийской чуди, установил широкие династические связи с европейскими и византийскими дворами;

В) нанёс сокрушительное поражение половцам, продолжил политику укрепления династических связей с Европой;

Г) заключил с варягами договор о мире на северо-западных границах, совершил успешный военный поход на Константинополь, итогом которого стало заключение выгодного для Руси мирного договора с Византией;

Д) разгромил Хазарский каганат, совершил успешные походы в Волжскую и Дунайскую Болгарии, его завоеваниями был обеспечен выход Киевской Руси к важным торговым путям на Каспии, Чёрном море и Дунае.

ОТВЕТ: 1-Г; 2-Д; 3-А; 4-Б; 5-В.

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

 

Дополнительная:

1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006.

5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

 

Средневековье

Цель занятия: Освоить научную характеристику периода Классического Средневековья в мировой истории, уметь определить его значение в движении человеческого сообщества к прогрессу. Аргументировать представление о Руси как зоне столкновения экспансивных планов западных и восточных стран, дать оценку роли славянских народов в конфликте интересов цивилизаций Запада и Востока. Обратить внимание на попытки Владимиро-Суздальских князей возродить единство Руси, на причины возвышения Москвы как собирательницы русских земель и на разные оценки роли монголо-татарского фактора в становлении российской цивилизации. Подвести итог объединительной политики Великого князя Ивана III. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной аудиторной работы.

Задачи: Ввести обучаемых в круг проблем, которые решались человечеством в период формирования средневекового общества, приобщить их к реальности существования в мире многообразия культур и цивилизаций и осознанию необходимости соблюдения толерантности в межнациональных и религиозных отношениях. Показать выдающуюся роль Руси, как заслона от нашествия с востока кочевников, в формировании облика Европы своего времени. Представить монголо-татарское иго как фактор, обусловивший отставание российской цивилизации от западноевропейской в буржуазном развитии.

 

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- основные события отечественной и зарубежной истории, их хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- причины перехода от феодальной раздробленности к централизованным государствам и особенности формирования новой политической структуры в странах Западной Европы в эпоху классического Средневековья;

- события монгольской экспансии на Запад и проблематику дискуссии о роли ордынского нашествия в становлении Русского государства;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.74.54 (0.145 с.)