Ответ: нетипичные шейные позвонки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответ: нетипичные шейные позвонки.



а — атлант (вид сверху): 1 – arcus anterior, 2 – massa lateralis; 3 – foramen processus transversus; 4 – processus transversus; 5 – sulcus a. vertebralis; 6 – arcus posterior; 7 – tuberculum posterius; 8 – fovea articularis superior; 9 – tuberculum anterius; 10 – fovea dentis; б — осевой позвонок (вид сзади): 1 – dens; 2 – facies articularis superior; 3 – processus spinosus; 4 – processus transversus; 5 – foramen processus transversus.

Уровень α=2.

Тесты 3 уровня:

1. Выберите для каждого позвонка подходящую характеристику:

Уровень α=3.

7.2 ПРОФЕСИОНАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ

Задание Последовательность исполнения Замечания, предупреждения к самоконтролю
1. Овладеть методи- кой установления натурального пре- парата крестца и копчика в пра- вильное анатоми- ческое положение. 1. Найти среди представлен- ных препаратов крестец. 2. Найти среди представлен- ных препаратов копчик. 3. Под зрительным контро- лем различать позвонки из различных отделов. Проконтролируйте пра- вильность исполнения методики. Обратить внимание на общее строение позвонков в каждом отделе позвоночного столба.
2. Уметь различать среди представленных препаратов ребра. 1. Найти главные части ребра 2. Под зрительным контро­лем отличить типичные и атипичные ребра. Обратить внимание на строение I, XI и XII ребра.
3. Уметь различать среди представ ленных препара­тов грудину 1. Под зрительным контро- лем отличить головные части Обратить внимание на виды грудной клетки

 

7.3. КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ТЕСТ

Тест (a=III)

Заполните таблицу.

Название позвонка Шейный Г рудной Пояснич­ ный Крестцовый Копчи­ ковый
Анатомиче­ские образо­вания          
Arcus vertebrae + + + - -
Tuberculum caroticum + - - - -
Fovea costalis - + - - -
Processus mammilaris - - + - -
Linea transversae - - - + -
Cornua sacralia - - - + -
Cornua coccygea - - - - +

Задачи (а=3)

1. Женщина 30 лет жалуется на боль возникающую при вдохе и выдохе. На рентгенограмме - перелом V-VI ребер по средней подмышечной линии. Какая часть ребер повреждена?

A. Хрящевая

B. Костная - головка ребра

C. Костная - тело ребра

D. Костная- шейка ребра

E. Костная - бугорок ребра

Правильный ответ С (а= III).

2. В травматологическое отделение поступила женщина 50 лет, которая во время гололеда поскользнулась и упала сидя. Больная жалуется на боль в нижней части туловища и невозможность сидеть. Какая кость вероятнее всего повреждена?

A. Копчик

B. Грудина

C. Ребра

D. Крестец

E. Поясничные позвонки

Правильный ответ А (а= III) задача з элементами усложнения.

7.4. ОРИЕНТИРОВАННАЯ КАРТА ДЛЯ РАБОТЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ

Учебные задания Указания для задания Ответ
  Крестец, копчик. Изучить общее строение крестца. Обратить внима­ние на правильное анато­мическое положение, по­верхности, образованя. Копчик- копчиковые по­звонки, строение. 1. Анатомія людини. В трьох томах. Том 1 // Під ред. В.Г. Ковеш- нікова. - Луганськ: Из- д-во «Шико» Тов «Вір­туальна реальність», 2005. - С.55-57. 2. Бобрик І.І., Ковеш­ніков В.Г. Міжнародна анатомічна номенкла- тура.-Киів: Здоров'я.- 2001
  Классификация ребер, особенно­сти строения. Обозначить 3 группы ре­бер, согласно классифика­ции. Различать ребра ти­пичны, атипичные, верно ориентировать их, выучить структуры. 1. Анатомія людини. В трьох томах. Том 1// Під ред. В.Г. Ковеш- нікова.-Луганськ: Изд- во «Шико» Тов «Вір­туальна реальність», 2005. - 57 с.
  Грудина. Части грудины. Детальное строение. 1. Анатомія людини. В трьох томах. Том 1// Під ред. В.Г. Ковеш- нікова.-Луганськ: Изд- во «Шико» Тов «Вір­туальна реальність», 2005. - 60 с.

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ УИРС: подготовить рефераты на темы: «Формирование грудной клетки»; «Изгибы позвоночного столба», «Форма грудной клетки в зависимости от конституции телосложения».

9. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Ковешников В.Г. Анатомия человека. В трьох томах. - Том 1. - Лу­ганск: Изд-во «Шико» Тов. «Виртуальная реальность», 2005. - С. 55-60.

2. Сапин М.Р. Анатомия человека. - Т.1. - Москва: Медицина, 1987. - С.39-42.

3. Материалы лекций

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Ковешников В.Г., Савро В.О. Физиология с основами анатомии. - Лу­ганськ, 2003.

2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. - Москва: Медицина, 1983 (и последующие издания).

3. Бобрик І.І., Ковешников В.Г. Мижнародная анатоммческая номенклатура. - Киев: Здоров'я. - 2001.

4. Koveshnikov V.G. Human anatomy: Textbook. - Luhansk: Изд-во «Шико» Тов. «Виртуальная реальность», 2006. - С. 55-60.

ЗАНЯТИЕ № 3

Кости верхней конечности

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Изучение темы студентами медицинско­го университета актуально, так как верхняя конечность выполняет важную мобильную функцию в жизнедеятельности организма. Кости верхней ко­нечности это базис для дальнейшего изучения следующих разделов анато­мии: артросиндесмологии, миологии, сосудистой и периферической нерв­ной систем, а также при изучении последующих клинических дисциплин.

2. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

1. Студентам иметь представление о строении длинных трубчатых ко­стей (а=1).

2. Освоить классификацию отделов верхней конечности (а=2).

3. Студентам уметь показывать на препарате кости пояса верхней ко­нечности и свободной верхней конечности, их общее строение и все анато­мические образования (а=3).

4. Во время самостоятельного препарирования костей уметь проанализировать полученные результаты (а=4).

3. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: Студентам выучить строение костей верхней конечности для дальнейшего изучения артрологии, миоло­гии, ангиологии, периферической нервной системы и клинических дисциплин.

4. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: Кости пояса и свободной верхней конечности. Лопатка, ключица, кости свободной верхней конечности, кости кисти.

5. БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ)

Дисциплины Знать Уметь
Предыдущие: Биология Общее строение труб­чатых костей. Показывать на препарате верхнюю конечность.
Следующие: Гистология Микроскопическое строение костной тка­ни. На микропрепарате под ми­кроскопом найти костную ткань.
Т равматология Общее строение труб­чатых костей и разде­ление на отделы. На рентгенограмме различать травмы верхней конечности и правильно устанавливать диа­гноз.
Неврология Топографию плечево­го сплетения, нервы верхней конечности. Диагностировать невриты верхней конечности с помо­щью разных методов исследо­вания.
Хирургия Топографию сосудов верхней конечности. Диагностировать сосудистую патологию верхней конечно­сти.
Внутрипредметная интеграция: Артросиндесмология Знать суставные по­верхности костей верхней конечности. Показывать на препарате су­ставы, общее строение, функ­ция.
Периферическая нервная система Топографию плечево­го сплетения. Показать на препаратах нача­ло, топографию и зоны крово­снабжения сосудов верхней конечности.
Ангиология Топографию сосудов верхней конечности. Показать на препаратах нача­ло, топографию и зоны иннер­вации нервов верхней конеч­ности.
Иннервация и кровоснаб­жение органов Название нервов и со­судов верхней конеч­ности. Показать на препаратах сосу­ды и нервы верхней конечно­сти.

6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Приступая к изучению темы студентами следует повторить общую схе­му строение длинных трубчатых костей (диафиз, эпифиз, метафиз). Далее следует обратить внимание на общую схему строения скелета верхних ко­нечностей (кости пояса верхней конечности и свободной верхней конечно­сти), после чего детально изучаются кости пояса верхней конечности (ло­патка и ключица). Изучение каждой из костей начинается с правильного расположения ее в пространстве, определение костей к правой или левой половине. Далее, детально изучаются кости свободной верхней конечности - ее проксимальный (плечевая кость), средний (лучевая и локтевая кости) и дистальный (кости кисти) отделы. Все длинные трубчатые кости имеют три главные части (проксимальный и дистальный эпифиз и диафиз). Пле­чевая кость принадлежит к плечу, локтевая и лучевая - к предплечью. Сле­дует обратить внимание студентов на расположение костей предплечья (лучевая кость - латерально, локтевая - медиально), а также научиться их соединять. При изучении кисти также следует обратить внимание на ее правильное анатомическое положение (ладонная поверхность развернута вперед, первый палец направленлатерально). Необходимо изучить отделы кисти - запястье, пястье и кости пальцев, знать название костей, особенно­сти строения.


VІ. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА


1. Главные части

2. Анатомические структуры


7. МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

7.1. Вопросы первого уровня

1. Скелет костей плечевого пояса, кости свободной верхней конечности.

2. Плечевая кость, правильное анатомическое положение, главные части.

3. Лучевая кость - правильное анатомическое положение, главные части.

4. Локтевая кость - правильное анатомическое положение, главные части.

5. Кисть - отделы кисти: запястье, пястье и кости пальцев.

Тесты II уровня

1. Согласно анатомической классификации к какой части скелета отно­сится плечевая кость:

A. Columna vertebralis

B. Thorax

C. Cranium

D. Skeleton membri superioris

E. Skeleton membri inferioris

Правильный ответ: D (a=II).

2. На какой из перечисленных костей находится венечная и локтевая ямки:

A. Плечевая кость

B. Лучевая кость

C. Локтевая кость

D. Ключица

E. Ладьевидная кость

Правильный ответ: А (a=II).

3. Тест с множественным выбором

Перечислить анатомические структуры плечевой кости:

A. Головка

B. Борозда лучевого нерва

C. Локтевой отросток

D. Блок плечевой кости

E. Межкостный край

Правильный ответ: А, В, D (a=II).

4. Тест осложненный триадами

К какому отделу кисти относятся перечисленные кости:

1. Os scaphoideum Ossa carpi

2. Os lunatum Ossa metacarpi

3. Os pisiforme Ossa digitirum

4. Os metacarpale I

5. Pollex

Правильный ответ: 1A, 2A, 3A, 4B, 5C (a=II).

Задачи II уровня

1. У больного перелом плечевой кости в средней трети. Какая часть ко­сти пострадала?

A. Головка

B. Проксимальный эпифиз

C. Дистальный эпифиз

D. Диафиз

E. Метафиз

Правильный ответ: D (a=II) типичная задача.

2. При переломе костей плечевого пояса повреждена плоская кость. Какая?

A. Ключица

B. Лопатка

C. Локтевая

D. Плечевая

E. Грудина

Правильный ответ: B (a=II) типичная задача.

3. На рентгенограмме перелом кости, которая находится на латеральной стороне предплечья. Какая кость повреждена?

A. Локтевая

B. Лучевая

C. Плечевая

Д. Ладьевидная Е. Полулунная

Правильный ответ: B (a=II) типичная задача.

7.2. ПРОФЕСИОНАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ

Задание Последовательность исполнения Замечания к самоконтролю
1. Перечислить отделы верхней конечности 1. Найти середи представ- ленных препаратов кости верхней конечности. Проконтролируйте правильность исполнения методики. Обратить внимание на правильное положение.
2. Уметь демонстри­ровать кости поя­са верхней конеч­ности. 1. Под зрительным контро­лем найти лопатку и ключи­цу. 2. Под зрительным контро­лем определиться со структурами на каждой из костей.
3. Уметь розличать кости свободной верхней конечно­сти. 1. Под зрительным контро­лем найти плечевую, локте­вую и лучевую кости. 2. Под зрительным контролем определиться со структурами на каждой из костей. Обратить внимание на правильное положение костей предплечья.
4. Уметь демонстрировать кости ки­сти. 1. Под зрительным контро­лем определиться со струк­турами на каждой из костей. Обратить внимание на ладонную и тыльную по- верхности.

 

7.3 ЗАДАЧИ (а=3)

1. При падении с упором на верхние конечности повреждены кости проксимального отдела предплечья с медиальной стороны. Какое анатоми­ческое образование пострадало?

A. Шиловидный отросток лучевой кости

B. Головка лучевой кости

C. Шиловидный отросток локтевой кости

D. Локтевидный отросток

E. Бугристость локтевой кости

Правильный ответ: D (а=Ш) задача с элементами усложнения.

2. Женщина 35 лет поскользнулась и упала с упором на руки. На рентге­нограмме перелом кости, которая находиться на медиальной стороне пред­плечья. Какая кость сломана?

A. Плечевая

B. Локтевая

C. Лучевая

D. Лопатка

E. Ключица

Правильный ответ: В (а=Ш) задача с элементами усложнения.

3. В травматологическом отделении у пациента - перелом в области проксимального эпифиза плечевой кости. В какой части кости травматоло­ги будут вероятнее всего оперировать?

A. Тело

B. Анатомическая шейка

C. Хирургическая шейка

D. Отросток

E. Головка

Правильный ответ: С (а=Ш) задача с элементами усложнения.

7.4. ОРИЕНТИРОВАННАЯ КАРТА ДЛЯ РОБОТЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ

Учебные задания Указания к заданию Ответ
  Классификация костей. Научиться различать все кости согласно анатомиче­ской классификации. 1. Ковешніков В.Г. Ана­томія людини. - Том 1. -Луганськ: Изд-во «Шико» Тов. «Вірту­альна реальність», 2005. - С. 43-44.
  Кости пояса верхней конечности Освоить анатомические структуры лопатки и клю­чицы. 1. Ковешніков В.Г. Ан- натомія людини. - Том 1. - Луганськ: Изд-во «Шико» Тов. «Віртуальна реальність. – 2005. – С. 117-118.
  Кости свободной верх- ней конечности. Освоить отделы и структу- ры плечевой, локтевой, лу- чевой и костей кисти. 1 Ковешніков В.Г. Ан- натомія людини. - Том 1. - Луганськ: Изд-во «Шико» Тов. «Віртуальна реальність»,2005. - С. 119-126

 

2. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ УИРС: подготовить рефераты на темы: «Строение пояса верхней конечности»; «Строение костей свободной верхней конечности», «Строение кисти и ее функциональная особенность».

3. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Ковешников В.Г. Анатомия человека. В трьох томах. - Том 1. - Лу­ганск: Изд-во «Шико» Тов. «Виртуальная реальность», 2005. - С. 117- 126.

2. Сапин М.Р. Анатомия человека. - Т.1. - Москва: Медицина, 1987. - С.12-38.

3. Материалы лекций

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Ковешников В.Г., Савро В.О. Физиология с основами анатомии. - Луганськ, 2003.

2. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. - Москва: Медицина, 1983 (и последующие издания).

3. Бобрик І.І., Ковешников В.Г. Мижнародная анатоммческая номенклатура. - Киев: Здоров'я. - 2001.

4. Koveshnikov V.G. Human anatomy: Textbook. - Luhansk: Изд-во «Шико» Тов. «Виртуальная реальность», 2006. - С. 117-126.

ЗАНЯТИЕ № 4

Кости нижней конечности

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Студентами изучение выбранной темы крайне необходимо, так как нижние конечности выполняют важную мо­бильную и опорную функцию в жизнедеятельности всего организма. Зна­ние о костях нижних конечностей - это базис для дальнейшего изучения следующих разделов анатомии: артросиндесмологии, миологии, сосуди­стой и периферической нервной системы. Полученные знания студентам следует использовать при изучении последующих клинических дисциплин (травматологии, неврологии, рентгенологии).

2. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ.

1. Студентам иметь представление о строении длинных трубчатых ко­стях (а=1).

2. Освоить разделение на отделы кости нижней конечности (а=2).

3. Студентам уметь показывать на препаратах кости таза и свободной нижней конечности, их общее строение и все анатомические образования (а=3).

4. Во время самостоятельного препарирования студентами костей ниж­ней конечности уметь проанализировать полученные данные (а=4).

3. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: Изучить строение костей ниж­ней конечности для дальнейшего использования этих знаний в ангиологии, сосудистой и периферической нервной системы а также таких клиниче­ских дисциплин как: нервные болезни, хирургия, травматология и др.

4. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: Кости пояса и свободной нижней конечности. Таз вцелом, бедренная, большеберцовая, малоберцовая кости, кости стопы.

5. БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ)

 

Дисциплины Знать Уметь
Предыдущие: Биология Общее строение труб­чатых костей. Показывать на препарате ниж­нюю конечность.
Следующие: Гистология Микроскопическое строение костной тка­ни. На микропрепарате под ми­кроскопом найти костную ткань.
Т равматология Общее строение труб­чатых костей и разделение на отделы. На рентгенограмме различать травмы нижней конечности и правильно устанавливать диа­гноз.
Неврология Топографию пояснич­ного и крестцового сплетения, нервы нижней конечности. Диагностировать невриты нижней конечности с помо­щью различных методов ис­следования.
Хирургия Топографию сосудов нижней конечности Диагностировать сосудистую патологию нижней конечно­сти.
3. Внутрипредметная интеграция Артросиндесмология Знать суставные по­верхности костей нижней конечности. Показывать на препаратах су­ставы, которые находятся между костями нижней конеч­ности.
Периферическая нерв­ная система Топографию пояснич­ного и крестцового сплетения, нервы нижней конечности Показывать на препаратах на­чало, топографию и зоны ин­нервации нервов нижней ко­нечности
Ангиология Топографию сосудов нижней конечности Показывать на препаратах на­чало, топографию и зоны кро­воснабжения сосудов нижней конечности.

 

6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Студентам, приступающим к изучению данной темы, следует повторить общую схему строения длинных трубчатых костей (диафиз, эпифизы, ме- тафиз) и строение скелета нижней конечности. Во-первых, изучают кости тазового пояса (тазовая кость) ее общее строение и анатомические образо­вания. Во-вторых изучают кости свободной нижней конечности (бедрен­ная). Изучение костей голени начинают с их правильного анатомического положения, принадлежности их к правым или левым половинам и взаимо­расположения (большеберцовая кость находится медиально, малоберцовая - латерально). Далее, последовательно, на основе учебника изучают анато­мические структуры большеберцовой и малоберцовой костей. Особое вни­мание следует обратить на правильное положение малоберцовой кости. Эта кость имеет следующие приметы: проксимальный эпифиз малоберцо­вой кости (головка) имеет утолщенный вид и многогранную форму, ди­стальный эпифиз - продолговатую форму. Суставные поверхности на го­ловке и латеральной лодыжке направлены медиально. Ямка на дистальном эпифизе находится сзади от суставной поверхности.

Приступая к изучению костей стопы студентам следует определиться с анатомическим положением. Подошвенная поверхность стопы должна быть направлена вниз, большой палец - медиально, таким образом пра­вильное положение стопы - это положение пронации.

Последовательно рассматриваются кости предплюсны, их основные за­кономерности, плюсны и кости пальцев стопы. Далее, обратить внимание на стопу в целом (функция: опорная, амортизирующая и мобильная).


                                                     
   
VІ. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
   
1. Части нижней конечности
 
     
Кости пояса нижней конечности
 
Кости свободной нижней конечности
 
 
 
   
Большеберцо- вая кость
   
Бедренная кость
 
2. Кости
 
 
 
 
3. Классификация
 
   
Длинная труб-
 
Длинная трубчатая
 
   
чатая
 
 
   
Тело, прокси­мальный и ди­стальный эпи­физы
 
Тело, прокси­мальный и ди­стальный эпи­физы
 
4. Г лавные части
   
Повздошная, лоб- ковая и седалищная кости
 
 

 

 

7. МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

6.1. Вопросы первого уровня

1. Скелет костей таза и свободной нижней конечности.

2. Тазовая кость, правильное анатомическое положение, главные части.

3. Бедренная кость, правильное анатомическое положение, главные части.

4. Большеберцовая кость, правильное анатомическое положение, главные части.

5. Малоберцовая кость, правильное анатомическое положение, главные ча­сти.

6. Стопа, отделы, структуры.

Тесты 2 уровня

1. Согласно анатомической классификации плюсневые кости относятся к:

A. Плоским костям

B. Длинным трубчатым костям

C. Сесамовидным костям

D. Губчатым костям

E. Коротким трубчатым костям

Правильный ответ Е (a=II).

2. На какой кости расположена facies auricularis?

A. Подвздошной

B. Лобковой

C. Седалищной

D. Большеберцовой

E. Бедренной

Правильный ответ А (a=II).

3. Тест с множественным выбором

Перечислите анатомические структуры бедренной кости:

A. Головка

B. Малый вертел

C. Медиальный отросток

D. Латеральный отросток

E. Шероховатая линия

Правильный ответ А, В, Е (a=II).

4. Тест осложненный триадами

К какому отделу стопы относятся перечисленные кости:

A. Плюсневые кости

B. Предплюсневые кости

C. Кости пальцев

4. Средняя фаланга

5. Основание, тело, головка (гл. ча­сти)

Правильный ответ: 1A, 2A, 3A, 4С, 5В (a=II).

Задачи II уровня

1. После падения на нижние конечности больной испытывает сильную боль при ходьбе в задненижнем отделе стопы. Какая кость повреждена?

A. Кубовидная

B. Клиновидная

C. Ладьевидная

D. Таранная

E. Пяточная

Правильный ответ Е (a=II) типичная задача.

2. Вследствие травмы стопы у потерпевшего случился перелом бугорка одной из костей проксимального ряда предплюсны. Какая кость повре­ждена?

A. Ладьевидная

B. Клиновидная

C. Кубовидная

D. Таранная

E. Пяточная

Правильный ответ D (a=II) типичная задача.

3. У мужчины 70 лет вследствие падения случился перелом внутренней нижней трети голени. Какая кость повреждена?

A. Малоберцовая

B. Большеберцовая

C. Бедренная

D. Таранная

E. Пяточная

Правильный ответ B (a=II) типичная задача.

7.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ

Задания Последовательность выполнения Замечания, предупре­ждения к самоконтро­лю
1. Перечислите отде­лы нижней конеч­ности. 1. Найти среди представлен­ных препаратов кости нижней конечности. Проконтролируйте пра­вильность исполнения методики.
2. Уметь демонстри­ровать кости ниж­ней конечности. 1. Под зрительным контролем найти тазовую кость. 2. Под зрительным контролем определиться со структурами. Обратить внимание на правильное положение.
3. Уметь различать кости свободной части нижней ко­нечности. 1. Под зрительным контролем найти бедренную, большебер­цовую и малоберцовую кости. 2. Под зрительным контролем определиться с анатомическими структурами каждой из костей. Обратить внимание на правильное положение костей голени.
4. Уметь демонстри­ровать кости сто­пы. 1. Под зрительным контролем определиться с анатомически­ми структурами на каждой из костей. Обратить внимание на подошвенную и тыльную поверхности стопы.

 

7.3 ЗАДАЧИ (а=3)

1. После столкновения двух автомобилей у одного из водителей выявле­на деформация в средней трети левой голени, сильная боль, особенно при попытке движения левой голенью. Из раны виступают края кости трех­гранной формы, усиливается кровотечение. Какая кость вероятнее всего повреждена?

A. Таранная

B. Малоберцовая

C. Бедренная кость

D. Надколенник

E. Большеберцовая

Правильный ответ Е (а=Ш) задача с элементами усложнения.

2. В следствии травмы у потерпевшего возник перелом кости которая расположена на наружной поверхности правой голени, в ее нижней трети. Какая кость повреждена?

A. Таранная

B. Большеберцовая

C. Бедренная

D. Малоберцовая

E. Пяточная

Правильный ответ D (а=Ш) задача задача с элементами усложнения.

7.4. ОРИЕНТИРОВАННАЯ КАРТА ДЛЯ РОБОТЫ С ЛИТЕРАТУРОЙ

Задания Указания к заданию Ответ
  Классифика­ ция костей. Научиться различать все ко­сти нижней конечности со­гласно классификации. 1. Ковешніков В.Г. Анатомія людини. - Том 1. - Луганськ: Изд-во «Шико» Тов. «Вірту­альна реальність», 2005. - С. 43-44.
  Кости пояса нижней конечности. Освоить анатомические структуры тазовой кости. 1. Ковешніков В.Г. Анатомія людини. - Том 1. - Луганськ: Изд-во «Шико» Тов. «Вір­туальна реальність», 2005. - С. 128-130.
  Кости свобод­ной части ниж­ней конечности Освоить отделы и структу­ры бедренной, больше - и малоберцовых костей. 1 Ковешніков В.Г. Анатомія людини. - Том 1. - Луганськ: Изд-во «Шико» Тов. «Вір­туальна реальність», 2005. - 130-138 с.

 

8. ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ, РЕКОМЕНДОВАННЫХ ДЛЯ УИРС: подготовить рефераты на темы: «Пояс костей нижней конечности, таз в целом»; «Строение костей свободной нижней конечности», «Свод стопы, особенности его формирования».

9. ЛИТЕРАТУРА

ОСНОВНАЯ:

1. Ковешников В.Г. Анатомия человека. В трьох томах. - Том 1. - Лу­ганск: Изд-во «Шико» Тов. «Виртуальная реальность», 2005. - С. 128-138.

2. Сапин М.Р. Анатомия человека. - Т.1. - Москва: Медицина, 1987. - С.12-38.

3. Материалы лекций

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Бобрик І.І., Ковешніков В.Г. Міжнародна анатомічна номенклатура. -Киів: Здоров'я, 2001.

2. Ковешніков В.Г., Савро В.О. Фізіологія з основами анатомії. - Лу­ганськ, 2003.

3. Синельников Р.Д. Атлас анатомии человека. - Москва: Медицина, 1983 (и последующие издания).

4. Koveshnikov V.G. Human anatomy: Textbook. - Luhansk: Изд-во «Шико» Тов. «Віртуальна реальність», 2006. - С. 128-138.

 

ЗАНЯТИЕ № 5

Лобная, теменная, затылочная и решетчатая кости

1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ: Для студентов знание костей мозгового черепа важно для дальнейшего изучения черепа в целом, центральной и пе­риферической нервной системы, ангиологии, а также при изучении последу­ющих клинических дисциплин.

2. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Студентам иметь представление о классификации костей. Ознакомить­ся со строением и функцией мозгового и лицевого черепа (а=1).

2. Выучить основные анатомические термины согласно современной ана­томической классификации относительно темы. Освоить правильное анато­мическое положение лобной, теменной, затылочной и решетчатой костей. Выучить главные части костей мозгового черепа (а=2).

3. Студентам уметь различать на натуральных препаратах структуры ко­стей мозгового черепа. Уметь различать анатомические структуры на каж­дой из костей (а=3).

4. Во время самостоятельного препарирования студентам уметь проана­лизировать полученные результаты (а=4).

3. ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ: Знать отделы черепа (мозговой, лицевой) и строение костей (лобной, теменной, затылочной и решетчатой) для дальнейшего освоения других разделов анатомии и клинических дисци­плин.

4. ОСНАЩЕНИЕ ЗАНЯТИЯ: Череп в целом, лобная, затылочная, теменная, решетчатая кости.

5. БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ)

Дисциплины Знать Уметь
Предыдущие: Биология Общее строение черепа. Показать на препарате черепа мозговой и лицевой отделы.
Следующие: Гистология Микроскопическую структуру костной тка­ни. На микропрепарате под ми­кроскопом найти костную ткань.
Травматология Общее строение черепа. На рентгенограмме различать отделы мозгового та лицевого черепа и выявлять патологию.
Неврология Топографию костей че­репа. Строение головно­го мозга. Диагностировать сотрясение головного мозга, невралгию черепных нервов, и другую патологию.
Патанатомия Микроскопическое строение костной ткани. На препаратах найти патоло­гические изменения черепа.
Внутрипредметная инте­грация: Центральная нервная си­стема. Строение головного мозга. Определить цен­тры розмещенные в г.м. Показывать на препарате го­ловного мозга строение бело­го и серого вещества, выход ч.м. нервов.
Периферическая нервная система Строение головного мозга, его топографию, выход черепных нервов на вентральную поверх­ность г.м. Показывать на таблицах фор­мирование черепных нервов и определиться с их ветвями.
Иннервация органов. Топографию и зону ин­нервации спинномозго­вых нервов На натуральном препарате г.м. показывать выход и направление черепных нер­вов.

 

6. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМЫ ЗАНЯТИЯ

Изучение темы студентами начинается с обзора черепа в целом, его глав­ные части: мозговой и лицевой отделы. Далее на целом препарате черепа определяют положение лобной, теменной, затылочной и решетчатой костей и последовательно изучается строение этих костей. Лобная кость имеет 3 ча­сти: чешуя, глазничная и носовая части. Затылочная кость имеет три части: основание, латеральные и чешуя. Теменная кость имеет четыре края,

четыре угла и две поверхности. Решетчатая кость имеет три части: перпен­дикулярная пластинка, продырявленная и решетчатый лабиринт. При изуче­нии костей студентам следует правильно ориентировать их относительно друг друга и в черепе в целом. Чтобы правильно ориентировать теменную кость следует обратить внимание на направление краев и углов (чешуйча­тый край направлен книзу). Проверить правильность расположения кости можно если рассмотреть рельеф ее внутренней поверхности. Вдоль стрело­видного шва проходит борозда верхнего сагиттального синуса, а в области сосцевидного края расположена борозда сигмовидного синуса. Все детали строения лобной, теменной, затылочной и решетчатой костей студентам необходимо знать и показывать не только на отдельных препаратах но и на целом черепе.

7. МАТЕРИАЛЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

7.1. Вопросы первого уровня

1. Назвать отделы черепа.

2. Расскажите о строении плоских костей мозгового черепа, их особенности.

3. Перечислите главные части лобной кости.

4. Перечислите главные части теменной кости.

5. Перечислите главные части затылочной кости.

6. Перечислите главные части решетчатой кости.

Тести II уровня

1. Какая из костей имеет crista galli?

A. Лобная

B. Решетчатая

C. Затылочная

D. Теменная

E. Клиновидная

Правильный ответ: В (a=II).

2. К какой группе костей относится теменная кость согласно анатомиче­ской классификации?

A. Губчатая

B. Длинная трубчатая

C. Воздухоносная

D. Сесамовидная

E. Плоская

Правильный ответ: Е (a=II).

3. Тест с множественным выбором

Назовите главные части лобной кости:

A. Чешуя

B. Основание

C. Носовая часть

D. Глазничная

E. Латеральная

Правильный ответ: А, С, D (a=II).

4. Тест осложненный триадами

К какой группе костей относятся перечисленные кости мозгового черепа согласно классификации:

1. Лобная А. Губчатая

2. Теменная B. Длинная трубчатая

3. Затылочная С. Воздухоносная

4. Решетчатая D. Сесамовидная

E. Плоская

Правильный ответ: 1Е, 2Е, 3Е, 4С (a=II).

Задачи II уровня

1. Диагноз пансинусит ставится в случае воспаления каких пазух?

A. Лобной

B. Верхнечелюстной

C. Клиновидной

D. Решетчатой

E. Всех

Правильный ответ: Е (a=II) типичная задача.

2. Больному был выставлен диагноз сфеноидит. Воспаление какой пазухи вероятнее всего?

A. Клиновидной

B. Верхнечелюстной

C. Лобной

D. Решетчатой

E. Всех

Правильный ответ: А (a=II) типичная задача.

7.2 ПРОФЕСИОНАЛЬНЫЙ АЛГОРИТМ

Задание Последовательность исполне­ния Замечания, преду­преждения к само­контролю
1. Овладеть методи- кой постановки на- туральных препара- тов лобной, темен- ной, затылочной и решетчатой кости в правильное анато- мическое положе- ние. 1. Найти среди представленных препаратов лобную кость. 2. Найти среди представленных препаратов теменную кость. 3. Найти среди представленных препаратов затылочную кость. 4. Найти среди представленных препаратов решетчатую кость. Проконтролируйте правильность испол- нения методики. Обратить внимание на общее строение и на анатомические структуры каждой из них.
2. Уметь различать главные части каж- дой из костей. 1. Найти главные части. 2. Под зрительным контролем выделить анатомические образо­вания каждой из костей.  
3. Уметь классифици­ровать каждую из костей. 1. Под зрительным контролем  

 

7.3 КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ ТЕСТ Тест (а=3)

Заполнить таблицу.

Название кости Анатомические образования Лобная Теменная Затылочная Решетчатая
Pars basilaris - - + -
Pars lateralis - - + -
Squama + - + -
Margo frontalis - + - -
Lamina cribrosa - - - +
Pars orbitalis + - - -
Angulus occipitalis - + - -

 

Задачи (a=III)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 518; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.39.32 (0.283 с.)