Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Федерализм. Институт конституционного надзора в современной Германии.
К числу основных принципов, на которых построена конституция ФРГ относятся федерализм. Закрепленный Конституцией федерализм подразумевал, что отдельные германские земли пользовались ограниченным суверенитетом, имели свои конституции, свои представительные и правительственные органы, свое законодательство (в установленных Конституцией пределах), но «федеральное право имеет перевес над правом земель». Субъектом международных отношений выступала ФРГ в целом. Конституционное устройство земель обязано было соответствовать принципам Боннской конституции. К сфере исключительной компетенции федерации относились внешние сношения, оборона, гражданство, основы финансово-экономической системы, транспорт и связь, торговля и промышленность. Остальное считалось сферой конкурирующего законодательства (т.е. земли могли законодательствовать в других сферах при отсутствии федеральных постановлений). За землями закреплялась обязанность исполнять федеральные законы как свои собственные – т. е. посредством той же администрации. Из старых германских порядков XIX в. было перенесено право экзекуции – принуждения со стороны федерации в отношении какой-либо земли. В ходе развития роль исполнительной власти возросла, сложилось и верховенство федерации по отношению к землям. Важной конституционной оговоркой было положение о том, что демократические права и свободы не могут использоваться «для борьбы против свободного демократического порядка»; возможность лишения основных политических прав, а также гарантий тайны переписки. В конституции был закреплен специальный механизм, призванный гарантировать «охрану конституции». Для этого предусмотрена возможность лишения отдельных лиц конституционных прав, запрета политических партий в силу их "антиконституционности", утверждалась недопустимость изменения ряда основополагающих установок Конституции (это последнее было почерпнуто из американского конституционного опыта деятельности Верховного суда). Решения такого рода принимает Конституционный суд. Он был организован лишь в августе 1951 г. и стал важным новым институтом власти. Каждая земля страны, помимо Берлина и Шлезвиг-Гольштейна, имеет свой земельный конституционный суд, что делает процедуру рассмотрения конституционных конфликтов, как правило, двухступенчатой. Федеральный конституционный суд (ФКС) ФРГ, являясь частью судебной системы Германии, не возглавляет систему конституционных судов земель. Он не вправе контролировать конституционное судопроизводство в отдельных землях федерации. Конституционный суд земли при отклонении от решений либо ФКС, либо Конституционного суда другой земли сам обращается за разрешением споров в ФКС, решения которого окончательны, обжалованию и опротестованию не подлежат ФКС.
Местопребывание ФКС - г. Карлсруэ. Согласно закону 1951 г., суд состоит из двух сенатов, в каждом из которых - 8 судей. Компетенция таких сенатов разграничена. Возрастной ценз, предъявляемый к судейскому корпусу, колеблется от 40 до 68 лет. Срок службы для судей - 12 лет без переизбрания. Как минимум трое судей каждого сената -это профессиональные судьи высшего федерального уровня, имеющие стаж работы в таких судебных органах не менее трех лет. Остальные - это лица, имеющие университетское юридическое образование и прошедшие профессиональную стажировку, - например, ими могут быть штатные профессора права из университетов Германии. Состав Федерального конституционного суда формируется так называемым парламентским способом. Членов суда избирали поровну бундестаг и бундесрат, они пользовались как и все судьи полной независимостью и неприкосновенностью. Судьи конституционного суда избираются пожизненно. Компетенция Конституционного суда ФРГ состоит: • в толковании Основного закона на предмет соответствия законов федерации и законов земель Основному закону, а также соответствующих норм права земель федеральному праву; • в рассмотрении вопросов о компетенции федеральных органов, включая компетенцию канцлера ФРГ; • в рассмотрении вопросов о конституционности деятельности политических партий; • в рассмотрении дел о лишении граждан основных конституционных прав публичной властью (конституционная жалоба) и др. ФКС - один из самых авторитетных и популярных органов публичной власти современной Германии, несмотря на то что ежегодно из нескольких тысяч конституционных жалоб в пользу истца он разрешает лишь несколько десятков. Считается, что территориальная отдаленность ФКС от других институтов публичного права, расположенных в г. Берлине, также гарантирует его беспристрастность и независимость.
Объединение Германии. Раздельное существование германских государств продолжалось не очень долго. В результате глубоких изменений, происшедших в СССР и Восточной Европе, сложились условия для объединения страны. Начало объединению положило 9 октября 1989 г. - падение Берлинской стены, которая отделяла восточную и западную Германию (в 160-километровой берлинской стене было пробито более 100 проходов). Германия объединилась фактически. В ГДР 18 октября 1989 г. лидер СЕПГ и глава государства Э. Хоннекер ушел в отставку. Эдмунд Кренц, сменивший Хоннекера, способствовал принятию либерального Закона о свободе выезда в зарубежные страны, опубликованного 6 ноября 1989 г., а уже 9 ноября ГДР сделала свои границы открытыми. 18 марта 1990 г. состоялись выборы в Народную палату ГДР. Результаты оказались в пользу ХДС. 5 мая 1990 г. была изменена преамбула Конституции ГДР (исключение текста о построении социализма и коммунизма). 31 мая Народная палата постановила отменить государственную символику ГДР и снять ее с официальных зданий страны. Парламент 17 июня 1990 г. провозгласил новые принципы Конституции ГДР, согласованные с конституционными принципами ФРГ. Народная палата даже подписала соглашение с бундестагом о том, что она будет координировать с ним свои законы. 22 июля 1990 г. был восстановлен статус пяти восточногерманских земель, которые приняли свои конституции. Новеллами в локальных конституциях ГДР стали положения о правах человека в трудовой, социальной, культурной и экологической сферах. В мае 1990 г. был оформлен валютный и социально-экономический союзы, в августе 1990 г. — государственно-политический. Все эти события предопределили подписание Договора об установлении единства Германии, ратифицированного 3 октября 1990 г. 8 ноября 1991 г. законодательные палаты ФРГ - бундестаг и бундесрат - создали Совместную конституционную комиссию, в которую были включены по 32 представителя от каждой палаты и по столько же их заместителей. Решения комиссии должны были приниматься квалифицированным большинством состава депутатов. Отдельные ее разработки позволили внести в Основной закон ряд изменений, относящихся к федеративному устройству, участию в Европейском союзе и др. Совместная конституционная комиссия пришла к выводу, что новую Конституцию не следует разрабатывать, поскольку Основной закон 1949 г. за 40 с лишним лет вполне оправдал себя в качестве демократической Конституции Германии. Конституция ФРГ 1949 г. стала общегерманской. Народная армия ГДР, службы безопасности, полиция ликвидировались, частично влившись в соответствующие институты ФРГ.
Объединение сделало Германию наиболее мощным западноевропейским государством, которое стало играть определяющую роль не только в Европе, фактически приобрела статус великой державы.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 224; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.132.214 (0.006 с.) |