Государство и право Японии в новейшее время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государство и право Японии в новейшее время



Японское государство в условиях оккупационного режима.

 

Поражение Японии в вой­не и ее полная капитуляция оказали решающее влияние на по­следующее государственно-правовое развитие страны. В 1945 г. в Японии высадились американские войска и был установлен ок­купационный режим. Фактическая верховная власть перешла к американской военной администрации, возглавляемой генералом Д. Макартуром, а состав нового правительства был согласован со штабом оккупационных войск. Главные виновники войны были преданы суду Международного трибунала и осуждены. Демонтаж прежнего режима начался с полной демобилизации японской ар­мии, упразднения всех других органов военно-террористического подавления, роспуска милитаристских общественных организаций, отмены нормативных актов, закреплявших военно-полицейский режим. Государственный аппарат управления подвергся «чистке», хотя и не полной; были уволены наиболее шовинистически, мили­таристски настроенные чиновники.

Важные преобразования были проведены в области социаль­но-экономических отношений. Так, в 1946 г. Законом об аграрной реформе упразднялось крупное (по японским масштабам) земле­владение, главным образом помещичье. Отныне максимальная площадь обрабатываемой сельскохозяйственной земли не должна была превышать 3 те (около 9 га). Остальную землю покупало государство и продавало ее крестьянам, в первую очередь кресть­янам-арендаторам. Для предотвращения возможной спекуляции землей предусматривались меры, пресекающие ее перепродажу.

Преобразования в промышленности и банковском деле были связаны прежде всего с декартелизацией «дзайбацу» (военно-про­мышленных монополий). Хотя полной демонополизации и не было проведено, тем не менее в результате некоторого разукрупнения монополий появилось значительное количество средних относи­тельно самостоятельных предприятий, главным образом акционер­ных. Контрольный пакет акций многих из них оказался в руках крупного капитала.

Были демократизированы основы трудового и социального за­конодательства: устанавливались право на создание профсоюзов, заключение ими коллективных договоров, право на проведение за­бастовок при наличии определенных условий, на 8-часовой рабочий день и т. д. Вводился относительно демократический порядок социального страхования.

В итоге реализации достаточно радикальных социально-эконо­мических и политических мер первых послевоенных лет было лик­видировано не только все, что связано с «новой политической» и «новой экономической» структурами, но и пережитки феодализма. Общественно-экономический строй Японии был преобразован на либерально-демократической основе.

Конституция 1947 г.

 

Либерально-демократические преобразо­вания в области государственного строя были утверждены новой Конституцией. Ее главные положения разрабатывались американ­ской администрацией в Японии. На их основе был составлен про­ект японского правительства, в 1946 г. его утвердил парламент, выборы в который проводились в начале того же года на основе нового избирательного закона (избирательные права получили женщины, на 5 лет снизился возрастной ценз). В 1947 г. Консти­туция вступила в действие.

Устанавливалась либерально-демократическая парламентар­ная монархия в ее наиболее четкой и последовательной форме.

Сохранение монархии (на чем особенно настаивали большин­ство парламентариев) предполагало вместе с тем радикальное из­менение роли и места императора в государстве. Отныне он рассматривается как «символ государства и единства народа». «Его статус определяется волей всего народа, которому принадле­жит суверенная власть» (ст. 1). Правомочия монарха существенно ограничивались (ст. 4). Вместе с тем в духе английского конститу­ционализма он по представлению парламента назначает пре­мьер-министра; по представлению кабинета министров главно­го — судью Верховного суда; по совету и с одобрения кабинета осуществляет промульгацию (официальное опубликование) попра­вок к Конституции, законов, правительственных указов и догово­ров, созывает парламент, распускает палаты представителей, объ­являет всеобщие выборы, подтверждает назначение и отставку ми­нистров и других высших должностных лиц, подтверждает всеобщие и частные амнистии, смягчает наказания и выполняет некоторые другие функции.

Все действия императора, относящиеся к делам государства, могут быть предприняты и приобрести законную силу не иначе как по совету и с одобрения кабинета министров, который несет за них ответственность перед парламентом.

Таким образом, Конституция отвела императору роль англий­ского монарха — «царствовать, но не управлять», олицетворяя вместе с тем историческую преемственность в развитии государст­ва, некую незыблемость его основ. Не исключено, что правящие круги хотят видеть в монархии определенный идейно-эмоциональ­ный фактор воздействия на граждан, особенно при возникновении исключительных, чрезвычайных обстоятельств.

Основным принципам монархического парламентаризма соот­ветствуют правомочия и структура органов законодательной, ис­полнительной и судебной власти.

Законодательная власть вручается парламенту, состоящему из палаты представителей и палаты советников (ст. 42). Первая избирается на 4 года, вторая — на 6 лет с переизбранием поло­вины советников через каждые 3 года. Предусматривается парла­ментская неприкосновенность.

Устанавливается следующий порядок принятия законов: про­ект обсуждается в палатах и после его принятия обеими палатами становится законом (исключение составляют некоторые случаи, предусмотренные Конституцией), принятый палатой представителей законопроект, по которому палата советников приняла иное реше­ние, становится законом после его вторичного принятия палатой представителей большинством 2/з голосов присутствовавших депу­татов (ст. 59). Важное преимущество имеет палата представителей и при обсуждении бюджета. Если палата советников приняла по бюджету решение, отличное от решения палаты представителей, и если соглашение между палатами не достигнуто или палата со­ветников не приняла окончательного решения в течение 30 дней, за исключением времени перерыва в работе парламента, после по­лучения бюджета, принятого палатой представителей, решение па­латы представителей становится решением парламента (ст. 60).

Каждая палата имеет право проводить расследование по вопро­сам государственного управления и требовать при этом явки и по­казаний свидетелей, а также представления протоколов (ст. 62). Премьер-министр и министры должны присутствовать на заседани­ях парламента, если это необходимо для дачи ими ответов и разъ­яснений. Парламент наделен правом создавать из числа депутатов суд для рассмотрения в порядке импичмента дел тех судей, против которых возбуждено дело об отстранении их от должности.

Исполнительная власть вручается кабинету министров, кото­рый должен ее осуществлять в рамках Конституции и законов, принятых парламентом. Премьер-министра выдвигает парламент из числа своих членов, а далее он уже номинально назначается им­ператором. Премьер-министр как глава исполнительной власти на­деляется важными правомочиями по формированию кабинета, а со­ответственно и по определению его политики. Он назначает мини­стров и может по своему усмотрению отстранить их от должности.

Судебная власть находится у Верховного суда и судов низ­шей инстанции. Главный судья Верховного суда назначается императором по представлению кабинета министров. Остальные судьи назначаются кабинетом из списка лиц, предложенных Верховным судом. Этот суд как высшая инстанция уполномочивается решать вопрос о конституционности любого закона и нормативного акта.

В Конституцию включена специальная глава, посвященная «правам и обязанностям народа», где помимо традиционного пе­речня основных прав и свобод, объявленных «нерушимыми и веч­ными», говорилось об отказе в признании пэрства и других ари­стократических институтов. Провозглашены демократические принципы юстиции: никто не может быть принуждаем давать по­казания против самого себя; никто не может быть осужден в слу­чаях, когда единственным доказательством против него является его собственное признание, и т. д.

Конституция декларировала отказ Японии на «вечные време­на» от войны, а также «от угрозы применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров». Для достижения этой цели Япония обязывалась не создавать су­хопутные, военно-морские и военно-воздушные силы, равно как и другие средства для ведения войны. Однако вопреки Конститу­ции вскоре после ее принятия под видом «силы самообороны» были созданы современные армия и флот.

 

Глоссарий

«БОЛЬШОЙ СКАЧОК» -политика

ГОМИНДАН -Националь­ная партия, образованная в 1912 г. (возглавил Сунь Ятсен).

«ДЗАЙБАЦУ» - военно-про­мышленные монополии в Японии.

ИДЕИ О "ТРЕХ ПЕРИОДАХ" И "ПЯТИ ВЛАСТЯХ" - конституционные взгляды лидера Гоминдан Сунь Ятсена, которые были закреплены в "ОБЩЕЙ ПРО­ГРАММЕ СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА" в апреле 1924 г.

«КУЛЬТУРНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ»

Д. МАКАРТУР – американский генерал, который возглавил американскую военную администрацию в послевоенной Японии.

МАО ЦЗЕДУН – лидер КПК.

"ОБЩАЯ ПРО­ГРАММА СТРОИТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА " - апрель 1924 г. Сунь Ятсен (изложил свои конституционные взгляды - идеи о "трех периодах" и "пяти властях"

«ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОПЕКА» - особый режим, который предусматривал единовластие партии Гоминьдан и подавление анархистско-революционных выступлений, на­селение под руководством правительства организует само­управление.

СУНЬ ЯТСЕНА -лидер Гоминдан.

СИНЬХАЙСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

"ТРИ НАРОДНЫХ ПРИНЦИПА" СУНЬ ЯТСЕНА -были положены в основу Политической программы Гоминьдана, принятой I съездом в 1924 г.

ЦИН - маньчжурская династия, которая правила в Китае с 1644 г. до 1911 г.

«ХУН-ВЕЙБИНЫ» И «ЦЗАОФАНИ» - отряды молодежи

ЮАНЬ ШИКАЯ – генерал, который во время Синхайской революции стал президентом Китая, а с 1912 по 1916 г. установил военную диктатуру

 

Вопросы для самоконтроля:

· Какой характер носила Синхайская революция 1911 г.?

· Докажите, что партия Гоминдан строила буржуазно-демократической государство.

· В чем особенности Конституционного развития КНР?

· Какие реформы и кем были проведены в послевоенной Японии.

· Как бы вы определили форму государственного устройства послевоенной Японии?

ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО МОДУЛЮ

 

Правительство Виши возглавил:

1. генерал де Голль;

2. маршал Петэн;

3. Деладье;

4. Клемансо.

Конституция Франции 1946 г. была утверждена:

1. на референдуме;

2. конституционным собранием;

3. парламентом;

4. учредительным собранием.

 

В парламенте Франции по Конституции 1946 г.:

1. существовала только одна палата;

2. палаты парламента были равноправны;

3. преимущество было за Советом республик;

4. прерогативы были за Национальным собранием.

 

По Конституции Франции 1946 г. президент избирался:

1. населением;

2. парламентом;

3. Советом республики;

4. Государственным советом.

 

Форма правлении Пятой республики во Франции:

1. советская;

2. президентская;

3. парламентская;

4. смешанная (президентско-парламентская).

По Конституции Франции 1958 г. гарантом стабильности государственной власти является:

1. парламент;

2. Совет министров:

3. президент;

4. Конституционный совет.

Сенат в Пятой республике Франции:

1. избирается населением;

2. назначается президентом;

3. избирается Национальным собранием;

4. избирается специальной коллегией выборщиков.

 

По конституции Германии 1919 г. президент избирался:

1. рейхсратом;

2. бундестагом;

3. рейхстагом;

4. населением.

 

После смерти Гинденбурга в 1934 г. пост президента в Германии был объединен с постом канцлера; который занял

1. Гитлер;

2. Геринг;

3. Борман.

Образование ФРГ произошло:

1. в 1948 г.;

2. в 1949 г.;

3. в 1951 г.;

4. в 1955 г.

Конституция ФРГ 1949 г. была принята:

1. на референдуме;

2. бундестагом;

3. Парламентским советом;

4. Союзным контрольным советом.

 

Состав Конституционного суда ФРГ:

1. формируется на паритетных началах бундестагом, бундесратом и президентом;

2. предлагается президентом, утверждается парламентом;

3. формируется поровну бундестагом и бундесратом;

4. избирается населением.

 

Президент ФРГ избирается:

1. на 4 года;

2. на 5 лет;

3. на 6 лет;

4. на 7 лет.

В ФРГ функции «охраны конституции» возложены:

1. на президента;

2. на правительство;

3. на парламент;

4. на Конституционный суд.

 

Объединение ФРГ и ГДР произошло:

1. в 1989 г.;

2. в 1990 г.;

3. в 1991 г.;

4. в 1992 г.

Образование единого германского государства произошло на ос­нове:

1. ликвидации ФРГ и ГДР и создания нового государства;

2. новой конституции, разработанной ГДР и ФРГ;

3. автоматического вхождения ГДР в ФРГ;

4. договора между ФРГ и ГДР.

 

«Новый курс», призванный вывести США из кризиса, был разра­ботан при президенте;

1. Ф. Рузвельте;

2. Т. Рузвельте;

3. К. Кулидже;

4. Г. Гувере.

 

Для преодоления кризиса сельского хозяйства в США «Новый курс» предусматривал:

1. механизацию производства;

2. создание коллективных фермерских хозяйств;

3. меры по сокращению посевных площадей,

4. снижение цен и расширение продаж сельскохозяйственной продукции.

По Конституции ФРГ каждые 4 года по смешанной избиратель­ной системе прямым и тайным голосованием избирается:

1. бундестаг;

2. бундесрат;

3. президент;

4. Конституционный суд.

 

Под лоббизмом понимают:

1. предвыборную агитацию;

2. подкуп государственных чиновников;

3. конфронтацию политических группировок в конгрессе:

4. политику влияния неправительственных организаций на государственные органы.

«Культурная революция» в Китае - это:

политика ликвидации неграмотности;

программа научно-технической революции;

программа распространения марксистской идеологии;

левоэкстремистская политика, направленная на слом консти­туционных институтов.

Система прецедентного права имеет место:

1. в США, Великобритании;

2. в Германии, Франции;

3. в Великобритании, Японии;

4. в США, Японии.

 

Право «двойного вотума» в Великобритании предусматривало возможность:

1. избирать и быть избранным;

2. голосовать за двух кандидатов одновременно;

3. быть депутатом парламента и местных органов самоуправле­ния одновременно;

4. голосовать дважды в различных избирательных участках.

 

Вторая мировая война началась с нападения Германии:

1. на Австрию;

2. на Польшу;

3. на Чехословакию;

4. на Францию.

 

Вторая мировая война началась:

1. в июне 1941 г.;

2. в июле 1940 г.;

3. в сентябре 1939 г.;

4. в сентябре 1938 г.

Непосредственная причина краха Четвертой республики во Франции:

1. избрание де Голля президентом;

2. общенациональная забастовка;

3. выступления парижских студентов;

4. мятеж в Алжире.

ГДР была образована:

1. в 1950 г.;

2. в 1949 г.;

3. в 1948 г.;

4. в 1947 г.

 

Бизония - это:

1. Национальный парк в США;

2. сленговое обозначение США;

3. территория американской зоны оккупации;

4. объединенная территория английской и американской зон ок­купации.

 

Для преодоления кризиса сельского хозяйства в США «Новый курс» предусматривал:

1. механизацию производства;

2. создание коллективных фермерских хозяйств;

3. меры по сокращению посевных площадей,

4. снижение цен и расширение продаж сельскохозяйственной продукции.

 

 

На общефедеральном уровне признание прав профсоюзного движения закрепил закон:

1. Вагнера;

2. Тафта-Хартли;

3. Вэника-Джсксона;

4. Норриса-Лагардия.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 595; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.12.172 (0.088 с.)