Эволюция брачно-семейного права в Англии в новейшее время 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция брачно-семейного права в Англии в новейшее время



В середине XX в. в Англии была принята целая серия консолидированных и отчасти кодифицированных законов, в результате которых произошли существенные изменения в сфере брачно-семейных отношений (например, Закон о жилище семьи 1967 г., Закон о реформе порядка расторже­ния брака 1969 г., консолидирующий Закон о брачно-семей­ных делах 1979 г., консолидирующий Закон о судопроиз­водстве по брачно-семейным делам 1984 г. и т. д.). Эти но­вые законы тем не менее не исключали действия ряда пред­шествующих актов и прецедентов, которые сохраняли в сфере брачно-семейного права некоторые традиционные и своеобразные черты. Так, в Англии наряду с гражданским браком, совершаемым в государственных органах, сохраня­ется и церковный брак, который может быть избран в соот­ветствии с законом 1949 г. по желанию лиц, решивших соединиться брачными узами.

Браку может предшествовать помолвка, и отказ от по­следующего вступления в брак до 1970 г. рассматривался судами как нарушение договора. В настоящее время помолв­ка не имеет юридической силы и не принимается во внима­ние судами. В соответствии с современным законодательст­вом вступление в брак требует от сторон соблюдения пяти условий, отсутствие которых делает брак недействитель­ным: добровольность; вступающие в брак не связаны дру­гими брачными узами; достижение 16-летнего возраста; брачующиеся не должны принадлежать к одному полу, а также быть близкими родственниками. Возраст, необходи­мый для вступления в брак, повышен по сравнению с пред­шествующим законодательством (ранее -14 лет для жени­ха и 12 для невесты). Но в случае вступления в брак в воз­расте от 16 до 18 лет, когда наступает совершеннолетие, для заключения брачного договора требуется согласие ро­дителей или других лиц (опекуна и т. д.).

В Англии достаточно широко толкуется в законода­тельстве понятие "близкого родства", препятствующего за­ключению брака. В их число входят не только лица, связан­ные кровным родством, но и лица, брак с которыми невоз­можен в силу моральных устоев самой семьи. Так, напри­мер, вдовец не может жениться на теще, падчерице, не­вестке и т. д. Но традиционно разрешаются браки между кузенами и кузинами.

Вступление в брак означает возникновение новых прав и новых обязанностей для супружеской пары. Законодатель­ство предусматривает их взаимную поддержку, совместное проживание и согласие на сексуальные отношения. В XX в. брачно-семейное законодательство Англии обращает осо­бое внимание на выравнивание прав мужа и жены. Женщи­на, вступающая в брак, имеет право на новое имя, на новое гражданство (если муж иностранец), на самостоятельное место проживания (домициль), тогда как ранее местожи­тельство жены определял муж, на самостоятельный бан­ковский счет и т. д. Брак, по английскому праву, представ­ляет собой разновидность контракта, но суды не реализуют договорные отношения между мужем и женой. В суд можно обращаться только тогда, когда супруги предпринимают пра­вовые действия, которые вытекают из использования или дележа имущества.

В английском праве по-прежнему сохраняются такие правовые институты, как фактическое разделение семьи (separation) и др. В случае одностороннего оставления жены мужем (при отсутствии развода) за женой признаются до­полнительные жилищные и финансовые возможности за счет мужа. Но основной и единственной формой прекращения брака является в настоящее время развод.

Сами формальности и процедуры развода упростились. Так, например, был отменен существовавший ранее поря­док, согласно которому церковный брак может быть рас­торгнут только специальным частным актом парламента. В 1937 г. был принят акт парламента, который практически уравнял права на развод жены и мужа, в частности, в слу­чае супружеской измены. В 1969 г. был принят парламен­том Акт о реформе разводов. В случае развода по причине супружеской неверности жены или мужа закон требует не только доказательств адюльтера, но и того, чтобы сторона, добивающаяся развода, показала, что жизнь с изменившим супругом является для нее непереносимой.

В законодательстве последнего времени более подроб­но рассматриваются имущественные взаимоотношения суп­ругов с общей тенденцией к их выравниванию. Предусмат­ривается не только взаимная материальная поддержка, но и право каждого из супругов претендовать на определен­ную долю доходов, которые дает общее имущество. Сохра­няется и такое традиционное положение английского се­мейного права, как ответственность мужа по долгам жены. Но предусматривается также и режим раздельного семей­ного имущества, в этом случае, однако, не исключается воз­можность уплаты алиментов нуждающемуся супругу.

В лучшую сторону изменилось положение внебрач­ных детей, правовой статус которых в течение долгого вре­мени был неблагоприятным. Была признана обязанность отцов внебрачных детей выплачивать алименты на их со­держание. Если он не делал это добровольно или платил неразумно низкие алименты, то против него мог быть воз­бужден формальный процесс о признании отцовства.

В семейном праве Англии сохранилась также право­вая ответственность родителей за действия детей до дости­жения ими 18 лет. Акт об образовании 1944 г. возложил на родителей ответственность за получение их детьми образо­вания, а соответственно эта обязанность была возложена на местные власти и на администрации школ. Этот закон уста­новил обязательное школьное образование для детей в возрасте от 5 до 16 лет. При этом родителям была дана воз­можность выбора формы образования в зависимости от воз­раста и способностей детей. Закон о детях и подростках 1933 г. предусмотрел защиту детей в возрасте до 16 лет от грубого обращения с ними, от оставления их родителями или изгнания из дома. Сознательное проявление жестоко­сти по отношению к детям, например побои, могли рассмат­риваться и как уголовное преступление.

 

 

Развитие трудового и социального законодательст­ва в Англии в новейшее время.

В Англии, где профсоюзы и забастовки получили зако­нодательное признание еще в XIX в., правительство кон­серваторов, напуганное всеобщей забастовкой 1926 г., про­вело через парламент в 1927 г. закон, запретивший всеоб­щие и политические забастовки, а также стачки солидарно­сти. Закон открыто поощрял штрейкбрехерство и запрещал пикетирование предприятий бастующими. Этот откровенно антипрофсоюзный закон был в 1946 г. отменен лейбориста­ми, стремившимися к более последовательному выравнива­нию интересов труда и капитала.

В 70-80-х гг. правительство консерваторов предпри­няло новую попытку ограничить права профсоюзов на за­бастовку. Так, в 1971 г. был принят закон о промышленных отношениях, который предусматривал обязательную реги­страцию профсоюзов, их отчетность в государственных учреждениях. После победы лейбористов в 1974 г. была отме­нена обязательная регистрация профсоюзов, подтверждено их право на забастовки, причем на такие, которые ранее признавались незаконными. В период правительства М. Тэт­чер ряд профсоюзных прав был ограничен (право на пикетирование, на политические забастовки, стачки солидарно­сти). Однако в целом профсоюзная демократия и завоеван­ные трудящимися социальные права характеризуются дос­таточно высоким уровнем.

 

Система со­циального страхования приобрела современный вид после второй мировой войны. Значительную роль в создании этой системы сыграли правительства лейбористов, придававшие большое значение сильной социальной политике.

В 70-80 гг. XX в. пенсионное законодательство под­верглось консолидации, и в настоящее время оно находит свое выражение в общем Законе о социальном обеспечении (1985 г.) и в специальном Законе, предусматривающем ком­пенсацию в связи с несчастными случаями на производстве и с профессиональными болезнями (1975 г.). Отдельных ус­тупок от предпринимателей рабочие добивались также путем заключения коллективных договоров между тред-юнионами и хозяевами, в которых фиксировались конкрет­ные условия труда и оплаты.

Длительное совершенствование собственно законода­тельства о труде привело к тому, что после второй мировой войны в нем произошли существенные изменения, означав­шие своего рода социальный прорыв, хотя в сфере трудо­вых отношений сохраняют свое действие некоторые нормы прецедентного права и законы XIX в. Основная масса зако­нов по труду приходится на 70-80-е гг. Это законы о занятости 1975 г., 1978 г., 1980 г. и др., Закон о равной заработной плате мужчин и женщин 1970 г., Закон о профессиональном обучении 1982 г., консолидированный Закон о профсоюзах и трудовых отношениях 1992 г. и т. д.

Трудовое законодательство, особенно принятое в пе­риод правления лейбористов, предусматривает целый ряд важных гарантий социальных прав трудящихся. Оно включает в себя охрану труда и технику безопасности, макси­мальную продолжительность рабочего дня для женщин и подростков, порядок выплаты заработной платы, а также определяет положение профсоюза на предприятии, органи­зацию забастовок и т. д.

Характерной чертой современного английского трудо­вого права является существенная роль коллективных до­говоров в регулировании важнейших аспектов трудовых отношений: условий труда, заработной платы и т. д. В Анг­лии основные параметры труда, в том числе размер зара­ботной платы и продолжительность отдыха, определяет не законодательство, а именно коллективные договоры.

Для рассмотрения споров, возникающих из коллектив­ных договоров, созданы специальные трибуналы, поэтому судебная практика является одним из важных источников трудового права. Особым источником трудового права в Англии являются кодексы практики (codes of practice), ко­торые составляются государственными органами (например, государственным секретарем по вопросам занятости) и со­держат ряд важных предписаний и рекомендаций. Хотя формально эти кодексы не являются правовыми докумен­тами, их содержание учитывается судами и другими госу­дарственными органами при применении норм права. Но их несоблюдение не влечет за собой каких-либо санкций.

В Англии уже в 40-е гг. были осуществлены широкие законодательные программы дешевого жилищного строитель­ства, создания национальной службы здравоохранения; полу­чила развитие национальная система образования всех уров­ней, начиная от дошкольной и кончая университетской. Хотя в создании страхового фонда участвуют и сами работники, но значительные ресурсы на социальную политику законодатель­ство предусматривает из государственного бюджета. Государ­ственная политика здравоохранения регулируется Законом о национальной службе здравоохранения 1977 г., консоли­дировавшим большую часть существовавших ранее актов по этому вопросу. Этот акт был дополнен Законом о здраво­охранении 1980 г.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 1635; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.216.114.23 (0.01 с.)