ТОП 10:

Отношение к другому человеку.



Отношение к другому человеку отражало социально-ценностную структуру в обществе. Другой чаще всего воспринимался как соперник.

«Именно Гомер первым облек в слова, именно у Гомера древ­ние с энтузиазмом почерпнули понимание жизни как спортив­ного состязания, где важно быть первым, тот «агонистический идеал существования», в котором принято видеть одну из самых сущест­венных сторон греческой души. Гомеровский герой, а по его примеру и всякий грек, может быть поистине счастлив, только если чувствует и утверждает себя первым в своем роде, выдающимся и непревзойденным. Блистать, первенствовать, победить, восторжествовать, ут­вердить себя в соревновании, превзойти соперника перед судь­ями, совершить подвиг, dpiaxeia, который сделает его первым среди людей — современников, а может быть, и потомков — вот зачем он живет и для чего он умирает. Такова мораль чести, во многом чуждая для христианской души. Она предполагает приятие гордыни, кото­рая не порок, а возвышенное стремление к великому», - писал Марру (6 ,стр.31) Постоянные войны беспощадность к врагам делала жестокость героев социально значимым качеством и приводила к обесцениванию человеческой жизни. Этому же способствовало и отношение к рабу как к вещи, инструменту. Жестокость в отношении к рабу была нормой. При этом в античной телесной культуре всякое обезображивание тела воспринималось древними греками как беспредельно горестное явление. Особенно тяжело они переживали предание тела поруганию, и его осквернение после боя. Ахиллес отказывает Гектору в предсмертной мольбе и с бессмысленной жестокостью волочит его труп вокруг Трои. Старец Приам – отец Гектора умоляет его вернуть тело сына.

Одиссей не только устраивает побоище женихов, но приказывает изрубить их на куски и бросить на съедение псам и предписывает Телемаху повесить неверных служанок на корабельном канате, натянутом во дворе.

Особое место в отношении к другому человеку занимала дружба воинов, (« верность мужскому союзу»).

Отмщение за друга заставило Ахиллеса забыть личную обиду и встать на путь преследования Гектора.

Дружба и жестокая месть за друга, вплоть до надругательства над телом врага, также слагаемые образа «благородного воина».

Фетида-мать Ахиллеса страдает от печали, которая терзает душу ее сына:

« С горестным воплем главу обхватила у милого сына

И, рыдая, сама говорила крылатые речи:

«Что ты, о, сын мой рыдаешь? Какая печаль посетила

Душу твою? Не скрывайся, скажи!

Ей тяжело вздохнув, отвечал Ахиллес быстроногий:

«Знаю, о, матерь, Зевс громовержущий все мне исполнил.

Но какая в том радость, когда потерял я Патрокла,

Милого друга! Его из друзей всех больше любил я;

Им, как моею главой, дорожил и его потерял я.»:

«О. да умру я теперь же когда не дано мне и друга

Спасть от убийцы! Далеко, далеко от родины милой

Пал он; и. верно, меня призывал, да избавлю от смерти!

Что же мне в жизни? Я не отчизны другой не увижу,

Я ни Патрокла от смерти не спас, ни другим благородным

Не был защитой друзьям, от могучего Гектора падшим:

Праздный сижу пред судами, земли бесполезное бремя.»

(2, Песнь 18, 71-104)

Отношение к чужеземцу сочетало некоторую подозрительность и в то же время гостеприимство. Существовал специальный термин - «проксения»- узы взаимного гостеприимства. Зевс считался покровителем странников.

Отношение к старикам было очень почтительным. С огромным вниманием и заботой относится Одиссей к отцу. С нежностью вспоминает мать. И это нормы принятые обществом.

В общении людей друг с другом присутствовала большая утонченность: умное и уверенное поведение Навсикаи при внезапном появлении нагого Одиссея, выброшенного морем и умоляющего о помощи .Любезное прощание Одиссея с Алкиноем и его супругой. Формы общения Телемака с женихами, несмотря на взаимную ненависть, отличаются учтивостью.

Особое место занимает отношение к женщине. Герои Гомера - цари, а зачастую полубоги. Отношение к женщине в их среде несет как бы два разные начала. С одной стороны, в нем отражены отголоски патриархата и присутствуют все признаки патриархальной культуры, которые определяют правовые нормы и поведенческие требования. С другой стороны, героини Гомера отчасти имеют божественную природу. Богини, число которых велико на Олимпе, создают некоторый архитипический женский образ, который и поныне продолжает играть всеми красками в культуре. Арете женщины – ее красота. Ее добродетели – стыдливый нрав и хозяйственность.

Девушка, которой живы родители, должна была жить замкнуто и не появляться публично. Она полностью подчинялась воле отца. Муж мог отправить жену к ее родителям, но должен был вернуть ее приданное. Если муж отсутствовал, женщина подчинялась старшему сыну. В « Одиссее» Телемак дважды обращается к матери, которая активно вмешивается в дела мужчин, с одинаковыми словами, которые, Гомер, видимо, предлагает как программное требование к поведению женщины:

«Удались: занимайся как должно порядком хозяйства,

Пряжей, тканьем, наблюдай, чтоб рабыни прилежны в работе

Были своей: говорить же не женское дело

Мужа, и ныне мое; у себя я один повелитель.»

Однако эпитет «многоумная» Гомер очень часто адресует Пенелопе, позволяя ей действовать активно, хитроумно, во многом руководя ситуацией. Пенелопа прекрасна, красота ее не умаляется за двадцать лет, хотя Пенелопа не раз проливала слезы. В телесно- скульптурной культуре античности и богини и героини эстетически совершенны, бесконечно женственны и эротичны. Но при этом умны, хитры, коварны, а порою и жестоки. Это не образ женщины труженицы, матери, хотя постоянно упоминается об их тканье ( рассказ о полотне, которая ткала и распускала Пенелопа) , или о волнениях Пенелопы из за тайно уехавшего Телемаха. Это - женщина - почитаемая, женщина - совершенство. Поэтому она самый ценный трофей в военных сражениях. И здесь мы видим прообраз рыцарской «прекрасной дамы» и вообще образ «прекрасной дамы» всей последующей мировой культуры.

Отношение к богатству

Богатство занимает высокое место в шкале ценностей гомеровских героев. За добычей отправляются воины в далекий и опасный путь. Дарами одаривают почетных гостей. Стада, запасы мяса, муки и вина, сундуки с драгоценностями создают чувство радости и уверенности в этой земной жизни. Телемах говорит:

«Нет, конечно, царем быть не худо; богатство в царевом

Доме скопляется скоро, и сам я в чести у народа.»

, Одиссей, восхищенный пением слепого певца Демодока, посылая ему почетный „кусок мяса, оставляет, однако, большую часть себе (1, песнь 8, 474—476). Этот же многострадальный герой успевает перевязать сундук с царскими дарами хитрым узлом, как его научила когда-то волшебница Кирка (1,песнь 8, 4-5.6— 449). А попав на Итаку и погоревав вдосталь о своей судьбе, Одиссей, спохватившись, немедленно пересчитывает богатые дары феаков (1, песнь 13, 200— 221).,). «Скорбью безмерной крушась», «в жестокой тоске по отчизне», Одиссей все-таки со свойственным ему практицизмом по совету Афины прячет свои сокровища в пещеру нимф; а затем они оба, сидя под старой оливой, обдумывают, как бы погубить наглых женихов ( 1, песнь 13, 366)

Отношение к труду

У Гомера нет еще презренного отношения к труду- ремеслу. Люди выступают в роли демиурга - мастера и одновременно художника, своей деятельностью показывая нераздельность искусства и ремесла, воплощенную в греческом слове techne. Нимфа Калипсо занимается ткацким делом как настоящая ткачиха. Прилежно ткет нескончаемую ткань Пенелопа. Царевна Навсикая с девушками-служанками стирает белье всего своего семейства, включая пятерых братьев, двух женатых и трех холостых. Эти, как пишет Гомер, желают всегда ходить в свежевымытых платьях на хороводы (1, песнь 6, 64 ел.). Трудятся ткачихи в доме Одиссея под зорким взглядом Евриклеи. Занимается пряжей прекрасная Елена. Одиссей умело валит огромные деревья и строит плот. Он же некогда своими руками сделал резное ложе для себя и Пенелопы.

Отношение к знанию

Общество гомеровской эпохи предъявляло к своему герою и другие требования. Именно им отвечало поведение Одиссея.

Это тип умного, любознательного, многоопытного героя, хитрость которого направлена на познание мира с его чудесами. Эпитет Одиссея «многоумный» включает в себя разнообразную гамму переходов — от элементарной хитрости к сложнейшей работе мысли. В поэме повсеместно подчеркивается «безупречность» Одиссея. Он ловок не только в стрельбе из лука, не только «славен копьем». Он вдохновенный оратор, возбуждающий боевой пыл воинов и дающий благие советы. Одиссей одинаково хорошо орудует веслом и топором, мечом и луком, «многоумный» и «многоопытный», наподобие мастера — демиурга пытается сам строить свою судьбу. Хотя у Гомера мы постоянно встречаемся с тем, как боги «вбросили» мысль человеку, «вынули» у него разум, «отняли» у него страх, «вложили» в его сердце печаль, причем все эти психические акты представлены вещественно-физически, это ничуть не мешает гомеровскому герою в его самостоятельном, творческом отношении к жизни.

Отношение к семье.

Семья выступает как ценность в гомеровском обществе. Семья- основа устойчивости: сохранения рода, дома, богатства. Любовь к семье и родному очагу выступает как ностальгическое настроение в суровой и жестокой обстановке войны. Для женщины семья представляет основную ценность, так как замужество определяет ее социальный статус. Воспитание детей осуществлялось в основном в семье. Содержание мужского и женского воспитания, как мы видим, очень отличалось. Определяющим основанием воспитания выступали социальные ценности, традиции, образ жизни, которые диктовали требования к поведению девушки и юноши. Религиозные обряды, ритуалы, праздники, пиры, спортивные игры, охоты, а главное военные события являлись факторами формирования воина.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.173.47.43 (0.007 с.)