Эволюция Третьей республики. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эволюция Третьей республики.



 

Традиционный для Франции разброс политических убе­ждений и интересов, наличие многочисленной прослойки мелких и средних предпринимателей, стремившихся к са­мостоятельному участию в политической жизни Третьей республики, отсутствие уже сложившихся политических партий предопределили воз­никновение достаточно пестрой многопартийной системы.

С политической арены окончательно сошли монархические группировки, но на их месте возникло множество разновид­ностей республиканских партий ("умеренные" республиканцы, республиканская левая и т. д.). К концу XIX в. влиятельной партией стали радикалы. Большинство политиче­ских партий Третьей республики в организационном отно­шении были аморфными, часто разваливались, перегруп­пировывались, существовали лишь как парламентские фрак­ции.

В конце 70-х гг., оправившись от жестоких репрессий, на путь создания собственной политической партии встали и социалистические силы Франции. Этот путь был непро­стым из-за серьезных политических разногласий в самом лагере социалистических сил и в руководстве партии. Раз­ногласия привели партию к расколу, который был преодо­лен только в 1905 г.

 

Основные изменения в государственном строе Третьей республики:

 

· сокращение власти президента: с 80-х гг. 19 в. (с Ж. Греви) прези­дент на практике перестал использовать свои наиболее зна­чимые конституционные полномочия (право роспуска пала­ты, отсрочки сессий и т. д.); на пост президента стали подбираться заведомо безынициатив­ные и маловлиятельные политические деятели (Дешанель, Думерг и т. п.).

· Большая часть правомочий президента фактически перешла парламенту и правительству. В 1884 г. в обстановке оживления демократического движения в стране были приняты некоторые важные поправки и дополнения к Конституции 1875 г.: запрещалось пересматривать республиканскую форму правления; был изменен порядок комплектования сената. (Категория пожизненных назначаемых сенаторов упразднялась— теперь их всех избирали вы­борщики от коммун; причем коммуны с большей численностью населения избирали большее количество выборщиков).

· правительственная власть практически приобретала все большую самостоятельность по отношению к парламенту:

Многопартийность палаты исключала устойчивое большинство, а без него не было устойчивого правительства. Средняя продолжительность кабинетов составляла 8 месяцев. За 39 лет - с 1875 по 1914 гг. - сменилось 48 правительств. Но, как это ни странно, кабинеты свергались и сменялись, а министры, их составлявшие, оставались. Происходила некоторая перестановка мест, перемещение с поста на пост. Свержение правительств было чаще всего результатом запросов, делаемых членам кабинета или премьеру, причем нередко по второстепенным вопросам. Несмотря на постоянную угрозу свержения, кабинет министров и особенно его глава приобретали все большую власть. В тех случаях, когда нельзя было рассчитывать на поддержку палат, они проводили свою линию явочным порядком, ставя парламент перед фактом. Правительственные акты (" регламенты ") превосходили как по численности, так и по значению законодательство парламента.

· Местного самоуправления не существовало. Реальная власть в департаментах принадлежала ставленникам правительства:

Во главе администрации департамента стоял префект, назна­чаемый президентом, но практически подбираемый мини­стром внутренних дел и подчиненный последнему. Выбор­ные генеральные советы в департаментах, ведавшие вопро­сами чисто местного значения (строительством школ, дорог и т. п.), фактически находились в зависимости от префекта, т.к. не имели своих собственных исполнительных органов и при вынесении решения должны были обращаться за помо­щью к префекту.

Таким образом, в конце XIX в. в стране утвердилась парла­ментская республика. Парламент занял доминирующее положе­ние в государственном механизме. Это прежде всего неограничен­ные полномочия в области законодательства и расширение влияния на деятельность правительства. Совет министров форми­руется из представителей партий, получивших большинство на вы­борах и составивших парламентское большинство. Правительство ответственно перед парламентом (вотум недоверия, вынесенный хотя бы одной из палат парламента, обязывал правительство вый­ти в отставку). Произошло умаление власти президента. Наделен­ный конституционными законами значительными полномочиями, он на практике не оказывал существенного влияния на государст­венную работу.

 

Глоссарий

 

АКТИВНЫЕ ГРАЖДАНЕ - по Конституции 1791 г. французские гражда­не - мужчины старше 25 лет, оседло прожи­вающие в городе или кантоне, уплачивающие прямой налог в размере платы за три рабочих дня, не находящиеся в услужении, внесенные в список национальной гвардии муниципалитета по месту жительства и принесшие граждан­скую присягу. Обладали активным избиратель­ным правом

АКТИВНОЕ ИЗ­БИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО - право граждан избирать в органы государст­венной власти и выборные органы местного управления

БЛАНКИСТЫ - последователи О. Бланки.

"БОЛОТО " - центристское большинство (500 из 750 депута­тов) Конвента, состоявшее из торговцев и про­мышленников. Официально не примыкали ни к жирондистам, ни к якобинцам, но в силу склады­вающихся условий поддерживали сильнейшую политическую группировку. Являлись колеблю­щимся элементом представительного органа

БОНАПАРТИЗМ - политический режим, установившийся в пе­риод правления Наполеона Бонапарта (1804 -1814 гг.) и его племянника Луи Бонапарта (1851 - 1870 гг.). Характеризовался укрепле­нием личной диктаторской власти, управлени­ем методами военно-полицейского террора при опоре на армию, ростом бюрократического аппарата, возрождением могущества церкви, лавированием между интересами буржуазии и пролетариата

"ВАНТОЗСКИЕ ДЕКРЕТЫ " - приняты 26 февраля и 3 марта 1794 г. якобин­ским Конвентом. Предусматривали бесплатный раздел имущества "подозрительных" (врагов революции) среди неимущих

ДЕКЛАРАЦИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА (1789Г.) (ФРАНЦИЯ) -сформулировала основные принципы будущего общественно-политического и правового устройства. Декларация относила к "естественным и неотъемлемым" правам человека свободу, соб­ственность, безопасность, сопротивление угнетению.

ЖАНДАРМЕРИЯ - полиция, имеющая военную организацию и выполняющая охранные функции внутри страны

ЖИРОНДИСТЫ - провинциальная средняя торгово-промышленная буржуазия, занявшая большинство в конвенте на втором этапе ре­волюции.

КОНВЕНТ - высший орган государственной власти при якобинцах. Ему при­надлежало право издания и толкования законов.

КОНТРАССИГНАТУРА - подписание нормативного акта, помимо пре­зидента, министром (премьер-министром), на которого возлагается ответственность за этот акт.

КОМИТЕТ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ -одна из комиссий Конвента. Наделенный правом расследования контрреволюционной деятельности, ареста и предания суду вра­гов республики, этот комитет стал одним из важнейших органов в системе якобинской диктатуры.

ЛЕГИТИМИСТЫ - монархисты, сторонники конституционной мо­нархии Людовика XVIII (1814-1830 гг.).

ОРГАНИЧЕСКИЙ ЗАКОН - конституционный нормативный акт во французском публичном праве.

ОРЛЕАНИСТЫ - монархисты, сторонники конституционной монар­хии Луи Филиппа Орлеанского (1830-1848 гг.).

ПАРИЖСКАЯ КОММУНА 1871 Г. -вошла в историю как первая попытка создать совершенный тип государства.

ПАССИВНОЕ ИЗ­БИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО -право граждан быть избранными в органы государственной власти, органы местного са­моуправления и на выборные государственные должности

ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ ФРАН­ЦИИ (1791 Г.) -Франция была объявлена конституционной монархией. Высшим органом государственной власти становилось однопалатное Национальное собрание, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем.

ПЛЕБИСЦИТ - опрос населения по вопросам государствен­ной важности, синоним термина "референдум"

ПРУДОНИСТЫ - последователи П.-Ж. Прудона

РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ТРИБУНАЛ -занимал важное место в системе новой власти. В нем вводилось ускоренное судопроизводство, приговоры считались оконча­тельными, а единственным наказанием была смертная казнь.

ХАРТИЯ 1830 Г. -новая конституция во время июльской монархии во главе с ко­ролем Луи-Филиппом. Хартия несколько расширила граждан­ские права, снизила имущественный и возрастной цензы для из­бирателей.

ФЕЛЬЯНЫ - представители крупной конституционно-монар­хической буржуазии и либерального дворянства. Доминировали на первом этапе революции.

ЯКОБИНЦЫ - представители мелкой и части средней буржуазии, ремесленников и крестьянства, радикальное течение на последнем этапе революции.

 

Вопросы для самоконтроля:

 

· Какие обычно выделяют периоды Великой французской буржуазной революции?

· Какова правовая характеристика Декларации прав человека и гражданина 1789 г.?

· В чем сущность и значение первой французской Конституции 3 сентября 1791 г.? В чем выразился ее консервативный характер?

· Кто такие активные и пассивные граждане?

· Чем идея национального суверенитета отличается от идеи народного суверенитета? Каким образом эти принципы отражены в Конституции?

· Какие принципы стали главными в Конституции и Декларации прав человека и гражданина 1793 г.?

· Перечислите основные нормативные акты, оформившие консульство и империю Наполеона Бонапарта.

· Почему Конституцию 1799 г. называют псевдодемократичной?

· Какова правовая характеристика Конституции Второй французской республики 1848 г.?

· В чем принципиальное отличие Конституции Третьей республики 1875 г. от Конституции Второй республики?

· Какова историко-правовая судьба Гражданского Кодекса Наполеона 1804 г.?

· Каковы основные положения Уголовного Кодекса 1810 г.?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2017-01-20; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.175.243 (0.01 с.)