Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенности социокультурной ситуации.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Становление греческих полисов сопровождалось формированием новой культуры, новой системы нравственных и духовных ценностей. Складывалось новое мироощущение - чувство полисного единства: неразрывной связи гражданина и полиса. В IX веке в Греции создается новый алфавит, рождается греческая литература. В VI веке была произведена окончательная редакция Гомера. Конец VIII-VII века были написаны труды Гесиода, вVI веке жила известная поэтесса с острова Лесбос – Сафо. Образцом политической лирики стали произведения Солона из Афин и Феогнида из Мегар. Полисное мироощущение получило отражение и в развитии скульптуры. Там сложился господствующий образ обнаженного, физически здорового, жизнерадостного (с улыбкой на губах) человека, который мог быть и божеством, и героем, и воином. Другим художественным образом была задрапированная женская фигура – богини или хранительницы домашнего очага, матери семейства. Показателем зрелости раннегреческой культуры было зарождение философских концепций.(Фалес, Анаксимандр, Гераклит, Пифагор). Становление религиозного сознания. В Великой Греции в архаический период человек чувствовал свою исключительную незащищенность. Небезопасные условия жизни благоприятствовали развитию веры в даймонов, основанной на чувстве беспомощности человека перед капризной Судьбой. Особенности развития религиозного сознания в этот период представлены в работе Э Доддса «От культуры стыда к культуре вины», где он представляет специфику веры архаического периода как очень медленное продвижение от культуры стыда к культуре вины, в начале носящее характер родового наследования и постепенно обнаруживающее необходимость посмертного воздаяния. Представим фрагмент из этой работы. «Когда мы переходим от Гомера к фрагментарной литературе архаического века,— пишет Э. Доддс, - прежде всего нам бросается в глаза глубочайшее осознание человеком своей беспомощности, осознание, которое имеет религиозный коррелят в ощущении враждебности бога. Именно это чувство выражает Геродот, говоря, что божество всегда «Завистливое и препятствующее». Мысль здесь, скорее, такова, что богов раздражает любой успех, любое счастье, которые могут хотя бы на миг возвысить нас над смертным состоянием и тем самым посягнуть на их, богов, прерогативы. Это совпадает с представлением о божьем фтоносе, зависти. Эсхил был прав, говоря, что «Давно среди смертных живет молва, // Будто бедою чревато счастье». Понимание того, что большой успех, особенно если о нем хвалиться, влечет за собой опасность, исходящую свыше, независимо появилось во многих культурах, будучи глубоко укоренено в самой природе человека (мы сами присоединяемся к нему, когда «стучим по деревяшке»).. Существует внутренняя нравственная связь между первобытной завистью слишком большому счастью и наказанием за это счастье ревнивым божеством: как считается, счастье производит у человека самодовольство, что, в свою очередь, развивает высокомерие в словах, поступках и даже в мыслях. Та вера, с которой мы сталкиваемся при изучении архаического времени, — не кардинально другая по своему характеру (в сравнении с гомеровским периодом), это лишь другой отклик на старую веру. Вот что говорит Феогнид: «Часто мы думаем зло совершить — и добро совершаем; // Думаем сделать добро — зло причиняем взамен. // И никогда не сбывается то, чего смертный желает, // Жалко-беспомощен он, силы ничтожны его. // Тщетно мы, люди, гадаем и ждем. Ничего мы не знаем. // Все совершается так, как порешит божество...» Идея человеческой беспомощности перед лицом деспотической Судьбы не нова; но здесь присутствует новое и более резкое подчеркивание хрупкости человеческих надежд». В архаический период были выявлены и другие моменты поведения человека, вызывавшие гнев богов. «Легкомысленная речь о боге, пренебрежение его культом оскорбление его жреца — все это, разумеется, вызывало в нем гнев; в культуре стыда боги, как и люди легко раздражались из-за неуважения к себе. Лжесвидетельство проходило под той же рубрикой: боги не имели ничего против откровенной лжи, но выходили из себя, когда их именами клялись всуе. Оскорбление родителей являлось столь тяжким преступлением, что требовало особого разбирательства. В одном тексте говорилось, что Зевс разгневался на людей, которые вершат неправедный суд».. В век архаики мельница бога молола столь медленно, что ее движение было почти незаметно для верующего взора. Чтобы поддержать веру, которую они двигали, было необходимо освободиться от естественной установки на ограниченность жизни распадом и смертью. Если же выходить за этот предел, можно сказать одно из двух: либо преуспевающий грешник будет наказан в своих потомках, либо он заплатит свой долг лично в следующей жизни. Второй из этих взглядов получил широкое распространение только в конце архаического времени; вероятно, его в основном придерживались мистические круги. Первый же являлся характерной особенностью архаического миросозерцания: таково учение Гесиода, Солона и Феогнида. Существовало представление об унаследованной виновности и наказании с отсрочкой. Это отражало ту веру в семейное единство, которое архаическая Греция разделяла с другими ранними обществами. Сын наследовал моральные долги отца точно так же, как наследовал его долги материальные. Рано или поздно, но долги требовалось возвращать. Такое отношение стимулировало возникновение в Аттике нерелигиозной, мирской законности. Даже у Платона, в IV в., пальцем показывают на человека, отягощенного наследственной виной, и говорится, что нужно в виде возвращения долга испытать катарсис, чтобы получить ритуальное облегчение от нее. Однако было много указаний на наследственную вину и намного меньше - на наследственную невинность; много о страданиях грешника в преисподней или чистилище и сравнительно немного о будущих наградах за добродетель; акцент всегда ставился на карательных санкциях. - Кроме того, божественный закон, как и закон раннего общества, не брал во внимание мотив поступка и не снисходил до человеческих слабостей; он был лишен того человеческого качества, которое греки называли ercieticei- снисходительность, человеколюбие. Религия олимпийских богов, принимая моральный оттенок, имела тенденцию стать религией страха, что отражалось и в религиозном словаре. Понятие любви к богу отсутствовало в древнегреческом лексиконе: филотеос впервые появляется у Аристотеля. И фактически из большинства олимпийцев только Афина пробудила чувство, которое можно обоснованно считать любовью. «Ведь нелепо услышать от кого-то, — говорится в "Большой Этике", — что он "дружит с Зевсом"». Это подводит нас к последней важной особенности -общераспространенному страху осквернения (миасма). Как человек мог быть уверенным в том, что не подхватил что-нибудь нечистое из случайного общения или не унаследовал скверну от позабытой обиды, нанесенной кому-нибудь его далеким предком. У Гомера не прослеживается вера в «инфекционный» или наследственный характер осквернения предком. Видеть в этих взглядах источник архаического чувства вины, видимо, большое упрощение; но они, разумеется, выражали его, подобно тому, как христианское чувство вины выражается через страх впадения в нравственное прегрешение. Разница между тем и этим, конечно, есть, и состоит она в том, что грех — это состояние падшей воли, болезнь человеческой души, тогда как осквернение — автоматическое следствие определенного поступка; оно принадлежит миру внешних событий и действует с тем же полнейшим безразличием к мотиву поступка, с каким действует, скажем, тифозная вошь. Строго говоря, архаическое чувство вины становится ощущением греховности только в результате «интернализации сознания»— феномена, который появляется позднее и, вероятно, только в эллиннистическом мире, причем становится распространенным спустя долгое время после того, как гражданское законодательство начало признавать важность мотива. Культурное наследие архаической Греции, включало в себя совокупность идеи о ритуальной нечистоте, что естественным образом дополняло объяснение чувства вины. Грек времен архаики, страдавший от подобного чувства, был способен дать ему конкретную форму, говоря себе, что, должно быть, он соприкоснулся с миасмой или что его тяготы были унаследованы от религиозного преступления далекого предка. Но, что самое важное, он умел облегчать их через исполнение катарсического ритуала».(Э. Доддс Стр)
Спарта
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 270; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.40.90 (0.007 с.) |