Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге и рефлекторном кругеСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В основе деятельности нервной системы лежат рефлексы. Рефлекс – это ответная реакция организма на раздражение (внешнее или внутреннее), осуществляющаяся с участием центральной нервной системы. Все рефлексы делят на безусловные (врожденные) и условные (приобретенные в течение жизни при определенных условиях). Путь, по которому осуществляется рефлекс, называется рефлекторной дугой. Таким образом, рефлекторная дуга – это совокупность нервных образований, обеспечивающих восприятие раздражения и проведение нервного импульса от места его возникновения к рабочему органу (эффектору). Все рефлекторные дуги делят на простые и сложные. Простая трехнейронная рефлекторная дуга состоит из чувствительного, вставочного (ассоциативного) и двигательного нейронов. Простые рефлекторные дуги лежат в основе безусловных рефлексов и замыкаются на уровне спинного мозга или ствола головного мозга (например, дуга зрачкового рефлекса). Сложная рефлекторная дуга является многонейронной и замыкается на уровне коры головного мозга. Она лежит в основе условного рефлекса. Когда нервные импульсы из центральной нервной системы достигают рабочего органа, возникает ответная реакция органа (движение или секреция). Это приводит к раздражению рецепторов исполнительного органа и от них нервные импульсы по чувствительным путям направляются обратно в центры головного или спинного мозга. Таким образом, центральная нервная система контролирует правильность и точность исполнения команд, поступающих к рабочим органам, и обеспечивает постоянную их коррекцию. Это явление получило название «обратной афферентации» (П.К. Анохин). На смену старому термину «рефлекторная дуга» пришел термин «рефлекторный круг». Сегментарный аппарат спинного мозга – это совокупность нервных образований, составляющих рефлекторную дугу безусловного рефлекса, замыкающуюся на уровне спинного мозга. К сегментарному аппарату спинного мозга относятся чувствительные псевдоуниполярные нейроны спинномозговых узлов с их отростками; вставочные нейроны, расположенные в филогенетически старых образованиях задних рогов спинного мозга (substantia gelatinosa, zona spongioza, cellulae disseminatae); двигательные нейроны передних рогов спинного мозга с их отростками; роль проводящих путей сегментарного аппарата выполняют собственные пучки белого вещества спинного мозга (fasciculi proprii), которые образованы аксонами вставочных нейронов, делящимися на восходящую и нисходящую ветви и соединяющими между собой выше- и нижележащие сегменты спинного мозга. Собственные пучки белого вещества делят на передние, боковые и задние. Они тесно прилежат к серому веществу спинного мозга.
Таким образом, раздражение минимального количества рецепторов может передаваться не только нервным клеткам одного сегмента спинного мозга, но и распространяться на несколько соседних сегментов. Поэтому ответная реакция представляет собой сокращение не одной мышцы, а целой группы мышц.
Контроль исходного уровня знания. Каждый студент получает 2-3 тестовых вопроса II уровня и выбирает правильный ответ. На тестовый контроль отводится до 10 мин. В ходе занятия проверяется правильность ответа путем опроса студентов. На основании анализа ответов студентов и ответов на тестовые вопросы преподаватель может сориентироваться, какие разделы темы хуже понятны студентом. В форме дискуссии преподавателя со студентами подробно разбираются все неясные вопросы. Определению исходного уровня знания студентов необходимо придавать большое значение, так как уже в начале занятий преподаватель должен знать уровень общей и специальной подготовки студентов к практическому занятию и оперативно перестраивать план занятия, уделив больше внимания вопросам, оказавшимся наиболее трудными для студентов. 2-й (2-3й) часы занятия. Тема отрабатывается в учебной комнате, работа с наглядным (трупным) материалом. Имеющиеся наглядные пособия должны способствовать закреплению тех знаний, которые студенты получили в процессе подготовки к занятию. Преподавателю необходимо подробно разобрать схемы, классификации, мелкие структуры спинного мозга, вопросы топографии. Следует также остановиться на вопросах индивидуальной вариабельности, возможных аномалиях спинного мозга. В заключение преподаватель отвечает на вопросы студентов по теме занятия. Дает задание на следующее занятие. 5. По окончании занятия студент должен знать:
- Определение и функции нервной системы; - Классификацию частей нервной системы; - Онтогенез нервной системы; - Определение, строение, функции и классификации нейронов; - Внешнее строение спинного мозга; - Внутреннее строение спинного мозга; - Определение сегмента спинного мозга, топографию сегментов. - Латинскую терминологию по теме занятия; 6. По окончании занятия студент должен уметь: - Демонстрировать правильное положение спинного мозга; - Находить на препаратах элемнты внешнего строения спинного мозга; - Обозначать топографические взаимоотношения сегментов спинного мозга; - Решать клинические ситуационные задачи по теме занятия; 7. Материал для подготовки и контроля за усвоением знаний у студентов Вопросы для самоподготовки студентов: 1. Развитие центральной системы в эмбриогенезе. Основные этапы формирования нервной системы в филогенезе. 2. Понятие о нейроне. Серое и белое вещество центральной нервной системы. Нервные волокна, пучки, корешки, узлы, нервы. Строение простой и сложной рефлекторной дуги. 3. Спинной мозг: топография, внешнее строение. Сегменты спинного мозга. Развитие спинного мозга в эмбриогенезе. Аномалии развития спинного мозга. 4. Спинной мозг: развитие, топография, внутреннее строение. Морфо-функциональная характеристика серого вещества. 5. Спинной мозг: развитие, топография, внутреннее строение. Морфо-функциональная характеристика белого вещества. 6. Оболочки спинного мозга, пространства между ними, их содержание.
Тесты для самоподготовки:
1. У потерпевшего в результате автокатастрофы обнаружено перелом X-XI грудных позвонков. Какие сегменты спинного мозга могут быть повреждены у него? (10/03/2013). +поясничные -грудные -крестцовые -копчиковые
2. В результате травмы у больного поврежден 9-й грудной позвонок. Какой сегмент спинного мозга может быть поврежден при этом? (10/03/2013). -8-й грудной -9-й грудной -10-й грудной -11-й грудной +12-й грудной
3. Юноша 22 лет во время спортивных соревнований получил травму позвоночника на уровне III шейного позвонка. Какой сегмент спинного мозга может быть поврежден при этом? (10/03/2013). -II шейный +III шейный -IV шейный -V шейный -VI шейный
4. Врачу необходимо взять у больного спинномозговую жидкость для исследования. Между какими позвонками нужно ввести иглу, чтобы не повредить спинной мозг? (10/03/2013). -между 10 и 11 грудными позвонками -между 11 и 12 грудными позвонками -между 12 грудным и I поясничным -между I и II поясничными позвонками +между III и IV поясничными позвонками
5. Вследствие дорожно-транспортного происшествия юноша 16 лет получил травму позвоночника с повреждением белого вещества спинного мозга на участке между вентролатеральной и дорзолатеральной бороздами спинного мозга. Какая структура спинного мозга повреждена? (28/03/2013). -Передний канатик -Передний рог +Боковой канатик -Задний канатик -Боковой рог
6. Вследствие кровоизлияния в спинной мозг у больного пострадали нейроны бокового рога спинного мозга. Какие по функции нейроны расположены в боковых рогах? (10/03/2013). -Чувствительные -Двигательные -Ассоциативные +Вегетативные симпатические -Вегетативные парасимпатические
7. У женщины 69 лет опухолью сдавлен передний рог спинного мозга, что привело к повреждению нейронов переднего рога. Какие по функции нейроны расположены в передних рогах спинного мозга? (10/03/2013).
-Чувствительные +Двигательные -Ассоциативные -Вегетативные симпатические -Вегетативные парасимпатические
8. Вследствие автомобильной аварии водитель получил травму позвоночника на уровне 6-го грудного позвонка. Какой сегмент спинного мозга может быть поврежден при этом? (10/03/2013). -VI грудной -IV грудной -V грудной -VII грудной +VIII грудной
9. В больницу доставлен солдат с огнестрельным ранением нижней части шейного отдела позвоночника. Во время операции у него обнаружено повреждение передних рогов спинного мозга на уровне шейного утолщения. Какие нарушения будут у пострадавшего? (10/03/2013). -Паралич мышц груди -Отсутствие чувствительности кожи груди +Паралич мышц плечевого пояса и верхней конечности -Отсутствие чувствительности кожи в области плечевого пояса и верхней конечности -Паралич мышц спины
10. В клинику доставили мужчину 45 лет с травмой позвоночника. У него нарушена чувствительность кожи и движения правой руки. Какие сегменты спинного мозга повреждены у него? (28/03/2013). +С5-С8 -С1-С4 -Th1-Th5 -L1-S1 -Th12-L1
11. Мальчик 12 лет при падении с дерева повредил позвоночник. При обследовании невропатолог констатировал повреждение 6 грудного сегмента спинного мозга. На уровне какого позвонка находится этот сегмент? (10/03/2013). -7 грудного -6 грудного -5 грудного +4 грудного -8 грудного
12. Во время спортивной тренировки юноша 15 лет получил травму позвоночника с повреждением белого вещества спинного мозга между передней срединной щелью и вентролатеральной бороздой. Какая структура спинного мозга повреждена у него? (10/03/2013). -Передний рог +Передний канатик -Боковой рог -Боковой канатик -Задний канатик
13. Какие по функции нейроны расположены в задних рогах спинного мозга? (10/03/2013). -Чувствительные -Двигательные +Вставочные (ассоциативные) -Вегетативные симпатические -Вегетативные парасимпатические
14. Какие по функции нейроны расположены в спинномозговых узлах? (10/03/2013). +Чувствительные -Двигательные -Вставочные (ассоциативные) -Вегетативные симпатические -Вегетативные парасимпатические
Задачи для самоподготовки: 1. У больного черепно-мозговая травма. При поясничной пункции в спинномозговой жидкости выявлена кровь. В какое (или какие) пространство, скорее всего, произошло кровоизлияние? Дайте анатомическое обоснование. Ответ: В субарахноидальное пространство головного и спинного мозга.
Практическая часть для самоподготовки:
1. Используя пластилин, изготовьте макет спинного мозга, обозначив на нем его сужения и расширения, основные борозды. 2. Продемонстрируйте правильное анатомическое положение препарата спинного мозга. 3. Схематически зарисуйте поперечный срез спинного мозга и обозначьте видимые там структуры. Вопросы для решения с преподавателем: 2. Спинной мозг, форма, топография, анатомические образования на его поверхности. 3. Сегмент спинного мозга. 4. Закономерности скелетотопии сегментов спинного мозга на разных уровнях позвоночника. 5. Передние и задние корешки спинномозговых нервов, спинномозговые узлы, особенности их топографии на протяжении канала позвоночника. 6. Закономерности формирования спинномозговых нервов. 7. Возрастные особенности скелетотопии спинного мозга. 8. Внешнее и внутреннее строение - серое и белое вещество, центральный канал. 9. Топография ядер серого вещества. 10. Топография проводящих путей. 11. Оболочки спинного мозга. 12. Межоболочечные пространства спинного мозга. Тесты для решения с преподавателем:
1. Какие по морфологии нейроны расположены в спинномозговых узлах? -Биполярные +Псевдоуниполярные -Крупные мультиполярные -Мелкие мультиполярные
2. Какие по морфологии нейроны расположены в передних рогах спинного мозга? -Биполярные -Псевдоуниполярные +Крупные мультиполярные -Мелкие мультиполярные
3. Какие по морфологии нейроны расположены в задних рогах спинного мозга? -Биполярные -Псевдоуниполярные -Крупные мультиполярные +Мелкие мультиполярные
4. В клинику доставлен больной с травмой позвоночника и повреждением белого вещества спинного мозга между задней срединной и задней латеральной бороздами. Какая структура спинного мозга повреждена? -Задний рог +Задний канатик -Передний рог -Передний канатик -Боковой канатик
5. Где расположены тела первых нейронов простой рефлекторной дуги, замыкающейся на уровне спинного мозга? -Задний рог -Промежуточная зона +Спинномозговой узел -Боковой рог -Передний рог Задачи 1 уровня: 1. Чем образованы передние корешки спинного мозга? -Центральными отростками нейронов спинномозговых узлов -Периферическими отростками нейронов спинномозговых узлов +Аксонами нейронов передних рогов спинного мозга -Дендритами нейронов передних рогов спинного мозга -Аксонами нейронов задних рогов спинного мозга
2. Чем образованы задние корешки спинного мозга? +Центральными отростками нейронов спинномозговых узлов -Периферическими отростками нейронов спинномозговых узлов -Аксонами нейронов передних рогов спинного мозга -Дендритами нейронов передних рогов спинного мозга -Аксонами нейронов задних рогов спинного мозга
3. Чем образован спинномозговой нерв? -Центральными отростками нейронов спинномозговых узлов и аксонами нейронов передних рогов спинного мозга +Периферическими отростками нейронов спинномозговых узлов и аксонами нейронов передних рогов спинного мозга -Центральными отростками нейронов спинномозговых узлов и дендритами нейронов передних рогов спинного мозга
-Периферическими отростками нейронов спинномозговых узлов и дендритами нейронов передних рогов спинного мозга -Аксонами нейронов передних рогов спинного мозга Задачи П уровня: 1. У больного черепно-мозговая травма. При поясничной пункции в спинномозговой жидкости выявлена кровь. В какое (или какие) пространство, скорее всего, произошло кровоизлияние? Дайте анатомическое обоснование. Ответ: В субарахноидальное пространство. 2. Какие виды чувствительности и на какой стороне тела выпадают при одностороннем половинном повреждении вещества спинного мозга на некотором уровне (синдром Броун-Секара)? Дайте анатомическое обоснование. Ответ: Гемианестезия (анестезия – отсутствие чувствительности) ниже места повреждения на противоположной стороне тела и снижение тактильной чувствительности ниже места повреждения. 3. Заболевание полимиелитом сопровождается поражениями спинного мозга и нарушениями функций двигательного аппарата. Деструкцией каких нейронов можно объяснить это явление? Какое звено рефлекторной дуги при этом нарушено? Ответ: Мотонейроны передних рогов спинного мозга. Эфферентное звено рефлекторной дуги. Задачи Ш уровня: Отпрепарировать участок спинного мозга, зарисовать схему отпрепарированного участка, указать борозды на поверхности препарата, корешки спинного мозга, оболочки спинного мозга, проставить на рисунке анатомические названия выявленных структур (по латыни). 8. Литература: Основная 1. Анатомія людини. В трьох томах. Том 1 / Під ред. В.Г. Ковешнікова. - Луганськ Вид-во “Шико” ТОВ “Віртуальна реальність”, 2008. 2. Бобрик І.І., Ковешніков В.Г. Міжнародна анатомічна номенклатура. - Київ: Здоров'я. - 2001. 3. Анатомия человека. Под ред. М.Р. Сапина. - М.: Медицина, 1986. - Т.2. - С. 385-386, 450-452. 4. Анатомия человека: Сапин М. Р., Билич Г. Л. учебник в 3 т. - изд. 3-е испр. 2007. - Т. 1, Т. 2, Т. 3, http://vmede.org/sait/?page=1&id=Anatomija_sapin_1&menu=Anatomija_sapin_2007. 5. Атлас «Нервная система человека. Строение и нарушения». Под редакцией В.М.Астапова и Ю.В. Микадзе. 8-е издание, перераб. и доп. — М.: ПЕР СЭ, 2011. — 80 с. 6. Билич, Г.Л. Анатомия человека: Медицинский атлас / Г.Л. Билич, В.А. Крыжановский. - М.: Эксмо, 2012. - 224 c. 7. Гайворонский И.В., Ничипорук Г.И.. Анатомия центральной нервной системы. Краткий курс. Учебное пособие. Издание 4-е, дополненное и исправленное, СПб.: ЭЛБИ-СПб. – 2010. – 108с. 8. Михайлов С.С. Анатомия человека с приложением на компакт – диске: В 2-х т. /С.С. Михайлов, А.В. Чукбар, А.Г. Цыбулькин.-Т.1.- ГЭОТАР Медиа, 2011 9. Неврология: справочник практикующего врача. - М.: Литтерра, 2011. - 318 с. Триумфов, А. В. 10. Неттер Ф. Атлас анатомии человека, 6-е издание. - ГЭОТАР-Медиа, 2015 – 624 с.
Дополнительная 1. Никифоров, А. С. Частная неврология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 767 с. 2. Никифоров, А.С. Общая неврология. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 700 с. 3. Пальчик, А. Б. Лекции по неврологии развития. - М.: МЕДпресс-информ, 2013. - 367 с. 4. Сирингомиелия. Врожденные аномалии нервной системы: учеб. пособие для студ. ВМУУ IV уровня аккредитации. Луганск:Виртуальная реальность, 2013. - 87 с. 5. Топографическая диагностика заболеваний нервной системы: краткое руков.. - М.: МЕДпресс-информ, 2012. - 71 с. Мироненко, Т.В.
ЗАНЯТИЕ № 37 ТЕМА: Общий обзор головного мозга. 1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Изучение общих данных о строении и развитии головного мозга является основой для дальнейшего детального изучения внешнего и внутреннего строения каждого отдела головного мозга. 2. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ: В результате проведенного занятия студенты должны: 1. Знать развитие головного мозга - стадии трех и пяти мозговых пузырей. 2. Показывать основные части головного мозга - полушария большого мозга, мозжечок, ствол головного мозга. 3. Описывать все структуры на основании головного мозга. 4. Знать 12 пар черепных нервов и показаывать их выход на основании головного мозга. 5. Описать срединный разрез головного мозга, демонстрируя производные всех пяти мозговых пузырей.
ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ Развивать творческие способности по обобщению данных научных источников о строении головного мозга в норме и патологии, опираясь на знания его морфологии и развитии.
Оснащение занятия:
см. сборник тестов к разделу «ЦНС и органы чувств».
БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ. (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ И ВНУТРИПРЕДМЕТНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ)
Предыдущие дисциплины: Необходимые знания: Латинский язык Знания базовой латинской терминологии Биология Развитие головного и спинного мозга в онто-и филогенезе.
Внутрипредметная интеграция – разделы:
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 1359; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.41.203 (0.015 с.) |