От Германского союза к Германской империи. Формы объединения Германского государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

От Германского союза к Германской империи. Формы объединения Германского государства



В начале XIX века Германия представляла собой "Священную римскую империю германской нации", включающую более 300 государств, многие из которых имели карликовый характер. Выделялись среди них Пруссия, Саксония, Бавария, Вюртемберг и Австрия.

Все эти государства считались находящимися в подчинении императора и имперского сейма, но на практике обладали полной независимостью. Дворянство, неоднородное по своему составу, было в ленной зависимости либо от князей, либо от императора. Городское население состояло из так называемых патрицианских семей, возглавлявших городские представительные учреждения, бюргеров и ремесленников — подмастерьев и учеников. Крестьяне были по большей части крепостными. По сравнению с Англией и Францией Германия находилась на более низкой ступени эконо­мического, социального и политического развития.

 

Великая французская революция, "точно громовая стрела", ударила в тот хаос, в ту уже фактически распавшуюся феодальную империю, которой являлась тысячелетняя "Священная Римская империя германской нации" (Маркс). Попытка крупнейших германских государств в союзе с Россией противостоять Наполеону окончилась поражением (Пресбургский мир 1805 г.). Поражение привело к полному преобразованию империи. Бавария и Вюртемберг стали полностью самостоятельными королевствами, Австрия и Пруссия потерпели территориальные убытки. Большинство германских южных государств образовали Рейнский союз (12-25 июля 1806 г.) под эгидой Франции. Его правовой основой стал Рейнский Союзный акт, в котором одну сторону представлял Наполеон, другую – немецкие князья. Протектор обеспечивал безопасность союза, вел внешние дела, имел право объявления войны, осуществлял высшее руководство военными силами. Таким образом, обладая чертами конфедерации, Рейнский союз был по существу французским протекторатом. Здесь были уничтожены крепостное право и феодальные привилегии, введен Гражданский кодекс 1804 года. 1 августа 1806 г. Наполеон провозгласил ликвидацию Священной Римской империи Германской нации, признав «полный и неограниченный суверенитет каждого из государей, составляющих Германию».

В 1815 г., после разгрома наполеоновских войск, Пруссия, Австрия, Россия и Англия стали устроителями Венского конгресса держав-победительниц. Решение главных задач конгресса: восстановление прежних режимов, противодействие революциям и новым войнам – требовало создания военно-политического равновесия в Европе и для его обеспечения – новых форм государственного устройства Германии.

Союзный акт 1815 г. стал основой для создания нового немецкого государственного объединения – Германского союза, представлявшего собой крайне расплывчатую конфедерацию (другие исследователи называют его «международным объединением государств»). В 1815 г. включал около 41 государства, а в 1866 г. (ко времени раскола) – 34-35 государств — королевств, княжеств, герцогств и четы­рех вольных городов — Франкфурта, Гамбурга, Бремена и Любе­ка. Каждое из вошедших в Союз государств было суверенным и управлялось по-разному. Это германское государство имело в своем составе территории, находившиеся под иностранным суверенитетом – короля Англии (до 1837 г.), Дании (до 1866 г.), Голландии (до 1864 г.) и т.д. Единствен­ным связующим органом Союза был Союзный сейм, но уполномо­ченные строго придерживались инструкций своих правительств, тогда как для решения вопросов, касавшихся Германского союза, требовалось единогласие членов Сейма. Он заседал (редко) в пол­ном составе (на так называемом пленуме — 69 голосов) или в уз­ком (17 голосов). Все действительно важные вопросы решались узким составом. Председательствовала в Сейме Авст­рия — в то время самое крупное государство Германского союза. Органов, которые бы обеспечивали реальное выполнение принятых сеймом решений, не было создано. Все это парализовало работу высшего органа власти Германского союза. Реаль­ное главенство в союзе принадлежало Австрии.

По форме правления большинство государств, входящих в союз являлись абсолютными монархиями, но в некоторых из них, ранее входивших в Рейнский союз, были приняты конституции. Все германские конституции этого времени были октроированными (т. е. дарованными монархом). Поэтому монархия сохранялась основой государственно-политического устройства. Значительные государственные права (в области внешней политики, военного устройства, управления администрацией, внутренняя полиция, законодательство) сохранялись за наследственным монархом. В большинстве этих конституций сословный строй сохранялся только в качестве формальных категорий гражданства. Закреплялась ликвидация крепостного права. Дворянство лишалось вотчинных прав и особой юрисдикции. Однако в ряде государств конституционно за дворянством признавались некоторые личные и имущественные привилегии, в том числе особые права на участие в политическом представительстве.

Германский союз не решал проблемы объединения Германии. В Германском союзе не было создано единой финансовой системы, общей армии, полиции, суда, дипломатического органа, сохранялись таможенные пошлины, суверенитет субъектов и т.д. Все эти факторы сдерживали капиталистическое развитие Германии. Без уничтожения феодальных и полу­феодальных порядков, без окончательного утверждения национального единства не мог в полной мере быть обеспе­чен капиталистический прогресс.

 

Достижение государственного единства Германии и ста­ло одной из важнейших задач буржуазно-демократических революций 1830 и 1848 г. В переменах было заинтересовано подавляющее боль­шинство немецкого народа, которому противостояли круп­ные и мелкие монархи, опиравшиеся на высшее дворянст­во, верхушку бюрократии и военщины, которые отстаивали свои наследственные и благоприобретенные привилегии.

Однако немецкая буржуазия не смогла выступить единым фронтом, распалась на множество разнородных идейно-по­литических течений, которые по-разному смотрели на пути и формы объединения. Либе­ральная буржуазия отстаивала идею создания федеральной конституционной монархии с либеральным режимом под эгидой одного из крупнейших германских государств, Прус­сии или Австрии. Мелкобуржуазная демократия отвергала гегемонизм Австрии и Пруссии, сосредоточив главное вни­мание на требованиях неограниченной свободы ассоциаций, вооружения народа, полной свободе слова и печати, унич­тожении всех привилегий дворянства, ликвидации феодаль­ных отношений в деревне.

Во время революции 1848 г. с мая по июнь во Франкфурте-на-Майне работало всегерманское Учредительно­е собрание. Его цель - дать Германии новую единую федеральную конституцию. Несмотря на то, что это собрание в 1849 г. приняло общегерманскую конституцию, по которой предполагалось, что Германия станет федеративной империей с легитимным монархом – австрийским или прусским, провозглашались буржуазно-демократические права и свободы, разделение властей, всеобщее избирательное право, ответственность правительства перед двухпалатным парламентом, однако проект так и остался проектом. Депутаты Национального (Учредительного) собрания разбежались, напуганные размахом революции, так и не избрав династию. А те, которые еще оставались, были разогнаны (в июне 1849 г.) правительством Вюртемберга. К тому же король Пруссии, которому была предложена корона императора, отверг конституцию под предлогом "незакон­ности ее происхождения", соглашаясь занять император­ский трон не иначе как "по свободному соглашению короно­ванных правителей, князей и вольных городов Германии". Объединения Германии по буржуазно-демократическому варианту в середине XIX в. так и не произошло.

Апогеем германской революции стало мартовское мас­совое восстание в столице Пруссии Берлине в 1848 г. Ко­роль прусский Фридрих-Вильгельм IV вынужден был согласиться на конституционное правление, создание нового либерального правительства, были провозглашены свободы личности, союзов, собраний, печати и др. Последующий разгром революции привел к отказу от многих демократических обещаний. Однако, революция не прошла бесследно. Во всех сферах общест­венной жизни Германии, и прежде всего, Пруссии: в эконо­мической, социальной, идеологической, политической, - про­изошли серьезные изменения. Предприниматели могли от­ныне пользоваться относительно либеральными законами о концессиях, о горной промышленности, особенно при созда­нии акционерных обществ. В 1850 г. вышли законы о выку­пе крестьянами земли, которые либо отменяли еще не от­мененные феодальные повинности, либо переводили их в категорию капиталистической ренты, и пр.

В январе 1850 г. прусский король Фридрих-Вильгельм IV октроировал новую Конституцию, которую классики марксизма назвали «мнимой». Несмотря на то, что она содержала немало демократических положений: равенство всех перед законом, неприкосновенность личности, жилища, свобода совести, нация и преподавание, отказ от цензуры и ограничений свободы прессы, право на собрания и образование обществ, тайна переписки, не было предусмотрено гарантий их реализации.

Глава государства, прусский король, обладал правом законодательной власти, которую осуществлял совместно с ландтагом, единоличным правом высшей исполнительной власти, назначения и отзыва министров, судей, членов верхней палаты ландтага, правом объявления войны и заключения мира, являлся верховным главнокомандующим. Парламент Пруссии (ландтаг) состоял из двух палат: палаты господ и палаты депутатов. Палата господ персонально назначалась монархом по традиционным сословным привилегиям и причастности к государственной службе. Вторая палата (в составе 433 депутатов) избиралась населением.

Формально конституция установила всеобщее избирательное право (мужчин, старше 25 лет и обладающих цензом оседлости в общине). Однако право было неравное и осуществлялось по куриальной системе.

Система основывалась на двухстепенном порядке голосования. Избиратели-мужчины, достигшие определенного возраста, были поделены на три курии. Каждый разряд избирал свою треть выборщиков. Первые две курии составили крупные налогоплательщики, в третью курию входили все прочие избирате­ли. Несомненное преимуще­ство эта система давала богатым, поскольку число выбор­щиков было одинаковым во всех трех куриях. Таким образом, две первые курии — незначительная кучка людей — выбирали 2/3 вы­борщиков, которые затем избирали депутатов. Таким образом, 3% населения Пруссии, изби­рали такое же число выборщиков, как и 70% избирателей третьей курии. Несмотря на массовое движение за отмену этой избирательной системы, особенно в начале XX в., она продолжала существовать в Пруссии до Ноябрьской рево­люции 1918 г.

Конституция не предусматривала иных гарантий ее соблюдения, кроме принесения членами обеих палат и го­сударственными чиновниками присяги верности и повинове­ния королю и Конституции. Ни король, ни армия не присягали в соблюдении конституции.

 

Пруссия практически сначала образования Германского союза предприняла борьбу за гегемо­нию в нем. Она начала с утверждения своего лидерства в соз­дании единого немецкого экономического пространства.

В 1818 г. Пруссия приняла новый та­моженный закон, уничтоживший все таможенные границы в рамках Прусского королевства и провозгласивший свобо­ду передвижения между всеми его провинциями. В 1819 г. на Венской конференции германских правительств делегаты Пруссии вы­ступили с инициативой распространить действие прусского таможен­ного закона на весь союз. Несмотря на антипрусскую реакцию австрийского правительства с 1819 по 1833 гг. Пруссия добилась заключения таможенных соглашений с отдельными германскими правительствами. Итогом стало создание в 1834 г. Таможенного союза германских государств, в который вошло 20 членов Германского союза под руководством Пруссии. Австрия попыталась под­чинить Таможенный союз Союзному сейму, но эти попытки были сорва­ны Пруссией. Таможенный союз привлек на сторону Пруссии всю буржуазию средних и мелких германских государств. В 1847 г. на конференции Таможенного союза был принят Общегерман­ский вексельный устав, впервые применивший единообразное регули­рование вексельного оборота. Его принятие укрепило позиции Пруссии в правовой сфере, так как в основу устава был положен прусский про­ект Вексельного закона. В 1857 г. на обсуждение Союзного сейма были представлены два проекта Торгового кодекса: прусский и австрийский. Законодатели выбрали в ка­честве основы для будущей общегерманской кодификации торгового права прусский проект, более лаконичный и ясный. Принятие в 1861 г. Общегерманского торгового уложения окончательно закрепило ведущую роль Пруссии в создании единого экономического и правового простран­ства Германии.

В 60-е гг. усилилась борьба между Пруссией и Австрией за господство в процессе объединения Германии. В конечном счете после австро-прусской войны 1866 г. Австрия была исключена из Германского союза. В том же 1866 г. был образован Северо-Германский союз, куда вошли все северные, ряд западных и южно-немецких государств, всего 28 - с числом населения в 30 млн. человек (фактически все государства Германии за исключением 4 крупных южных монархий). Члены союза сохранили свои государственные системы, правительства, но они стали подчинены союзным властям и передали этим властям важные полномочия: организация вооруженных сил, международные отношения, торговля и промышленность, финансы, связь, санитарное законодательство. Во всех государствах армия должна была быть перестроена по прусскому образцу. Общие расходы осуществлялись за счет общего бюджета, который складывался из таможенных доходов, почтовых сборов, взносов государств и особого военного налога-сбора.

В 1867 году была принята конституция Северо-Германского союза, согласно которой президенту Союза - прус­скому королю - передавалась вся полнота исполнительной власти и ряд других важных полномочий. Создавался на основе всеобщего избирательного права Общесоюзный двухпалатный парламент, которому стало принадлежать исключительное право вотирования налогов. Парламент состоял из Союзного совета(состоял из уполномоченных от правительств земель) и рейхстага, который избирался населением (297 депутатов из расчета 1 депутат на 100 тыс. населения) на основах всеобщего избирательного права. Дальнейшее объединение пошло путем введения общего законодательства. В течение 1867-1870 гг. были введены единые вес и меры, уничтожена паспортная система разных государств, сняты ограничения на межгосударственные браки, изданы единые положения об акционерных обществах, ликвидации цехов и свободе предпринимательства, единый Торговый кодекс (1869). Северо-Германского союз стал последним этапом объединения. Принятая союзом конституция открыто закрепила гегемонию Пруссии.

В 1870 г. Пруссия спровоцировала войну с Францией. В этой войне Франция была разгромлена. Северо-Германский союз смог осуществить давно задуманный Пруссией план присое­динения южногерманских государств. Так на­зываемые "оборонительные договоры" союза с Баденом, Баварией, Вюртембергом, Гессен-Дарм-штадтом стали правовой основой их вступления в новый союз, преобразованный в 1871 г. в Германскую империю. Кроме этого победоносная война с Францией в 1871 г. привела к отторжению от нее Эльзаса и Лотарингии и к выплате ог­ромной контрибуции в 5 млрд. франков в пользу Германии.

Таким образом, объединение Германии было завершено, опираясь на военно-политическое влияние Пруссии, и означало распространение преобладающего влияния прусских государственных институтов на всю страну.

13.1.2 Создание единой Германской империи и ее конституционное оформление. (Конституция 1871 г.)

 

18 января 1871 г. в Версальском дворце король Пруссии был провозглашен германским императором под именем Вильгельма I, и таким образом в центре Европы возникло новое государство - Германская империя. В ее состав вошли 25 земель (4 королевств: Пруссии, Баварии, Саксонии, Вюртемберга, 18 более мелких герцогств и графств и 3 "вольных городов" - Любека, Бремена и Гамбурга). В апреле была принята, а в мае 1871 г. вступила в силу Конституция Германской империи, которая юридически преобразовала Союз государств в империю.

Конституция заявила о новом государстве как о преемнике Северо-Германского союза, а также учла договоры с южногерманскими государствами. За эти­ми государствами закреплялись некоторые особые права. Такая преемственность обеспечивала не только реальное, но и политико-юридическое преобладание Пруссии в новой империи.

Составители Конституции 1871 г. законодательно закре­пили достаточно своеобразную модель федеративно-административ­ного политического устройства (получила название "союза нерав­ных"). С принятием Конституции 1871 г. сформировалось деление сфер конституционного регулирования между империей и ее субъектами. Вопросы прав и свобод граждан были закреплены только в земельных конституциях. Это оставалось прерогативой законодательства земельных ландтагов и в их судебном контроле. То же касалось судоустройства и организации самоуправления. Федеральному собранию (Союзному совету - бундесрату и рейхста­гу) передавались законодательные компетенции по вопросам армии, фло­та, внешней политики, таможни и торговли, почты, телегра­фа, железных дорог, судоходства и пр. При этом Конститу­цией предписывалось, что "имперские законы имеют пре­имущество перед законами земельными".

Однако, федеральное собрание, формально призванное стоять на страже интересов субъектов федерации, не соответствовал своему назначению в силу неравного представитель­ства входящих в федерацию государств. Пруссии, как самой крупной по территории, населению, военной мощи, экономическому потенциалу, было отведено в бундесрате (верхней палате имперского парламента) 17 из 58 мест, что определяло ее господствую­щее положение в федерации, так как без ее согласия не могло быть изменено ни одно из положений Конституции. Чтобы заблокировать подобные предложения, достаточно было 14 голосов. В бундесрате были представлены не народы субъ­ектов федерации, а представители местных монархов: ко­ролей, князей, герцогов.

Кроме этого, особое место Пруссии в Германской империи определя­лось и тем, что президентство в Союзе закреплялось за прус­ским королем, получившим название германского импера­тора, который обладал по Конституции обширнейшими полномочиями. Являясь главой исполнительной власти, он назначал должностных лиц империи, и прежде всего канцлера. Ему принадлежало право созывать, закрывать и распускать Со­юзный совет и рейхстаг, а также право "разработки и пуб­ликации" имперских законов и надзора за их исполнением. Ряд важнейших своих полномочий он осуществлял с согла­сия Союзного совета: объявление войны и мира, заключение договоров, проведение экзекуций в отношении государств, не выполняющих своих союзных обязанностей, и пр. Имперский канцлер был не только единственным имперским ми­нистром, но и председателем бундесрата. Его голос был ре­шающим в верхней палате при равенстве голосов по некоторым важнейшим вопросам.

Конституция 1871 г. не знала принципа "ответственное правительство".

Бесконтрольность императора и канцлера опиралась на значительные конституционные полномочия бундесрата с его прусским большинством. Конституция 1871 г. не провозглашала даже формально принципа "народного суверенитета". Воля монарха являлась высшей. От имени императора осуществлялась и испол­нительная, и законодательная власть, определялась компе­тенция государственных учреждений и должностных лиц.

Рейхстаг, нижняя палата, создаваемая на основе "все­общих выборов с тайной подачей голосов", находился под контролем императора. Он обладал значительно меньшими полномочиями, чем бундесрат. Ни один закон, принятый рейхстагом, не мог увидеть свет без утверждения бундес­ратом. Члены рейхстага не должны получать за свою ра­боту "никакого жалованья или вознаграждения".

В Кон­ституции нет ни декларации, ни главы, посвященной пра­вам и свободам немцев. Вместе с тем самая обширная глава XI посвящена "военному делу империи", в которой закрепляются всеобщая воинская обязанность, право императора назначать, уволь­нять, перемещать всех высших чинов, использовать армию для полицейских целей и объявлять любую союзную территорию на военном положении, если что-либо "угро­жает общественной безопасности" и др.

Реакционная по своему основному строю и духу конституция 1871 г. была наполнена юридическими нелепостями и несообразностями. «Президент» империи был связан контрассигнатурой канцлера, которого он назначал и смещал по своему усмотрению. Конституция ограничивала власть императора Союзным советом, но как прусский король он мог приказать своим представителям в бундесрате провалить любой неугодный закон, касающийся финансов и военного дела.

Германская Конституция 1871 г. установила авторитарную конституционную монархию с федеративным государственным устройством и явилась выражением союза между феодально-юнкер­ским землевладением и быстро растущим прусско-германским капиталом.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 784; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.017 с.)