сообщений) научной литературы, рефератов и эссе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

сообщений) научной литературы, рефератов и эссе



1. Философские подходы к изучению исторической науки, основные этапы развития мировой и отечественной историографии;

2. Русская историческая школа и её достижения;

3. История России – неотъемлемая часть всемирной истории;

- Проблема «евразийства» во взаимосвязях России с цивилизациями Запада и Востока;

4. Отличительные особенности российской цивилизации и факторы, обусловившие её самобытность;

5. Древнерусское государство в оценках современных историков;

6. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия;

7. Города в политической и социально-экономической структуре Древней Руси, отличие российской урбанизации от западноевропейской;

8. Международные связи древнерусских земель в IX-XII вв. Культурные влияния Востока и Запада;

9. Древняя Русь и Византия: проблема политико-культурного влияния;

10. Монголо-татарское иго и дискуссия о его роли в становлении русского государства;

11. Тюркские народы России в составе Золотой Орды;

12. Торговые пути: «Из варяг в греки», «Сарацинский» и «Великий шёлковый» в истории Руси, их значение в политике и экономике русского государства;

13. Средневековье как стадия исторического процесса в Западной Европе, на Востоке и в России: экономика, политические системы, идеология и социальная психология;

14. Роль религии и духовенства в средневековых обществах Запада, Востока и Руси;

15. Западный мир в эпоху Ренессанса и Реформации;

16. Новое время в Европе как особая фаза всемирно-исторического процесса, российско-европейские отношения в XVII в.;

17. Национально-освободительная борьба русского народа в эпоху «Смутного времени»;

18. Россия и Европа в XVIII в.: новые взаимосвязи и различия;

19. Промышленный переворот в Европе и России в Новое время: общее и особенное;

20. Новейшие исследования истории российского государства в XVII-XVIII вв.;

21. Основные тенденции развития Западной Европы, Америки и России в XIX веке;

22. Российское самодержавие и «Священный Союз» в XIX в., укрепление международных позиций России;

23. История финансовых реформ и становления российской денежной системы;

24. Предпринимательский мир России на разных этапах истории, общее и особенное в развитии отечественного и зарубежного бизнеса;

25. «Великие реформы» 60-х-70-х гг. XIX в. как попытка реализации западных буржуазно-либеральных ценностей на русской почве;

26. Медицинские работники в истории отечественной благотворительности;

27. Опыт думского парламентаризма в российской истории начала ХХ в.;

28. Россия в годы Первой мировой войны, кризис власти;

29. Современная отечественная и зарубежная историография о причинах,

содержании и последствиях общенационального кризиса в России в 1917г.;

30. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры;

31. Особенности международных отношений в период между Первой и Второй мировыми войнами. Лига наций и Советская республика;

32. Идеологическое обновление капитализма под влиянием социалистической угрозы в 30-е гг. ХХ в.: неоконсерватизм, неолиберализм, социал- демократия, фашизм и национал-социализм;

33. Дискуссии о тоталитаризме в современной историографии;

34. Советская внешняя политика в предвоенные годы. Современные споры о международном кризисе 1939-1941 гг.;

35. Антигитлеровская коалиция: выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному устройству мира на международных конференциях;

36. Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы;

37. Научно-техническая революция 50-х-60-х гг. ХХ в. и её влияние на ход мирового общественно-экономического развития;

38. «Холодная война» и гонка вооружений в 1945-1991 гг., блоковое противостояние двух мировых систем: социализма и капитализма;

39. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития;

40. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР в годы перестройки;

41. Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999 гг. Россия в системе мировой экономики и международных связей;

42. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства. Современные проблемы человечества и роль России в их решении.

 

Раздел 6. Тестовые задания:

Тема № 3

Вопрос 1. Вставьте пропущенное слово: «Славяне являются частью

_________________________культурно-исторической общности»:

А. тюркской; Б. иберийско-кавказской;

Г. угро-финской; Д. индоевропейской.

Тема № 1

Вопрос 2. Соотнесите название научного подхода изучения истории с его

определением:

 

1) эволюционизм А) подход, в соответствии с которым история

рассматривается как процесс восхождения

человечества на всё более высокий уровень

развития;

2) субъективизм Б) подход, в соответствии с которым разум

рассматривается как единственный источник

познания и исторического развития;

3) рационализм В) подход, в соответствии с которым ход

истории определяет географическая среда;

4) географический

детерминизм Г) подход, утверждающий, что

главенствующая роль в исторических

процессах и общественной деятельности

принадлежит отдельному субъекту.

Тема № 2

Вопрос 3. В XVIII в. немецкими историками Г.З. Байером и Г.Ф. Миллером была создана:

А. теория «охранительных начал»; Б. норманнская теория;

В. «теория официальной народности»; Г. теория «русского социализма».

Тема № 3

Вопрос 4. Какие из нижеперечисленных черт являлись характерными для средневековой Европейской цивилизации?

А. аграризация экономической и социальной жизни с центром в деревне и преобладание ручного труда в ремесленничестве;

Б. устойчивая и малоподвижная система традиций и ценностей, основанная на христианских заповедях и учении церкви;

В. корпоративная замкнутость сословий и социальных групп, главными из которых были духовенство, рыцарство, бюргерство и крестьянство;

Г. все вышеупомянутые признаки можно отнести к обобщённой характеристике средневекового традиционного общества Европы.

Тема № 3

Вопрос 5. Установите соответствие между именами князей и их деятельностью:

1. Ярослав Мудрый; 2.Владимир Святославович; 3. Олег; 4.Владимир Мономах.

А. крещение Руси; Б. составление «Русской правды»; В. объединение Киева и Новгорода; Г. разгром половцев.

Тема № 5

Вопрос 6. Какие основные идеи содержались в учении деятелей «Возрождения» или «Ренессанса»?

 

А. аскетизм, религиозное затворничество, изоляционизм, преследование инакомыслия, запрет научного творчества;

Б. гуманизм, веротерпимость, уважение личности, равенство сословий, свобода научного поиска, обращение к культурному наследию античности;

В. пропаганда атеизма, коллективизма, антимонархизма, призыв к буржуазной революции;

Г. распространение католицизма, организация крестовых походов против неверных, борьба с ересями, противопоставление духовных ценностей мирским радостям.

Тема № 4

Вопрос 7. В какие годы Русь находилась под монголо-татарским игом?

А. 1223-1380 гг.; Б. 1237-1502 гг.; В. 1240-1480 гг.; Г. 1206-1556 гг.

Темы №№ 4 и 5

Вопрос 8. Установите соответствие между именами великих князей и их деятельностью:

1. Иван Калита; 2. Александр Невский; 3. Иван III; 4. Дмитрий Донской; 5. Василий II; 6. Юрий Долгорукий; 7. Иван IV

 

А. отражение немецкой и шведской агрессии с Северо-Запада;

Б. основание Москвы;

В. принятие первого Судебника;

Г. победа в феодальной войне второй четверти XV века;

Д. победа объединенного русского войска над полчищами Орды в Куликовской битве;

Е. возвышение Москвы;

Ж. созыв первого Земского собора.

Тема № 6

Вопрос 9. Установите соответствие между именами российских императоров и датами их царствования:

1. Николай I А. 1796-1801 гг.

2. Павел I Б. 1801-1825 гг.

3. Александр I В. 1825-1855 гг.

4. Александр III Г. 1855-1881 гг.

5. Александр II Д. 1881-1894 гг.

6. Николай II Е. 1894-1917 гг.

Тема № 7

Вопрос 10. На какой конференции антигитлеровская коалиция приняла решение о создании Организации Объединённых Наций (ООН)?

А. Московской; Б. Тегеранской; В. Ялтинской; Г. Потсдамской.

Тема № 7

Вопрос 11. Ввод советских войск в Афганистан способствовал:

 

А. падению международного престижа СССР;

Б. усилению разрядки международной напряжённости;

В. установлению военно-стратегического паритета СССР и США;

Г. укреплению авторитета Советского Союза на мировой арене.

Тема № 8

Вопрос 12. Для мирового развития конца XX – начала XXI вв. характерно:

А. противостояние мировых систем: капитализма и социализма;

Б. окончание «холодной войны»;

В. развёртывание индустриальной революции;

Г. интернационализация экономики и формирование единого информационного пространства.

 

Раздел7. Ситуационные задачи:

 

1) Работа с историческими источниками, оригинальными летописными текстами и архивными документами, например:

- воспроизвести отрывок из «Стратегикона» византийского императора Маврикия Стратега о славянах и антах (датирован VI-м веком), заполнить таблицу о природных условиях существования славян, их занятиях, быте, культуре, отношениях с соседями в языческий период;

- провести коллективное расследование достоверности подвергаемых сомнению некоторых фактов мировой и отечественной истории (например, идентификации личности Лжедмитрия I, смерти Александра I в Таганроге, обстоятельств убийства С.М. Кирова в 1934г. и др.);

- проанализировать отрывок из книги Якова Рейтенфельдса «Сказание о Московии» и сделать вывод об уровне развития ремесла и мануфактур в России XVII в., составить таблицу: «Сословия в России Нового времени»;

- организовать дискуссию о происхождении русского государства на основании прочтения текстовых извлечений из «Повести временных лет» Нестора-летописца (XII в.).

 

2) Повторение пройденного материала:

- найти в предлагаемом тексте на историческую тематику хронологические неточности и фактологические ошибки (См. Назарова Е.А. Практикум по отечественной истории. – М.: ИНФРА-М, 2010 – с. 64, 136-137, 182;

- определить историческую личность по приведённой в тексте портретной характеристике.

 

3) Установление объективного баланса положительных и отрицательных итогов деятельности отечественных руководителей на основании оценок большинства общественного мнения с табличным представлением материалов

 

4) Повышение профессиональной компетенции, расширение объёма используемого терминологического словаря, пополнение знаний об основных исторических понятиях и определениях:

- познакомиться с происхождением и смысловым употреблением таких терминов как «богадельни», «меценатство», «работные дома», «толоки», «скудельницы», «полоняничные деньги», «эмиретальные кассы», «сиропитальницы», «вдовьи дома», «повивальные бабки» и др.

- составить тематический глоссарий – комментарий к понятийному аппарату всех разделов курса.

 

Раздел 8. Вопросы для зачёта (экзамена на факультете социальной работы) – промежуточной (итоговой) формы проверки усвоения студентами семестрового курса:

1. История в системе социально-гуманитарных наук. Теория и методология исторической науки. Функции, методы и источники изучения истории.

2. Философские подходы к изучению исторической науки, основные этапы развития мировой и отечественной историографии.

3. Этнокультурные и социально-политические процессы становления русской государственности. Киевская Русь в IX-XII вв.

4. Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

5. Международные связи древнерусских земель в IX-XII вв. Культурные влияния средневековых обществ Востока и Запада.

6. Возвышение Москвы, формирование единого централизованного государства в Северо-Восточной Руси в XII-XY вв.

7. Русь, Орда и Литва: монголо-татарское иго и проблема его воздействия на исторический путь России.

8. Специфика формирования централизованного Российского государства и сословной системы организации общества в XV веке.

9. Сословно-представительная монархия Ивана IY-Грозного: поиск альтернативных путей социально-политического развития Руси, основные направления внешней политики в XYI веке.

10. «Смутное время»: гражданская война и выбор политических альтернатив.

11. Особенности сословно-представительной монархии в России XVII в. Дискуссии о генезисе самодержавия, развитие взаимоотношений светской и духовной властей.

12. Пётр I: борьба за преобразование традиционного общества в России. Основные направления «европеизации» страны.

13. «Просвещённый абсолютизм» Екатерины II: истоки и сущность дуализма внутренней политики.

14. Промышленный переворот в Европе и России в Новое время: общее и особенное.

15. Основные тенденции развития Западной Европы, Америки и России в XIX в. Попытки реформирования политической системы России при Александре I: проекты М.М. Сперанского и Н.Н. Новосильцева.

16. Российское самодержавие и «Священный Союз». Укрепление международных позиций России в начале XIX в.

17. Россия в период правления Николая I: внутренняя и внешняя политика.

18. Реформы Александра II: дискуссия об их предпосылках, этапах, итогах и альтернативах. Внешняя политика России во второй половине XIX в.

19. Крепостное право и этапы решения крестьянского вопроса в XIX веке.

20. «Золотой век» русской культуры, его особенности и противоречия, мировая значимость.

21. Экономическая модернизация России на рубеже веков: реформы С.Ю. Витте и П.А. Столыпина, их роль в индустриализации и преодолении отсталости страны.

22. Российский опыт парламентаризма и многопартийности в начале XX века, его особенности и уроки.

23. Россия в годы Первой мировой войны. Кризис власти.

24. Февральская буржуазная революция 1917 г. Альтернативы выбора пути развития страны в период от Февраля к Октябрю.

25. Октябрьские события 1917 года, их современные оценки. Приход к власти большевиков, первые декреты Советской власти.

26. Политика «военного коммунизма», её сущность и последствия.

27. Гражданская война и интервенция в России: основные этапы и результаты. Причины победы большевиков.

28. Первая волна русской эмиграции: центры, идеология, политическая деятельность, лидеры.

29. Новая экономическая политика (НЭП): причины перехода к НЭПу, её содержание и итоги.

30. Образование и распад СССР. Советская модель национально-государственного устройства.

31. Форсированное строительство социализма: индустриализация, коллективизация и культурная революция в годы первых пятилеток.

32. Установление в СССР тоталитарного политического режима в 20-е – 30-е гг. XX века. «Культ личности» И.В. Сталина и политические репрессии. Оппозиция сталинизму.

33. Советское государство и международные отношения в 20-е–40-е гг. XX века.

34. Мировой экономический кризис начала 30-х гг. ХХ в. Альтернативные пути выхода из него в разных странах.

35. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Подвиг фронта и тыла. Цена победы.

36. Антигитлеровская коалиция: выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира.

37. Международная обстановка в мире в 1945-1953 гг. СССР в условиях «холодной войны».

38. СССР в период «позднего сталинизма». Социально-экономическое и общественно-политическое развитие страны в послевоенный период.

39. Первые попытки либерализации Советского общества в 1953-1964 гг. Хрущёвская «оттепель», её оценки.

40. Противоречивость общественного развития СССР в середине 60-х-80-х гг. XX века. Брежневская «эпоха застоя» и нарастание системного кризиса тоталитарного социализма.

41. Диссидентское движение в СССР: предпосылки, сущность, классификация, основные этапы развития.

42. Горбачёвская «перестройка» 80-х-90-х гг. XX века: попытки обновления социализма и причины неудач во внутренней политике. «Новое политическое мышление» и изменение геополитического положения СССР.

43. Роль XX века и развивающейся научно-технической революции в мировой и отечественной истории.

44. Российская Федерация при президентстве Б.Н. Ельцина: смена модели общественно-политического развития страны. Внешняя политика России в 1991-1999 гг.

45. Политическое и социально-экономическое развитие России в 2000-2008 гг.: отказ от неконтролируемой открытости государства и переход к разумному балансу тенденций. Россия в системе мировой экономики и международных связей.

46. Глобализация мирового экономического, политического и культурного пространства в начале XXI в. Роль России в решении современных проблем человечества.

 

 

Отпечатано в типографии Кировской ГМА, г. Киров, ул. К. Маркса, 112.

Тираж 50. Заказ 900.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.238.62.119 (0.087 с.)