Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Условия и пути становления христианского сознания в II –IV веках.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К середине II века уровень христианской жизни начинает понижаться. Одной из причин явилось затишье в гонениях. «Перед Церковью стоял вопрос: остаться кучкой совершенных, отгородиться от всего, не способного это совершенство вынести, или, не меняя ничего в своем идеале, принять в себя массу и вступить на путь медленного ее воспитания». В церкви постепенно ослабевал уровень духовной жизни, все меньше оставалось свидетелей, передающих память об Учителе, усиливалось влияние мира. Чем дольше жила христианская церковь, тем больше теряла она апокалипсический характер, слабее становилась уверенность в скором пришествии Христа, и ощутимее необходимость устраиваться в этом мире надолго. Церковь стала искать компромисс с миром. «В III веке, приблизительно после Александра Севера и до Константина, движение Церкви навстречу миру и государству шло усиленным темпом. В этом движении можно было выделить пять факторов: - Уподобление Церкви государству по внешней структуре; -Уподобление язычеству по своему культу; -Слияние христиан с миром в повседневной жизни; -Благосклонное отношение к власти; -Развитие христианской литературы, науки и искусства.»(
В церкви складывалась строгая иерархия митрополитов, епископов, соборов. Власть и влияние епископов стало так велико, что император Декий сказал: «Я предпочел бы иметь в Риме второго императора, чем христианского епископа». Это приводило к отдалению рядовых христиан от священнослужителей, вызывало утрату того единства, которое было в первых общинах. Постепенно церковь начинала бюрократизироваться. Вместо прежнего непосредственного богообщения возникало пышное богослужение, сложные молитвы, переполненные символами и риторикой, где рядом с молитвенным обращением к Христу, почитали многочисленных патриархов, мучеников, местных святых. Искренность и духовное напряжение молитвенных собраний первых христиан ослабевало. Христиане, даже епископы включались в мирскую жизнь, занимали в государстве различные должности, вплоть до занятий торговлей. Во II- III веках происходило вовлечение в ряды христиан людей высокой эллинской образованности. Началось слияние греческой философии и христианства, что стимулировало, с одной стороны, распространение христианских ересей, с другой, развитие христианского богословия. У христиан складывалось сознание необходимости давать детям светское образование. Даже непримиримый Тертуллиан высказывался о невозможности запретить христианским детям воспитываться в языческих школах. «Как,-говорил он,- без этого ребенок проникнется человеческой мудростью? Как научится он управлять своими мыслями и поступками без образования?» И это несмотря на то, что в школах разбирались языческие писатели, изучались скандальные похождения богов, и чтилась праздниками богиня учения Минерва. Христиане переставали быть образцом нравственности. Равенство: «христианин – святой» теряло смысл. Мир вторгался в христианскую церковь через школу, философию, литературу. Последним фактом, знаменующим приближение церкви к миру, было изменение взглядов на власть и государство по сравнению со II веком. Прежнее воззрение, что Христос придет вторично, чтобы судить империю, сменилось надеждой, что государство пойдет на встречу с Церковью для обоюдного блага. В IV веке, когда христианство стало официальной религией, в церковь пришли люди не слишком нравственные и неглубоко верующие. Крестившись, значительная часть общества лишь меняла имя, а жила по старинке. Можно предположить, именно это обстоятельство вызвало регламентацию многих сфер христианской жизни. Усиливались гонения на еретиков, разрабатывались церковные догматы, утверждались монастырские уставы, вводящие в монастырях почти военную дисциплину. Означало ли это, что новый образ совершенствования человека был отметен неготовностью человечества? Нет. История первых веков показала, что программа христианского воспитания ориентировала на долгую переделку людей. (Некому на земле неведомы времена и сроки.) Возможность ее претворения показали первые христианские общины, подвижники, святые. Это был лишь один, самый чистый путь. Но были и другие. Христианство, как программа, предъявленная человечеству, став официальной государственной религией, меняла людей по мере их готовности, раскрывая им то дурное, что лежало в их сознании и подсознании и мешало обрести очищение перед лицом высокого идеала. Ведь именно об этом последние слова главной христианской молитвы «Отче наш…»: «И не введи нас в искушение, но избави нас от лукавого». Бог показывал человеку его слабость перед искушениями и предъявлял испытания, как единственный путь выявления для самого человека его готовности принять христианскую жизнь. На всем протяжении истории христианства Церковь не могла устоять перед искушениями и, прежде всего такими как, власть, богатство, агрессия. Развитие христианского сознания и становление образа христианина в первые века наиболее успешно проходило в условиях аскетической жизни. и мистического опыта. Аскетизм как путь становления христианина. Аскетизм был явлением всей эпохи. Христианский аскетизм сложился в период гонений. Толпами укрывались христиане в горах и пещерах от преследователей. Многие не возвращались. Основатель монашеской жизни Павел Фивейский едва ли не всю жизнь провел в египетской пустыне. Но удаление от мира не всегда означало полный разрыв с ним. В IVвеке пустынножительство и монашество стало рассматриваться как этап духовного становления тех, кто видел свой жизненный путь в служении Богу. Так Василий Великий, после того как он получил блестящее литературно-философское образование в Афинах и работал в Кесарии адвокатом, в тридцать лет крестился и затем предпринял путешествие, изучая монашескую жизнь в Сирии, Палестине и Египте. Вскоре он поселился в пустыне на берегу реки Ирис. К Василию стали стекаться искавшие аскетической жизни. Стали возникать монастыри. Св. Василий, ознакомившись с отшельничеством и общежитием обителей и не удовлетворившись ими полностью, создал форму монашеской жизни, свободную от крайностей и разработал монастырский устав. Молитва и созерцание сочетались с физическим трудом. Отличительной чертой его монастырей была широкая благотворительность и воспитание детей. Через двенадцать лет он стал архиепископом в Кесари. Когда в Кесари разразился сильный голод, он, продав все свое имущество, открыл благотворительные столовые, а его проповеди против жестокости богачей привлекли пожертвования. Он написал много книг, в том числе и по вопросам воспитания детей. Особенно важно то, что он оставил чин литургии, по которому молится и сегодня православная церковь и молитвы, вошедшие в молитвенники сегодняшних христиан. Они обладают такой духовной глубиной, что каждый, произнося их, созданных столь давно - 16 веков назад, чувствует что передает в них свое самое сокровенное, обращаясь к Богу. Св. Кирилл Александрийский, получив отличное образование в различных науках, особенно в античной литературе, оставив светскую жизнь, ушел в пустынь и изучал богословие. Потом уехал в Константинополь, слушал Иоанна Златоуста. Блаженный Иероним, один из ученейших писателей западной Церкви, также после периода занятий светскими науками и увлечений светской жизнью, вышел на аскетический путь, поселился в Хакидской пустыне, сосредоточии сирийского подвижничества, провел там пять лет в тяжелых условиях отшельнической жизни и ученых занятий. Во время отшельничества он изучил еврейский язык. По возвращении в Антиохию был поставлен пресвитером. Подобных примеров много. Монашество и пустынножительство - один из путей аскетики и этап духовного становления христианина. Были распространены проявления аскетической жизни и в миру, как у Григория Великого, друга Св. Василия Великого. Он принял крещение в 28 лет, остался в доме родителей и жил строгим аскетом. Некоторое время служил пресвитером, потом епископом. Последние восемь лет жизни провел в полной аскезе. Монастыри, создаваемые в IV-V веках постепенно стали большими хозяйствами и поддерживали связь с миром. На Западе большинство основателей монастырей были люди знатные и образованные, Там сосредотачивалась культура поздней империи. Епископы и настоятели остались единственными организаторами просвещения и хранителями духовной культуры. Монахи занимались миссионерской деятельностью. Введение монастырских уставов - на Востоке Василия Великого, а на Западе - Св. Бенедикта ввело духовную жизнь аскетов в жесткие рамки и придало ей единообразие.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 269; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.180.62 (0.008 с.) |