Конституционный совет Франции. Местное управление. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Конституционный совет Франции. Местное управление.



По Конституции 1958 года – и это тоже конституционная новелла в сравнении с прежней Конституцией – создан Конституционный совет. Иногда этот орган конституционного конт­роля Франции именуют «третьей палатой парламента», поскольку его конт­роль является предварительным (над законопроектами, а не над законами), а не последующим.

Он не выполняет судебных функций: отсутствует открытость и гласность заседаний, дела рас­сматриваются письменно, без судейских мантий и специальной процедуры. Конституционный совет осуществляет факультативный и обязательный кон­ституционный контроль над законопроектами достаточно элитарным спосо­бом. Даже при факультативной форме проверки в совет нельзя обратиться любому гражданину - это позволено только президенту республики, премье­ру, председателям обеих палат парламента, группам депутатов или сенаторов в количестве не менее 60 человек. Обычно эти лица учитывают политическую целесообразность проверки того или иного акта. Обязательной проверке под­лежат органические законы и регламенты палат парламента. Также Конститу­ционный совет следит за правильностью хода президентских выборов и пра­вильностью проведения референдума, объявляя его результаты. Кроме того, контролю Конституционного совета подлежат международные договоры (до ратификации). Решения Конституционного совета принимаются в месячный, а в экст­ренных случаях - в 8-дневный срок.

Конституционный совет Франции состоит из девяти человек (по назначению), полномочия которых длятся девять лет (без возобновления). Ротация 1/3 состава происходит каждые три года; три члена совета назначаются президен­том (в том числе председатель); три - председателем сената; три - председате­лем Национального собрания. Пo должности в составе Конституционного совета-числятся все бывшие президенты Пятой республики.

В дополнение к Конституционному совету Франции функции конституционного контроля возложены на Государственный совет Франции. В соот­ветствии с новой трактовкой законодательной и регламентарной власти акты последней приобрели самостоятельную и определяющую роль. Поэтому при рассмотрении дела о превышении власти государственным служащим Госсо­вет может аннулировать акт исполнительной власти, не соответствующий Кон­ституции.

 

Конституция 1958 г. очень скупо регламентировала сис­тему местного управления. В этой сфере Конституция 1958 г. следовала распространенной теории, согласно которой существуют "ес­тественные" административно-территориальные единицы (село, город и др.), которые могут и должны формировать свои органы самоуправления, и "искусственные" образова­ния, т. е. созданные актами центральной власти (регион и т. п.), в которых управление осуществляется только пред­ставителями центральной власти.

"Искусственным образованием", не имеющим представительных органов, стал регион. Функции местной администрации в департаментах и регионах были возложены на префектов и супрефектов, которые являются представителями центра на местах.

Заметной тенденцией в развитии режима Пятой республики в 60-70-х гг. стала и централизация судебно-полицейского аппарата. Были созданы чрезвычайные органы политической юстиции, расширены полномочия полиции и префектов.

 

Таким образом, до конца 50-х гг. 20 в. Франция по государственному строю была парламентской республикой, что не соответствовало общемировой тенденции падения роли парламента в политической системе. В итоге во Франции в период Четвертой республики возник дисбаланс политических сил в системе разделения властей, который привел к конститу­ционному перевороту Ш. де Голля в 1958 г. и созданию новой, самостоятельной формы прав­ления, получившей в политической науке наименование «смешанной», "президентско-парламентской» республикой.

 

Глоссарий

ДЕ ГОЛЛЬ ШАРЛЬ (1890- 1970 гг.) - видный государственный и политический деятель, генерал. В 1940 г. возглавил Комитет Свободная Франция. В 1958 - 1969 гг. - президент Французской республики.

ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ И СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ СОЮЗ СОПРОТИВЛЕНИЯ - партия мелкой и средней буржуазии, ос­нованная в 1945 г.

"НАРОДНЫЙ ФРОНТ " - политическое объединение демократиче­ских и патриотических сил страны, создан­ное в 1935 г. В состав "Народного фронта" входили: Французская коммунистическая партия, Французская социалистическая пар­тия, партия радикалов и радикал-социалистов и др.

ОБЪЕДИНЕНИЕ ФРАНЦУЗСКОГО НАРОДА - возникшая в 1947 г. голлистская партия выступила с требованием отмены Консти­туции 1946 г. и создания сильной исполни­тельной власти, способной возвыситься над "партийной чехардой". Произошел распад трехсторонней коалиции

ОРГАНИЗАЦИЯ СЕК­РЕТНОЙ АРМИИ - конспиративная фашистская организация, созданная в Алжире в 1961 г.

РЕГЛАМЕНТАРНАЯ ВЛАСТЬ - доктрина и практика регламентарной вла­сти сложилась во Франции в конце XIX в. Согласно этой доктрине, правительство мо­жет издавать нормативные акты без специ­ального делегирования ему законодатель­ных полномочий от парламента. Формально эти акты должны лишь уточнять законы, но фактически это были "декреты-законы"

ДОКТРИНА «ЖЕСТКОГО ГОЛЛИЗМА» - действовала в конституцион­ном праве Франции с 1958 по 1969 г. Отводила в системе разделе­ния властей главную роль президенту, а не парламенту либо пра­вительству.

МАЖОРИТАРНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА - система определения результатов голосования при избрании центральных и местных органов, президента и других высших должностных лиц, при ко­торой избранным считается кандидат, получивший большинство голосов по данному округу.

ПАРЛАМЕНТСКАЯ РЕСПУБЛИКА - при такой форме правления доми­нирует парламент либо какая-то одна его палата.

РЕСПУБЛИКА «СМЕШАННОГО ТИПА» - при такой форме правления имеются элементы парламентской и президентской республики.

Вопросы для самоконтроля:

Что означает доктрина регламентарной власти во Франции?

Почему Третья республика именуется "режимом Собраний" или "абсолют­ным парламентаризмом"? В чем заключаются особенности ее государственного устройства.

Каково, на Ваш взгляд, значение Народного фронта во Франции?

Сравните Конституцию Четвертой и Пятой республики во Франции.

Какой орган и почему именуют «третьей палатой парламента»?

В чем заключается основное отличие местных органов власти во Франции, Англии и США?

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 333; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.97.189 (0.008 с.)