Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конституция 1889 г. и конституционные законы.
В императорское правительство Японии в 1868 г. вошли даймё и самураи Юго-Западных княжеств, сыгравшие важную роль в свержении сёгуна. Правящий блок не был буржуазным, но он был тесно связан с финансово-ростовщической буржуазией и сам в той или иной мере втянут в предпринимательскую деятельность. В 70-80-х гг. усиливаются оппозиционные настроения среди торгово-промышленной буржуазии, самурайских кругов, выступающих против засилья в государственном аппарате приближенной к императору знати. Оппозиция требует снижения налогов, гарантий предпринимательской деятельности, участия в местном управлении, а самое главнее - принятия конституции. В 1881 г. император издает указ о введении с 1890 г. парламентского правления. В преддверии конституционных реформ происходит значительная перестройка всей политической системы страны. Буржуазно-либеральная оппозиция организационно оформляется в политические партии. В 1881 г. была создана Либеральная партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоев и сельской буржуазии. К ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники. Партия конституционных реформ (Кайсинто), в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции, созданная в 1882 г., стала другой умеренной партией оппозиции. На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто), деятельность которой была направлена на то, чтобы ограничить будущие конституционные реформы угодными ему рамками. Законом 1884 г. в Японии на европейский манер вводились новые титулы знатности, которым было предоставлено впоследствии право формировать верхнюю палату японского парламента. В 1886 г. в качестве совещательного органа при императоре создается Тайный совет. В 1888 г. проводится новая административная реформа. В каждой префектуре создаются выборные органы управления, обладающие совещательными функциями, которые, в свою очередь, находятся под строгим контролем министерства внутренних дел. В 1887 г. был принят полицейский закон об охране порядка, который закрепил под страхом суровых наказаний создание тайных обществ, созыв нелегальных собраний, издание нелегальной литературы.
Во исполнение обещания император "дарует" в 1889 г. своим подданным Конституцию, отменить или изменить которую мог только он сам. Ее гарантировала только торжественная клятва императора. С принятием конституции Япония преобразовалась в конституционную монархию. Однако императорская и правительственная власти занимали в ней преобладающее место. Император обладал полнотой государственной власти, которую в делах законодательства ограничивало народное представительство, а в управлении – самостоятельный статус правительства. Он считался главой государства, особа его была священной и неприкосновенной. За императором сохранялись значительные законодательные полномочия: издания законов при согласии парламента, законодательного вето на решения парламента, утверждения и обнародования законов, издания законодательных постановлений во время роспуска парламента или перерывов в его работе, а также вообще актов «для предотвращения народных бедствий». Только по императорскому представлению могла пересматриваться конституция. Император созывал и распускал парламент. Исполнительная власть юридически полностью оставалась за монархом: он был вправе издавать исполнительные распоряжения, организовывать администрацию, начальствовал армией и флотом, жаловал титулы, объявлял военное и осадное положение. Внешнеполитическая сфера также полностью осталась в руках монархии: император единолично утверждал международные договоры, заключал мир, объявлял войну. Емуже принадлежали и верховные судебные полномочия как главе государства: право амнистии и помилования. Отдельная глава конституции посвящалась правам и обязанностям подданных. Подданные обязывались платить налоги и служить в армии (в возрасте старше 20 лет). Равенство гарантировалось только в отношении доступа к должностям. Закреплялись свобода передвижения, личная неприкосновенность, право на судебное разбирательство, неприкосновенность жилища, писем, собственности. Эти свободы не были абсолютными. Из политических свобод гарантировались свобода вероисповедания, слова, печати, собраний и союзов, петиции. Однако все эти свободы не касались общего статуса императора и его прав, а также военных уставов. Конституционная доктрина предполагала безусловное предпочтение национальных и государственных интересов гражданским правам и свободе.
Парламент – коккай – был двухпалатным. Конституция предусмотрела только общие принципы его организации и главные полномочия. Верхняя – Палата пэров – формировалась из членов императорского дома, титулованной знати, а также из лиц, назначенных монархом (если в возрасте старше 30 лет, то пожизненно) и выбранных от земельных собственников по городам и префектурам на 7 лет. Количественно состав палаты не был регламентирован (в начале XX в. он достигал 400 чел.) Нижняя – Палата представителей – избиралась населением. Порядок формирования палаты и ее организацию также предусматривали только специальные законы. Согласно Закону о выборах (1889 г.) избирательным правом пользовались мужчины старше 25 лет, платящие налог с имущества, свыше 15 иен в год (таких в стране было около 460 тыс.). Были и другие ограничения для военнослужащих, студентов, проживающих на месте не менее полутора лет. Выборы проводились по многомандатным и одномандатным округам (на 130 тыс. чел. – 1 депутат, всего 109 округов). Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и утверждались абсолютным большинством. Введение нового налога было возможно только на основании закона. Согласие парламента требовалось на заключение государственного займа или принятие каких-либо иных финансовых обязательств, если это дополнительно обременяло государственный бюджет. Парламент утверждал ежегодный бюджет. Если он отказывался его утверждать, то правительство могло применить бюджет предшествовавшего года. Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, который мог быть отнесен к разряду "секретных". Конституция практически не касалась организации и полномочий правительства, только упомянув существование министров императора и особого органа – Тайного совета, где выносятся политические рекомендации. Между тем реально правительство и центральная администрация стали в Японии конца XIX в. преобладающими государственными институтами. Правительственные полномочия вручались кабинету министров из 10 человек. Император назначал главу исполнительной власти - министра-президента, а по его представлению - остальных министров. Особое привилегированное положение в государственном аппарате заняли такие органы как Тайный совет (создан в 1886/88 г.), Генро (совет старейшин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руководящей верхушкой армии. Тайный совет был совещательным органом по политическим вопросам: истолкования конституции и ее разночтений, важнейших указов, изменения конституции, изменения законов и т.д. Внеконституционным органом власти был Генро (Совет старейшин), оказывавший решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.
Японское правительство не только не было конституционно отрегулировано в своем статусе и полномочиях. Правительственная власть была рассредоточена между разными институтами, среди которых полностью монархические и даже военно-монархические играли главную роль. Конституция стала определенным шагом вперед по пути крайне ограниченной демократизации японского общества. В 1890 г. был принят закон, в соответствии с которым учреждалась единая судебная система. В каждом округе, которые были образованы по всей стране, создавался местный суд, рассматривавший большинство уголовных и гражданских дел. Губернские суды являлись следующей инстанцией. Также были созданы семь апелляционных и Высокий имперский суд. Последний не только рассматривал наиболее важные дела в качестве первой инстанции, но и толковал законы. В этот период расширялись полномочия прокуратуры и уточнялось правовое положение адвокатуры. В 1890 г. был принят в новой редакции уголовно-процессуальный кодекс. Но в реальной жизни большими правомочиями обладал полицейский аппарат. В целях преодоления технического и военного отставания от передовых капиталистических государств японское государство не только стимулировало развитие частного капиталистического предпринимательства, но и само активно участвовало в промышленном строительстве, которое субсидировалось за счет налогов. Сращивание банковского и промышленного капиталов, относительно раннее образование японских монополий были ускорены последующей передачей за бесценок банковским домам им промышленных предприятий, принадлежавших государству. Возникают монополистические концерны ("дзайбацу"), представляющие собой ряд связанных фирм, контролируемых одной материнской фирмой или группой финансистов. Однако, по уровню развития Японское государство еще долго уступало Европе и США. Феодальные пережитки консервировались во всех сферах жизнедеятельности японского общества. В социальной области: полуфеодальное помещичье землевладение, кабальная эксплуатация крестьян-арендаторов, засилье ростовщиков, сословные различия, но и жесточайшие формы эксплуатации, социальное бесправие рабочих. В политической области: абсолютистский характер японской монархии с преобладающей ролью помещиков в правящем блоке.
Государство и право Китая
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.006 с.) |