Конституция 1889 г. и конституционные законы. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституция 1889 г. и конституционные законы.



В императорское правительство Японии в 1868 г. вошли даймё и самураи Юго-Западных княжеств, сыгравшие важную роль в свержении сёгуна. Правящий блок не был буржуазным, но он был тесно связан с финансово-ростовщической буржуазией и сам в той или иной мере втянут в предпринимательскую деятельность.

В 70-80-х гг. усиливаются оппозиционные настроения среди торгово-промышленной буржуазии, самурайских кругов, выступающих против засилья в государственном аппарате приближенной к императору знати. Оппозиция требует снижения налогов, гарантий предпринимательской деятельности, участия в местном управлении, а самое главнее - принятия конституции.

В 1881 г. император издает указ о введении с 1890 г. парламентского правления. В преддверии конституционных реформ происходит значительная перестройка всей политической системы страны. Буржуазно-либеральная оппозиция организационно оформляется в политические партии. В 1881 г. была создана Либеральная партия (Дзиюто), которая представляла интересы помещиков, средних городских слоев и сельской буржуазии. К ним примыкали и умеренно настроенная часть крестьянства, мелкие собственники. Партия конституционных реформ (Кайсинто), в которую вошли представители средних слоев, буржуазии, интеллигенции, созданная в 1882 г., стала другой умеренной партией оппозиции. На требования оппозиции правительство отвечает созданием правительственной Конституционно-императорской партии (Мэйсэйто), деятельность которой была направлена на то, чтобы ограничить будущие конституционные реформы угодными ему рамками.

Законом 1884 г. в Японии на европейский манер вводились новые титулы знатности, которым было предоставлено впоследствии право формировать верхнюю палату японского парламента. В 1886 г. в качестве совещательного органа при императоре создается Тайный совет. В 1888 г. проводится новая административная реформа. В каждой префектуре создаются выборные органы управления, обладающие совещательными функциями, которые, в свою очередь, находятся под строгим контролем министерства внутренних дел. В 1887 г. был принят полицейский закон об охране порядка, который закрепил под страхом суровых наказаний создание тайных обществ, созыв нелегальных собраний, издание нелегальной литературы.

Во исполнение обещания импера­тор "дарует" в 1889 г. своим подданным Конституцию, от­менить или изменить которую мог только он сам. Ее гарантировала только торжественная клятва императора. С принятием конституции Япония преобразовалась в конституционную монархию. Однако императорская и правительственная власти занимали в ней преобладающее место.

Император обладал полнотой государственной власти, которую в делах законодательства ограничивало народное представительство, а в управлении – самостоятельный статус правительства. Он считался главой государства, особа его была священной и неприкосновенной. За императором сохранялись значительные законодательные полномочия: издания законов при согласии парламента, законодательного вето на решения парламента, утверждения и обнародования законов, издания законодательных постановлений во время роспуска парламента или перерывов в его работе, а также вообще актов «для предотвращения народных бедствий». Только по императорскому представлению могла пересматриваться конституция. Император созывал и распускал парламент. Исполнительная власть юридически полностью оставалась за монархом: он был вправе издавать исполнительные распоряжения, организовывать администрацию, начальствовал армией и флотом, жаловал титулы, объявлял военное и осадное положение. Внешнеполитическая сфера также полностью осталась в руках монархии: император единолично утверждал международные договоры, заключал мир, объявлял войну. Емуже принадлежали и верховные судебные полномочия как главе государства: право амнистии и помилования.

Отдельная глава конституции посвящалась правам и обязанностям подданных. Подданные обязывались платить налоги и служить в армии (в возрасте старше 20 лет). Равенство гарантировалось только в отношении доступа к должностям. Закреплялись свобода передвижения, личная неприкосновенность, право на судебное разбирательство, неприкосновенность жилища, писем, собственности. Эти свободы не были абсолютными.

Из политических свобод гарантировались свобода вероисповедания, слова, печати, собраний и союзов, петиции. Однако все эти свободы не касались общего статуса императора и его прав, а также военных уставов. Конституционная доктрина предполагала безусловное предпочтение национальных и государственных интересов гражданским правам и свободе.

Парламент – коккай – был двухпалатным. Конституция предусмотрела только общие принципы его организации и главные полномочия. Верхняя – Палата пэров – формировалась из членов императорского дома, титулованной знати, а также из лиц, назначенных монархом (если в возрасте старше 30 лет, то пожизненно) и выбранных от земельных собственников по городам и префектурам на 7 лет. Количественно состав палаты не был регламентирован (в начале XX в. он достигал 400 чел.) Нижняя – Палата представителей – избиралась населением. Порядок формирования палаты и ее организацию также предусматривали только специальные законы.

Согласно Закону о выборах (1889 г.) избирательным правом пользовались мужчины старше 25 лет, платящие налог с имущества, свыше 15 иен в год (таких в стране было около 460 тыс.). Были и другие ограничения для военнослужащих, студентов, проживающих на месте не менее полутора лет. Выборы проводились по многомандатным и одномандатным округам (на 130 тыс. чел. – 1 депутат, всего 109 округов).

Обе палаты и правительство наделялись правом законодательной инициативы. Законопроекты обсуждались палатами раздельно и ут­верждались абсолютным большинством. Введение нового налога было возможно только на основании закона. Согласие парламента требовалось на заключение государственного займа или принятие ка­ких-либо иных финансовых обязательств, если это дополнительно обременяло государственный бюджет. Парламент утверждал ежегод­ный бюджет. Если он отказывался его утверждать, то правительство могло применить бюджет предшествовавшего года.

Парламентский контроль выражался только в праве запроса правительству не менее чем 30 депутатами, при этом министры могли уклоняться от ответа на запрос, кото­рый мог быть отнесен к разряду "секретных".

Конституция практически не касалась организации и полномочий правительства, только упомянув существование министров императора и особого органа – Тайного совета, где выносятся политические рекомендации. Между тем реально правительство и центральная администрация стали в Японии конца XIX в. преобладающими государственными институтами.

Правительственные полномочия вручались кабинету министров из 10 человек. Император назначал главу исполнительной власти - министра-президента, а по его представлению - остальных министров. Осо­бое привилегированное положение в государ­ственном аппарате заняли такие органы как Тайный совет (создан в 1886/88 г.), Генро (совет старей­шин), Министерство двора, в ведении которого находились огромные земельные владения императора, а также руково­дящей верхушкой армии. Тайный совет был совещательным органом по политическим вопросам: истолкования конституции и ее разночтений, важнейших указов, изменения конституции, изменения законов и т.д. Внеконституционным органом власти был Генро (Совет старейшин), оказывавший решающее влияние на политику страны в течение полувека, состоял из пожизненно занимающих свои места представителей знати бывших Юго-Западных княжеств.

Японское правительство не только не было конституционно отрегулировано в своем статусе и полномочиях. Правительственная власть была рассредоточена между разными институтами, среди которых полностью монархические и даже военно-монархические играли главную роль. Конституция стала опре­деленным шагом вперед по пути крайне ограниченной де­мократизации японского общества.

В 1890 г. был принят закон, в соответствии с которым учреждалась единая судебная система. В каждом округе, которые были образованы по всей стране, создавался местный суд, рассматривавший большинство уголовных и гражданских дел. Губернские суды являлись следующей инстанцией. Также были созданы семь апелляционных и Высокий имперский суд. Последний не только рассматривал наиболее важные дела в качестве первой инстанции, но и толковал законы. В этот период расширялись полномочия прокуратуры и уточнялось правовое положение адвокатуры. В 1890 г. был принят в новой редакции уголовно-процессуальный кодекс. Но в реальной жизни большими правомочиями обладал полицейский аппарат.

В целях пре­одоления технического и военного отставания от передовых капиталистических государств японское государство не толь­ко стимулировало развитие частного капитали­стического предпринимательства, но и само активно участ­вовало в промышленном строительстве, которое субсиди­ровалось за счет налогов.

Сращивание банковского и промышленного капиталов, относительно раннее образование японских монополий были ускорены последующей передачей за бесценок банковским домам им промышлен­ных предприятий, принадлежавших государству. Возника­ют монополистические концерны ("дзайбацу"), представляю­щие собой ряд связанных фирм, контролируемых одной материнской фирмой или группой финансистов.

Однако, по уровню развития Японское государство еще долго уступало Европе и США. Феодаль­ные пережитки консервировались во всех сферах жизнедеятельности япон­ского общества. В социальной области: полуфеодальное помещичье землевладение, кабальная эксплуатация крестьян-арендаторов, засилье ростовщиков, сословные различия, но и жесточайшие формы эксплуата­ции, социальное бесправие рабочих. В политической области: абсолютистский характер японской монархии с пре­обладающей ролью помещиков в правящем блоке.

 

Государство и право Китая



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 203; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.28.50 (0.006 с.)