Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Ораторское искусство как фактор воспитания. Софисты.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Почему Слово оказалось так значимо в европейской культуре и в чем отличие публичного слова Античности от Библейского сакрального Слова?. Приведем отрывок из работы Г.С. Кнабе, где, хотя и рассматривается римская культура, сделанные автором выводы по анализу природы ораторского искусства,позволяют понять психологическую сущность этого явления в целом. «Если главное в человеке — то, что его объединяет с согражданами, его общественная личность, а не его неповторимая индивидуальность, то и для самовыражения он ищет не особые, неповторимые, только его слова, а стремится выразить себя в соответствии с более или менее общими правилами. Своего способа самовыражения, а тем самым и своего подлиного самосознающего бытия человеческая индивидуальность здесь не достигает.»(9..стр178). На всем протяжении античности ораторская деятельность была самая востребованная, что отчасти было связано с ролью устного слова, как особого способа самовыражения в связи с социально психологической атмосферой эпохи, а также объяснялось особенностями политической и гражданской жизни.(народное собрание, армия, суд и. т. п.), где решение многих вопросов зависело от убеждающей силы оратора. Существовал особый вид деятельности у ораторов, создание речи для клиента на заказ с передачей особенностей характера (этопия). В этом жанре особенно прославился оратор Лисий. Например, получила известность его речь, написанная как бы от лица заурядного афинского гражданина - «простая душа»: «Когда меня ожидало участие в …боях, - заявляет он, - я никогда не жалел жену или детей, не плакал, не вспоминал о них, не видел ничего ужасного в том, что, окончив жизнь в сражении за отечество, оставлю их сиротами, Мне казалось гораздо более страшным, если я позорно спасу свою жизнь и через это покрою срамом и себя, и их».(12. стр 65) Понятно, что такие речи оказывали сильное воспитательное воздействие в эпоху, не знавшую ни газет, ни радио… Огромное значение имели речи в Народном собрании, в суде, перед войсками. Особой популярностью пользовались речи Перикла. Говоря об ораторском искусстве, как отражении публичного характера полисной культуры, необходимо рассмотреть деятельность софистов. Их появление относится ко второй половине V в. до нашей эры. Сам термин произошел от имени богини мудрости Софии. Софисты – любители мудрости, были странствующие философы, обычно не граждане Афин, представители других полисов. Некоторые были послами других государств, другие как,например, Протагор были гостями Перикла. Софисты учили риторике, искусству спора – эристике, обсуждали вопросы философии, политики, права. Софисты знаменовали новую ступень в развитии философии, образования, представлений об образованном человеке. Их появление было вызвано изменениями в политической и культурной жизни Афин: -Быстрое развитие землевладения и расслоение свободного населения, заставило задуматься о человеке. - Происходило разрушение коллективистских норм жизни полиса, постепенно складывалось индивидуалистическое отношение к жизни, возросла инициатива отдельного человека- предприимчивого, деятельного, образованного, сильного в знании законов и судебных тонкостей. -Складывалось критическое отношение к сложившимся традициям. -Появилась практическая необходимость во владении ораторским искусством для участия в судебных процессах и выступлениях в народном собрании. Ответом на все эти потребности была деятельность софистов, которые создали что-то вроде платной высшей школы. Не было постоянных помещений. Платон так рассказывает о Протагоре: «Когда мы зашли в дом Каллия, застали Протагора, прохаживающегося в Портике в сопровождении многих учеников и почитателей, прежде всего афинян, а также чужеземцев из тех, что Протагор уводит за собой из каждого города, через который он проходит.(17.,418) Иногда софисты произносили речи для образца и ученики выучивали ее, иногда устраивали диспуты. Софистика стремилась изучить механизмы логической, убедительной речи. При чем, содержание речи, моральные установки ораторов не были важны. Человек мог пользоваться приемами софистов (софизмами) в любых целях, не взирая на мораль. Именно это обстоятельство вызывало осуждение софистов Сократом и Платоном. Ораторское искусство – искусство произносить речи. Эристика – умение задавать вопросы и искусство вести прения. Софисты умели подчинить волю слушателя. Каждый софист разрабатывал свою «технологию» речи: Протагор пленял -обращением к общепринятым воззрениям и привычкам -примерами и выдержками из поэтов -особенными грамматическими образованиями слов. Горгий очаровывал -противопоставлениями -иронией -переходом от насмешливого тона к серьезному. Многих возмущала принципиальная несерьезность софистов. Убедив слушателей в одном, софист тут же брался убедить его в обратном. Многие политические деятели Афин были учениками софистов. Сократ был учеником софиста Продика, который в отличии от своих товарищей,придавал большое значение моральным принципам, занимался изучением многообразия смысловых значений слов. Отношение к себе Описать отношение афинянина к себе трудно из-за специфики античной культуры и некоторой антиномичности в поведении человека. Осознавая себя слитым со всеми согражданами в единое, неделимое целое, безоговорочно подчиняя свои личные интересы общегосударственным, вплоть до готовности в любой момент отдать жизнь, афинянин в то же время всегда сохранял свою отдельность, которая проистекала из агонистического духа, атмосферы постоянного соперничества, сравнения, соревновательности во всем, в стремлении к славе. Приверженность к свободе сочеталась с законопослушностью, крайняя эмоциональность, экстравертированность соединялись с недостаточной внутренней углубленностью. («Глаза без зрачков – холодная статуя», -как писал А. Ф. Лосев), героизм дополнял фатализм в осознании себя и в выборе поведения – это далеко не полный перечень антиномий,характеризующих поведение древнего грека классической эпохи. Ребячливость и старческая умудренность были соединены не только в характере Сократа, но в любом из афинян, оставивших какой –либо заметный след в истории мысли. . Для восприятия античного человека очень важным было чувство наслаждения телесной красотой, буквально красотой нагого тела,.то, что А. Ф. Лосев называл скульптурной интуицией. А.Ф.Лосев пишет: «Античная культура по преимуществу телесна. Это апофеоз биологически прекрасного, идеально-божественного тела. Основная интуиция античности оказывается скульптурной интуицией. На темном фоне вырастает бесцветное, безглазое, холодное, мраморное, гордое и величавое божественно- прекрасное тело - статуя.» (13, стр. 46,54) Об этой же «телесности» в античной культуре пишет С.Аверинцев: «Гармонически развитое тело полноправного гражданина, не оскверненное ни рабской пыткой, ни рабским трудом… возведено в знак общественного ранга. - «Греко-римское представление о человеческом достоинстве связано со зрительным идеалом благородно- независимой осанки; так, Каллисфен мог как угодно льстить Александру, но умер, чтобы не отвешивать ему земного поклона, т. е. не погрешить против осанки.(1.стр.53 -54) Г. С. Кнабе выделяет понятие эстетической формы, как характерную черту восприятия мира и человека. «Общих и коренных, всемирно-исторического значения черт античного искусства и античной культуры в целом., как известно, три: понятие высокой гражданской нормы, с точки зрения которой оценивается всякое проявление человеческой деятельности и творчества; понятие классики, то есть динамического живого равновесия, в котором в античном мире всегда находятся высокая норма и повседневная практика, идеал и жизнь; понятие эстетической формы, в которую должно облечься любое жизненное и творческое содержание.(9.,стр.178))А. Ф, Лосев указывал также на «античное безличие» Характеризуя «безличность» человека в античности, как отсутствие у него субъективной углубленности, индивидуальной неповторимости, единственности, А.Ф.Лосев показывает, как это влияло на отношение человека к религии, искусству, литературе. «Западный человек любит автобиографию. Греки не имели этого вида литературы. Западная драма – есть драма характеров и развития. Греческая драма положений и ситуаций. Ни один грек не оставил мемуаров. Античная драма требовала вместо мимики маску. Не возможен был портрет и автопортрет.»(13. Стр.46,54.) Об этом же, писал С.Аверинцев, рассуждая о том, что: античное мировоззрение, так твердо знавшее права гражданина, лишь в абстрактнейшей теории допускало права «человека вообще» и не имело понятия о правах «личности» в либеральном смысле слова;» (3,стр.22.) «Но что это такое — личность, понятая объективно, - писал С.Аверинцев. –«Греки ответили на этот вопрос одним словом: «характер». Слово это по исходному смыслу означает либо вырезанную печать, либо вдавленный оттиск этой печати, стало быть, некий резко очерченный и неподвижно застывший пластичный облик, который легко без ошибки распознать среди всех других. Можно выстроить ряд из таких «характеров», наколов каждый на свою иголку, как жуков в энтомологической коллекции». На рубеже IV и III вв. до н.э. Феофрастом, учеником великого систематизатора Аристотеля и автором трактата ' «Нравственные характеры». были описан типы «льстеца», «пустослова», «болтуна», «бессовестного», «мелочного» и т. п.. С. Аверинцев отмечал, что это - «тонко разработанная феноменология типов человеческого поведения. Общеизвестно, что античные драматурги были детерминированы в своем подходе к характеристике человека употреблением маски. Маска —— это смысловой предел непрерывно выявляющегося лица. Лицо живет, но маска пребывает. Маска дает облик лица овеществленно, объективно, статуарно.,. Описывая своего «брюзгу», Феофраст и в самом деле все время экспериментирует: а как поступит брюзга, если помыслить его в такой-то ситуации? а что он скажет, если поместить его в такие-то обстоятельства? Такая умственная игра предполагает, что каждый человек детерминирован в своих самопроявлениях своей «природой, своим «нравом» (по словам Гераклита, нрав человека есть его «демон», иначе говоря — его судьба), То, что человек есть «брюзга» или «льстец», мыслится данным столь же непреложно, столь же наглядно и выразительно, но также и столь же вещно, столь же объективно, как и его рост или форма его носа..» Аверинцев (-3.стр.53-54) Отношение человека к себе было связано и сего ощущением себя во времени и пространстве. «Высшая мудрость античного человека, - писал С. Аверинцев,- состоит в том, чтобы доверять не времени, а пространству, не будущему, а настоящему, и его олимпийцы не могут лучше обласкать своего любимца, как подарив ему сегодняшний день в обмен на завтрашний. Зевс — господин настоящего: прошлое принадлежит Урану и Крону, будущее — неизвестному сопернику, который в силу определения рока отнимет у Зевса власть. Израильский Йахве — господин прошедшего и настоящего, но полностью Его власть осуществится и Его слава воссияет лишь в будущем, с наступлением «дня Йахве», о котором говорят пророки. Итак, греческий «космос» покоится в пространстве, выявляя присущую ему меру; библейский «олам» движется во времени.». (3,стр. 66-67). С. Аверинцев, сравнивая особенности мышления античного человека, средневековья и эпохи Нового времени, отмечал, что новоевропейский человек –работник и мир для него – мастерская, средневековый человек –аскет и мир для него школа, античный человек- наблюдатель, зритель. Мир для него –зрелище «Социальные предпосылки такой позиции более или менее ясны. Установка на созерцательность и «свободную» бесцельность, презрение к утилитарной цели нетрудно связать с общественно-экономической атмосферой античного мира; рабский труд и «благородный досуг» предполагали друг друга. Именно потому, что античная свобода— это свобода «свободных», не только фактически, но и по смыслу соотнесенная с рабством несвободных, именно потому, что античное гражданство даже в условиях полисной демократии есть по сути своей аристократическая привилегия — оно, это гражданство, в своей идее требует аристократического жеста, телесной позы и осанки, одним словом, «эйдоса» с такой настоятельностью, которая совершенно чужда менее «пластическим» позднейшим представлениям о свободе и полноправности.»(Там же с.73) Рассматривая отношение гражданина Афин к себе нельзя не касаться его самооценки, а она связана с удовлетворенностью жизнью, с представлением о счастье. Приведем три суждения о счастье: В одной песенке, распеваемой на пирах (так называемой сколии), перечисляются условия, при которых смертный может считаться счастливым: на первом месте ставится здоровье, на втором—красота, на третьем—честно приобретенное богатство, наконец, на четвертом—дружба, которую в юности питают к людям своего возраста(6 стр.8). „Счастливийшим из людей", чистосердечно говорил Солон Крезу, „я считаю афинянина Телла". Изумленный Крез поспешно спросил: „Почему же Телла ты считаешь счастливейшим?" Солон отвечал: „Во-первых, родное государство Телла было счастливо; он имел прекрасных детей и дожил до той поры, когда у всех их дети родились и благополучно выросли; во-вторых, средства к жизни были у него, по нашим понятиям, достаточные, а кончил он дни свои славною смертью: во время сражения афинян с соседями, элевсинянами, он помог своим обратить врагов в бегство и умер мужественною смертью; афиняне похоронили его на государственный счет на том самом месте, где он пал, и почтили высокими почестями".(6: стр9) Во времена Платона Гиппий высказывал следующие мысли, согласные и со взглядами греческого народа: „Самое лучшее для всякого человека во все времена и во всех странах—пользоваться богатством, здоровьем и уважением среди греков, дожить так до старости и, отдав с честью своим родителям последний долг, быть самому похороненным своими потомками с тем же великолепием"(6тр с10). Приведенные высказывания относятся к разным историческим периодам в жизни Афин. Но совокупность выделенных признаков счастья свидетельствует, что общее представление о нем у граждан созвучно общественному идеалу.
.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 613; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.67.56 (0.008 с.) |