ТОП 10:

Как воспитатель. Отношение к обществу.



 

Со второй половиныVIII в. до н. э. сильнейшим государством Пелопоннеса становится Спарта, значение которой усилилось после завоевания Мессении. Город Спарта дал название всему государству. В древности название государства было Лакедомон. Завоевав Лаконию, спартанцы (дорийские племена) покорили местное население( в основе ахейцев), превратив часть из них в илотов. Другие лаконские общины вошли в Лакедомон на правах периэков ( букв. «живущие вокруг»). В Спарте к ним относились как к людям второго сорта и не допускали к участию в делах государства. Основы государственного устройства отличались стабильностью и включали три составляющих:

-двойная царская власть;

-совет старейшин ( герусия);

-народное собрание ( апелла).

Власть царей была ограничена законом. Во время войны цари командовали армией, в мирное время занимались судебными и религиозными делами. Цари входили в совет старейшин ( всего 30 человек), который решал все вопросы государственно управления. Народное собрание лишь утверждало решения. В начале 6 века после окончания второй мессенской войны в Спарте был осуществлен широкий передел земли ,создана стабильная система землевладения, основанная на равенстве спартиатов. Полученный каждым одинаковый с другими надел было нельзя дробить при передаче по наследству, дарить, завещать, продавать. Также были поделены илоты, обрабатывающие землю.

С середины VI века Спарта на долгое время обособилась от всей остальной Греции, очевидно сознательно прервав контакты с другими греческими полисами. Спартанцы отказались даже от участия в олимпийских играх. Эта самоизоляция объяснялась тем, что община – завоеватель превратилась в замкнутое сословие профессиональных воинов – гоплитов, осуществляющих силою оружия свое господство над многотысячной массой илотов. Постоянная угроза мятежа илотов требовала максимальной сплоченности и организованности. Ликургом была проведена целая система социальных реформ, получившая название «Законы Ликурга» Реформы эти в короткий срок превратили спартанское государство в единый военный лагерь, все обитатели которого были подчинены строгой дисциплине. В этих законах было предусмотрено все, вплоть до мельчайших деталей, таких, как покров одежды и формы бороды и усов, которые дозволялось носить спартиатам

Спарты. Государство в Спарте активно вмешивалось в жизнь рядовых

 

граждан, регламентируя деторождение и супружеские отношения.

 

Важнейшим политическим принципом, положенным в основу « Ликургова строя», был принцип равенства. В Спарте действовала в течение долгого времени целая система мер, направленных к тому, чтобы свести к минимуму возможность личного обогащения. Однажды Ликургу задали вопрос: «Скажите, как сделать, чтобы враги не вторглись на наши земли? На что он ответил: « Лучшее средство против вторжения оставаться бедными и не стараться стать выше других». Ликург запретил своим воинам снимать доспехи с поверженных врагов и объяснил это свое решение такими словами: «Доспехи я запрещаю снимать для того, чтобы спартанцы хранили свою бедность, военный строй, а также для того, чтобы во время боя не смели наклоняться над убитыми врагами».( )

Основные пути к накоплению богатства перед гражданами были закрыты. С этой целью была изъята из обращения золотая и серебряная монета. Согласно преданию, Ликург заменил ее тяжелыми и неудобными железными оболами, уже давно вышедшими из употребления за пределами Лаконии. Торговля и ремесло считались в Спарте занятиями, позорящими гражданина. Ими могли заниматься только периэки, да и то лишь в ограниченных масштабах. Были под запретом различные виды сделок по продаже земли. Их запрещалось дарить, продавать и завещать. Земельные участки спартанцев обрабатывали илоты.

Все спартанцы, независимо от происхождения и общественного положения, жили в одинаковыхусловиях, носили одинаковую простую и грубою одежду, ели одинаковую пищу за общим столом в сисситиях, пользовались одинаковой домашней утварью. На производство и потребление предметов роскоши был наложен строжайший запрет. Ввоз в Спарту чужеземных изделий был запрещен законом. Главными блюстителями порядков были сделаны эфоры, что буквально означает «блюстители» или «надзиратели». Они составляли коллегию из пяти человек, которых ежегодно переизбирали на народном собрании. Эфоры должны были следить за поведением граждан и наказывать нарушивших закон. Они осуществляли надзор и за всем порабощенным населением. Они назначали криптии – дни массового убийства илотов. Эфорат стал высшим контрольно – административным органом спартанского государства.

Такая организация государства способствовала консолидации граждан Спарты, их сплочению перед постоянной готовностью к восстанию массы илотов.

«Община равных» - обладала большим запасом прочности и выдержала испытания третьей мессенской войны 463 г. до н. э. и Пелопоннесской войны 431-404 г.г. В середине VI века Спарта подчинила своей гегемонии большую часть пелопонесских государств.

 

Каждая семья была поставлена в зависимость от государства.Все мужское население с детских лет готовилось к войне или воевало.

Все свободное время спартанцы прово­дили в военном лагере, где занимались гим­настическими и военными упражнениями. Здесь же находились казармы, в которых жили мальчики и молодые люди, не достигшие 30 лет. Взрослые граждане объединя­лись в воинские подразделения — сисситии (в переводе с греческого — «совместная трапеза»).

В сисситии проходила вся жизнь спартанца. Обязательным являлось участие в совместных трапезах. Дети в обществен­ных трапезах не участвовали, но их туда могли приводить, чтобы они слушали разговоры о политике, учились у взрослых шуткам и насмешкам, никогда и никого не оскорблявшим.

Нигде дисциплина не была так сильна, как в Спарте. В одном бою спартанец занес меч над врагом, но услышал сигнал отбоя. Он отдернул руку со словами: «Лучше оставить в живых врага, чем ослушаться команд» Подчиненность спартанца государству отмечали как античные авторы, так и исследователи античности. П.Гиро писал: «Личная свобода не могла существовать. Гражданин во всех отношениях и без всяких оговорок принадлежал государству и был всецело подчинен ему. Зависимость распространялась на все стороны человеческого существования. Тело грека принадлежало государству и было вручено его защитe. Состояние его всегда

находилось в распоряжении государства. Если государство испытывало нужду в деньгах, оно могло приказать женщинам отдать ему свои драгоценности, кредиторам — передать ему их закладные, собственникам оливковых деревьев —уступить ему бесплатно добытое ими масло.

Это всемогущество государства распространялось и на частную жизнь. Во многих греческих государствах мужчинам запрещалось оставаться холостым. В Спарте наказание нес не только тот, кто не вступал в брак, но даже и тот, кто женился поздно. Тирания государства доходила до вмешательства в мельчайшие подробности частной жизни. Законодательство Спарты устанавливало женские прически, в Спарте требовалось сбривать усы.»( П. Гиро Там же, стр.19) . В другой части своей работы П. Гиро отмечал: «Древних греков поражала крепкая организация спартанского войска. Исократ приписывает одному спартан­скому царю (Архидаму) такие слова: „Если мы одерживаем над другими греческими народами верх, то потому, что наша республика устроена наподобие военного лагеря, в котором царствует дисциплина и повиновение". Платон говорит почти теми же словами, указывая, что спартанцы напоминают войско, расположившееся лагерем. Без позволения должностных лиц спартанцы не имели права покидать Лаконию. Государство желало иметь" возможность постоянно располагать всеми своими воинами.»( П. Гиро .там же, стр. 106)

Такое отношение государства и общества к личности определяло как наиболее востребованную модель воспитания – воспитание «послушного солдата».

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.94.129.211 (0.005 с.)