Деформация государственной системы периода «культурной революции». 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Деформация государственной системы периода «культурной революции».



Уже в переходный период организация власти в КНР не исчерпывалась установленными законами институтами. Наряду с ними существовали и доминировали внеконституционные формы власти и управления: система партийных учреждений во главе с ЦК КПК, его Секретариатом и Политбюро, и система военно-административных учреждений Народно-освободительной армии (НОА), где большое значение имело не только Главное командование, но и провинциальные командующие группировками и армиями.

Такой разрыв – между писаной и фактической конституциями – вообще характерен был для социалистического государственного уклада. В КНР он был особенно значительным в силу ряда традиционных особенностей и идейно-политического курса руководимой Мао Цзедуном КПК.

Конец 1950-х гг. знаменовался существенной деформацией государственно-политических принципов Конституции 1954 г. и дальнейшим возобновлением фактической военно-партийной диктатуры.

Исходя из декларированных Мао Цзедуном идей «нового курса» (предполагавшего т. н. «большой скачок» в экономике, разрыв отношений с СССР, превращение страны в военный лагерь для открытой борьбы с «мировым империализмом» и т. д.), КПК отказалась даже от условных форм «регулярной демократии», зафиксированной Конституцией, и перешла к прямому военно-бюрократическому управлению страной.

С 1958 по 1964 гг. не проводились выборы в народные собрания всех уровней. Более десяти лет не функционировали структуры Единого фронта, и деятельность других партий подавлялась. С конца 1950-х – начала 1970-х гг. идет постоянная борьба за влияние и за власть между разными партийными группировками, сопровождавшаяся масштабными политическими репрессиями. Наибольший всплеск политических репрессий пришелся на период объявленной Мао Цзедуном в 1966 г. т. н. «культурной революции».

Власть в стране перешла к военным структурам и органам государственной безопасности, рычагами которых стали многомиллионные отряды молодежи – «хун-вейбинов» и «цзаофаней». Повседневным явлением стали внесудебные расправы с инокомыслящями, с интеллигенцией; массовой стала практика высылки рабочих и служащих на «исправление» в аграрные районы, где они помещались в т. н. сельские коммуны, по сути, «лагеря перевоспитания».

В 1968 г. Мао Цзедун высказался за новую Конституцию, в которой не было бы места Председателю КНР и разным несоциалистическим институтам. С июня 1970 г. по август 1973 г. особая комиссия последовательно выработала два проекта. По рекомендации Пленума ЦК КПК ВСНП на сессии 13-17 января 1975 г. утвердило новую конституцию КНР.

Конституция 1975 г. была небольшим и в основном идейно-политическим документом «новой власти». КНР провозглашалась социалистическим государством диктатуры пролетариата. Экономика должна была стать чисто социалистической: признавались только общенародная и трудовая коллективная формы собственности. На вооруженные силы (НОАК и народные ополчения) возлагались большинство государственных функций, в т. ч. хозяйственные. Часть прежних государственных институтов (пост Председателя КНР, ГКО, Верховное государственное совещание) упразднялись, урезались полномочия ПК ВСНП. За самим ВСНП практически осталось только право назначения премьера Государственного совета, который стал важнейшим институтом власти. На местах полнота управления переходила к ревкомам (собрания народных представителей сохранялись, но реально не существовали). Все права граждан были сведены в одну статью. Для внешнего расширения пролетарской демократии было введено право на забастовку. Упразднялась прокуратура, суды ставились под контроль ревкомов (за которыми реально стояли военные комитеты провинций и органов безопасности).

В силу смерти Мао Цзедуна в 1976 г., развернувшейся верхушечной борьбы против «банды четырех» Конституция 1975 г. практически не действовала. Пленум ЦК КПК выработал (декабрь 1978 г.) общие перспективы реформ.

Новая Конституция 1978 г., сохранила основные идейно-политические основы прежнего курса.

Перед государством была поставлена задача «четырех модернизаций»: создать современное сельское хозяйство, промышленность, науку и технику, оборону. В этих целях восстанавливались имущественные и политические права граждан. Полностью было возрождено значение в государственной системе ВСНП (на уровне Конституции 1954 г.), ревкомы могли рассматриваться только как исполнительные учреждения местных собраний. Новый уровень демократии должны были засвидетельствовать т. н. «четыре больших сыда»: право на широчайшее высказывание мнений, на полное изложение своих взглядов, дискуссий и вывешивание листовок-дадзы-бао. Конституция наложила на граждан и новую обязанность – поддерживать социалистический строй.

 

Конституция 1982 г

Уже в течение 1979 -1980 гг. Конституция 1978 г. подверглась значительным переменам. В связи с общей нормализацией партийной политики, возобладанием стратегического курса реформ вернувшегося из ссылки старого деятеля КПК, социалиста-прогматика Дэн Сяопина (установившего полный контроль за армией и службами безопасности), политические и идейные крайности понемногу ликвидировались. Были упразднены ревкомы, из перечня гражданских прав исчезли «сыда» (напоминавшие о «культурной революции»). Ликвидировались аграрные коммуны, земля снова передавалась в семейное владение крестьянам, разрешена была мелкая торговля. Государственным предприятиям был предоставлен административный (не правовой) простор в экономической деятельности. В 1980 г. состоялось решение ЦК КПК о пересмотре конституции КНР. Все это потребовало конституционного закрепления.

Новая конституция КНР была подготовлена специальной партийной комиссией и опубликована в апреле 1982 г. для обсуждения. 5-я сессия ВСНП утвердила 4 декабря 1982 г. Конституцию КНР. Она в значительной степени восстановила государственную и политическую систему 1950-х гг.

Конституция 1982 г. утвердила «социализм с китайской спецификой», которая понималась как сотрудничество с иными социальными укладами в общеобщественных интересах.

Конституция восстановила прежнее значение Единого фронта и НПКС. Однако это положение было чисто идеологическим, поскольку за период «культурной революции» численность некоммунистических партий стала ничтожной (всех вместе – не более 100 тыс.) и несопоставимой с влиянием КПК (свыше 57 млн. членов). Никакие другие партии, кроме КПК, не располагают сетью территориальных организаций, производственных ячеек, административными комитетами (кроме центральных органов). Согласно новому Уставу НПКСК его деятельность охватила и единые государственные профсоюзы.

В развитие положений Конституции об упрочении национальной автономии были восстановлены в правах прежние национальные образования. Согласно Закону 1984 г. о районах национальной автономии в Китае организовано уже до 140 таких районов, в ведение местного самоуправления перешли вопросы образования, науки, культуры.

Конституция восстановила прежнее значение декларации гражданских прав на уровне 1954 г.

Система органов власти в целом сохранялась. Были несколько расширены права Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП): оно имеет исключительно право изменения конституции, принятия кодексов, избрания Председателя КНР, утверждения премьера Госсовета, председателя Центрального военного совета. Повышены требования к гражданскому качеству председателя: должен быть старше 45 лет, избирается он на 5 лет.

Конституционный строй КНР игнорировал разделение властей. Вместе с тем Конституция 1982 г. последовательно стремилась разделить статус и полномочия разных государственных высших должностей и учреждений и передать важнейшие государственные функции (прежде всего военные) только коллективным органам. Это был один из важнейших способов сохранить прямой контроль Коммунистической партии за государственно-политической системой.

 

Несмотря на ярко выраженные социалистические начала, тоталитарные порядки, связанные с политической диктатурой одной, коммунистической партии, государственный строй КНР сохранил и воспроизвел некоторые важные особенности всей исторической государственной культуры Китая, восходящие как минимум к началу XX столетия. Одной из важнейших особенностей стал местный регионализм, подкрепленный национальной и административной обособленностью. Другой – сохраняющееся отличие легализированного порядка и реальной системы властных отношений.

 

В целом, Китай в новейшее время прошел путь от абсолютной монархии к буржуазно-демократической республике, а с середины 20 в. от народно-демократической к социалистической республике с китайской спецификой; от полуфеодальных отношений через попытку установить буржуазные к социалистическим.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 131; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.82.79 (0.008 с.)