Анатомия ротовой полости и ее производных: язык, зубы, слюнные железы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анатомия ротовой полости и ее производных: язык, зубы, слюнные железы.



1. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ

Знание анатомических особенностей ротовой полости и ее производных имеет большое значение для топической диагностики патологического процесса и тактики лечения заболеваний в практике врачей многих специальностей: терапевтов, педиатров, хирургов и стоматологов.

2. УЧЕБНЫЕ ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ

1. Знать общий принцип функции и строения пищеварительной системы. Знать и показывать на препаратах детали строения отделов ротовой полости (преддверие рта, собственно ротовая полость), ее стенки.

2. Изучить строение твердого и мягкого неба, мышцы мягкого неба.

3. Знать строение и функцию языка: части языка; мышцы языка; особенности строения слизистой оболочки.

4. Уметь показывать на препаратах строение зубов знать зубную формулу, сроки прорезывания зубов.

5. Знать строение и топографию больших слюнных желез: околоушной, поднижнечелюстной и подъязычной, находить отверстия протоков слюнных желез.

ЦЕЛИ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ:

Развивать творческие способности по обобщению данных научных источников о ротовой полости и ее производных: язык, зубы, слюнные железы.

ОСНАЩЕНИЕ (ПРЕПАРАТЫ; МУЛЯЖИ; СИТУАЦИОННЫЕ ЗАДАЧИ И Т.Д.):

  1. Муляж мышц языка.
  2. Набор зубов человека.
  3. Препарат языка.
  4. Сагитал головы.

3. БАЗОВЫЕ ЗНАНИЯ, УМЕНИЯ, НАВЫКИ НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ (МЕЖДИСЦИПЛИНАРНАЯ ИНТЕГРАЦИЯ).

ДИСЦИПЛИНЫ ЗНАТЬ
Предыдущие(те, что обеспечивают) -биология. Общий принцип строения пищеварительной системы.
Следующие (те, которые обеспечиваются) - гистология Строение и функцию слизистой оболочки ротовой полости, сосочков языка, зубов.
- физиология Функцию и строение слюнных желез.
- стоматология Строение зубов, их функцию, зубную формулу, прикус.
-топографическая анатомия Сообщения ротовой полости.
- пропедевтика детских болезней Анатомию и физиологию органов ротовой полости. Зубную формулу. Анатомию и физиологию слюнных желез.
- детские болезни Анатомию и физиологию пищеварительной системы. Аномалии развития пищеварительной системы.
- пропедевтика внутренних болезней Анатомию и физиологию пищеварительной системы. Аномалии развития пищеварительной системы.
- внутренние болезни Анатомию и физиологию пищеварительной системы. Аномалии развития пищеварительной системы.
- пропедевтика хирургических болезней Анатомию и физиологию пищеварительной системы. Аномалии развития пищеварительной системы.
- общая хирургия Анатомию и физиологию пищеварительной системы. Аномалии развития пищеварительной системы.
Внутрипредметная интеграция:
- сосудистая система Показывать строение отделов ротовой полости, стенки, твердое и мягкое небо, мышцы мягкого неба, языка, зубов, больших слюнных желез.    
- нервная система
- система органов чувств

4. СТРУКТУРНО-ЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА СОДЕРЖАНИЯ ТЕМЫ

Строение языка

Строение языка (продолжение)

 

Строение зуба

 


Виды зубов

 

 

 


5. ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ КАРТА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

 

Основные задания Указания
1. Отделы ротовой полости, чем образованны стенки. Исследовать на препарате отделы ротовой полости и ее отделы.
2. Отделы неба. Структуры, которые образуют твердое небо, части мягкого неба и его внешнее строение. Мышцы мягкого неба и их функции. Найти небо и его структурные компоненты.
3. Образования на слизистой оболочке дна ротовой полости. Исследовать строение слизистой оболочки ротовой полости.
4. Зев, чем он ограничен? Найти чем ограничивается зев.
5. Строение зубов, виды зубов, зубная формула молочных и постоянных зубов. Сроки прорезывания. Найти все виды зубов, установить зубную формулу.
6. Внешнее строение языка. Образования слизистой оболочки языка, их функция. Классификация, строение и функция мышц языка. Найти части языка, установить тип и положение вкусовых сосочков. Исследовать строение мышц языка.
7. Топография и строение слюнных желез. Протоки слюнных желез, которые открываются в ротовую полость. Найти все большие слюнные железы. Установить места открытия их протоков.

 

6. МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ:

А. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Вопросы 1 уровня:

1. Какую функцию выполняет пищеварительная система?

2. Какие органы относятся к пищеварительной системе?

Вопросы 2 уровня:

1. Какие отделы имеет ротовая полость?

2. Чем образованы стенки преддверия полости рта?

3. Чем ограничена собственно ротовая полость?

4. Какие отделы имеет небо?

5. Какие структуры есть на твердом небе?

6. Назовите части мягкого неба и его внешнее строение.

7. Какие мышцы имеет мягкое небо и какова их функция?

8. Чем образованно дно ротовой полости?

9. Какие образования есть на слизистой оболочке дна ротовой полости?

10. Что такое зев? Чем он ограничен?

11. Опишите строение зубов:

а) внешнее строение зуба;

б) внутреннее строение зуба.

12. Назовите виды зубов, дайте им характеристику.

13. Назовите зубную формулу молочных зубов. Когда начинается и заканчивается их прорезывание?

14. Когда начинается и заканчивается прорезывание постоянных зубов? Их зубная формула.

15. Опишите внешнее строение языка.

16. Какие образования имеет слизистая оболочка языка, их функции.

17. Дать классификацию мышц языка.

18. Дайте характеристику собственных мышц языка.

19. Какие мышцы принадлежат к скелетным мышцам языка? Их строение и функции.

20. Назовите протоки больших слюнных желез, где они открываются в ротовую полость?

21. Опишите топографию и строение околоушной слюнной железы. Где открывается ее выводной проток?

22. Топография и строение поднижнечелюстной слюнной железы. Где открывается ее выводной проток?

23. Топография и строение подъязычной слюнной железы. Где открывается ее выводной проток?

 

Б. ТЕСТЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Тесты 1 уровня:

1. Какие сосочки находятся на корне языка?

A. Нитевидные.

B. Желобовидные.

C. Грибовидные.

D. Листовидные.

E. Все.

Ответ: В.

2. Куда открывается проток поднижнечелюстной железы?

A. Cavitas oris propria,

B. Caruncula sublingualis.

C. Foramen caecum linguae.

D. Plica sublingualis

E. Recesus gingivalis.

Ответ: В.

3. Какая часть зуба расположена в альвеолах челюсти?

A. Шейка.

B. Коронка.

C. Корень.

D. Шейка и коронка.

E. Верного ответа нет.

Ответ: С.

Тесты 2-3 уровня

4. Назовите образования слизистой оболочки дна ротовой полости:

A. Уздечка языка.

B. Мышца язычка.

C. Подъязычная складка.

D. Подъязычное мясцо.

E. Подъязычная слюнная железа.

Ответ: А, С, D.

5. Назовите большие слюнные железы, которые расположены за пределами ротовой полости:

A. Щечные железы.

B. Околоушная.

C. Подъязычная.

D. Губные железы.

E. Поднижнечелюстная.

Ответ: В, Е.

6. Назовите сосочки языка, имеющие вкусовые почки для ощущения вкусовых раздражений:

A. Нитевидные.

B. Листовидные.

C. Желобовидные.

D. Грибовидные.

E. Все ответы верны.

Ответ: В, С, D.

В. ЗАДАЧИ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

Вставить пропущенные термины на русском и латинском языках:

Собственно ротовая полость… (cavitas oris propria), ограничена спереди и по бокам… (зубами / dentes, деснами/ gingivae), сверху - … (небо / palatum), снизу - … (диафрагмой рта / diaphragma oris), которая образована мышцами шеи; сзади через… (зев / fauces) ротовая полость сообщается с… (глоткой / pharynx).

Подобрать на рисунке букву к подписи под рисунком

A. Tonsilla lingualis.

B. Sulcus terminalis linquae

C. Foramen caecum linquae.

D. Papillae vallatae.

E. Sulcus medianus linquae.

F. Papillae folliatae..

G. Papillae fungiformes.

Задачи 2-3 уровней

1. Мать обратилась за помощью к педиатру. Нормально развитая девочка 12 мес., плачет, пихает игрушки в рот. Какой зуб прорезается в этом возрасте?

A. Нижний коренной зуб.

B. Медиальный нижний резец.

C. Малый коренной зуб.

D. Клык.

E. Боковой нижний резец.

Ответ: Е.

2. В больницу доставлен больной, которому вместе с медом в ротовую полость попала пчела, ужалившая его за язык. Какая функция языка нарушилась при этом состоянии?

A. Вкусовая чувствительность.

B. Участие в членораздельной речи и дикции.

C. Тактильная чувствительность.

D. Температурная чувствительность.

E. Никакая функция не пострадала.

Ответ: В.

3. Врач-стоматолог пломбирует зубы. Прежде чем приступить к обработке зубов, он кладет ватный тампон под язык. С какой целью проводится эта манипуляция?

A. Уменьшение поступления слюны в ротовую полость с языковых слюнных желез.

B. Уменьшение поступления слюны в ротовую полость с подъязычных и поднижнечелюстных слюнных желез.

C. Уменьшение поступления слюны в ротовую полость с околоушной слюнной железы.

D. Уменьшение поступления слюны в ротовую полость с щечных слюнных желез.

E. Уменьшение поступления слюны в ротовую полость с небной железы.

Ответ: В.

4. Больной 35л., обратился в приемный покой с жалобами на боль и отек дна ротовой полости. После осмотра, был диагностирован воспалительный процесс в области выводного протока поднижнечелюстной слюнной железы. Куда открывается этот проток?

A. Cavitas oris propria.

B. Caruncula sublingualis.

C. Foramen caecum linguae.

D. Plica sublingualis.

E. Recessus gingivalis.

Ответ: В.

5. Врач-стоматолог пломбирует зубы. Куда нужно положить ватный тампон, чтобы, закрыть выводное отверстие протока околоушной слюнной железы, уменьшить накопление слюны в ротовой полости?

A. На подъязычный сосочек, рядом с уздечкой языка.

B. В преддверии полости рта между щекой и вторым нижним большим коренным зубом.

C. В преддверии полости рта между щекой и вторым верхним большим коренным зубом.

D. В преддверии полости рта между щекой и первым нижним большим коренным зубом.

E. В преддверии полости рта между щекой и первым верхним большим коренным зубом.

Ответ: С.

7. МАТЕРИАЛ ДЛЯ РАЗБОРА С ПРЕПОДАВАТЕЛЕМ И КОНТРОЛЬ ЕГО УСВОЕНИЯ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-30; просмотров: 671; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 44.211.117.101 (0.031 с.)