Сводка статистических данных, ее виды. Сущность группировки статистических данных. Виды и задачи группировок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сводка статистических данных, ее виды. Сущность группировки статистических данных. Виды и задачи группировок



В результате статистического наблюдения получают первичные данные и сведения, характеризующие каждую единицу статистической совокупности. Эти данные необходимо систематизировать и обобщить, т.е. перейти от характеристики единичных фактов к характеристике групп единиц и совокупности в целом. Такую задачу выполняет статистическая сводка.

Статистическая сводка – это научная систематизация и обработка первичных данных с целью получения обобщающих показателей, относящихся ко всей изучаемой совокупности и её частям.

Статистические сводки различаются:

а) по сложности построения – на простую и расширенную;

б) по месту и форме проведения – на централизованную и децентрализованную;

в) по технике выполнения – на механизированную и ручную.

Простая сводкапредставляет общие итоги по изучаемой совокупности в целом без какой-либо предварительной систематизации собранных данных. Она определяет общий размер изучаемого явления по заданным показателям. Например, данные статистического наблюдения совокупности работников крупного супермаркета представляют собой список, содержащий идентификационный признак работника (табельный номер), его стаж и месячную заработную плату. Простой подсчёт общего числа работников супермаркета, их совокупного стажа и месячной заработной платы и будет представлять собой простую сводку. Ценность этого вида сводки растёт в условиях рыночной экономики, поскольку итоговые данные по основным показателям могут быть получены быстро и служить основой для принятия оперативных управленческих решений, связанных со сложившейся по конкретным товарам конъюнктурой рынка.

Статистическая сводка в широком понимании предполагает следующие этапы:

1) группировку цифровых данных;

2) характеристику образованных групп системой показателей;

3) подсчёт групповых и общих итогов;

4) представление результатов сводки в виде статистических таблиц.

Таким образом, сводка в расширенном виде и группировка как один из её этапов представляют собой очень важный второй этап статистического исследования или этап первичного анализа данных наблюдения.

При централизованной сводке все данные сосредотачиваются в одном месте и сводятся по разработанной методике. При децентрализованной сводке обобщение данных проводится снизу доверху на каждой ступени иерархической лестницы управления. Последний способ разработки статистической сводки особенно важен в условиях изменения форм хозяйствования, реальных рыночных отношений с большим числом хозяйствующих субъектов.

При механизированном с пособе выполнения сводки статистических данных все операции осуществляются с помощью применения ЭВМ. При ручной сводке операции по подсчёту групповых и общих итогов выполняются вручную.

На современном этапе в связи с изменениями порядка сбора, обработки и выдачи информации, происходящими на основе создания автоматизированных рабочих мест с ПЭВМ, соотношение в способах обработки данных складывается в пользу децентрализованной сводки. Она преимущественно применяется в тех низовых звеньях, где были получены статистические данные.

Группировкой называется расчленение единиц изучаемой совокупности на однородные группы по определенным, существенным для них признакам. Группировка является важнейшим статистическим методом обобщения статистических данных, основой для правильного исчисления статистических показателей.

С помощью метода группировок решаются следующие задачи:

- выделение социально-экономических типов явлений;

- изучение структуры явлений и структурных сдвигов, происходящих в нем;

- выявление связи и зависимости между явлениями.

Пример типологической группировки с атрибутивным группировочным признаком приведен в табл.1.1.

Выпуск продукции предприятиями различных форм собственности за отчетный период

Группы предприятий Выпуск промышленной продукции, млрд. руб. В % к итогy
Государственные Частные Частные с иностранным капиталом 824,5 69,4 112,1 81,96 6,9 11,14
В с е г о 1006,0 100,0

Для изучения типологических группировок с точки зрения их состава и структуры используются структурные группировки. Например, приведенная в табл.1.2 группировка содержит систему показателей, характеризующих структуру по ряду признаков.

Табл.1.2

Группировка торговых предприятий района по объёму товарооборота

Группы магазинов по объёму товарооборота, млн. руб. Число магазинов, % Розничный товарооборот, % Торговая площадь, %
2 – 6 6 – 12 12 – 20 20 - 28 28 – 40 21,9 28,1 21,9 15,6 12,5 11,2 19,0 20,0 22.2 27,6 18,1 21,4 19,1 19,5 21,9
И т о г о: 100,0 100,0 100,0

Из групповой таблицы видно, что крупные магазины имеют большую долю в товарообороте, чем в общей доле их численности. Также видно, что данная группировка позволяет обнаружить определенную последовательность в изменении показателей, характеризующих выделенные части. Такая структурная группировка с комплексным решением задач на практике встречается довольно часто.

В экономической деятельности для изучения явления и связи между отдельными признаками явления используются аналитические группировки. Встречается большое разнообразие взаимосвязей между признаками, выступающими в роли фактора (причины) и результата (следствия) явления. В них можно выделить следующие:

1) когда факторным выступает количественный признак, а результативным – качественный (например, стаж работ работников с одной стороны, и качество товаров – с другой);

2) когда факторным является качественный признак, а результативным – количественный (например, квалификация работников и производительность труда);

3) когда в группировке факторный и результативный признаки являются количественными (например, производительность труда и заработная плата);

4) когда в роли фактора и результата выступает качественный признак (например, категории работников торговли и их образование).

Пример аналитической группировки, направленной на изучение коммерческих связей, представлен в табл.1.3.

По данным этой группировки можно сделать вывод о том, что устойчивые и надежные связи между магазином и поставщиками, основанные на договорах, оказывают положительное влияние также и на качество поставляемых товаров.

Табл.1.3

Качество продукции и продолжительность договорных связей поставщиков с магазином

Продолжительность связей магазина с поставщиками, лет Число поставщиков Доля стандартной (качественной) продукции, %
Абсолютная величина % к итогу
До 3 3-7 7-11 Свыше 11      
Всего:      

 

Следует учитывать, что полную характеристику каждому типу явлений можно дать лишь при использовании системы признаков(системы показателей).

По количеству взятых в основу группировок признаков их вид может быть простым и сложным. Если в основу группировки положен один признак, то она является простой, если два или более признаков – сложной. Сложные группировки могут быть комбинационными и многомерными.

В комбинационной группировке группы, выделенные по одному из признаков, затем подразделяются на подгруппы по другому признаку, в свою очередь подгруппы могут быть разделены по следующему признаку и т.д. Общее число выделенных групп будет равно произведению числа группировочных признаков на число выделенных групп в каждом из них.

Группировка является многомерной, если осуществляется не последовательно по отдельным признакам, а одновременно по комплексу признаков. То есть, отнесение единицы совокупности к той или иной группе, определяется её соответствием нескольким признакам одновременно.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-19; просмотров: 227; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.161.77 (0.01 с.)