Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге и рефлекторном круге 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге и рефлекторном круге



В основе деятельности нервной системы лежат рефлексы. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение (внешнее или внутреннее), осуществляющаяся с участием центральной нервной системы.

Все рефлексы делят на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в течение жизни при определенных условиях). Путь, по которому осуществляется рефлекс, называется рефлекторной дугой. Таким образом, рефлекторная дуга – это совокупность нервных образований, обеспечивающих восприятие раздражения и проведение нервного импульса от места его возникновения к рабочему органу (эффектору).

Все рефлекторные дуги делят на простые и сложные. Простая трехнейронная рефлекторная дуга состоит из чувствительного, вставочного (ассоциативного) и двигательного нейронов. Простые рефлекторные дуги лежат в основе безусловных рефлексов и замыкаются на уровне спинного мозга или ствола головного мозга (например, дуга зрачкового рефлекса).

Сложная рефлекторная дуга является многонейронной и замыкается на уровне коры головного мозга. Она лежит в основе условного рефлекса. Когда нервные импульсы из центральной нервной системы достигают рабочего органа, возникает ответная реакция органа (движение или секреция). Это приводит к раздражению рецепторов исполнительного органа и от них нервные импульсы по чувствительным путям направляются обратно в центры головного или спинного мозга. Таким образом, центральная нервная система контролирует правильность и точность исполнения команд, поступающих к рабочим органам, и обеспечивает постоянную их коррекцию. Это явление получило название «обратной афферентации» (П.К. Анохин). На смену старому термину «рефлекторная дуга» пришел термин «рефлекторный круг».

Сегментарный аппарат спинного мозга – это совокупность нервных образований, составляющих рефлекторную дугу безусловного рефлекса, замыкающуюся на уровне спинного мозга.

К сегментарному аппарату спинного мозга относятся чувствительные псевдоуниполярные нейроны спинномозговых узлов с их отростками; вставочные нейроны, расположенные в филогенетически старых образованиях задних рогов спинного мозга (substantia gelatinosa, zona spongioza, cellulae disseminatae); двигательные нейроны передних рогов спинного мозга с их отростками; роль проводящих путей сегментарного аппарата выполняют собственные пучки белого вещества спинного мозга (fasciculi proprii), которые образованы аксонами вставочных нейронов, делящимися на восходящую и нисходящую ветви и соединяющими между собой выше- и нижележащие сегменты спинного мозга. Собственные пучки белого вещества делят на передние, боковые и задние. Они тесно прилежат к серому веществу спинного мозга.

Таким образом, раздражение минимального количества рецепторов может передаваться не только нервным клеткам одного сегмента спинного мозга, но и распространяться на несколько соседних сегментов. Поэтому ответная реакция представляет собой сокращение не одной мышцы, а целой группы мышц.

 

Контроль исходного уровня знания. Каждый студент получает 2-3 тестовых воп­роса II уровня и выбирает правильный ответ. На тестовый контроль отводится до 10 мин. В ходе занятия проверяется правильность ответа путем опроса студентов. На осно­вании анализа ответов студентов и ответов на тестовые вопросы преподаватель может сориен­ти­ро­ваться, какие разделы темы хуже понятны студентом. В форме дискуссии препода­вателя со студентами подробно разбираются все неясные вопросы. Определению ис­ход­ного уровня знания студентов необходимо придавать большое значение, так как уже в начале занятий преподаватель должен знать уровень общей и специальной подготовки студентов к практическому занятию и оперативно перестраивать план занятия, уделив больше внимания вопросам, оказавшимся наиболее трудными для студентов.

2-й (2-3й) часы занятия. Тема отрабатывается в учебной комнате, работа с наглядным (трупным) материалом. Имеющиеся наглядные по­собия должны способствовать закреплению тех знаний, которые студенты полу­чили в процессе подготовки к занятию. Преподавателю необходимо подробно разобрать схе­мы, классификации, мелкие структуры спинного мозга, вопросы топографии. Следует также остановиться на вопросах индивидуальной вариабельности, возможных аномалиях спинного мозга. В заключение преподаватель отвечает на вопросы студентов по теме занятия. Дает задание на следующее занятие.

5. По окончании занятия студент должен знать:

- Определение и функции нервной системы;

- Классификацию частей нервной системы;

- Онтогенез нервной системы;

- Определение, строение, функции и классификации нейронов;

- Внешнее строение спинного мозга;

- Внутреннее строение спинного мозга;

- Определение сегмента спинного мозга, топографию сегментов.

- Латинскую терминологию по теме занятия;

6. По окончании занятия студент должен уметь:

- Демонстрировать правильное положение спинного мозга;

- Находить на препаратах элемнты внешнего строения спинного мозга;

- Обозначать топографические взаимоотношения сегментов спинного мозга;

- Решать клинические ситуационные задачи по теме занятия;

7. Материал для подготовки и контроля за усвоением знаний у студентов

Вопросы для самоподготовки студентов:

1. Развитие центральной системы в эмбриогенезе. Основные этапы формирования нервной системы в филогенезе.

2. Понятие о нейроне. Серое и белое вещество центральной нервной системы. Нервные волокна, пучки, корешки, узлы, нервы. Строение простой и сложной рефлекторной дуги.

3. Спинной мозг: топография, внешнее строение. Сегменты спинного мозга. Развитие спинного мозга в эмбриогенезе. Аномалии развития спинного мозга.

4. Спинной мозг: развитие, топография, внутреннее строение. Морфо-функциональная характеристика серого вещества.

5. Спинной мозг: развитие, топография, внутреннее строение. Морфо-функциональная характеристика белого вещества.

6. Оболочки спинного мозга, пространства между ними, их содержание.

 

Тесты для самоподготовки:

 

1. У потерпевшего в результате автокатастрофы обнаружено перелом X-XI грудных позвонков. Какие сегменты спинного мозга могут быть повреждены у него? (10/03/2013).

+поясничные

-грудные

-крестцовые

-копчиковые

 

2. В результате травмы у больного поврежден 9-й грудной позвонок. Какой сегмент спинного мозга может быть поврежден при этом? (10/03/2013).

-8-й грудной

-9-й грудной

-10-й грудной

-11-й грудной

+12-й грудной

 

3. Юноша 22 лет во время спортивных соревнований получил травму позвоночника на уровне III шейного позвонка. Какой сегмент спинного мозга может быть поврежден при этом? (10/03/2013).

-II шейный

+III шейный

-IV шейный

-V шейный

-VI шейный

 

4. Врачу необходимо взять у больного спинномозговую жидкость для исследования. Между какими позвонками нужно ввести иглу, чтобы не повредить спинной мозг? (10/03/2013).

-между 10 и 11 грудными позвонками

-между 11 и 12 грудными позвонками

-между 12 грудным и I поясничным

-между I и II поясничными позвонками

+между III и IV поясничными позвонками

 

5. Вследствие дорожно-транспортного происшествия юноша 16 лет получил травму позвоночника с повреждением белого вещества спинного мозга на участке между вентролатеральной и дорзолатеральной бороздами спинного мозга. Какая структура спинного мозга повреждена? (28/03/2013).

-Передний канатик

-Передний рог

+Боковой канатик

-Задний канатик

-Боковой рог

 

6. Вследствие кровоизлияния в спинной мозг у больного пострадали нейроны бокового рога спинного мозга. Какие по функции нейроны расположены в боковых рогах? (10/03/2013).

-Чувствительные

-Двигательные

-Ассоциативные

+Вегетативные симпатические

-Вегетативные парасимпатические

 

7. У женщины 69 лет опухолью сдавлен передний рог спинного мозга, что привело к повреждению нейронов переднего рога. Какие по функции нейроны расположены в передних рогах спинного мозга? (10/03/2013).

-Чувствительные

+Двигательные

-Ассоциативные

-Вегетативные симпатические

-Вегетативные парасимпатические

 

8. Вследствие автомобильной аварии водитель получил травму позвоночника на уровне 6-го грудного позвонка. Какой сегмент спинного мозга может быть поврежден при этом? (10/03/2013).

-VI грудной

-IV грудной

-V грудной

-VII грудной

+VIII грудной

 

9. В больницу доставлен солдат с огнестрельным ранением нижней части шейного отдела позвоночника. Во время операции у него обнаружено повреждение передних рогов спинного мозга на уровне шейного утолщения. Какие нарушения будут у пострадавшего? (10/03/2013).

-Паралич мышц груди

-Отсутствие чувствительности кожи груди

+Паралич мышц плечевого пояса и верхней конечности

-Отсутствие чувствительности кожи в области плечевого пояса и верхней конечности

-Паралич мышц спины

 

10. В клинику доставили мужчину 45 лет с травмой позвоночника. У него нарушена чувствительность кожи и движения правой руки. Какие сегменты спинного мозга повреждены у него? (28/03/2013).

+С5-С8

-С1-С4

-Th1-Th5

-L1-S1

-Th12-L1

 

11. Мальчик 12 лет при падении с дерева повредил позвоночник. При обследовании невропатолог констатировал повреждение 6 грудного сегмента спинного мозга. На уровне какого позвонка находится этот сегмент? (10/03/2013).

-7 грудного

-6 грудного

-5 грудного

+4 грудного

-8 грудного

 

12. Во время спортивной тренировки юноша 15 лет получил травму позвоночника с повреждением белого вещества спинного мозга между передней срединной щелью и вентролатеральной бороздой. Какая структура спинного мозга повреждена у него? (10/03/2013).

-Передний рог

+Передний канатик

-Боковой рог

-Боковой канатик

-Задний канатик

 

13. Какие по функции нейроны расположены в задних рогах спинного мозга? (10/03/2013).

-Чувствительные

-Двигательные

+Вставочные (ассоциативные)

-Вегетативные симпатические

-Вегетативные парасимпатические

 

14. Какие по функции нейроны расположены в спинномозговых узлах? (10/03/2013).

+Чувствительные

-Двигательные

-Вставочные (ассоциативные)

-Вегетативные симпатические

-Вегетативные парасимпатические

 

Задачи для самоподготовки:

1. У больного черепно-мозговая травма. При поясничной пункции в спинномозговой жидкости выявлена кровь. В какое (или какие) пространство, скорее всего, произошло кровоизлияние? Дайте анатомическое обоснование.

Ответ: В субарахноидальное пространство головного и спинного мозга.

 

Практическая часть для самоподготовки:

1. Используя пластилин, изготовьте макет спинного мозга, обозначив на нем его сужения и расширения, основные борозды.

2. Продемонстрируйте правильное анатомическое положение препарата спинного мозга.

3. Схематически зарисуйте поперечный срез спинного мозга и обозначьте видимые там структуры.

Вопросы для решения с преподавателем:

2. Спинной мозг, форма, топография, анатомические образования на его поверхности.

3. Сегмент спинного мозга.

4. Закономерности скелетотопии сегментов спинного мозга на разных уровнях позвоночника.

5. Передние и задние корешки спинномозговых нервов, спинномозговые узлы, особенности их топографии на протяжении канала позвоночника.

6. Закономерности формирования спинномозговых нервов.

7. Возрастные особенности скелетотопии спинного мозга.

8. Внешнее и внутреннее строение - серое и белое вещество, центральный канал.

9. Топография ядер серого вещества.

10. Топография проводящих путей.

11. Оболочки спинного мозга.

12. Межоболочечные пространства спинного мозга.

Тесты для решения с преподавателем:

 

1. Какие по морфологии нейроны расположены в спинномозговых узлах?

-Биполярные

+Псевдоуниполярные

-Крупные мультиполярные

-Мелкие мультиполярные

 

2. Какие по морфологии нейроны расположены в передних рогах спинного мозга?

-Биполярные

-Псевдоуниполярные

+Крупные мультиполярные

-Мелкие мультиполярные

 

3. Какие по морфологии нейроны расположены в задних рогах спинного мозга?

-Биполярные

-Псевдоуниполярные

-Крупные мультиполярные

+Мелкие мультиполярные

 

4. В клинику доставлен больной с травмой позвоночника и повреждением белого вещества спинного мозга между задней срединной и задней латеральной бороздами. Какая структура спинного мозга повреждена?

-Задний рог

+Задний канатик

-Передний рог

-Передний канатик

-Боковой канатик

 

5. Где расположены тела первых нейронов простой рефлекторной дуги, замыкающейся на уровне спинного мозга?

-Задний рог

-Промежуточная зона

+Спинномозговой узел

-Боковой рог

-Передний рог

Задачи 1 уровня:

1. Чем образованы передние корешки спинного мозга?

-Центральными отростками нейронов спинномозговых узлов

-Периферическими отростками нейронов спинномозговых узлов

+Аксонами нейронов передних рогов спинного мозга

-Дендритами нейронов передних рогов спинного мозга

-Аксонами нейронов задних рогов спинного мозга

 

2. Чем образованы задние корешки спинного мозга?

+Центральными отростками нейронов спинномозговых узлов

-Периферическими отростками нейронов спинномозговых узлов

-Аксонами нейронов передних рогов спинного мозга

-Дендритами нейронов передних рогов спинного мозга

-Аксонами нейронов задних рогов спинного мозга

 

3. Чем образован спинномозговой нерв?

-Центральными отростками нейронов спинномозговых узлов и аксонами нейронов передних рогов спинного мозга

+Периферическими отростками нейронов спинномозговых узлов и аксонами нейронов передних рогов спинного мозга

-Центральными отростками нейронов спинномозговых узлов и дендритами нейронов передних рогов спинного мозга

-Периферическими отростками нейронов спинномозговых узлов и дендритами нейронов передних рогов спинного мозга

-Аксонами нейронов передних рогов спинного мозга

Задачи П уровня:

1. У больного черепно-мозговая травма. При поясничной пункции в спинномозговой жидкости выявлена кровь. В какое (или какие) пространство, скорее всего, произошло кровоизлияние? Дайте анатомическое обоснование.

Ответ: В субарахноидальное пространство.

2. Какие виды чувствительности и на какой стороне тела выпадают при одностороннем половинном повреждении вещества спинного мозга на некотором уровне (синдром Броун-Секара)? Дайте анатомическое обоснование.

Ответ: Гемианестезия (анестезия – отсутствие чувствительности) ниже места повреждения на противоположной стороне тела и снижение тактильной чувствительности ниже места повреждения.

3. Заболевание полимиелитом сопровождается поражениями спинного мозга и нарушениями функций двигательного аппарата. Деструкцией каких нейронов можно объяснить это явление? Какое звено рефлекторной дуги при этом нарушено?

Ответ: Мотонейроны передних рогов спинного мозга. Эфферентное звено рефлекторной дуги.

Задачи Ш уровня:

Отпрепарировать участок спинного мозга, зарисовать схему отпрепарированного участка, указать борозды на поверхности препарата, корешки спинного мозга, оболочки спинного мозга, проставить на рисунке анатомические названия выявленных структур (по латыни).

8. Литература:

Основная

1. Анатомія людини. В трьох томах. Том 1 / Під ред. В.Г. Ковешнікова. - Луганськ Вид-во “Шико” ТОВ “Віртуальна реаль­ність”, 2008.

2. Бобрик І.І., Ковешніков В.Г. Міжнародна анатомічна номен­клатура. - Київ: Здоров'я. - 2001.

3. Анатомия человека. Под ред. М.Р. Сапина. - М.: Медицина, 1986. - Т.2. - С. 385-386, 450-452.

4. Анатомия человека: Сапин М. Р., Билич Г. Л. учебник в 3 т. - изд. 3-е испр. 2007. - Т. 1, Т. 2, Т. 3, http://vmede.org/sait/?page=1&id=Anatomija_sapin_1&menu=Anatomija_sapin_2007.

5. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». Под редакцией В.М.Астапова и Ю.В. Микадзе. 8-е издание, перераб. и доп. — М.: ПЕР СЭ, 2011. — 80 с.

6. Билич, Г.Л. Анатомия человека: Медицинский атлас / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. - М.: Эксмо, 2012. - 224 c.

7. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И.. Анатомия центральной нервной системы. Краткий курс. Учебное пособие. Издание 4-е, дополненное и исправленное, СПб.: ЭЛБИ-СПб. – 2010. – 108с.

8. Михайлов С.С. Анатомия человека с приложением на компакт – диске: В 2-х т. /С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин.-Т.1.- ГЭОТАР Медиа, 2011

9. Неврология: справочник практикующего врача. - М.: Литтерра, 2011. - 318 с. Триумфов, А. В.

10. Неттер Ф. Атлас анатомии человека, 6-е издание. - ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 624 с.

 

Дополнительная

1. Никифоров, А. С. Частная неврология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 767 с.

2. Никифоров, А.С. Общая неврология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 700 с.

3. Пальчик, А. Б. Лекции по неврологии развития. - М.: МЕДпресс-информ, 2013. - 367 с.

4. Сирингомиелия. Врожденные аномалии нервной системы: учеб. пособие для студ. ВМУУ IV уровня аккредитации. Луганск:Виртуальная реальность, 2013. - 87 с.

5. Топографическая диагностика заболеваний нервной системы: краткое руков.. - М.: МЕДпресс-информ, 2012. - 71 с. Мироненко, Т.В.

 

ЗАНЯТИЕ № 37

ТЕМА:

Общий обзор головного мозга.

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ:

Изучение общих данных о строении и развитии головного мозга является основой для дальнейшего детального изучения внешнего и внутреннего строения каждого отдела головного мозга.

2. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ:

В результате проведенного занятия студенты должны:

1. Знать развитие головного мозга - стадии трех и пяти мозговых пузырей.

2. Показывать основные части головного мозга - полушария большого мозга, мозжечок, ствол головного мозга.

3. Описывать все структуры на основании головного мозга.

4. Знать 12 пар черепных нервов и показаывать их выход на основании головного мозга.

5. Описать срединный разрез головного мозга, демонстрируя производные всех пяти мозговых пузырей.

 

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

Развивать творческие способности по обобщению данных научных источников о строении головного мозга в норме и патологии, опираясь на знания его морфологии и развитии.

 

Оснащение занятия:

  1. Таблица – развитие головного мозга – стадии трёх и пяти мозговых пузырей;
  2. Целый головной мозг;
  3. Срединный разрез головного мозга;
  4. Набор тестов к практическому занятию

см. сборник тестов к разделу «ЦНС и органы чувств».

 

БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ И ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ)

 

Предыдущие дисциплины: Необходимые знания:

Латинский язык Знания базовой латинской терминологии

Биология Развитие головного и спинного мозга в

онто-и филогенезе.

Следующие дисциплины:  
Гистология Отделы головного мозга. Производные пяти мозговых пузырей.
Неврология Строение головного мозга. Выход 12 пар черепных нервов

 

Внутрипредметная интеграция – разделы:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1288; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 34.227.112.145 (0.133 с.)