Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Театр и его воспитательное влияниеСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Наибольший успех у публики имели комедии нравов (Менандр), где обсуждались бытовые проблемы, повседневные заботы(коварный соблазнитель, хвастливый воин) Театр приближался к быту и не предлагал идеала для подражания, не заставлял размышлять над судьбоносными проблемами, а развлекал, высмеивая обыденные, будничные дела. В изобразительном искусстве, с одной стороны, стремление к монументальности, с другой, передача индивидуальных черт, скульптурные портреты, повышенное внимание к бытовым деталям.
Литература и особенности ее воспитательное воздействие. Литература интенсивно развивалась. Получила распространение александрийская поэзия, ориентирующая на избранную аудиторию, способную оценить изысканные формы, обширную эрудицию авторов. Стихи писали на исторические и мифологические темы. Желание человека дистанцироваться от общественно – политических проблем, поиск покоя и благополучия в рамках семьи и узкого круга друзей получили отражение в двух литературных жанрах – буколической поэзии и социального романа – утопии. Отвлеченные действия на фоне абстрактного пейзажа создавали искусственный мир безмятежно живущих людей. В романах – утопиях(Энгемера и Ямбула) описывали фантастические страны, острова блаженных в далекой Аравии или Индии., где люди наслаждаются счастливой жизнью на фоне роскошной природы. У этих людей отменный достаток, хорошее здоровье, гармоничные отношения. Боги- это люди, обожествленные за свои заслуги, мудро устроившие быт сограждан. Андре Боннар, характеризуя буколическую поэзию Феокрита, так оценил ее воспитательное влияние: «Греческая поэзия, да и вся литература были серьезны и глубоки. Греческая литература, конечно, предполагала одобрение аудитории, доставление радости читателю. Через эту радость она хотела быть полезной коллективу. Сама трагедия, главное литературное изобретение греков, сообщая знания об ужасах нашего человеческого существования, передавала в руки людей орудие мудрости, борьбы к освобождению. Но вот теперь города – государства исчезли. В больших городах имеются только отдельные лица, которые преследуют, каждый на свой лад индивидуальные интересы, которые ищут индивидуальных удовольствий. Литература становится одним из таких удовольствий. Предназначенная для тех, для кого отдых состоит в приятном саморазвитии.»(1стр320) Боннар видит в литературе периода эллинизма разрушение классических традиций, выхолащивание смыслов. Он пишет о представителе так называемого реалистического мима Героде: «Поэзия Герода по своему характеру глубоко чужда всему тому, что было до сих пор в греческой литературе. Греческая литература была прежде всего» Логосом», «Словом». Она существовала, чтобы быть услышанной, она существовала, чтобы быть действенной. С Геродом же более нет Слова, которое стремится быть услышанным. Есть только литература, находящая удовлетворение в подражании действительности, и грубой действительности. Это путь вульгарного реализма». Удивительно примитивны и мелки сюжеты у Герода. Бесконечные уговоры заботливых тетушек завести любовника или описание наказания плетью школьника, при котором мамаша уговаривает учителя бить посильнее, так как шалости мальчика ей дорого обходятся. Нет ни подлинных чувств, ни мысли, ни иронии.(1,,стр 323) Религия в новых условиях Состояние религиозного сознания эпохи эллинизма принято называть синкретизмом. Расселившиеся по всему Ближнему Востоку греки и македоняне принесли на новую родину культы олимпийских богов, которым они поклонялись. Однако на новых местах традиционные греческие боги подверглись серьезной трансформации как под влиянием новых условий жизни среди коренного восточного населения, так и под воздействием древних восточных религиозных систем. Культы греческих богов Зевса, Аполлона, Гермеса, Афродиты и других приобретают новые черты, заимствованные у восточных божеств Митры, Аттиса, Кибелы, Изиды. Особую популярность приобрела египетская богиня Исида. Ей присущи многие черты греческих богинь – Геры, Афродиты, Деметры, она стала своего рода универсальным культом единого женского божества. Явление религиозного синкретизма включает не только совмещение функций греческих и восточных черт в системе традиционных греческих или древне восточных богов, но и появление новых божеств. Наиболее ярким примером является культ Сараписа в Египте, разработанный по указанию Птолемея Лага. Новый культ Греко – египетского божества создавался на основе культа Осириса – Аписа, почитаемого при мемфисском храме, с элементами олимпийских богов Плутона, Зевса и Диониса. Новое божество Сарапис было объявлено верховным богом эллинов и египтян. В образе Сараписа стали почитать единое верховное божество тем самым удовлетворяя уже намечающуюся тягу к монотеизму. В неспокойной общественной и политической обстановке эллинистического мира, люди стали обожествлять Судьбу - Удачу в качестве богини Фортуны. Были обожествлены такие понятия как Добродетель, Здоровье, Счастье.(3стр356). Одной из особенностей религиозного состояния было обожествление монарха(начало этому положил Александр Македонский) и политических деятелей. Плутарх приводит очень комичную историю, произошедшую с афинянами. Сын Антигона (полководца Македонского) Деметрий с войском освобождает афинян от македонян. Он – властитель Афин. Афиняне, наполовину искренне, обнаруживают в своей угодливости массу воображения. Были воздвигнуты статуи богам – спасителям, золотые квадриги, даже алтари. Упраздняют архонта эпонима, магистрата, дававшего свое имя году, и заменяют его жрецом бога –спаситнля. Одному из месяцев переменили наименование, и называется он теперь Деметрион. Дионисии становятся Деметриями. Изображения Антигона и Деметрия вносят в узор ткани на одежде богини Афины. Апартаменты для Деметрия устраивают в задней части храма в Парфеноне, «хотя,как замечает Плутарх,_ это был гость, поведение которого отнюдь не было достойно соседства с девственницей». В дальнейшем, очень скоро Деметрий попадает в плен к Птолемею, а афиняне захлопывают двери перед павшим богом. Боги, творимые интеллектом и организационными талантами людей, все больше теряют свою магическую и мистическую сущность. Отношение к религии становится все более объектно, ее изучают, ею интересуются. Последние надежды все чаще связывают с астрологией и магией. Бертран Рассел, суммируя моральный характер III века до н. э., так описывал образ среднего гражданина: «Общее смешение должно было привести к разрушению морали… Неуверенность, длящаяся целые века, пагубна для прозаической повседневной добродетели граждан. Казалось, нет смысла быть экономным, раз завтра все ваши сбережения могут быть растрачены по – пустому; нет никаких преимуществ в том, чтобы быть честным, поскольку тот человек, в отношении к которому вы ее проявляете, обязательно обманет вас; незачем упорно придерживаться какого либо убеждения, ибо все убеждения не имеют значения или шансов на устойчивую победу; нет доводов в пользу правдивости, так как только гибкое приспособленчество помогает сохранить жизнь и состояние. Человек, чья добродетель лишена иного источника, кроме чисто земной осторожности, в таком мире станет авантюристом, если у него есть смелость, а если ее нет, будет стремиться остаться незаметным как робкий приспособленец. Менандр, который жил ВТО время, говорил:»Много случаев я знавал, когда люди, по природе не мошенники, становились таковыми из-за неудач, по принуждению.»(2 стр247) Таким образом, политика государства и особенности жизни в эллинистических государствах ориентировали на идеал человека активного, инициативного, рассчитывающего на себя, гибкого, умеющего приспосабливаться к обстоятельствам. Но наряду с ним складывался и другой образ – человека – философа. «Когда политическая власть перешла в руки македонцев, греческие философы отошли от политики и посвятили себя в большей мере проблемам индивидуального спасения. Они больше не спрашивали:как могут люди создать хорошее государство?. Вместо этого они спрашивали: как могут люди быть добродетельными в порочном мире или счастливыми в мире страданий?»(2 249) Философские школы составляли некую лагуну в сложном мире эллинизма, предлагая свои идеалы, свои понимания мира и жизни в нем. Продолжала сохранять известность школа Платона-, школа учеников Аристотеля –перипатетики(перипата –крытая галлерея, где Аристотель читал лекции). В Афинах в конце IIIV века формируются школы киников, стоиков и эпикурейцев, которые распространяются по всему эллинистическому миру. Популярность этих школ объясняется тем, что,при всем различии этических посылок, их философия отвечала стремлению все большего числа граждан эллинистической эпохи замкнуться в границах своего индивидуального мира, обеспечить личности свободу и независимость от обстоятельств. Киники и скептики. Основателем киников был Антисфен – ученик Сократа, на 20 лет старше Платона. До смерти Сократа он жил в аристократическом кругу, но потом под влиянием смерти Сократа, разгрома Афин, он отказался от прежнего образа жизни. Всю философию он стал считать никчемной. Все, что можно познать. Может познать и простой человек. Он верил в возврат к природе, считал, что не должно быть правительства, ни частной собственности, ни установленной религии. Его последователи отрицали рабство. Диоген его последователь решил жить как собака, и потому его назвали киником, что значит собачий. Он отвергал все условности, касающиеся религии, манер, одежды, жилища, пищи и приличий. Существует легенда, что он жил в бочке. Широко известен факт, как Александр посетил его и спросил, не хочет ли он какой – либо милости «Только не заслоняй мне свет», -сказал Диоген. Он искал добродетель и моральную свободу в освобождении от желаний. Будьте безразличны к благам, и вы освободитесь от страха. В начале III до н.э. киники были в моде, особенно в Александрии.Они публиковали свои проповеди: «Зачем беспокоится о будущем. Оно совершенно неопределенно. Вы с успехом можете наслаждаться настоящим. Можно быть счастливым и легко обойтись без материальных благ, как глупо чувствовать привязанность к родной стране или горевать, когда умирают твои друзья. Кого привлекали эти проповеди. Обедневшим людям, которые хотели бы презирать преуспевающего дельца или искали смысла и оправдания своей жизни в отрицании общих ценностей? Лучшее из учения киников перешло в стоицизм. Школа Эпикура(311 – 270) представляла собой общину, в ней были его друзья, дети друзей, рабы, гетеры. Жизнь была скромная и простая: хлеб, вода. Частично из принципа, частично из-за недостатка денег. Им помогали добровольцы. Свою общину Эпикур называл святым единством. Эпикур проповедовал умение наслаждаться маленькими радостями. Сохранилось его письмо, где он писал другу: «Пришли мне горшочек сыра, чтобы мне можно было пороскошествовать».(2стр261) Он был больным человеком., но принял решение жить, приспосабливаясь к страданиям, ибо наука его времени не знала средств от его болезни. Для Эпикура цель мудрого скорее в отсутствии боли, чем в виде наслаждения. Он хотел быть счастливым. Жизнь Эпикура отверженного подобна была жизни святого.. Эпикур взял под свою защиту униженных: он поднял знамя, которое Достоевский назвал «знаменем хлеба земного». «Счастье – это неотложная нужда, которая не ждет. Жизнь гораздо короче, чем мы можем себе представить.»всякий уходит из жизни с чувством, как будто бы он только родился»(1 стр370) Человечество остается придавленным игом двойного страха – смерти и богов. Но этот ужас необоснован. Этот прекрасный мир будет длиться, пока есть вы.». Эпикур верил в богов, но он считал, -зачем боги будут заниматься нами и делать нам зло. В одном из писем (к Менекею) он показывает, что смерть ничто для нас: «Когда мы существуем, смерть еще не существует, а когда смерть присутствует, тогда мы не существуем»(1.,377) Призвание человека радость. «Тело стонет от голода, от жажды, от холода. Немного нужно, чтобы заставить его замолчать. А простая натура и не требует многого.»Хлеб и вода доставляют величайшее, высшее удовольствие, когда человек подносит их к устам, чувствуя потребность. Эпикур советовал воздерживаться от участия в общественной жизни, стремиться к тихим радостям, равновесию. покою. Самое благоразумное – это дружба.»(Лкуреций т2 Письмо к Менекею стр597). Философская школа Эпикура – очаг дружбы. Люди под руководством учителя ищут истину, которая им необходима для их обездоленной жизни, которая объединяет людей, разобщенных в результате крушения города – государства. «Из всего того, что мудрость доставляет себе для счастья всей жизни, самое важное есть обладание дружбой(Лукреций,т2С.607+» Мы не столько имеем надобность в помощи от друзей, сколько в уверенности относительно помощи»(там же,с613). Эпикур очень любил детей, переписывался с ними. Вот пример одного письма:» Мы прибыли в Лампас в добром здравии.. Как хорошо, что ты здоров и твоя мама и что ты, как и прежде, слушаешься папу и Матрона(раб, провожающий ребенка в школу) Будь уверен, причина, почему я и все остальные любим тебя, та, что ты их во всем слушаешься.»(Лукреций,т2С.637) От творений Эпикура ничего не осталось, кроме нескольких писем и фрагментов «Основных доктрин». Его учение было изложен спустя 200 лет Лукрецием. В философии Эпикура было важно, что она помогала принять ту реальную жизнь здесь, на земле, которая тяготила человека. Эпикур предлагал образ философа – мудреца, не обращенного к непонятному умопостижимому миру идей, а понятного и возможного для следования его философии в данной и жизни, которая может стать независимой от обстоятельств. К 4 веку относится учение ранних стоиков – Зенона и Хрисиппа.» Добродетель –это воля, находящаяся в согласии с природой. Стоики осуждали страсти. Главные добродетели стоицизма - долг и воля. Человек – хозяин своей судьбы. Стоики требовали от своих последователей участия в общественной жизни.
Мировоззрение людей становилось все более индивидуалистичным и субъективным. Аристотель был последним философом, чье мироощущение было жизнерадостным. После него философы проповедовала уход от жизни. Мир плох, давайте научимся быть независимым от него. Внешние блага непрочны, они дар судьбы. Только субъективные блага – добродетель или смирение - прочны и имеют цену для мудреца Идеал, предлагаемый философией этого времени образ человека, обращенного вглубь себя, ищущего смысл своего существования не в обретении внешних благ, а в нахождении соответствия своего стиля жизни и поведения определенным духовно – нравственным ценностям, по разному трактуемым в различных философских школах. Популярность философских школ и их неоднородный состав говорят о востребованности такого идеала. В то же время в аристократических эллинистических кругах складывался идеал образованности, как культурности, как свидетельство исключительности аристократии. Французский исследователь Марру, раскрывая смысл «пайдеи», говорит, что именно в эпоху эллинизма сложилось классическое образование, которое сохранилось в мире на многие столетия, потому, что «пайдея» являлась той образованностью, которая собственно выделяла человека, как человека.Однако Марру идеализирует школьные занятия. В сложный период эллинизма, когда человек остался наедине с собой и своими проблемами, когда окружающая жизнь требовала легко адаптирующегося, гибкого авантюриста, а философские школы предлагали уйти от мира, искать свое понимание идеала и сохранять собственную добродетель, школы ушли в увлечение грамматикой и риторикой. И как и литература, они создавали возможность ухода от жизни в занятия формалистичными литературными упражнениями. Можно предположить,что в эллинистический период складывалось представление об образовании как о некоторой совокупности знаний, некоторой эрудированности. Хотя Жураковский Г. Е. упоминал о том, что в ряде случаев окончание эфебии требовалось для занятия определенных должностей(4). В Афинах эллинистического периода не стало мусического образования. Вместо этого была введена школа грамоты – пять лет обучения. Вторая школа – грамматическая имела -три года В грамматической школе учитель- грамматист– преподавл литературное наследие, представленное великими шедеврами(Гомер, Еврипид, Менандр, Геродот и т. д.), раскрывающими героические примеры человеческого совершенства, а также грамматические науки и некоторые научные сведения из математики, геометрии, астрономии, музыки. Одновременно с грамматическими сохранялись гимнастические школы в течении трех лет. Гимнасии перестали заниматься физической подготовкой, но давали грамматические знания, а также некоторые знания из области математики, физики логики, этики. Эфебия утратила военный характер, так как Афины не имели прав иметь свою армию.. Теперь эфебия обслуживала преимущественно иностранцев В списках 172 года в эфебии на 80 афинян приходилось 155 иностранцев (4.,258.) «Единственный тип эллинистической образовательной культуры, которому удалось объединить гимнастику, музыку, словесность, науки и искусства, а именно аристократическая эфебия, достиг этого только подменой настоящих знаний тонким и поверхностным налетом, став карикатурой на подлинный гуманизм»,- пишет Марру-«. Но на протяжении эллинистического периода эфебия теряет постепенно интерес к гимнастике, в связи с развитием профессионального спорта, который делает ее не конкурентной во время игр и соревнований, затем ослабевают занятия музыкой из-за усложнения музыкальной техники, которая становится недоступна для любителей. Остаются доминирующими занятия грамматикой.. астрономии, музыке. Эфебия превращается в аристократическое учебное заведение, где одновременно с необременительным физическим воспитанием дается интеллектуальное обучение словесности и философии. Развитие грамматики приводит к тому, что она стремится завладеть умами молодежи. Музыка, как и гимнастика уступают свои позиции занятиям.. позиции занятиям словесностью, грамматикой, риторикой, философией.(5.,150-155) После эфебии. желающие могли дополнить свое образование, отправившись в ученики к ритору или философу. Наиболее характерная черта эллинистического преподавания риторики заключалась в том, что она постепенно упускала из виду подготовку оратора к реальной жизни, к речам, которые ему на самом деле придется произносить. Потеря политической свободы отнимала всякое значение у реального красноречия, школьное красноречия сохраняясь, становилось формалистичным, оторванным от жизни. С конца IV века афинские философские школы привлекали не только греков, но и множество учеников из других эллинистических держав. Несомненно, что те, кто в своем становлении на пути образования и культуры восходили на ступень риторики и философии, в их взаимосвязи, действительно приближались к «пайдеи», как образованности, свидетельствующей о культуре и благородстве, так как именно философия неустанно от века к веку искала пути постижения духа и вектор этого поиска, начиная с Платона был направлен на приближение христианства. Наличие в Афинах философских школ позволяло желающим войти в круг их учеников. Образовательные учреждения греческого типа, называемые дидаскалионами распространились во всех эллинистических государствах. Их посещение было платным и свободным. Эфебию содержали на средства меценатов. В среде местной аристократии было много ярких приверженцев эллинизма. Все образованные слои эллинистического общества говорили и писали на греческом языке, приглашали греческих учителей. Но были и противники эллинизации. Так, например, в Иудее в Иерусалиме были введены греческие культы, созданы гимнасии. Это вызвало известное восстание под предводительством Маккиавеев. В новых центрах эллинистических государств школам уделялось большое внимание, при этом обучали и девочек, а в ряде случаев совместно с мальчиками. Сохранился постановление народного собрание Милета. «Согласно предложению совета, народ постановил следующее: так как Эвдем, сын Талиона, руководимый желанием облагодетельствовать свой народ и оставить на вечные времена памятник своего славолюбия, заявил о своем намерении дать 10 талантов серебра на воспитание детей свободных граждан за себя и за своих братьев Менандра и Диона, то милетцы постановили, чтобы Эвдем был прославлен за свое рвение на столь прекрасном поприще и составлял предмет особой заботы для совета и всего народа.» После следуют молитвы участников народного собрания:» Кто будет избирать в педотрибы и учителя грамоты тех именно, кто на его взгляд, лучше всего тому обучит детей, и притом не покривит ни под влиянием никаких сторонних побуждений, тому да будет благо, а в противном случае – обратное.» Оба текста интересны, так как передают образ мыслей того времени. Тщеславие в эпоху эллинизма видимо еще более усиливается, если у богатого человека возникает всеми понимаемое и одобряемое желание создать памятник своему славолюбию. Растущая возможность к обогащению параллельно разжигала и тщеславие богатых и угодливость народа. Пожертвования видимо были существенным дополнением бюджета элементарной школы грамоты. Обычно в элементарной школе грамоты - учитель за плату учит технике чтения, счета Выборы учителей потребовали и специальной молитвы, содержащей угрозу в случае в случае «сторонних побуждений». Видимо, без подзатыльников со стороны богов граждане были не в силах совладать с неправыми искушениями. В то же время документ свидетельствует, что статус учителя вырос, учительская профессия стала конкурентна. В документе приводится клятва учителей, что они никого не склоняли голосовать за них.
Эллинистическая образованность не имела никакой прагматической установки – она не ставила своей целью ни подготовку солдата, ни гражданина, ни воина, ни профессионала. Для демоса она давала грамоту и счет, без чего нельзя было жить в обществе. Для грека аристократа школьное образование было знакомством с набором знаний, обязательным для человека определенного круга, позволявшим в дальнейшем при желании идти по ступеням образования дальше.. С другой стороны, в этом идеале образованности не хватало духовности, той глубины, которая была, например, у наших славянофилов, классическая образованность и широчайшая эрудированность которых покоились на христианских, православных идеалах и нравственных исканиях. Марру) Сложившийся в практике учебных заведений эталон грамматически –литературной, риторской формалистической образованности в соотнесении с вышерассмотренными идеалами, рожденными жизнью и философскими поисками, представляет один из путей отгораживания от жизни и автономизации личности. Одной из отличительных особенностей эллинистического общества явилась резкая поляризация населения на богатых и бедных, концентрация богатств на одном полюсе и крайняя нищета на другом. Среди греческой аристократии возник феномен элитности и сопутствующего ему снобизма. В связи с этим представляет интерес оценка развития литературы этого периода. «Только с наступлением эллинской эпохи все меняется. Формы передачи и потребления словесности из устных становятся книжными, литературные формы из достояния быта, становятся достоянием школы, обслуживающим связь настоящего с прошлым. По одну сторону школы развивается поэзия нового быта- анекдотические повествования, эстрадная лирика, мимическая драма. По другую сторону школы развивается элитарная поэзия, экспериментирующая с созданием искусственных новых литературных форм и оживлению малоупотребительных старых. Если до тех пор нарождение и изменение литературных жанров определялось в первую очередь вне литературными общественными потребностями…, то теперь оно определяется иным: нуждами школы(которая тормозит тенденции к изменчивости и культивирует канон) и внутрилитературной игрой влияний, оторвавшейся от непосредственного контакта с потребителем.»(стр301)Гаспаров М.Л. Это касалось в первую очередь крупных землевладельцев и чиновников. В условиях приоритета греческих культурных традиций в огромной многоликой культуре новых государств в целом у греков и особенно у греческой знати возникает стремления усиления своего культурного превосходства и обособления от окружающей действительности. Возрождается идеал благородного воина, но постепенно в нем ослабевает боевая составляющая, вытесняемая греческой литературной образованностью, ораторским мастерством, способностью к философскому размышлению. Арете аристократов- это эталон «греческости» как культурности, особой образованности, интеллектуальности, которые в данном обществе ценятся очень высоко. Деятельность учебных заведений была направлена на обретение этого идеала образованного человека. Воспитание и обучение не обрели прагматизма и утилитаризма, которые так сильно ощущаются сегодня, но они утратили гражданскую и патриотическую направленность. В них слабее была представлена честь рода, но подчеркивалась исключительность греческой истории, литературы и философии.
Литература 1. Андре Боннар Греческая цивилизация.,т.3 М,,Искусство.,1992 2. Бертран Рассел История западной философии М., Изд. Иностранной литературы.,1959 3.Греция и Ближний Восток в эпоху эллинизма. Эллинистические общества и государства.//История древней Греции Под ред. В. И. Кузищина, М., Высшая школа,,2001 4Жураковский Г. Е. Очерки по истории античной педагогики М.,Учпедгиз,,1940 5. Марру А. И. История воспитания в античности (Греция) М., Г.Л.К.,1998
Вопросы и задания 1.Какие качества личности оказались невостребованными в эллинистическом мире и почему. 2.Раскройте проявление синтеза древнегреческой и древне восточной культуры в политической жизни и в религии, и покажите как влияли эти процессы на воспитание человека. 3. Объясните в чем причины изменения литературы и театра как источников воспитательного воздействия на личность. 4. Покажите особенности идеала философа мудреца на примере философских школ киников, эпикурейцев, стоиков. 5. Какое место занимала школа в воспитании человека и его образовании.
Развитие образования и педагогической мысли в Древнем Риме. Хронология
Рим семи царей VIII в. до н. э. – V в. до н. э. Древняя Республика Vв. до н. э. - III в. до н. э. Поздняя Республика Середина III в. до н.э. – середина I в. до н.э. Императорский Рим I в. н.э –II в.н.э Кризис Империи III в.н.э. –V в.н.э. Социокультурная ситуация . Римская цивилизация во многих своих чертах была похожа на древнегреческую. Она также была морской и имела благоприятный климат. В течении VIII -VI веков до н. э территория Рима расширялась, а его влияние возрастало. К V веку сложилась гражданская община Рима. В ней сочеталось коллективное и частное землевладение. Все граждане являлись не только землевладельцами, но и воинами. Для Древнего Рима также как и для Древней Греции ведущим психологическим основанием общественного сознания было полисное единство. На всем протяжении истории Рима государство стремилось поддерживать некоторую мифологему «народ- хозяин государства». Самый последний нищий в Риме с гордостью ощущал себя римским гражданином, свободным человеком и хозяином своего государства. Это чувство, присутствовавшее в атмосфере общества, передавалось детям, юношам, определяло их мироощущение. Эта иллюзия массового сознания продолжала сохраняться даже тогда, когда произошел кризис республиканского строя. Полисное единство являлось формой удовлетворения потребности в групповой принадлежности, которую большинство психологов рассматривают, как ведущую в развитии человека. Эрих Фромм в работе «Здоровое общество» в числе первых называет «потребность в приобщенности». Наиболее сильно данная потребность была выражена в ранних, древних обществах, где еще было сильно родовое начало. Кнабе называет это «потребностью в принадлежности»: «Нельзя ни к чему не принадлежать и быть просто человеком. Если в городском коллективе оказался посторонний, он должен был немедленно закатиться в какую то лунку, стать членом какой- либо фамилии или как клиент или как раб. Человек реализует себя, если не всегда в служении общественному целому, то, во всяком случае, всегда в соотнесении с ним. Причем это общественное целое может выступать в непосредственной реальности, как гражданский коллектив полиса, но может и как полисная мифология»(стр 172)
Древняя республика.
Воспитывающее влияние государства. Отношение к государству.
В период «Древней республики» гражданственность, чувство полисного единства формировались под влиянием самого характера государственного правления. Слово республика переводилось как «общее дело». Народное собрание являлось главным органом государственного правления. Все были равны перед законом. Римлянин не мог по закону зависеть от другого лица, подвергаться телесным наказаниям, приговариваться к смертной казне без согласия народного собрания. Народное собрание принимало законы, выбирало магистратов. Законы, разрабатываемые сенатом и утверждаемые народным собранием, воспринимались как справедливые. Если законы оказывались не совершенными, их можно было исправить. Народ сам выбирал в магистраты людей, которые принадлежали к, знатным родам и считал их достойными. Избирались не выскочки, а известные люди, имевшие знаменитых предков – героев. Опора на обычай, традиции снимало социальную напряженность, создавало ощущение устойчивости, порядка. Когда возникло некоторое социальное недовольство плебса, были введены народные трибуны, и это укрепило в народе чувства социальной защищенности и справедливости. В структуре государственного правления был Цензор, который следил за нравственностью граждан, он избирался на пять лет из самых почетных и уважаемых людей города. Если кто-нибудь расточал отцовское добро, проявлял трусость на поле боя, имел славу кутилы и гуляки, Цензор налагал взыскание. Если это был сенатор - его исключали из Сената, если просто плебей, заносили в списки позорных граждан. Когда Цензор Тиберий Семпроний Гракх проходил вечером по улицам, граждане спешно тушили в домах огни, чтобы их не заподозрили в поздних пирах. Государство, таким образом, контролировало поведение граждан. Народные праздники, триумфальные шествия победителей так же оказывали сплачивающее воздействие. Особое влияние оказывал характер градостроения. «В римской империи возникали одни и те же города - одна и та же площадь, на которой стоят одни и те же здания: базилика, храм Капитолийской триады, обычный рынок, храм императора Они окружены стеной или валом, неподалеку от центральной площади находятся термы, театр, или цирк, какое- то место для зрелищ, тоже носивших сакральный характер. Жить по другому нельзя. Жить - это значит жить в городе, ценить и хранить его».(Кнабе)стр173 Захватнические войны усиливали сплоченность –«мы – победители». Участие в походах было формой самореализации, создавало ощущение социальной востребованности, позволяло обрести славу.
В эпоху «Древней Республики» у римлян сложился идеал «доброго гражданина». Он включал: -добрый семьянин, -хороший хозяин, -деятельный государственный муж, - доблестный воин «Добрый гражданин» -это дисциплинированный римский солдат, он послушен закону, уважает власти, не любит мятежей и беспорядков. Плебеи боролись с патрициями без кровопролития, с помощью законов.
Воспитывающее воздействие религии. Отношение к религии.
Религиозное чувство верность и честность римлян напоминало любовь к родителям. На нем основывались знаменитые римские добродетели: целомудрие, дисциплина,. Помимо главных богов, которые были те же, что и у греков: Юпитер –Зевс,Юнона –Гера, Афина – Минерва, были боги добродетелей человека. Например, богиня верности. Были домашние боги – пенаты. Большое место занимали обряды, праздники, игры в честь богов. Государственная жизнь и религия были тесно переплетены. Триумфаторы приносили к ногам Юпитера добычу. В Капитолийском храме устраивали заседания Сената. В честь Юпитера проводились Великие римские игры. Бог Марс был покровителем Народного собрания. Жрецами были сенаторы и цензоры, которые выполняли одновременно и жреческие функции. К религии примыкали гадания, пророчества и т. д. Религия помогала обустройству жизни на земле, требуя правильного выполнения обрядов и молитв. Домашние боги – лари и пенаты защищали дом, семью. Праздники в честь богов были веселыми, радостными, зрелищными. Вера поддерживала в походах. Некоторые обряды были очень сложны. Весталки, служившие в храме Весты, учились и служили 30 лет. Это была очень уважаемая в обществе должность.
Воспитывающее воздействие общества. Отношение к обществу.
Влияние общества преломлялось через различные общности, которые Кнабе называл - «ограниченное множество»: «В фамилии, в местной общине, в профессиональной или религиозной коллегии, в землячестве, человек жил в коллективе, принимал его нормы, не мыслил себя в отрыве от него… Коллектив существовал, как интимное, близкое окружение, как нечто свое и привычное. Это классическое равновесие общего и частного».177 Для человека оценка общества была важнее, чем собственная самооценка или внутренние убеждения и поэтому он нуждался в одобрении группы. Также как и в Греции в римском обществе огромное место в жизни человека принадлежало дружбе. «Дружба – это спутница гражданской доблести», -писал Цицерон.
Специфичными для римлян являлись отношения «клиент – патрон». Это были как бы не официальные и общепринятые взаимообязательства, напоминающие по своей психологической природе детско – родительские отношения. Отпущенный на волю раб становился клиентом своего бывшего хозяина. Крестьянин, арендовавший клочок земли был клиентом крупного землевладельца. Плебей, выигравший процесс становился клиентом своего адвоката. Патрон помогал клиенту деньгами, оказывал ему помощь в суде, давал «хорошее местечко» в армии и на государственной службе. Чем сильнее и знатнее был патрон, тем больше теснилось вокруг него клиентов. Отношения основывались на римской верности, которая считалась совершенной. Клиенты оказывали патрону всякие почести и услуги; приходили в дом по утрам с приветствиями, подносили подарки к праздникам, сопровождали патрона в общественных местах, голосовали за него в народном собрании. Отношение к семье. Воспитание в семье. Семья в условиях республиканского Рима занимала большее место в жизни римлян, чем греков. Если грек брал жену, чтобы иметь потомство, то римлянин, чтобы иметь помощницу. В период Древней Республики римляне не знали разводов, Не разводились даже бездетные семьи, они усыновляли малолетних детей родственников. По обряду, когда жрец соединял жениха и невесту, то произносил: «для общего пользования водой и огнем». Невеста произносила: «Где ты Гай, там и я, Гайя.» И невеста обещала разделить все радости и невзгоды мужа. Супружеские союзы были верными и крепкими. Образ жизни патриархальный. Отец был главой и господином в семье. Жена и дети находились в подчинении, и от них требовалось полное послушание. Воспитание было практическим. Решения отца зачастую были в пользу государства, а не семьи. Брут, первый консул казнил двух своих сыновей за политическое предательство. Консул Тит Маний Токват приказал обезглавить собственного сына, проявившего неподчинение во время Латинской войны. Его речь показывает значение послушания в государстве. «Раз уж ты, сын, не почитая ни консульской власти, ни отцовской, без приказа сразился с врагом и тем подорвал в войске послушание, на котором доныне стояло римское государство, то пусть лучше наша семья будет наказана за этот поступок, чем государство пострадает от дурного примера» Женщина была достаточно уважаема в римской культур
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 218; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.83.202 (0.014 с.) |