ТЕМА № 5: Россия в XVI-XVII веках в контексте развития 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

ТЕМА № 5: Россия в XVI-XVII веках в контексте развития



Европейской цивилизации

 

Цель изучения темы: Дать характеристику развития западной и восточной цивилизаций в переходный период от Средневековья к Новому времени, от феодализма к капитализму. Показать влияние на становление капиталистических отношений в Европе двух духовных революций: Возрождения и Реформации. Сравнить участие в этом процессе абсолютных монархий западноевропейских стран и восточных деспотий. Обратить внимание на особый путь выхода из Средневековья российской цивилизации. Определить последствия опричнины XVI века и церковной реформы XVII века. Расшифровать значение понятия «Смутное время», подвести итоги завершения средневекового периода в отечественной истории. Способствовать решению тематических задач, запланированных для данного занятия, и активно участвовать во всех формах самостоятельной внеаудиторной работы.

Задачи: Сравнить процессы перехода от Средневековья к Новому времени в Западной Европе и в России, выявить в них общее и особенное. Отметить разную направленность, но общие последствия проведения опричнины и церковной реформы XYII века – усиление единоличной светской власти. Разъяснить суть первой версии русской национальной идеи: «Москва- Третий Рим». Показать отличия российского самодержавно-государственно-крепостнического феодализма от западноевропейского образца. Рассмотреть обстоятельства смены династий на московском престоле.

Студент должен знать:

1. до изучения темы:

- общеобразовательный набор предметной терминологии, сущность таких явлений как эпоха Возрождения и Реформация;

- начальные приёмы анализа исторической информации;

- отличие Средневековья от Нового времени в исторической хронологии, феодализма от капитализма;

- основные события отечественной и зарубежной истории, их хронологические рамки и особенности, имёна и результаты деятельности наиболее значимых личностей в рассматриваемый исторический период;

2. после изучения темы:

- смысл теоретической концепции «Москва – III Рим» и её влияние на внешнюю политику Российского государства;

- условия формирования абсолютизма и развития капиталистических отношений в Европе в период позднего Средневековья;

- проблематику оценки исторической роли абсолютизма;

- этапы эволюции московской государственности от сословно-представительной монархии к самодержавию при Иване Грозном;

- обстоятельства смены династий на российском престоле;

- ответы на программные вопросы темы:

1. XVI – XVII века в мировой истории: переход от Средневековья к Новому времени.

2. Московское царство при Иване Грозном.

3. «Смутное время» и воцарение династии Романовых.

4. Особенности социально-экономического и политического развития России в середине и второй половине XVII века.

 

Студент должен уметь:

- объяснять смысл и значение применяемой в исторической науке терминологии;

- выбирать и использовать при оценке достоверности знаний о прошлом установленные исторической наукой методы и принципы исследования информации;

- владеть навыками работы с историческими источниками;

- с научных позиций, компетентно вести полемику по поводу сравнения понятий западного абсолютизма, восточного деспотизма и российского самодержавия, объективно-исторического значения абсолютной монархии при переходе от феодализма к капитализму;

- рассматривать «Смутное время» с позиций ослабления государственных начал.

Студент должен владеть:

- достоверным оперативным материалом по всем дидактическим единицам российской и всемирной истории в объёме курса;

- навыками практического анализа исторических источников и логики различного рода рассуждений;

- навыками публичных выступлений, письменного аргументированного изложения собственной точки зрения, приемами ведения научной дискуссии и полемики.

 

Задания для самостоятельной внеаудиторной работы студентов по указанной теме:

1). Ознакомиться с теоретическим материалом по теме занятия с использованием конспектов лекций и/или рекомендуемой учебной литературы.

2). Ответить на вопросы для самоконтроля:

 

1. Перечислите основные факторы, способствовавшие переходу западноевропейской цивилизации от аграрного к индустриальному обществу.

2. Чем отличались абсолютные монархии западноевропейских стран от режимов восточных деспотий? Дайте определения этим понятиям.

3. Что вы знаете о таких явлениях в истории западной цивилизации как «Ренессанс» («Возрождение») и «Реформация»? Какую роль они сыграли в переходе от феодализма к капитализму?

4. Дайте характеристику развитию Московского государства и феодального строя в XVI-XVII вв. В чём заключалась особенность выхода из Средневековья российской цивилизации? В чём состояли отличия российского самодержавно-государственно-крепостнического феодализма от западноевропейского типа в XVI-XVII веках?

5. Что вы знаете о Люблинской Унии и Речи Посполитой? Какое отношение имеют эти термины к истории русского народа?

6. Дайте оценку опричнины, определите причины её введения Иваном Грозным и последствия для развития российской цивилизации.

7. Когда и при каких обстоятельствах произошла смена династий на российском престоле (Рюриковичей на Романовых)? Какой период русской истории называется «Смутным временем» и почему?

8. Какую роль сыграл церковный раскол XYII века во взаимоотношениях светской и духовной властей, в политико-экономической и социокультурной жизни России?

9. Почему XVII век историки называют «бунташным»? Какие предпосылки для преобразований Петра I были созданы его предшественниками из династии Романовых?

 

3). Проверить свои знания с использованием тестового контроля:

 

Задание 1: В каком веке в Европе началась «Реформация»?

А) в XV; Б) в XVI; В) в XVII; Г) в XVIII.

 

ОТВЕТ: Б (в XVI веке).

 

Задание 2: Первые земские соборы стали созываться на Руси со времён

1) Ивана I (Калиты); 2) Ивана III (Великого);

3) Ивана IV (Грозного); 4) Михаила Романова.

 

ОТВЕТ: 3 (Ивана IV Грозного).

 

Задание 3: Какую войну проиграл Иван Грозный?

А) Ливонскую; Б) Крымскую; В) Семилетнюю; Г) Кавказскую.

 

ОТВЕТ: А (Ливонскую).

 

Задание 4: На основании какого документа произошло объединение Польши и Великого княжества Литовского в Речь Посполиту?

1) Флорентийской унии; 2) Брестской унии;

3) Люблинской унии; 4) Виленского соглашения.

 

ОТВЕТ: 3 (Люблинской унии 1569г.).

 

Задание 5: Какой период в истории Отечества называется «Бунташным веком»?

А) XIX –й век; Б) XVIII-й век;

В) XVII-й век; Г) XVI- й век.

 

ОТВЕТ: В (XVII- й век, время правления Алексея Михайловича).

 

4). Выполнить другие задания, предусмотренные рабочей программой по дисциплине:

 

- подготовка к докладу или устному выступлению по выбранной теме;

- сбор материала и написание эссе по выбранному сюжету исследования;

- составление словаря понятий и определений, относящихся к

исторической науке и к изучаемой теме программы (глоссария).

 

Рекомендуемая литература:

Основная:

1. Самыгин П.С. История для бакалавров. Учебник. – Ростов н/Д: «Феникс», 2011.

2. Инновационный учебно-методический комплекс «История» (под ред. А.О. Чубарьяна). – М., 2008.

3. Семенникова Л.И. Россия в мировом сообществе цивилизаций. – М.: Университет, 2010.

4. История России. Россия в мировой цивилизации. Курс лекций. Под ред.

А.А. Радугина. – М.: Центр, 2011.

Дополнительная:

1. Фортунатов В.В. История: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. Для бакалавров. – СПб.: Питер, 2012.

2. История: Учебное пособие для вузов. – Ростов н/Д: изд-во «Феникс», 2004.

3. Назырова Е.А. Практикум по Отечественной истории. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2010.

4. Пономарёв М.В. История России. Тематические тренировочные задания. – М.: ЭКСМО, 2006.

5. Хрестоматия по истории России: учебное пособие / авт. – сост. А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва: Проспект, 2011.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-29; просмотров: 342; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.212.5 (0.019 с.)