Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
От Германского союза к Германской империи. Формы объединения Германского государства
В начале XIX века Германия представляла собой "Священную римскую империю германской нации", включающую более 300 государств, многие из которых имели карликовый характер. Выделялись среди них Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и Австрия. Все эти государства считались находящимися в подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью. Дворянство, неоднородное по своему составу, было в ленной зависимости либо от князей, либо от императора. Городское население состояло из так называемых патрицианских семей, возглавлявших городские представительные учреждения, бюргеров и ремесленников — подмастерьев и учеников. Крестьяне были по большей части крепостными. По сравнению с Англией и Францией Германия находилась на более низкой ступени экономического, социального и политического развития.
Великая французская революция, "точно громовая стрела", ударила в тот хаос, в ту уже фактически распавшуюся феодальную империю, которой являлась тысячелетняя "Священная Римская империя германской нации" (Маркс). Попытка крупнейших германских государств в союзе с Россией противостоять Наполеону окончилась поражением (Пресбургский мир 1805 г.). Поражение привело к полному преобразованию империи. Бавария и Вюртемберг стали полностью самостоятельными королевствами, Австрия и Пруссия потерпели территориальные убытки. Большинство германских южных государств образовали Рейнский союз (12-25 июля 1806 г.) под эгидой Франции. Его правовой основой стал Рейнский Союзный акт, в котором одну сторону представлял Наполеон, другую – немецкие князья. Протектор обеспечивал безопасность союза, вел внешние дела, имел право объявления войны, осуществлял высшее руководство военными силами. Таким образом, обладая чертами конфедерации, Рейнский союз был по существу французским протекторатом. Здесь были уничтожены крепостное право и феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс 1804 года. 1 августа 1806 г. Наполеон провозгласил ликвидацию Священной Римской империи Германской нации, признав «полный и неограниченный суверенитет каждого из государей, составляющих Германию». В 1815 г., после разгрома наполеоновских войск, Пруссия, Австрия, Россия и Англия стали устроителями Венского конгресса держав-победительниц. Решение главных задач конгресса: восстановление прежних режимов, противодействие революциям и новым войнам – требовало создания военно-политического равновесия в Европе и для его обеспечения – новых форм государственного устройства Германии.
Союзный акт 1815 г. стал основой для создания нового немецкого государственного объединения – Германского союза, представлявшего собой крайне расплывчатую конфедерацию (другие исследователи называют его «международным объединением государств»). В 1815 г. включал около 41 государства, а в 1866 г. (ко времени раскола) – 34-35 государств — королевств, княжеств, герцогств и четырех вольных городов — Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любека. Каждое из вошедших в Союз государств было суверенным и управлялось по-разному. Это германское государство имело в своем составе территории, находившиеся под иностранным суверенитетом – короля Англии (до 1837 г.), Дании (до 1866 г.), Голландии (до 1864 г.) и т.д. Единственным связующим органом Союза был Союзный сейм, но уполномоченные строго придерживались инструкций своих правительств, тогда как для решения вопросов, касавшихся Германского союза, требовалось единогласие членов Сейма. Он заседал (редко) в полном составе (на так называемом пленуме — 69 голосов) или в узком (17 голосов). Все действительно важные вопросы решались узким составом. Председательствовала в Сейме Австрия — в то время самое крупное государство Германского союза. Органов, которые бы обеспечивали реальное выполнение принятых сеймом решений, не было создано. Все это парализовало работу высшего органа власти Германского союза. Реальное главенство в союзе принадлежало Австрии. По форме правления большинство государств, входящих в союз являлись абсолютными монархиями, но в некоторых из них, ранее входивших в Рейнский союз, были приняты конституции. Все германские конституции этого времени были октроированными (т. е. дарованными монархом). Поэтому монархия сохранялась основой государственно-политического устройства. Значительные государственные права (в области внешней политики, военного устройства, управления администрацией, внутренняя полиция, законодательство) сохранялись за наследственным монархом. В большинстве этих конституций сословный строй сохранялся только в качестве формальных категорий гражданства. Закреплялась ликвидация крепостного права. Дворянство лишалось вотчинных прав и особой юрисдикции. Однако в ряде государств конституционно за дворянством признавались некоторые личные и имущественные привилегии, в том числе особые права на участие в политическом представительстве.
Германский союз не решал проблемы объединения Германии. В Германском союзе не было создано единой финансовой системы, общей армии, полиции, суда, дипломатического органа, сохранялись таможенные пошлины, суверенитет субъектов и т.д. Все эти факторы сдерживали капиталистическое развитие Германии. Без уничтожения феодальных и полуфеодальных порядков, без окончательного утверждения национального единства не мог в полной мере быть обеспечен капиталистический прогресс.
Достижение государственного единства Германии и стало одной из важнейших задач буржуазно-демократических революций 1830 и 1848 г. В переменах было заинтересовано подавляющее большинство немецкого народа, которому противостояли крупные и мелкие монархи, опиравшиеся на высшее дворянство, верхушку бюрократии и военщины, которые отстаивали свои наследственные и благоприобретенные привилегии. Однако немецкая буржуазия не смогла выступить единым фронтом, распалась на множество разнородных идейно-политических течений, которые по-разному смотрели на пути и формы объединения. Либеральная буржуазия отстаивала идею создания федеральной конституционной монархии с либеральным режимом под эгидой одного из крупнейших германских государств, Пруссии или Австрии. Мелкобуржуазная демократия отвергала гегемонизм Австрии и Пруссии, сосредоточив главное внимание на требованиях неограниченной свободы ассоциаций, вооружения народа, полной свободе слова и печати, уничтожении всех привилегий дворянства, ликвидации феодальных отношений в деревне. Во время революции 1848 г. с мая по июнь во Франкфурте-на-Майне работало всегерманское Учредительное собрание. Его цель - дать Германии новую единую федеральную конституцию. Несмотря на то, что это собрание в 1849 г. приняло общегерманскую конституцию, по которой предполагалось, что Германия станет федеративной империей с легитимным монархом – австрийским или прусским, провозглашались буржуазно-демократические права и свободы, разделение властей, всеобщее избирательное право, ответственность правительства перед двухпалатным парламентом, однако проект так и остался проектом. Депутаты Национального (Учредительного) собрания разбежались, напуганные размахом революции, так и не избрав династию. А те, которые еще оставались, были разогнаны (в июне 1849 г.) правительством Вюртемберга. К тому же король Пруссии, которому была предложена корона императора, отверг конституцию под предлогом "незаконности ее происхождения", соглашаясь занять императорский трон не иначе как "по свободному соглашению коронованных правителей, князей и вольных городов Германии". Объединения Германии по буржуазно-демократическому варианту в середине XIX в. так и не произошло.
Апогеем германской революции стало мартовское массовое восстание в столице Пруссии Берлине в 1848 г. Король прусский Фридрих-Вильгельм IV вынужден был согласиться на конституционное правление, создание нового либерального правительства, были провозглашены свободы личности, союзов, собраний, печати и др. Последующий разгром революции привел к отказу от многих демократических обещаний. Однако, революция не прошла бесследно. Во всех сферах общественной жизни Германии, и прежде всего, Пруссии: в экономической, социальной, идеологической, политической, - произошли серьезные изменения. Предприниматели могли отныне пользоваться относительно либеральными законами о концессиях, о горной промышленности, особенно при создании акционерных обществ. В 1850 г. вышли законы о выкупе крестьянами земли, которые либо отменяли еще не отмененные феодальные повинности, либо переводили их в категорию капиталистической ренты, и пр. В январе 1850 г. прусский король Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституцию, которую классики марксизма назвали «мнимой». Несмотря на то, что она содержала немало демократических положений: равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свобода совести, нация и преподавание, отказ от цензуры и ограничений свободы прессы, право на собрания и образование обществ, тайна переписки, не было предусмотрено гарантий их реализации. Глава государства, прусский король, обладал правом законодательной власти, которую осуществлял совместно с ландтагом, единоличным правом высшей исполнительной власти, назначения и отзыва министров, судей, членов верхней палаты ландтага, правом объявления войны и заключения мира, являлся верховным главнокомандующим. Парламент Пруссии (ландтаг) состоял из двух палат: палаты господ и палаты депутатов. Палата господ персонально назначалась монархом по традиционным сословным привилегиям и причастности к государственной службе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением. Формально конституция установила всеобщее избирательное право (мужчин, старше 25 лет и обладающих цензом оседлости в общине). Однако право было неравное и осуществлялось по куриальной системе. Система основывалась на двухстепенном порядке голосования. Избиратели-мужчины, достигшие определенного возраста, были поделены на три курии. Каждый разряд избирал свою треть выборщиков. Первые две курии составили крупные налогоплательщики, в третью курию входили все прочие избиратели. Несомненное преимущество эта система давала богатым, поскольку число выборщиков было одинаковым во всех трех куриях. Таким образом, две первые курии — незначительная кучка людей — выбирали 2/3 выборщиков, которые затем избирали депутатов. Таким образом, 3% населения Пруссии, избирали такое же число выборщиков, как и 70% избирателей третьей курии. Несмотря на массовое движение за отмену этой избирательной системы, особенно в начале XX в., она продолжала существовать в Пруссии до Ноябрьской революции 1918 г.
Конституция не предусматривала иных гарантий ее соблюдения, кроме принесения членами обеих палат и государственными чиновниками присяги верности и повиновения королю и Конституции. Ни король, ни армия не присягали в соблюдении конституции.
Пруссия практически сначала образования Германского союза предприняла борьбу за гегемонию в нем. Она начала с утверждения своего лидерства в создании единого немецкого экономического пространства. В 1818 г. Пруссия приняла новый таможенный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свободу передвижения между всеми его провинциями. В 1819 г. на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии выступили с инициативой распространить действие прусского таможенного закона на весь союз. Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства с 1819 по 1833 гг. Пруссия добилась заключения таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Итогом стало создание в 1834 г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза под руководством Пруссии. Австрия попыталась подчинить Таможенный союз Союзному сейму, но эти попытки были сорваны Пруссией. Таможенный союз привлек на сторону Пруссии всю буржуазию средних и мелких германских государств. В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерманский вексельный устав, впервые применивший единообразное регулирование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский проект Вексельного закона. В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в качестве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового пространства Германии. В 60-е гг. усилилась борьба между Пруссией и Австрией за господство в процессе объединения Германии. В конечном счете после австро-прусской войны 1866 г. Австрия была исключена из Германского союза. В том же 1866 г. был образован Северо-Германский союз, куда вошли все северные, ряд западных и южно-немецких государств, всего 28 - с числом населения в 30 млн. человек (фактически все государства Германии за исключением 4 крупных южных монархий). Члены союза сохранили свои государственные системы, правительства, но они стали подчинены союзным властям и передали этим властям важные полномочия: организация вооруженных сил, международные отношения, торговля и промышленность, финансы, связь, санитарное законодательство. Во всех государствах армия должна была быть перестроена по прусскому образцу. Общие расходы осуществлялись за счет общего бюджета, который складывался из таможенных доходов, почтовых сборов, взносов государств и особого военного налога-сбора.
В 1867 году была принята конституция Северо-Германского союза, согласно которой президенту Союза - прусскому королю - передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий. Создавался на основе всеобщего избирательного права Общесоюзный двухпалатный парламент, которому стало принадлежать исключительное право вотирования налогов. Парламент состоял из Союзного совета(состоял из уполномоченных от правительств земель) и рейхстага, который избирался населением (297 депутатов из расчета 1 депутат на 100 тыс. населения) на основах всеобщего избирательного права. Дальнейшее объединение пошло путем введения общего законодательства. В течение 1867-1870 гг. были введены единые вес и меры, уничтожена паспортная система разных государств, сняты ограничения на межгосударственные браки, изданы единые положения об акционерных обществах, ликвидации цехов и свободе предпринимательства, единый Торговый кодекс (1869). Северо-Германского союз стал последним этапом объединения. Принятая союзом конституция открыто закрепила гегемонию Пруссии. В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией. В этой войне Франция была разгромлена. Северо-Германский союз смог осуществить давно задуманный Пруссией план присоединения южногерманских государств. Так называемые "оборонительные договоры" союза с Баденом, Баварией, Вюртембергом, Гессен-Дарм-штадтом стали правовой основой их вступления в новый союз, преобразованный в 1871 г. в Германскую империю. Кроме этого победоносная война с Францией в 1871 г. привела к отторжению от нее Эльзаса и Лотарингии и к выплате огромной контрибуции в 5 млрд. франков в пользу Германии. Таким образом, объединение Германии было завершено, опираясь на военно-политическое влияние Пруссии, и означало распространение преобладающего влияния прусских государственных институтов на всю страну. 13.1.2 Создание единой Германской империи и ее конституционное оформление. (Конституция 1871 г.)
18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская империя. В ее состав вошли 25 земель (4 королевств: Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберга, 18 более мелких герцогств и графств и 3 "вольных городов" - Любека, Бремена и Гамбурга). В апреле была принята, а в мае 1871 г. вступила в силу Конституция Германской империи, которая юридически преобразовала Союз государств в империю. Конституция заявила о новом государстве как о преемнике Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами. За этими государствами закреплялись некоторые особые права. Такая преемственность обеспечивала не только реальное, но и политико-юридическое преобладание Пруссии в новой империи. Составители Конституции 1871 г. законодательно закрепили достаточно своеобразную модель федеративно-административного политического устройства (получила название "союза неравных"). С принятием Конституции 1871 г. сформировалось деление сфер конституционного регулирования между империей и ее субъектами. Вопросы прав и свобод граждан были закреплены только в земельных конституциях. Это оставалось прерогативой законодательства земельных ландтагов и в их судебном контроле. То же касалось судоустройства и организации самоуправления. Федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхстагу) передавались законодательные компетенции по вопросам армии, флота, внешней политики, таможни и торговли, почты, телеграфа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конституцией предписывалось, что "имперские законы имеют преимущество перед законами земельными". Однако, федеральное собрание, формально призванное стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению в силу неравного представительства входящих в федерацию государств. Пруссии, как самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в бундесрате (верхней палате имперского парламента) 17 из 58 мест, что определяло ее господствующее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов. В бундесрате были представлены не народы субъектов федерации, а представители местных монархов: королей, князей, герцогов. Кроме этого, особое место Пруссии в Германской империи определялось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прусским королем, получившим название германского императора, который обладал по Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Союзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и публикации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согласия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр. Имперский канцлер был не только единственным имперским министром, но и председателем бундесрата. Его голос был решающим в верхней палате при равенстве голосов по некоторым важнейшим вопросам. Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство". Бесконтрольность императора и канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата с его прусским большинством. Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета". Воля монарха являлась высшей. От имени императора осуществлялась и исполнительная, и законодательная власть, определялась компетенция государственных учреждений и должностных лиц. Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе "всеобщих выборов с тайной подачей голосов", находился под контролем императора. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундесратом. Члены рейхстага не должны получать за свою работу "никакого жалованья или вознаграждения". В Конституции нет ни декларации, ни главы, посвященной правам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность, право императора назначать, увольнять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо "угрожает общественной безопасности" и др. Реакционная по своему основному строю и духу конституция 1871 г. была наполнена юридическими нелепостями и несообразностями. «Президент» империи был связан контрассигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся финансов и военного дела. Германская Конституция 1871 г. установила авторитарную конституционную монархию с федеративным государственным устройством и явилась выражением союза между феодально-юнкерским землевладением и быстро растущим прусско-германским капиталом.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.017 с.) |