ТОП 10:

Объект, предмет и методы социально-экономической статистики



Социальная статистика рассматривается в двух направлениях: как наука и как область практической деятельности. Как наука, социальная статистика разрабатывает приемы и методы сбора, обработки, анализа числовой информации о социальных явлениях и процессах в обществе и систему показателей для изучения этих явлений. Как практический вид деятельности, социальная статистика направлена на выполнение органами государственной статистики и другими организациями работы по сбору, обобщению статистических данных, характеризующих различные социальные процессы.

Следовательно, предметом социальной статистики является количественный анализ, в неразрывной связи с качественным, явлений и процессов, происходящих в социальной жизни общества.

Объекты изучения социальной статистики делятся на два типа:

1) основной тип объектов – это потребители услуг, материальных и духовных ценностей, информации. Они подразделяются на индивидуальные объекты – это человек, население в целом, отдельные категории населения (дети, трудоспособное население, пенсионеры и другие группы) в зависимости от исследуемого социального процесса, а также коллективные объекты – это группы лиц, совместно осуществляющие потребление и совместно участвующие в социальном процессе. К ним относятся, например, семья, трудовой коллектив, садоводческое товарищество, члены кооперативов и т. д.

2) второй тип объектов – это лица, организации, структуры, предоставляющие услуги населению, организующие какой – либо социальный процесс. Их деятельность определяет объем и качество предоставляемых услуг и ценностей.

Оба типа объектов необходимо исследовать одновременно, так как производство и потребление услуг, ценностей, информации составляют две взаимосвязанные стороны одного процесса ( например, жилищная проблема). В отдельных случаях оба типа объектов выступают в единстве, например, если семья осуществляет строительство жилого дома собственными силами.

Статистическая методологияпредставляет собой совокупность общих принципов и специальных приемов и методов статистического исследования.

Принципы методологии включают следующие положения:

1) теоретический качественный анализ явления всегда предшествует его статистическому изучению и является необходимым условием правильной организации статистического исследования и безошибочного толкования его результатов;

2) необходимым условием статистического исследования является понимание сущности изучаемого явления или процесса. Так, при исследовании динамики производительности труда, например, необходимо сначала уяснить, что такое производительность труда, время и место, другие обстоятельства;

3) статистика изучает все явления в их взаимосвязи, в движении и изменении, выделяя их различные типы и формы, а также определяет направление развития, оценивает существенность или несущественность наблюдаемых различий, улавливает переход количественных изменений в качественные;

4) статистическое изучение явлений требует использования методов, позволяющих проводить количественные оценки взаимосвязей, наблюдаемых различий и изменений.

Статистика применяет специфические методы количественного описания явления, которые находят свое выражение в трех этапах статистического исследования:

1) Массовое научно организованноенаблюдение и сбор данных с целью получения первичной информации об отдельных единицах изучаемого явления, представляющие исходный материал для статистических обобщений и объективных выводов.

2) Сводка и группировкаматериала, представляющие собой расчленение всей изучаемой совокупности на однородные группы и подгруппы, подсчет итогов по каждой группе и подгруппе, обобщение данных наблюдения по выделенным частям и целому, оформленное в виде таблицы. На этапе группировки и сводки находятся учетно-оценочные показатели, что позволяет характеризовать его как этап первичного анализа данных наблюдения.

3) Обработка статистических показателей, полученных при сводке,анализ результатов для получения обоснованных выводов о состоянии изучаемого явления, закономерностях его развития, взаимосвязях с другими явлениями. При обработке данных исчисляются аналитические показатели. Для этапа обработки и анализа статистических данных характерно применение всего арсенала математических методов статистики.

С вопросом о методе статистики тесно связан вопрос о роли математики. Это объясняется тем, что для измерения и анализа количественных соотношений необходимо применение математических приемов и методов различного уровня сложности. Необходимость изучения массовых случайных явлений вызывает потребность использования, кроме правил арифметики и простейших алгебраических выражений, специальных математических дисциплин - теории вероятностей и математической статистики.

Однако, следует иметь в виду, что использование математического аппарата не может превратить статистику в математику. Математика, как наука, исследует пространственные формы и количественные соотношения, отвлекаясь от определенного материального содержания. Для статистики, изучающей массовые явления социально-экономической жизни в их конкретном своеобразии, математика имеет значение лишь как инструмент исследования.

Статистика использует следующие методы:

1) метод массовых наблюдений;

2) метод группировок;

3) методы сравнения;

4) метод разложения на отдельные элементы;

5) экономико-математические методы и модели.

2. Задачи социально-экономической статистики, задачи статистики по внедрению международных стандартов.

Задачи СЭС при переходе к рыночной экономике: 1. совершенствование методики статистики (методики и организации С наблюдения, форм С отчетности, системы показателей и сближение их со стандартами развитых стран и международных организаций), подготовка методических документов по новым направлениям С исследований; 2. организация систематического наблюдения за процессами становления рыночных отношений в РБ (развитие различных форм собственности и формирование рыночной инфраструктуры); 3. сбор, обработка и анализ С данных по происходящим социальным и экономическим процессам, представление руководящим органам РБ доклада и предложений по актуальным проблемам развития страны в целом, ее регионов и отраслей; 4. публикация в печати сообщений об экономическом и социальном развитии республики, издание С сборников.

Основные задачи статистики по внедрению международных стандартов – совершенствование СНС, единого государственного регистра предприятий и организаций, международной системы кодирования информации.

,3. Научные основы секторной и отраслевой классификации. Разновидности и резидентский статус институциональных единиц.

С точки зрения статистической науки экономика любой страны как объект изучения есть результат деятельности большого числа (совокупности) субъектов хозяйствования, осуществляющих различные операции по производству, распределению, перераспределению и потреблению товаров и услуг, накоплению капиталов, финансам, страхованию и т.д. Начальным этапом статистического анализа массовых объектов являются группировки единиц совокупности с целью образования однородных по определенным признакам групп. В связи с этим статистическими органами стран и международными организациями на основе статистической методологии разрабатываются группировки экономических единиц, называемые классификациями.

Международные экономические классификации являются основой международной экономической статистики, предпосылкой достижения сопоставимости экономических результатов различных стран. Огромное практическое значение имеют разработанные организацией Объединенных Наций при содействии международных статистических служб следующие классификации:

− отраслевая классификация; − секторная классификация;

− классификация благ и услуг потребительского назначения;

− классификация правительственных расходов;

− классификация некоммерческих организаций;

− классификация экономических операций с благами и услугами;

− классификация имущества.

Однородность экономических единиц изначально может рассматриваться в трех аспектах:

− с точки зрения видов экономической деятельности (отраслевой аспект);

− с точки зрения принадлежности к экономическим районам (территориальный аспект);

− с точки зрения выполняемых функций в рыночной экономике (рыночный аспект).

Основой классификации экономических единиц являются два различных типа производственных отношений:

производственно-технологический тип отношений;

рыночный (товарно-денежный) тип отношений.

Для изучения производственно-технологических отношений используется отраслевая классификация экономики, в основу которой положены: а) единство технологии производства; б) однородность используемого в производстве сырья; в) назначение производимой продукции. Классификация экономики по отраслям необходима для изучения организации и концентрации производства, построения баланса между ресурсами товаров и услуг и их использованием, анализа состояния рынка и т.д. Отрасли определяются таким образом, что берутся во внимание только производственно-технологические признаки, различия между производителями рыночной и нерыночной продукции не рассматриваются. Например, обслуживание в сфере здравоохранения, обеспечиваемое производителями рыночной (платной) и производителями (бюджетной) продукции нельзя классифицировать как различные виды деятельности на том основании, что они финансируются из различных источников.

Группировка экономических единиц по секторам проводится в социально-экономической статистике для изучения потоков доходов и расходов, активов и пассивов различных в своем поведении на рынке хозяйственных единиц. В основе секторной классификации лежат институциональные единицы, которые группируются по признакам целей, функций и задач в условиях рыночной экономики. Группировка экономических единиц по секторам необходима для изучения институциональной структуры экономики, макроэкономического анализа, разработки социально-экономической политики правительства. Например, выделение сектора домашних хозяйств дает возможность изучения меры его участия в экономическом развитии страны, использования им результатов экономической деятельности, его поведения в условиях влияния мер правительственной политики.

Отраслевая и секторная классификации экономических единиц являются самостоятельными структурными группировками.

Статистической единицей экономики страны является так называемая институциональная единица − это обладающий правом осуществления хозяйственной деятельности субъект, который самостоятельно распоряжается своими ресурсами, владеет активами, несет ответственность по своим обязательствам, ведет полный набор бухгалтерских счетов. Более подробно институциональная единица характеризуется следующими признаками:

− обладает правом владеть товарами или активами;

− имеет право осуществлять обмен собственностью на товары и активы в операциях с другими институциональными единицами, полномочна принимать решения и совершать действия, за которые подотчетна закону;

− несет ответственность по обязательствам, принятым от своего имени, имеет право заключать договоры и быть участником судебного процесса;

− имеет полный комплект счетов, включая балансовые ведомости по активам и пассивам.

Не всегда институциональная единица обладает перечисленными выше признаками. Домашние хозяйства, например, не ведут бухгалтерских счетов, но считаются институциональными единицами, поскольку всегда самостоятельно распоряжаются своими ресурсами.

Две группы хозяйственных субъектов обладают признаками институциональной единицы − это юридические и физические лица. К юридическим лицам относятся корпорации, некоммерческие учреждения и органы государственного управления.

Корпорация − это предприятие коллективной формы собственности держателей акций, наделенных правом назначать директоров, ответственных за общее управление корпорацией. Корпорации создаются с целью производства рыночных товаров и услуг, получения прибыли для их собственников. Корпорация является самостоятельным юридическим лицом, созданным в соответствии с законом и зарегистрированным в едином государственном реестре (ЕГР) предприятий и организаций. Корпорация, зарегистрированная в ЕГР Республики Беларусь, является ее резидентом. Корпорация может иметь постоянные филиалы в других странах, которые рассматриваются как квазикорпорации являющиеся резидентами стран, в которых они расположены.

Акционеры корпорации являются самостоятельными институциональными единицами – резидентами или нерезидентами страны, а их ответственность за деятельность корпорации ограничена суммой вложенного капитала. Владельцы акций наделены неодинаковыми правами. Одни виды акций не дают право на участии в голосовании, другие могут давать исключительные права. Исключительными правами делать конкретные назначения в совет директоров или налагать вето, как правило, обладают держатели контрольного пакета и правительство, если оно является акционером корпорации.

Некоммерческие учреждения – это общественные организации, создаваемые для оказания услуг корпоративным предприятиям, органам государственного управления, домашним хозяйствам. Они создаются: а) для оказания услуг частным лицам или корпорациям, которые их финансируют: б) в благотворительных целях; в) для предоставления услуг в области здравоохранения, образования за плату, не преследуя цели получения прибыли: г) для содействия интересам различных групп в бизнесе или политике. Устав некоммерческих учреждений предусматривает, что институциональные единицы, во владении и под контролем которых они находятся, не имеют право на долю прибыли или других извлекаемых учреждением доходов.

Некоммерческие учреждения могут образовываться институциональными единицами различных секторов экономики, поэтому они могут заниматься как рыночным, так и нерыночным производством. Рыночные некоммерческие учреждения производят рыночные услуги и полностью или частично возмещают свои затраты (платные университеты, колледжи, больницы, торговые палаты, научно-исследовательские учреждения, рекламные бюро, ассоциации предпринимателей и др.). Нерыночные некоммерческие учреждения ориентируются на такие источники финансирования, как взносы, пожертвования, бюджетное финансирование (ассоциации потребителей, союзы, политические партии, научные и религиозные общества, благотворительные общества и др.).

Органы государственного управления создаются для организации, финансирования и предоставления нерыночных товаров и услуг индивидуального и коллективного характера, а также обществу в целом, и поэтому несут расходы на конечное потребление. Органы государственного управления также занимаются распределением и перераспределением доходов посредством взимания налогов и других операций. Органы государственного управления имеют различные уровни: центральные органы власти и правительство; органы власти и управления регионами; местные исполнительные органы власти. Основные направления оказания индивидуальных и коллективных нерыночных услуг органов государственного управления следующие:

− услуги коллективного пользования (оборона, правопорядок, бюджетное здравоохранение, наука и т.д.);

− льготное обеспечение домашних хозяйств (услуги жилищно-коммунального хозяйства, социально значимого продовольствия и т.д.);

− трансферты (субсидии, помощь, льготы и в том числе различные виды доплат).

Некорпоративные предприятия, производящие товары и услуги промежуточного потребления (государственные типографии, вычислительные центры, правительственная связь и др.), рассматриваются в составе того органа управления, который они обслуживают.

К физическим лицам относятся индивидуумы и группы индивидуумов в форме домашних хозяйств. Если домашнее хозяйство состоит из нескольких человек, то отдельные его члены не считаются институциональными единицами. Домашние хозяйства в виде группы лиц объединяют свои доходы и ценности для создания общих условий проживания и потребления товаров и услуг. Домашние хозяйства могут заниматься производственной деятельностью и, распоряжаясь своими ресурсами, в отличии от других институциональных единиц не ведут полного набора бухгалтерских счетов. Прислуга и наемные работники не относятся к домашним хозяйствам, если только не состоят в родственной связи. Лица, не проживающие в семьях более одного года (находясь в больнице, тюрьме и в других местах), не относятся к своим домашним хозяйствам, а относятся к тем заведениям, где они находятся.

Институциональные единицы могут быть резидентами и нерезидентами данной страны. Институциональная единица считается резидентом страны, если центр ее экономических интересов связан с экономической территорией данной страны.

Экономическая территория страны − это административно управляемая правительством данной страны территория, в пределах которой граждане, товары и капиталы могут свободно перемещаться. К ней относятся воздушное пространство, территориальные воды, континентальный шельф, территориальные анклавы за рубежом (на основе аренды или собственности), в отношении которых данная страна имеет исключительное право пользования.

Наличие центра экономических интересов в данной стране у институциональной единицы определяется признаками: а) наличием на территории страны хотя бы одного объекта собственности; б) ведением производственно-хозяйственной деятельности и экономических операций на территории страны в течение продолжительного периода (не менее года).







Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.24.122.228 (0.008 с.)