ТОП 10:

Коммуникативное пространство, как воспитательная среда.



Рассмотрение отношений человека к миру сквозь призму коммуникативного пространства, объясняется особенностями афинского общества, где коммуникабельность являлась важнейшим качеством личности, быть может, следующим после гражданственности. Афинская культура требовала экстравертивной, открытой личности, направленной во вне, не способной жить вне круга собеседников, друзей, сограждан. Жизнь афинянина проходила на улице, на площади, рынке. Спортивные состязания, праздничные шествия, театральные представления происходили под открытым небом. Дружеские пирушки и сборища были явлением повседневным. Гимнасий посещали каждый день. Рассмотрим психологическую природу воспитательного воздействия социальных институтов, входящих в коммуникативное пространство.

 

Агора, как источник воспитательного влияния. Отношение к обществу. Отношение к труду. Отношение к богатству.

Агора классической эпохи соединила в себе три функции: религиозную, политическую и торговую.

Кто посещал агору? «На нее не допускали тех, кто был чем-либо запятнан, а именно совершивших преступления и допустивших религиозные проступки. Свободные женщины, за редким исключением, нечасто появлялись на агоре; они посылали туда рабыню, а чаще всего за покупками ходили мужчины.

Те, что могли ходить на агору, делали это истово. Народ наполнял ее с самого утра, греки употребляли выражения, связанные с агорой: «в час, когда агора полна» (т.е. где-то между десятью часами и полуднем), и т.п. На агору отправлялись по самым разным причинам: на Собрание или в суд, вести тяжбу, за покупками, отдохнуть в тени портиков. Кроме того, там удобнее всего было узнать последние новости — либо на самой площади, либо в лавчонках вокруг. Агора была также местом бесед: заведения на площади обычно посещали не только ради покупок или наведения красоты, но и для того, чтобы поболтать.

Тот, кто не ходил на агору, считался в полисе маргиналом: так, Аристогитон, изображен Демосфеном самыми черными красками — ему несвойственно человеколюбие, он необщителен, — «не ходит ни в какие заведения цирюльников или парфюмеров, ни в какие лавки»'(11 стр.51-52).

На агоре не просто узнавали новости и болтали, но и вели политические споры: ораторы, хотевшие, чтобы их услышали, должны были выступать в общественном месте. Именно на агоре, особенно в IV в. до н.э., сходились до или после собраний.

Были и те, кто открыто осуждал агору. У Платона «мудрецы не знают дороги ни на агору, ни в суд, ни в Совет, ни в любое другое общественное собрание. Законов и постановлений, устных и письменных, они в глаза не видали и слыхом не слыхали. Они не стремятся вступить в товарищество для получения должностей, сходки и пиры и ночные шествия с флейтистками даже и во сне им не могут присниться.»(17,173d).

Портики были одновременно и выставочными галереями, наглядно демонстрировавшими все важнейшие этапы жизни полиса. Агора выполняла уникальную роль, будучи одновременно пространством для обмена мнениями, местом политических собраний, национальным музеем, центральной точкой, где сходилось большинство видов общинной деятельности и где формировались представления о том, что хорошо, а что плохо, какой тип поведения востребован в обществе на данный момент.

Общение на агоре ориентировало на демократический тип отношения в обществе. На практике демократизм очень скоро стал превращаться в некоторый миф, лицемерно поддерживаемый наверху, так как он отражал чаяния масс. К началу Пелопонесской войны демократические тенденции стали угасать. Это наглядно проявилось на отношении к труду и на отношении к богатству. В VI веке в Афинах Солон не высказывал нерасположения к ремесленникам. Приписываемые ему законы служат доказательством, что он не имел предубеждения даже против ручного труда. Согласно его законам сын не обязан содержать своего отца, если последний не обучил его какому- нибудь ремеслу. Человек, не обладавший собственными средствами и ничего не делавший, привлекался судом к ответственности. Если иностранцы переселялись в Афины, чтобы заниматься там ремеслом, им давалось право гражданства. Бедные ремесленники не могли занимать общественных должностей, но они имели доступ в народное собрание и даже на трибуну. Было запрещено попрекать кого бы то ни было его профессией, как бы низменна она ни была..

Перикл (Vв.) говорил: «У нас не стыдно признаться в бедности; стыдно только ничего не предпринимать, чтобы выйти из нее. В Афинах одни и те же люди заботятся о своих собственных нуждах и об интересах государства, и простые ремесленники там достаточно сведущи в политических вопросах.»(20) Перикл ставил себе в заслугу то, что он предпринял крупные общественные работы и, направил таким путем деятельность афинян к искусствам и промышленности .

В одном сочинении Ксенофонта есть целая глава, где от лица Сократа свободным людям с недостаточными средствами дается совет увеличивать свое благосостояние физическим трудом; Сократ доказывает, что они, поступая так, принесут пользу и себе и своим согражданам. Однако, сами ученики Сократа - Платон, Ксенофонт( к IVв) презрительно высказывались в адрес ремесленников, а равно и к посетителям агоры. «Ремесла,- писал Ксенофонт, - по справедливости пользуются дурной славой, потому что они истощают тело тех, кто ими занимается; такой труд заставляет по неволе вести сидячий образ жизни, оставаться в темноте, а иногда проводить все время близ огня; а когда тела ослаблены, души скоро утрачивают всю свою энергию.»(10. IV, 2)

Высказывания подобного рода мы встречаем у Платона, Аристотеля, Геродота.

Отношение к богатству

Богатство было важной ценностью в афинском обществе. При этом, богатство не воспринималось как самоцель, а было скорее необходимой предпосылкой достойной жизни, независимости, свободы досуга, наслаждения искусством, общения, размышления. Преобладающей социальной прослойкой являлись средние и мелкие собственники. Были и крупные состояния, но их не было много. П.Гиро приводит такие описания имущества отдельных граждан. «Имущество Стратокла -земля, сдается в аренду, -дом в Мелите, -дом в Елевзине,-4000 драхм, -движимость, -стада, -съестные припасы, -девять мин серебра в кассе, -1000 драхм, отданные в займы друзьям» или имущество Эвктемона: -земля, -баня, -городской дом, -стадо коз и пастух, -две упряжки мулов, -рабы».(6. глава 6, стр 78-79)

Во времена Платона Гиппий высказал следующие мысли; «Самое лучшее для всякого человека во все времена и во всех странах – пользоваться богатством, здоровьем и уважением среди греков, дожить так до старости и, отдав с честью родителям последний долг, быть самому похороненным своими потомками с тем же великолепием» (6,глав 1,стр.9).

 

Воспитательное и образовательное значение святилища, праздника, театрального представления. Отношение к религии.

 

Выше мы останавливались на особенностях языческой религии. Здесь мы рассмотрим только ее обрядовую сторону, характерную именно для Афин классического периода. У афинян было бесчисленное количество религиозных обязанностей и множество храмов. Их религия требовала постоянного исполнения ритуалов ,обрядов жертвоприношений, сопровождавших все события повседневной жизни. Пирог, принесенный Эскулапу, возлияние – Зевсу, венок – нимфам, давали надежду и больному, и воину, отправляющемуся на войну и поселянину, ведущему судебный процесс. Если пожелания человека не получали выполнения, он покорялся: он знал, что борьба с богами не вела к добру; он не лишал себя надолго наслаждений, доставляемых ему окружающим миром, и предавался обычным удовольствиям, не стремясь разрешить тайны мира. Обыкновенно каждый человек знал богов только своего города и поклонялся им одним. Каждый город ждал от богов защиты. Между богами и людьми заключался как бы договор: если благочестие одних не отличалось бескорыстием, то и другие ничего не давали даром. В Греции не существовало отдельного жреческого сословия. Самой высокой считалась жреческая должность при богине Афине так как Афина была покровительницей города. Так как религиозные обряды были завещаны афинянам предками, в них нельзя было делать никаких нововведений. Молитвенные формулы не должны были забываться, а обряды – видоизменяться.

. „Всякий благоразумный человек", говорит Платон, „утром и вечером обращается к божеству и старается воздействовать на него возлияниями, дымом благовонных курений и молитвой".

Часто, обра­щаясь к какому-нибудь богу, старались предохранить себя от возможного недоразумения. „Нам, людям", говорит Платон, „ничего неизвестно о богах. Мы не знаем ни их природы, ни их имен, которыми они называют себя сами и которые являются их настоящими именами. Отсюда и появился обычай при молитве признаваться бо­гам в своем неведении, и прибавлять: „каким бы именем вам ни угодно было, чтобы вас называли". В произведениях Эсхила мы также читаем следующее: „Кто бы ты ни был, Зевс, но если это имя тебе нра­вится, я и призываю тебя им".

Торжественные моления сопровождались известными обрядами: молящееся должны были по меньшей мере вымыть руки и окропить себя люстральной (святой) водой; кроме того совершались возлияния, курились благовония, и молящиеся возлагали себе на головы венки.

Большею частью молитву произносили про себя.

Сократ предлагал для молитвы такую формулу: „Зевс, даруй нам истинное благо независимо от того, просим мы о нем или нет, и отврати от нас зло даже в том случае, если мы его домогаемся". Сократ просил также богов посылать ему то, что они считали сами для него благом. По его мнению, боги лучше знали, что для него было нужно Молитва в виде гимнов и песнопений играла в публичных церемониях важную роль. При отплытии из гавани, на свадьбах, похоронах, даже в конце трапезы или начале пиршества пели особую мо­литву, называемую пэаном. (6, Глава8,Стр54-55 )

Религиозные праздники

В Афинах было до 50 праздников в году. В честь Афины – богини покровительницы государства -праздники Панафинеи. . Они праздновались в середине июля каждый год, а через каждые четыре года свершались с особой торжественностью и пышностью. В этом случае они продолжались в течении I 6 дней и носили название Ве л и к и х Панафиней. Кроме этого были праздник Анафестерий в Афинах,праздники в честь Диониса (Ленейские праздники, Дионисии) Они отличались той особенностью, что в течении трех или четырех дней сопровождались драматическими представлениями. .Олимпийские празднества происходили каждые четыре года.

Особые послы рассылались из Олимпии и отправлялись группами до дальних берегов Черного моря, до Египта, и испанских колоний, сообщая грекам о дне празднеств. В то же время эти послы, носившие наименование феоров, провозглашали священный мир.

Одно указание дает понятие о числe паломни­ков в Олимп.. Стадий мог вместить, по крайней мepе, 40.000 человек, а на праздничных зрелищах присутствовали только мужчины. Девушкам, по -видимому, предоставлялась возможность проникать в Алтис во время празднеств, но замужним женщинам это запрещалось под страхом смерти.

Паломники не чувствовали недостатка в развлечениях. Каждую минуту раздавался голос глашатая: он сообщал то о постановлении иностранного города, то о посвящении статуи или венка, то о договоре нескольких государств. Присутствием международной толпы всегда пользовались, чтобы предать гласности всякие важные события общественного или частного характера.

Для человеческого честолюбия олимпийские игры предоставляли благодарную арену. Все знаменитые люди и все жаждавшие славы стекались сюда. После персидских войн' в Олимпию явился Фемистокл и во время церемонии привлекал внимание народа. Бывали здесь и философы Анаксагор, Сократ, Аристипп и Диоген; одни из них поучали толпу своими нравоучительными проповедями, другие вызывали скандалы своими циническими выходками. На стадии часто присутствовали Пифагор и Платон, увлекавшиеся борьбой, тем более, что в молодости они и сами одерживали в ней победы. Ораторы Горгий, Лисий, Демосфен нередко появлялись здесь и давали возможность всей Греции послушать образцы их искусства. Поэты Пиндар, Симонид и многие другие искали тут вдохновения, а может быть, и клиентов.

Но самой серьезной приманкой на празднествах были религиозные церемонии и игры. Каждый жертвовал сообразно со своими средствами .Люди богатые составляли целые гекатомбы. Более скромные паломники довольствовались принесением в жертву баранов, козленка, нескольких капель вина, нескольких крупинок фимиама. По установленным правилам олимпийские боги вступали в непосредственное общение только с гражданами Эллады. Иностранцев должен был представлять кто-нибудь из эллинов. Сверх того чужеземцы подлежали особому налогу, но обыкновенно это препятствие не останавливало даже самого бедного человека. Поэтому благочестивые люди с утра до вечера окружали алтари, где происходили возлияния из вина, благовоний и крови.

У каждого были свои любимые боги, но особенно желательным считалось принесение жертвы Зевсу, и перед главным алтарем толпа терпеливо ожидала своей очереди. Празднество занимало пять дней. На второй, третий и четвертый день происходили игры на стадии и гипподроме До эпохи римского владычества на олимпийских празднествах оффициально не отводилось место для музыкальных и литературных состязаний, тем не менее частным образом искусства проникали сюда. Ученые знакомили- здесь публику со своими новыми изобретениями, художники часто устраивали выставку своих произведений . Ораторы, философы, историки говорили наизусть или читали свои произведения на ступенях портиков или храмов . Слава Геродота создалась именно в Олимпии. Рапсоды декламировали тут отрывки из произведений Гомера, Гессиода и поэмы Эмпедокла. Многие оды Пиндара, Симонида и всех певцов, воспевавших олимпийские победы, исполнялись с музыкой и танцами. Пользовавшееся из­вестностью ораторы являлись сюда для произнесения речи, которая носила название олимпийской или Панегирика.»( 6,Глава 8,стр72-77).

Вышеописанные религиозные праздники очень хорошо передают удивительный синкретизм: веры (религии), культа красоты, здоровья( физического совершенства), публичности( как стиля поведения), общественного единства и гордости за свое государство.

Возможно это и были составляющие «каллокагатии»-совершенства.

Святилища.

Святилище было священным пространством, посвященным богам. Чтобы войти туда, нужно было быть ничем не запятнанным и совершить очистительное омовение. Там было запрещено разрешаться от бремени, заниматься любовью, умирать. Туда можно было бежать и чувствовать себя в безопасности: в этом отношении святилище — убежище. Беглые рабы и изгнанники, чье положение шатко, ибо никакие законы их не охраняли, находили защиту в святилищах.

Святилище одновременно было местом коммуникации между людьми и богами, и внутри людского сообщества. Общение с богами совершалось посредством жертвоприношений, возлияний, молитв, подношений, празднеств, а также советов оракула.

Жертвоприношение было одним из основных общественных действ. Гражданин, отказывающийся в нем участвовать, добровольно ставил себя в положение маргинала.

Наряду с жертвоприношениями важной формой коммуникации между людьми и богами были имевшиеся во многих святилищах оракулы. Греки имели обыкновение прибегать к услугам оракулов по всем поводам, и дошедшие до нас сведения показывают, что божествам можно было задавать как самые незначительные или нелепые, так и самые серьезные вопросы. Один, к примеру, спрашивает, является ли он на самом деле отцом своего ребенка, другой интересуется, украли ли у него плащ или он его просто потерял. Принято было обращаться к оракулу всякий раз, когда собирались основать колонию или принять важное решение.

Так как к богам часто обращались посредством приношений, совершаемых в благодарность за милость или в надежде на нее, греческие храмы были полны роскошных, иногда самых причудливых предметов: статуй, картин, драгоценностей. Святилища весьма напоминали музеи. Но имелся и еще один аспект, в святилищах было множество надписей, от счетов самого храма до священных уложений и важных законодательных текстов .Законы высекались на стенах храма, или даже вне него, хотя и в святилище.. Политические тексты — что принципиально важно — были выставлены на самых видных местах.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.242 (0.01 с.)