Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Организация произвольного движения: рефлекторно-двигательная сфера↑ Стр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание книги
Поиск на нашем сайте
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ: РЕФЛЕКТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов по дисциплине «Нервные болезни»
Ярославль, 2012 УДК 616.833 ББК 56.1
Составители: Спирин Н.Н., заведующий кафедрой нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, профессор, доктор медицинских наук Касаткин Д.С., ассистент кафедры нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, кандидат медицинских наук Касаткина Е.Л., доцент кафедры нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, кандидат медицинских наук Шипова Е.Г., ассистент кафедры нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, кандидат медицинских наук Буланова В.А.., ассистент кафедры нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, кандидат медицинских наук
Организация произвольного движения: рефлекторно-двигательная сфера [Текст]: учебно-методическое пособие для стyдентoв 4 курса лечебного и педиатрического факультетов / Спирин Н.Н., Касаткин Д.С., Касаткина Е.Л., Шипова Е.Г., Буланова В.А. - Ярославль:, 2012. - 30 с.
Рецензенты:
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов к практическому занятию по теме «Рефлекторно-двигательная сфера» по дисциплине «Неврология, медицинская генетика». В пособии предложен опорный конспект учебного материала, приведены рисунки по теме, алгоритм диагностики, даны вопросы для самоконтроля, примерные тестовые задания и ситуационные задачи с эталонами ответов.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов.
Разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом ГБОУ ВПО ЯГМА МЗСР РФ, протокол №
Рекомендовано к изданию Цикловой методической комиссией по терапевтическим дисциплинам, протокол №
© ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ Вводная часть 1. Цель занятия: – формирование способности и готовности анализировать закономерности функционирования и освоение основных методик обследования и оценки состояния рефлекторно-двигательной сферы; – формирование способности и готовности выявлять у пациентов основные патологические симптомы поражения центрального и периферического двигательного нейрона, использовать алгоритм постановки синдромального диагноза при расстройствах произвольного движения. 2. Студент должен знать: – строение и ход путей реализации произвольного движения; – основные механизмы регуляции мышечного тонуса; – классификацию рефлексов; – основные симптомы центрального и периферического паралича; – алгоритм постановки синдромального диагноза и дифференциально-диагностический ряд при расстройствах произвольного движения. 3. Студент должен уметь: – исследовать объем движений в основных суставах, силу в основных группах мышц, основные поверхностные и глубокие рефлексы, мышечный тонус в основных группах мышц; – выявлять наличие патологических рефлексов, атрофий, фибриллярных и фасцикулярных подергиваний; – определять уровень поражения при расстройствах произвольного движения. 4. Студент должен иметь представление: – об основных нозологических формах, проявляющихся расстройствами произвольного движения. 5. Примерная структура занятия (4 академических часа): – введение в изучаемую тему – 5 мин; – проверка исходного уровня знаний (тестовый контроль) – 15 мин; – устный опрос, обсуждение вопросов – 30 мин; – разбор и отработка практических навыков на муляжах – 30 мин; – разбор алгоритма решения клинических задач – 20 мин; – решение клинических задач – 20 мин; – курация тематических больных – 30 мин; – обсуждение результатов курации с применением алгоритма – 20 мин; – оценка итогового уровня знаний (решение клинических задач) – 15 мин; – оценка итогового уровня умений (практические навыки) – 10 мин; – подведение итогов, задание на дом – 5 мин. Теоретическая часть Рефлекторно-двигательная сфера: общие понятия 1. Основные термины, используемые при рассмотрении темы: – Движение – одно из проявлений жизнедеятельности, обеспечивающее организму возможность активного взаимодействия со средой; – Рефлекс [reflexio (лат.) – отражение] – реакция организма на раздражитель, реализуемая с участием нервной системы; – Тонус – рефлекторное напряжение мышцы, обеспечивающее сохранность позы и равновесия, а также подготовку к движению. – Рефлекторная дуга – совокупность образований, необходимых для осуществления рефлекса, включает в себя рецептор, афферентное звено, центральное звено, эфферентное звено и эффектор; Классификация рефлексов – По происхождению: 1) безусловные - врожденные реакции, постоянно возникающие у особей данного вида и возраста при действии на организм определенных раздражителей, 2) условные - приобретённые в течение индивидуальной жизни сложные приспособительные реакции организма, возникающие при определённых условиях на основе образования временной связи между условным раздражителем и подкрепляющим этот раздражитель безусловнорефлекторным актом. – По модальности раздражителя (рецептор): 1) экстероцептивные (прикосновение, температура, свет, звук, запах) – возникающие в ответ на действие факторов внешней среды на органы чувств; 2) проприоцептивные (глубокие) – сухожильные, возникающие при растяжении мышц, и тонические, необходимые для поддержания положения тела и его частей в пространстве; 3) интероцептивные – рефлексы, возникающие при раздражении интерорецепторов в ответ на изменение условий среды и направленные на сохранение постоянства внутренней среды. – По уровню замыкания дуги (центральное звено): 1) спинальные – спинной мозг; 2) стволовые – ствол мозга; 3) мозжечковые – мозжечок; 4) подкорковые – базальные ганглии, таламус, гипоталамус; 5) корковые – кора больших полушарий. – По вызываемому эффекту (эффектор): 1) двигательные – реализация рефлекса происходит через двигательную активность; 2) вегетативные – реализация рефлекса происходит через изменение тонуса вегетативной системы; Рефлекторно-двигательная сфера: морфофизиология 1. Основные типы мотонейронов, принимающие участие в реализации произвольного движения: – Центральный (верхний) мотонейрон – гигантская пирамидная клетка Беца, расположенная в V слое первичной двигательной коры, терминали аксона используют в качестве медиатора – глутамат; – Периферические (нижние) мотонейроны – клетки, расположенные в области передних рогов спинного мозга и двигательных ядрах черепных нервов, терминали аксона используют в качестве медиатора – ацетилхолин; 1) альфа-большие – отвечают за выполнение быстрых (фазических) произвольных движений, контролируются двигательной корой головного мозга – пирамидный путь – и некоторыми структурами ствола, регулирующими мышечный тонус (латеральная система) – руброспинальный и тектоспинальный путь; 2) альфа-малые – отвечают за подержание тонуса мышц путем непосредственного влияния на механизм тонического их сокращения, контролируется структурами ствола, регулирующими мышечный тонус (медиальная система) – вестибулоспинальный путь; 3) гамма – отвечают за подержание тонуса мышц путем сокращения интрафузальных мышечных веретен (проприорецепторы мышц) через механизм гамма-петли, контролируется структурами ствола, регулирующими мышечный тонус (медиальная система) – ретикулоспинальный. Рефлекторно-двигательная сфера: уровни поражения и дифференциальная диагностика 1. Периферический паралич: - Передний рог / двигательное ядро черепного нерва: 1) симптоматика раздражения – фасцикуляции и фибрилляции в данных мышцах, 2) симптоматика выпадения – периферический парез в мышцах, иннервированных из данного сегмента Основные причины - нейроинфекции (клещевой энцефалит, полиомиелит); - Спинальный корешок (радикулопатия) / сплетение (плексопатия): 1) симптоматика раздражения – двигательных нет, 2) симптоматика выпадения – периферический парез в мышцах, иннервированных спинальным корешком или сплетением, Основные причины - травма, - грыжа межпозвонкового диска, - спондилиты с деструкцией тела позвонка, - опухоль позвоночника или тканей по ходу сплетения (например, плечевое сплетение – опухоль верхушки легкого); - Отдельный нерв, в том числе и черепной (мононевропатия): 1) симптоматика раздражения – двигательных нет, 2) симптоматика выпадения – периферический парез в мышцах, иннервированных данным двигательным нервом, 3) основные причины: - туннельные синдромы (сдавление в узких местах ложа по ходу нервного ствола), - травма, - наследственные болезни (невропатия Шарко-Мари 2 типа), - инфекционные и воспалительные заболевания, - ревматические заболевания (системные васкулиты) - Полиневропатия (моторная или сенсо-моторная невропатия): 1) симптоматика раздражения – двигательных нет, 2) симптоматика выпадения – периферический парез в дистальных отделах конечностей, 3) основные причины: - воспалительные (синдром Гийена-Барре, хроническая воспалительная демиелинизирующая полиневропатия) - дисметаболические (сахарный диабет, дефицит тиамина, гипотиреоз) - токсические (мышьяк, свинец, амиодарон, алкоголь) - наследственные 2. Центральный паралич по типу гемиплегии (гемипареза) – паралич/парез мышц, развивающийся в ноге, руке и лице (VII и XII) с одной стороны: - Потенциальные уровни поражения: 1) Префронтальная кора (поле 6): - симптоматика раздражения – нет; - симптоматика выпадения – центральный гемипарез с преобладанием в контрлатеральной ноге, руке или лице (преимущественное вовлечение связано с локализацией патологического процесса относительно соматотопического представительства в коре), реже монопарез, сопровождающийся ранним и выраженным повышением мышечного тонуса, 2) Прецентральная извилина (поле 4): - симптоматика раздражения – джексоновская эпилепсия с локализацией в конечности согласно соматопической локализации очага в извилине, реже кожевниковская эпилепсия; - симптоматика выпадения – центральный гемипарез с преобладанием в контрлатеральной ноге, руке или лице (аналогично предыдущему), реже монопарез, сопровождающийся поздним и незначительным повышением мышечного тонуса, 3) Внутренняя капсула: - симптоматика раздражения – нет; - симптоматика выпадения – контрлатеральный центральный гемипарез с выраженным повышением мышечного тонуса, 4) Ствол мозга: - симптоматика раздражения – нет; - симптоматика выпадения – альтернирующие синдромы - контрлатеральный центральный гемипарез в руке и ноге в сочетании с ипсилатеральным поражением ядер или корешков черепных нервов (в т.ч. двигательных), 5) Перекрест пирамид: - симптоматика раздражения – нет; - симптоматика выпадения – при одностороннем поражении – альтернирующая гемиплегия (контрлательный парез – в ноге, ипсилатеральный – в руке), при двустороннем – центральная тетраплегия; - Основные причины: 1) внезапно развившийся или быстро прогрессирующий: - Острое нарушение мозгового кровообращения (инсульт), - Черепно-мозговая травма, - Опухоль мозга (с псевдоинсультным течением), - Энцефалит, - Постиктальное состояние (после эпилептического припадка, паралич Тодда), - Рассеянный склероз, - Мигрень с аурой (гемиплегическая мигрень), - Абсцесс головного мозга, - Паразитарные заболевания головного мозга; 2) медленно прогрессирующий: - Опухоль мозга, - Подострая и хроническая субдуральная гематома, - Абсцесс головного мозга, - Энцефалит, - Рассеянный склероз; 3. Центральный паралич по типу нижнего парапареза – паралич/парез мышц, развивающийся в ногах с обеих сторон, сочетающийся с тазовыми расстройствами – или нижнего монопареза – паралич/парез мышц, развивающийся в ноге с одной стороны: - Потенциальные уровни поражения: 1) Боковой канатик спинного мозга с одной стороны: - симптоматика раздражения – нет; - симптоматика выпадения – ипсилатеральный центральный паралич ниже уровня повреждения; 2) Боковой канатик спинного мозга с обеих сторон: - симптоматика раздражения – нет; - симптоматика выпадения – центральный паралич ниже уровня повреждения; - Основные причины: 1) компрессия спинного мозга: - Опухоли спинного мозга, - Грыжа диска, - Травма позвоночника, - Сирингомиелия, - Спондилит с деструкцией позвонка, - Эпидуральный абсцесс, - Эпидуральная гематома; 2) наследственные болезни: - Спастическая параплегия Штрюмпеля, - Спино-церебеллярные дегенерации; 3) инфекционные болезни: - Спирохетозы (нейросифилис, нейроборрелиоз), - Вакуольная миелопатия (СПИД), - Острый поперечный миелит (в т.ч. поствакцинальный), - Тропический спастический парапарез, 4) аутоиммунные болезни: - Рассеянный склероз, - Оптикомиелит Девика, - Системная красная волчанка, - Болезнь Шегрена; 5) сосудистые болезни: - Сосудистая шейная миелопатия; 6) прочие болезни: - Фуникулярный миелоз, - Радиационная миелопатия. Эталоны ответов на тесты
Основной Скоромец А.А., Скоромец А.П., Скоромец Т.А. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: Руководство для врачей. СПб: Политехника, 2007. 320 с.
Дополнительный Дуус П. Топический диагноз в неврологии. Москва: ИПЦ "ВАЗАР-ФЕРРО", 1996. 386 с. Руководство к практическим занятиям по топической диагностике заболеваний нервной системы / под редакцией В.И. Скворцовой. Москва: Литтерра, 2006. 272 с. Сандригайло Л.И. Анатомо-клинический атлас по невропатологии: атлас, под ред.: Н. С. Мисюка; А.М Гурлени. - 2-е изд., перераб и доп. - Мн.: Выш. шк., 1988. - 320 с. Триумфов А.В. Топическая диагностика заболеваний нервной системы: Крат. руководство. 14-е изд. М.: МЕДпресс-информ, 2007. 302 с.
[1] Подробнее в теме Спинной мозг. Ствол мозга. Черепные нервы. [2] Подробнее в теме Вегетативная нервная система ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОИЗВОЛЬНОГО ДВИЖЕНИЯ: РЕФЛЕКТОРНО-ДВИГАТЕЛЬНАЯ СФЕРА
Учебно-методическое пособие для студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов по дисциплине «Нервные болезни»
Ярославль, 2012 УДК 616.833 ББК 56.1
Составители: Спирин Н.Н., заведующий кафедрой нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, профессор, доктор медицинских наук Касаткин Д.С., ассистент кафедры нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, кандидат медицинских наук Касаткина Е.Л., доцент кафедры нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, кандидат медицинских наук Шипова Е.Г., ассистент кафедры нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, кандидат медицинских наук Буланова В.А.., ассистент кафедры нервных болезней с медицинской генетикой и нейрохирургией, кандидат медицинских наук
Организация произвольного движения: рефлекторно-двигательная сфера [Текст]: учебно-методическое пособие для стyдентoв 4 курса лечебного и педиатрического факультетов / Спирин Н.Н., Касаткин Д.С., Касаткина Е.Л., Шипова Е.Г., Буланова В.А. - Ярославль:, 2012. - 30 с.
Рецензенты:
Учебно-методическое пособие предназначено для самостоятельной подготовки студентов 4 курса лечебного и педиатрического факультетов к практическому занятию по теме «Рефлекторно-двигательная сфера» по дисциплине «Неврология, медицинская генетика». В пособии предложен опорный конспект учебного материала, приведены рисунки по теме, алгоритм диагностики, даны вопросы для самоконтроля, примерные тестовые задания и ситуационные задачи с эталонами ответов.
Учебно-методическое пособие предназначено для студентов лечебного и педиатрического факультетов медицинских ВУЗов.
Разрешено к печати Центрально-координационным методическим советом и редакционно-издательским советом ГБОУ ВПО ЯГМА МЗСР РФ, протокол №
Рекомендовано к изданию Цикловой методической комиссией по терапевтическим дисциплинам, протокол №
© ГБОУ ВПО Ярославская государственная медицинская академия Минздравсоцразвития РФ Вводная часть 1. Цель занятия: – формирование способности и готовности анализировать закономерности функционирования и освоение основных методик обследования и оценки состояния рефлекторно-двигательной сферы; – формирование способности и готовности выявлять у пациентов основные патологические симптомы поражения центрального и периферического двигательного нейрона, использовать алгоритм постановки синдромального диагноза при расстройствах произвольного движения. 2. Студент должен знать: – строение и ход путей реализации произвольного движения; – основные механизмы регуляции мышечного тонуса; – классификацию рефлексов; – основные симптомы центрального и периферического паралича; – алгоритм постановки синдромального диагноза и дифференциально-диагностический ряд при расстройствах произвольного движения. 3. Студент должен уметь: – исследовать объем движений в основных суставах, силу в основных группах мышц, основные поверхностные и глубокие рефлексы, мышечный тонус в основных группах мышц; – выявлять наличие патологических рефлексов, атрофий, фибриллярных и фасцикулярных подергиваний; – определять уровень поражения при расстройствах произвольного движения. 4. Студент должен иметь представление: – об основных нозологических формах, проявляющихся расстройствами произвольного движения. 5. Примерная структура занятия (4 академических часа): – введение в изучаемую тему – 5 мин; – проверка исходного уровня знаний (тестовый контроль) – 15 мин; – устный опрос, обсуждение вопросов – 30 мин; – разбор и отработка практических навыков на муляжах – 30 мин; – разбор алгоритма решения клинических задач – 20 мин; – решение клинических задач – 20 мин; – курация тематических больных – 30 мин; – обсуждение результатов курации с применением алгоритма – 20 мин; – оценка итогового уровня знаний (решение клинических задач) – 15 мин; – оценка итогового уровня умений (практические навыки) – 10 мин; – подведение итогов, задание на дом – 5 мин. Теоретическая часть
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 618; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.195.180 (0.009 с.) |