Государственный страховой надзор: функционирование и методы контроля. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государственный страховой надзор: функционирование и методы контроля.



Темы рефератов по дисциплине

«Страховое право».

1. История развития страхования.

2. Личное страхование: жизнь и здоровье.

3. Добровольное медицинское страхование.

4. Имущественное страхование: объекты недвижимости.

5. Страхование транспортных средств: «КАСКО».

6. Страхование ответственности.

7. Правовое регулирование ОСАГО.

8. Страховой брокер.

9. Страховой агент.

10. Договор страхования.

11. Источники и система страхового права.

12. Понятие и элементы страховых правоотношений.

13. Формы и виды страхования.

14. Отечественное страховое законодательство и перспективы его развития.

15. Субъекты и участники страховых отношений (страхователь, страховщик, застрахованное лицо, выгодоприобретатель).

16. Суброгация и регрессные требования.

17. Государственный надзор за осуществлением страховой деятельности.

 

 

Вопросы к зачету и темы рефератов по дисциплине:

«Жилищное право».

1.Жилищное законодательство: понятие, система, источники, принципы.

2.Виды жилищных фондов.

3.Приватизация жилого помещения.

4.Приобретение гражданами жилья в частную собственность.

5.Купля-продажа жилых помещений.

6.Мена жилого помещения.

7.Дарение жилого помещения.

8.Наследование жилого помещения.

9.Приобретение жилого помещения в ЖСК.

10.Право наследования и распоряжение жилыми помещениями, находящиеся в собственности граждан.

11.Защита прав собственника жилого помещения.

12.Право собственности на жилое помещение.

13.Жилое помещение – как объект права собственности: владение, распоряжение.

14.Субъект права собственности на жилое помещение.

15.Понятие жилого помещении.

16.Предоставление жилого помещении по договору социального найма.

17.Норма жилой площади и основание предоставления гражданам жилых помещений.

18.Учет нуждающихся в предоставлении гражданам жилых помещений.

19.Улучшение жилищных условий граждан. Права и обязанности сторон.

20.Социальный найм жилого помещения.

21.Договор социального найма: форма, предмет, условия.

22.Сохранение прав на жилое помещение: порядок и виды.

23. Переустройство и перепланирование.

24.Перевод жилого помещения в нежилое и наоборот.

25.Права и обязанности членов семьи наниматели.

26.Права и обязанности временно отсутствующих жильцов.

27.Обмен жилых помещений: понятие и виды.

28.Обмен жилых помещений принадлежащих гражданам на праве собственности.

29.Обмен жилого муниципального фонда.

30.Судебный порядок защиты прав участников обмена жилых помещений.

31.Поднайм жилого помещения. Договор аренды жилого помещения.

32.Условия и порядок прекращения договора поднайма.

33.Временные жильцы, их правовой статус.

34.Изменение договора социального найма.

35.Расторжение договора социального найма.

36.Выселение граждан из жилых помещений, предоставленных по договору социального найма.

37.Выселение временных жильцов.

38.Виды выселения: с предоставлениями жилого помещения и без предоставления.

39.Жилые помещения специализированного жилого фонда, виды и назначение.

40.Порядок предоставления специализированного жилого фонда.

41.Расторжение договора и выселение из специализированного жилого фонда.

42.Маневренный фонд – понятие, виды.

43.ЖСК – правовой статус организации и ее участников.

44.Правове положение членов ЖСК.

45.Защита прав и интересов членов ЖСК.

46.Судебные иски (виды) членов ЖСК.

47.ТСЖ – новая правовая форма, объединение собственности жилья, правовой статус.

48.Прав и обязанности участников ТСЖ.

49.Управление в многоквартирном доме: виды и способы. Роль органов местного самоуправления в этом процессе.

50.Оплата за жилые помещения и услуги.

51.Субсидии и компенсации.

52.Ответственность субъектов жилищных правоотношений в сфере оплаты коммунальных услуг.

 

 

Вопросы к экзамену по предмету «Экологическое право»
Смирнова А.А.

1. Экологическое право. Определение, Предмет.

2. Конституционные основы экологического права.

3. Признаки самостоятельности экологического права как отрасли российского права.

4. Основные принципы экологического права,

5. Методы экологического права.

6. Система экологического права.

7. Субъекты экологических правоотношений.

8. Объекты экологического права,

9. Объекты международно-правовой охраны окружающей среды.
10.Экологические права и обязанности граждан. Понятие. Общая характеристика.

11.Нормы экологического права. Понятие. Категории.

12.Источники экологического права. Классификация по юридической силе, по

предмету, по характеру правового регулирования. 13,Международные договоры экологического содержания. 14.Экологизированные нормы других отраслей права как источники

экологического права.

15.Экологические правоотношения. Понятие. Основания возникновения,

прекращения.

16.Три формы проявления экологического права.

17.Оценка воздействия на окружающую среду. Понятие. 18.Экологическая экспертиза. Понятие. Виды.

19. Экологический мониторинг. Понятие. Виды.

20. Экологическое лицензирование. Понятие. Участники процесса. Правовое
регулирование.

21. Экологическая сертификация и аудит. Понятия.

22. Экологическая стандартизация. Экологическое нормирование. Понятия.

23.Государственное управление экологией. Понятие. Виды.

24. Экологический контроль. Понятие. Виды.

25.Деятельность ЮНЕСКО в области охраны окружающей среды.

26.Юридическая ответственность за экологические правонарушения. Понятие. Функции.

27.Объект, субъекты экологических правонарушений.

28.Материальная ответственность за экологические правонарушения.

29.Виды экологических правонарушений.

30.Понятие и формы проявления экологического ущерба.

31.Виды административных взысканий за экологические правонарушения. 32.Экологический вред. Понятие. Составные части.

33.Экологические преступления. Понятие. Категории составов преступлений.

34.Специальные экологические составы преступлений. Характеристика,

35.Меры административной ответственности за экологические правонарушения,

36.Причины необходимости привлечения за экологические правонарушения к гражданско-правовой ответственности помимо административной или уголовной. Таксы. Методики.

37.Основные признаки разграничения экологического преступления и проступка.

38.Цель гражданско-правовой ответственности за экологический вред, порядок

возмещения вреда,

39. Дисциплинарная ответственность за экологические правонарушения.

40. Административная ответственность за экологические правонарушения. Понятие. Субъекты.

Особенная часть

41. Атмосферный воздух как объект правовой охраны.

42.Правовое регулирование использования и охраны земель.

43.Правовой режим зеленых зон города.

44.Государственные кадастры природных ресурсов. Понятие. Виды.

45.Международно-правовая охрана космического пространства (среды).

46.Важнейшие многосторонние и региональные соглашения в целях охраны

Мирового океана.

47.Правовые меры охраны недр.

48.Международное экологическое право (МЭП) - новая отрасль

международного права (N01).

49.Субъекты международных экологических правоотношений. 50.Гражданско-правовая ответственность за экологический вред. Понятие.

Особенности.

51.Экологически неблагополучные регионы. Понятие. Законодательство. 52.Стокгольмская конференция по охране окружающей среды (1972 г.), 53.Правовое регулирование использования и охраны лесов.

54.Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро

(1992г.)).

55.Правовое регулирование особо охраняемых объектов.

56.Правовое регулирование использования и охраны вод.

57.Мировой океан как объект международно-правовой охраны.

58.Наиболее авторитетные международно-правовые документы, в которых

раскрыты принципы МЭП.

59.Принцип международно-правовой ответственности за ущерб окружающей

среде.

60.Космос как объект международно-правовой охраны.


 

Контрольная работа

Задача 1.

Акционерное общество «Рассвет» без положительного заключения экологической экспертизы произвело отсыпку фунта на территории природного парка «Тушинский», в результате чего был уничтожен плодородный слой почвы на площади около 0,5 га.

1. Как следует квалифицировать данное правонарушение?

2. Какая статья предусматривает максимальную ответственность за его совершение?

Задача 2.

Кооперативом «Природа» был разработан проект создания зоны отдыха «Зеленый дом», предусматривающий сохранение природных комплексов и объектов, имеющих значительную экологическую и эстетическую ценность, а также использование территории в природоохранных, просветительских и рекреационных целях.

Администрация области отклонила проект, поскольку в нем не была определена форма заповедного режима, наиболее благоприятная для решения поставленных задач, и не определены меры ответственности при ее нарушениях.

1. Определите форму заповедного режима, наиболее благоприятную для решения поставленных задач.

2. Какая мера ответственности предусмотрена за наиболее типичные нарушения заповедного режима?

Задача 3.

Гражданин Орлов приобрел в частную собственность за чертой поселений участок земли, предназначенной для ведения сельского хозяйства, с целью устройства птицефермы. На участке произрастали дикорастущие лесные деревья и кустарники, которые Орлов вырубил, поскольку они мешали целевому использованию земли.

Со стороны лесхоза был предъявлен иск о взыскании с Орлова стоимости незаконно вырубленных растений.

1. Входит ли древесная и кустарниковая растительность на участке Орлова в лесной фонд РФ?

2. Каким нормативным правовым актом регулируются отношения купли-продажи земель сельскохозяйственного назначения?

3. Правомерны ли действия лесхоза?

Задача 4.

Общество с ограниченной ответственностью «Искатель» и кооператив «Друг» получили лицензию на добычу полезных ископаемых (медной руды) в районе Среднего Урала. При этом в договоре между собой они не оговорили порядок консервации и ликвидации шахтной разработки после истощения полезных ископаемых.

1. Необходимо ли внесение данных о консервации и ликвидации предприятия по добыче полезных ископаемых в договор, заключенный партнерами?

2. Какие государственные органы правомочны выдавать документ о праве пользования участками недр?

Задача 5.

В территориальных водах Норвегии ввиду износа нефтеперевозящего танкера «Egle» водоизмещением более 2000 т, принадлежащего на правах собственности капитану — гражданину Латвии, произошла аварийная утечка нефти. Судно не было застраховано и не имело иного финансового обеспечения.

1. Какой международный договор устанавливает ответственность за разлив нефти?

2. Каков предел ответственности, установленный данным договором?

3. Кто отвечает за ущерб, причиненный утечкой нефти?

Задача 6.

Горнодобывающее предприятие ООО «Каскад», осуществляя добычу полезных ископаемых, систематически загрязняло подземные воды.

К какой ответственности могут быть привлечены нарушители правил охраны подземных вод?

Задача 7.

Акционерное общество «Полином» самовольно захватило часть территории площадью 2 га, принадлежащей совхозу «Заозерный». На этой территории им была проведена мелиорация земель и снесено нескольких строений.

Совхоз обратился в суд с просьбой обязать «Полином» вернуть 2 га земли, самовольно занятых ответчиком 2 года назад, и возместить убытки.

Какое решение должен принять суд в соответствии с действующим земельным законодательством?

Задача 8.

При проверке деятельности акционерного общества «Машстройпроект» органами охраны окружающей среды было установлено, что данное общество систематически осуществляет сброс сточных вод в водоем. При этом содержание загрязняющих веществ в сточных водах превышает установленные нормативы пдс.

Какие меры юридической ответственности могут быть применены к АО «Машстройпроект»?

Задача 9.

Егерем Петровым на территории заповедника «Приозерный» был задержан гражданин Сидоров. При нем были обнаружены оружие в собранном виде и тушка зайца. Задержанный утверждал, что тушку он нашел. Никаких документов, дающих право на охоту, у задержанного не было.

Совершил ли Сидоров правонарушение, и если да, то к какой ответственности от будет привлекаться?

Задача 10.

В городском сквере местными жителями были обнаружены облитые серной кислотой деревья и кустарники. Как стало известно позднее, ночью к скверу подъехала цистерна с серной кислотой и кто-то окатил деревья из шланга. Едкой жидкостью были повреждены стволы и кроны кленов и каштанов и несколько кустов сирени. Был отмечен едкий запах, бродячих собак рвало.

В ходе следствия было установлено, что деревья были уничтожены строительной компанией, которая намеревалась разместить на месте сквера новостройку, но разрешения на строительство получить ей не удалось, так как сквер являлся единственной рекреационной зоной в районе.

Какой ответственности подлежат виновные лица?

Задача 11.

Оставшийся после добычи кварцевого песка карьер был использован обществом с ограниченной ответственностью «Роса» для складирования твёрдого осадка с полей аэрации. В непосредственной близости от карьера находятся поселок и две деревни. Местные жители были обеспокоены неприятным запахом со свалки и тем, что она располагается неподалеку от скважины, из которой поступает вода в поселок. В ходе проведенной проверки выяснилось, что складирование фекалий в котловане привело к заражению почвы и воды солями тяжёлых металлов в размерах, намного превышающих предельно допустимые концентрации.

Какая ответственность предусмотрена за подобные правонарушения?

Задача 12.

При работе в лаборатории с токсинами профессор Петров оставил рабочее место, не убрав их в специальный ящик. Лаборант Маркин, заинтересовавшись стоящими на столе пробирками, взял одну из них и уронил. Наклонившись, чтобы убрать разбившуюся пробирку, он вдохнул пары разлитой жидкости и потерял сознание. Вернувшийся Петров обнаружил лаборанта Маркина мертвым.

Подлежит ли Петров уголовной ответственности?

Задача 13.

Граждане Самойлов и Никитин, имея лицензию на отстрел лося, обнаружили его на участке, где была разрешена охота. Во время преследования лось забежал в заповедник. После этого охотники продолжали его преследовать на территории заповед­ника, но отстрелить лося им не удалось.

Подлежат ли ответственности Самойлов и Никитин?

Задача 14

Группа туристов остановилась на ночлег в лесу. Для сооруже­ния шалаша и разведения костра ими было срублено шесть берез, повреждены другие деревья и кустарники.

1. Определите вид ответственности за совершенные действия туристов.

2. Изменится ли вид ответственности, если рубка деревьев была произведена одним туристом, а не группой?

Задача 15

Территориальные органы охраны окружающей среды напра­вили в банк представление о приостановлении (прекращении) финансирования строительства северной ТЭЦ, так как проект строительства не прошел государственной экологической экс­пертизы. Однако банк финансирования не прекратил.

1. Вправе ли органы охраны окружающей среды приостанавли­вать финансирование объектов, не прошедших государственную экологическую экспертизу?

2. Какие меры правового воздействия можно применить к нару­шителям?

Задача 16

Завод «Белкозин», имея систему очистки отходов производст­ва, произвел сброс неочищенных сточных вод в водоемы общего пользования. Проверка показала, что сброс сточных вод производился по указанию руководства предприятия в целях получения прибыли от экономии средств на очистку сточных вод.

Какая ответственность предусмотрена за совершение данного правонарушения?

Задача 17

Гражданин Захаров во время пикника с друзьями в лесу об­лил бензином муравейник, портивший, как он считал, вид леса, и поджег его.

Какой ответственности подлежит Захаров?

Задача 18

Гражданин Н. при строительстве своего дачного участка вы­возил с близлежащего поля плодородную землю на свой участок.

Правомерны ли действия N.?

Задача 19

На птицефабрике разрушилось оградительное сооружение емкости для скапливания жидких отходов, в результате чего про­изошло загрязнение лугов.

Какая ответственность предусмотрена за данное правонару­шение?

Задача 20

Гражданин Степанюк приобрел дом в деревне Ковылкино и занялся выращиванием овощных культур. Он не мог нарадовать­ся на огромные вкусные овощи, выросшие на его участке. Но ко­гда услышал от соседей, что огромные размеры овощей могут быть следствием воздействия радиации, обеспокоился и обратил­ся в территориальные органы экологического контроля за ин­формацией о состоянии окружающей среды в местности, где он проживает. Однако интересующую информацию ему предоста­вить отказались.

Как следует квалифицировать данное правонарушение?

Задача 21

Автотуристы Миллер и Силаев во время привала на берегу реки увидели азиатского речного бобра, охота на которого полностью запрещена. Не будучи охотниками и не зная этого обстоятельства, они поймали бобра и хотели взять его с собой, но были задержаны егерем.

1. Подлежат ли ответственности Миллер и Силаев?

2. Какой ответственности подлежали бы Миллер и Силаев, если бы охота на бобра была разрешена?

Задача 22

Директор предприятия принял решение о перевозке опасных отходов с нарушением установленных для таких случаев правил. При транспортировке произошла авария и опасные отходы попа­ли в окружающую среду, вызвав массовую гибель животных в зоне заражения.

Как следует квалифицировать данное деяние?

Задача 23

В Новокузнецком районе в 350-ти м от села Ананьино наня­тые предпринимателем Петровым рабочие вырубали деревья в лесах первой группы, чтобы добывать уголь.

1. Как следует квалифицировать данное деяние?

2. Какие документы должны были иметь рабочие?

Задача 24

Директор общества с ограниченной ответственностью «Ксенод» Павлов, организовал разработку угольных пластов без полу­чения соответствующей разрешительной документации. С янва­ря по май 2006 г. было добыто более 77 тыс. т черного золота, сумма доходов составила 677 тыс. 160 рублей.

Какой ответственности подлежит Павлов?

Задача 25

Акционерное общество «Краситель» в нарушение существую­щей технологии переработки мышьякосодержащих продуктов выбросило в ночное время в атмосферу мышьякосодержащие ве­щества и фтористый водород. В результате этого атмосферный воздух в радиусе 3,5 км был отравлен, что повлекло гибель не­скольких жителей города.

1. Какое значение для возмещения вреда здоровью граждан име­
ет причинная связь между вредом здоровью и поведением причинителя вреда?

2. Имеется ли вина руководителей акционерного общества
«Краситель», если в атмосферу города одновременно и системати­
чески выбрасывались иными промышленными предприятиями вред­
ные для здоровья граждан химические примеси?

3. Какой ответственности подлежит руководитель акционер­
ного общества «Краситель»?

Задача 26

Браконьеры, жители села Дубовина, при незаконно прове­денной охоте убили медведя. В момент их задержания один из браконьеров, Петров убил из охотничьего ружья сотрудника охотхозяйства «Дубрава».

1. Дайте правовую оценку имевшим место событиям и общественно опасному деянию.

2. Какой ответственности подлежат указанные лица?

Задача 27

Из-за аварии на предприятии «Химпром» произошел сброс фенола в реку. В течение недели около 150 тыс. жителей города употребляли отравленную фенолом воду, чем был нанесен вред их здоровью.

В интересах города и граждан прокурор предъявил иск пред­приятию «Химпром».

Определите меру юридической ответственности виновных лиц.

Задача 28

Работником лесной охраны был задержан водитель швейной фабрики Жирное во время выгрузки им из автомобиля бытового мусора в лесоохранной зоне. По факту правонарушения был со­ставлен акт. Как выяснилось, сброс промышленного и бытового мусора осуществлялся по указанию директора фабрики Скляро­ва. Подобные факты имели место и ранее.

Назовите субъектов правонарушения и меру их ответствен­ности.

Задача 29

В лаборатории концерна «Medical», находящейся на терри­тории РФ, работник лаборатории по неосторожности допустил утечку токсина в местный водоем, и поскольку никаких мер не было принято, распространилась эпидемия кишечного заболе­вания.

Какая ответственность предусмотрена действующим законо­дательством за подобные деяния?

Задача 30

16 октября 2005 г. на перегоне Москва — Котлас произошла авария товарного поезда со сходом с рельсов 10 цистерн с нефтью. Разлив нефти из поврежденных цистерн привел к интенсивному загрязнению почвы, грунтов и поверхностных вод, что повлекло массовое отравление рыбы, гибель водорослей и животных в открытых водоемах. Сумма ущерба составляет 98 071 085 руб.

Администрация Вологодской области и акционерное общество РЖД заключили мировое соглашение о возмещении вреда, причиненного природной среде.

Правомерно ли в данном случае заключение мирового согла­шения?

Задача 31

Житель Москвы Васюкин при устройстве газона вокруг сво­его коттеджа вблизи МКАД вывозил с близлежащего поля за кольцевой автодорогой плодородную землю на свой участок.

Правомерны ли действия Васюкина?

 


 

Учебная программа по дисциплине

Сравнительное правоведение

для студентов

вечерней и заочной форм обучения

по специальности 021100 «юриспруденция»

 

Одобрена на заседании

кафедры

Зав.кафедрой

……………..........

«__»_________ 2008 г.

 

 

Санкт-Петербург


 

Рабочая программа специального курса “Сравнительное правоведение” составлена на основании требований Государственного стандарта высшего профессионального образования, предъявляемых к уровню подготовки выпускников вузов по специальности 021100-«юриспруденция”; эта программа является составной частью учебного плана для студентов вечерней и заочной форм обучения и относится к блоку «Дисциплины специализации».

 

Составитель: к.ф.н., доц. Евсеев А.В.

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

I. Пояснительная записка.................................................................................3

II. Содержание тем и разделов........................................................................5

III. Учебно-методическое обеспечение курса...............................................6

IV. Тематический план……………………………………………………….10

 

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Целевая установка.

Современная концепция высшего образования в Российской Федерации (РФ) исходит из того, что выпускник высшего учебного заведения юридического профиля должен быть всесторонне подготовленным для корректного решения актуальных теоретических вопросов и вновь возникающих практических задач в ходе своей профессиональной деятельности. В условиях реформирования отечественной правовой системы от него безусловно требуется глубокое овладение базовых знаний по основным разделам российского законодательства и международного права. Более того, нужна постоянная готовность к пересмотру старых юридических норм и к усвоению новых правовых принципов и нормативных актов. В целом же дипломированного специалиста-юриста должна отличать широкая правовая культура в ее эффективном применении к реальным ситуациям.

Курс «Сравнительное правоведение» (СрПВ) принадлежит к таким учебным дисциплинам, которые нацелены на формирование широкой эрудиции и действенной правовой культуры у студентов, обучающихся по юридическим и иным социо-гуманитарным специальностям в условиях, когда в ходе проводимых в стране реформ происходит сближение российского права с правовыми системами развитых стран мира.

Основными целями предлагаемого курса являются:

- знакомство студентов с основными задачами, предметом и методами сравнительного правоведения как научной и учебной дисциплины;

- развитие у студентов способности к самостоятельному сравнительному анализу многообразных правовых явлений, характерных для разных стран мира;

- формирование у студентов представлений об особенностях правовой системы России и о возможностях заимствования правового опыта зарубежных стран.

 

Учебные задачи и требования.

В ходе изучения данного курса студент должен:

- получить знания о специфическом предмете и методологических возможностях этой дисциплины,

- усвоить ее базовые темы, проблемы и идеи;

- иметь общие представления об основных типах и видах правовых систем и семей мира;

- понимать место и значение норм сравнительного права в развитии национальных правовых систем и международного права в целом;

- получить навыки анализа и оценок специфических процессов взаимодействия национальных правовых систем в современном мире.

Полноценное изучение содержания курса и успешная сдача по нему зачета предполагают наличие у студентов необходимых (на уровне вузовской программы) знаний по теории государства и права, по истории отечественного государства и права, по истории государства и права зарубежных стран, по конституционному праву России, по конституционному праву зарубежных стран, по международному праву, а также определенного минимума знаний по общей истории, философии, культурологии и логике.

 

Формы и методы проведения учебных занятий.

Занятия по курсу проводятся в форме лекций и семинаров в течение одного семестра (модуля) по утвержденной рабочей учебной программе.

Лекции знакомят студента с основными разделами учебной дисциплины, одновременно определяя логику освоения изучаемого материала, которой придерживается лектор. Содержание и логика курса могут в некоторой степени отличаться от известных учебников и учебных пособий по курсу "Сравнительное правоведение".

Семинары предполагают публичное обсуждение ключевых вопросов из тем курса - с целью практического закрепления полученных знаний и достигнутых навыков. Такое обсуждение может проходить как на основе вопросно-ответного метода, так и в форме представления заранее подготовленных докладов (рефератов, эссе) с последующим их содержательным анализом, оценкой и дискуссией.

Основой подготовки к семинарским занятиям, консультациям и зачету является - наряду с лекциями - самостоятельная работа студента по темам и вопросам данного курса.

Важнейшей формой текущего контроля за работой студента по освоению им учебного материала является проверка посещаемости, проведение контрольной работы, тестирование, а также консультирование по вопросам, относящимся к данной учебной дисциплине.и рецензирование его эссе по одной из предложенных тем.

 

Организация самостоятельной работы студентов.

Планами прохождения курса "Сравнительное правоведение" предусматривается значительное количество часов для самостоятельной работы студентов, посвященной более глубокому изучению тем и вопросов данного курса. Эта работа включает в себя также сбор материалов и написание реферата (эссе), подготовку докладов и ответов на отдельные вопросы (в ходе работы на семинарах).

Для организации и планирования самостоятельной работы преподаватель знакомит студентов:

а) с графиком своих консультаций;

б) со списком тем рефератов (эссе);

в) со списком основной учебной и методической литературы по курсу;

г) с порядком написания и графиком представления рефератов и эссе;

д) с темами очередных лекций;

е) с темами и вопросами предстоящих семинарских занятий;

ж) со списком вопросов для подготовки к зачету.

Для обеспечения самостоятельной работы студентов преподаватель проводит учебные консультации по содержанию курса и темам, выбранным учащимися для своей индивидуальной работы.

В целях контроля за самостоятельной работой студентов преподаватель может проводить (на семинарских занятиях или во время консультаций) тестирование, а также устный опрос студентов с учетом выбранной ими темы.

 

Формы контроля знаний.

Характер учебного материала СрПВ и структура его прохождения предусматривают обязательное участие (посещение и активная работа) студентов по всех видам учебных занятий. Поэтому в рамках данного курса вводятся различные формы контроля:

1) текущий контроль учебной работы и знаний студентов (учет посещаемости, оценки за выступления и доклады на семинарских занятиях, консультирование);

2) промежуточный контроль знаний студентов (контрольная работа; тестирование, проверка эссе/реферата);

3) итоговый контроль (проверка знаний по всей программе курса – в виде зачета).

При выставлении итоговой оценки («зачет-незачет») учитываются результаты, полученные в ходе текущего, промежуточного и итогового контроля знаний студентов исходя из следующих посылок: при расчете итоговой оценки (как средней величины) «вес» зачетной оценки составляет 40%, оценок, «вес» накопительной оценки – 60%.

 


 

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

 

Тема 1. Специфика сравнительного права

1. Определение и особенности СрПВ. Предмет, метод и функции сравнительного правоведения.

2. Место СрПВ среди других юридических дисциплин.

3. Исторические этапы развития СрПВ.

4. Основные темы и доктринальные направления исследований в современном СрПВ.

 

Тема 2. Сравнительно-правовой анализ правовых систем современности

1. Концепция правовых систем и правовых семей.

2. Романо-германская правовая семья.

3. Англо-саксонская правовая семья.

4. Обзор иных правовых семей в современном мире.

 

Тема 3. Концепция взаимодействия правовых систем

1. Динамика развития правовых систем в современном мире. Основные формы и механизмы взаимодействия современных правовых систем.

2. Проблемы развития системы российского права (сравнительно-правовой аспект).

 


 

III. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА

 

1. РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

Основной список.

1. Марченко М.Н. Курс сравнительного правоведения.- М., 2002.

 

Дополнительный список.

1. Административное право зарубежных стран.- М., 1996.

2. Алексеев С.С. Структура советского права.- М., 1975.

3. Анерс Э. История европейского права.- М., 1994.

4. Апарова Т.В. Суды и судебный процесс Великобритании.- М., 1996.

5. Бернэм У. Суд присяжных заседателей.- М., 1995.

6. Берман Г. Западная традиция права: эпоха формирования.- М., 1994.

7. Боботов С.В., Жигачев И.Ю. Введение в правовую систему США.- М., 1997.

8. Богдановская И.Ю. Закон в английском праве.- М., 1987.

9. Богдановская И.Ю. Прецедентное право.- М., 1993.

10. Барциц, И. Н. Типология современных правовых систем: Учебное пособие / И.Н. Барциц; РАГС при Президенте РФ. - М.: Изд-во РАГС, 2000.

11. Германское право.- М., 1996.

12. Гражданское и торговое право капиталистических государств.- М., 1993.

13. Государственное право Германии.- В 2-х nn/- М., 1994.

14. Давид Р., Жоффре-Спинози К. Основные правовые системы современности (Сравнительное право).- М., 1996/1998.

15. Жалинский А. Рерихт А. Введение в немецкое право.- М., 2001.

16. Инако Ц. Современное право Японии.- М., 1981.

17. Крашенинникова Н.А. Индусское право: история и современность- М., 1982.

18. Крашенинникова Н.А. История права Востока.- М., 1994.

19. Кросс У. Прецедент в английском праве.- М., 1985.

20. Литвинский Д.В. Признание иностранных судебных решений по гражданским делам (сравнительно-правовой анализ французского законодательства, судебной практики и юридической доктрины).- СПб., 2005.

21. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Сравнительное правоведение.- М., 2000.

22. Марченко М.Н. Проблемы теории государства и права.- М., 2001.

23. Медушевский А.Н. Сравнительное правоведение и политические институты.- М., 1998.

24. Медушевский А.Н. Сравнительное конституционное право и политические институты. Курс лекций. М., ГУ ВШЭ.2002.

25. Международное частное право и сравнительное право./ Кох Х. и др. - М., 2001.

26. Мусульманское право (структура и основные интситуты).- М., 1984.

27. Осакве К. Сравнительное правоведение в схемах: Общая и особенная части.- В 2-х тт.- М., Дело, 2002.- 464 с.

28. Очерк сравнительного права.- М., 1981.

29. Правовая система Нидерландов.- М., 1998.

30. Правовые системы стран мира. Энциклопедический справочник./ Под ред. А.Я.Сухарева.- М., 2000.

31. Решетников, Ф. М. Правовые системы стран мира: справочник / Ф. М. Решетников. - М.: Юрид. лит., 1993. - 254 с.

32. Романов А. К. Правовая система Англии.- М., 2000.

33. Сравнительное правоведение./ Под ред. В.А.Туманова.- М., 1978.

34. Саидов А.Х. Сравнительное правоведение.- М., 2000.

35. Саидов А.Х., Туманов В.А. Сравнительное правоведение.- М., 2005.

36. Синицына И. Е. В мире обычая.- М., 1997 (африканское право).

37. Синюков В.Н. Российская правовая система.- Саратов, 1994.

38. Современное право КНР. - М., 1985.

39. США: конституция и законодательные акты.- М., 1993.

40. Федерализм: теория и история развития (сравнительно-правовой анализ)./ Отв.ред. М.Н.Марченко. - М., 2000.

41. Сукияйнен Л.Я. Мусульманское право. Вопросы теории и практики. М., 1986.

42. Сукияйнен Л.Я. Шариат и мусульманская правовая культура.- М., 1997.

43. Супатаев М. А. Право и культурология.- М., 1998.

44. Тард Габриэль. Сравнительная преступность.- М., 1907.

45. Тилле А.А., Швеков Г.В. Сравнительный метод в юридических дисциплинах. М., 1973.

46. Тихомиров Ю.А. Курс сравнительного правоведения.- М., 1996.

47. Топорнин Б.Н. Европейское право.- М., 1998.

48. Преступление и наказание в Англии, США, Франции, ФРГ, Японии: Общая часть./ Отв.ред. Н.Ф.Кузнецовой.- М., 1991.

49. Фридмен Л. Введение в американское право.- М., 1993.

50. Функ Я.И. и др. Акционерное общество: история и теория.- Минск, 1999.

51. Халфина Р.О. Договор в английском праве.- М., 1971.

52. Цвайгерт К., Кетц X. Введение в сравнительное правоведение в сфере частного права.- В 2-х тт.- М., 1995.

53. Черноков А. Э. Введение в сравнительное правоведение.- М., 2004.

54. Чиркин В.Е. Конституционное сравнительное право.- М., 2004.

55. Чиркин В. Е. Конституционное право: Россия и зарубежный опыт.- М., 1998.

56. Шумилов В. М. Правовая система США. – М.: Международные отношения, 2006.-

 

57. Bogdan M. Comparative Law.- Kluwer, 1994.

58. Cruz P.de. Comparative Law in a Changing World.- L., 1995.

 

 


 

2. Планы семинарских занятий

Семинар 1.

Тема: Специфика сравнительного правоведения

1. Предмет, метод и функции сра



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-06; просмотров: 457; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.221.52 (0.239 с.)