ТОП 10:

Философски – религиозные искания как путь становления религиозного сознания.



Другим направлением в развитии религиозного сознания стали философски религиозные искания. Возникли религиозные школы и секты. Получил популярность идеал философа – аскета.

В первые десятилетия существования Церкви разномыслия и разночтения побеждались не литературой и философией, а явлениями Силы и Духа, которые неизменно отмечали правую сторону. Когда иссякла полнота жизни, явления Духа и Силы стали редки. В то же время стремление понять и осмыслить основные постулаты христианства в обществе были очень сильными. Л.П.Карсавин приводит такую зарисовку, данную Григорием Нисским (богословом 4 века): « И темные монахи, и простые люди схватывались из-за церковных догм с императорами и богословами, а сойдясь на рынке спорили о рождении Христа и о его божественности. Улицы, рынки, перекрестки были полны людей, говорящих о том, что недоступно познанию. Спрашивали, почем товар,- отвечали философией о рожденном и не рожденном. Желающие узнать , сколько стоит хлеб, слышали в ответ: «Отец больше сына».»Справляешься истоплена ли баня, - в ответ снова: «Сын из ничего». «Такого рода разговоры были возможны потому,- комментирует Л.П. Карсавин, «что наиабстрактнейший догмат был в то время жизненной проблемой».( стр 112 ) Понятно, что в этой обстановке образованные люди, интеллектуалы встали на путь постижения христианства через разум, опираясь в своем толковании на уже сложившиеся представления о Боге, Божественном, духовном в эллинизме ( у пифагорейцев, Платона , Аристотеля) , в иудаизме и в мифологии и мистике Востока( Сирии, Египте, Персии). В результате возникли синкретические учения, наиболее крупные из которых гностицизм и неоплатонизм. Гностицизм возник еще при апостолах ( апостол Павел критиковал гностиков), плодотворно развивался триста лет( во II-III_- IV веках). В рамках гностицизма создавались церкви, считавшие себя христианскими. Церкви Маркиона (ок.140)были в Малой Азии, Африке, Италии, Галии. В Малой Азии церковь сохранялась до 10 века. На Западе большой популярностью пользовались манихейские церкви.

Что привлекало к гностицизму образованных людей Запада и христианского Востока? Известный христианский мыслитель Тертуллиан так сформулировал основную проблему гностицизма: «Откуда зло и почему? Откуда человек и как? Откуда Бог?» Это были вопросы, которые не могли не волновать первых христиан. Да они продолжают волновать людей и сегодня. Не вдаваясь в сложные порою фантастические построения гностиков, остановимся только на тех , которые наиболее значимы для вопросов становления человека. Для гностиков был характерен дуализм, то есть противопоставление мира Бога- мира добра ,света, духовного начала и мира людей который есть мир зла, тьмы или сатаны, или мстительного демиурга, мир материального начала.. Окружающий мир лежит во зле по принципу его создания таким по своей природе, из-за вмешательства темных сил. Бог в этом неповинен. «Все решусь утверждать,- пишет Василид, -только не назову Бога жестокосердным.». Главная задача по мнению гностиков вызволить частицы света из мира зла и соединить их с Богом. Гностики предложили типологию людей, напоминающую платоновскую и Аристотелевскую. « Есть люди духовные – пневматики, душевные- психики и материальные –илики. С Богом способны соединится только пневматики. Душевные люди-психики обретут покой, а илики останутся на земле, а по другим версиям сгорят. Все гностики рассматривали Иисуса Христа как два лица: Иисуса – человека и Христа _Бога. Человек Иисус умирает, а Христос возносится. Христос приходит, чтобы сообщить истинное знание (гнозис), которое могут постичь только духовные люди, то есть сами гностики. Но для этого они должны отгородиться от окружающей жизни и стать аскетами. У апостола Павла и у Иоанна, автора четвертого Евангелие и трех писем, есть суждения, похожие на положения гностицизма. Апостол Павел пишет, что в каждом человеке два человека – подлинный, внутренний или духовный и внешний, психический человек. Психик, или душевный человек , творит дела плотские и греховные, а духовный человек – пневматик, есть подлинный брат Христа и наследник вечности».( Рим8,7;Кор.11,14);Галл.5,16-23) Иоанн пишет: « Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы.»(1 Иоан.1,5,11). «Мир , не выносящий Истины, Христа и Его братьев, есть царство тьмы и сама тьма.. Это царство отца неправедных, Сатаны и его детей».(Лк.8,23;14,30). Как и у гностиков речь идет о двух царствах и их борьбе, о пневматиках и психиках, о злом эмпирическом мире .Но христианство принципиально отличается от гностицизма. Царство Божие отличается от царства этого мира не природою, а моралью. Мир этот- греховное бытие. Пневматики не особая разновидность людей. Тот же самый человек и пневматик и психик. Борьба добра и зла раскалывает не мир, а каждого человека. Гностики формулировали антитезу Бога и мира, стремясь высвободить из материи то, что божественно. Христианство не отрицает ни плоти, ни материи. Христос сам воплотился. Согласно христианству мир не будет заменен другим, он должен преобразиться. « Ибо не послал Бог Сына своего в мир, чтобы судить мир, но, чтобы мир спасен был через него (Иоанн 3,17). (стр 115карсавин) Гностицизм имел большое распространение среди интеллигенции, и через него прошли многие христианские богословы. Августин в « Исповеди» показал, что увлечение гностицизмом явилось этапом становления ищущей молодежи, которая затем приходила к христианству. Гностики ориентировали на аскетический путь. Строгой аскезы требовало и другое направление манихейства( по имени руководителя Мани, который считал себя посланником Бога). Желая привлечь просвещенное общество, христианство должно было выражать свое учение и философски. Философы, принявшие крещение искали христианской философии. Это была последняя битва с языческим мировоззрением и культурой. Языческая философия начала обращаться в христианство.

Параллельно с христианским богословием развивался неоплатонизм, имевший очень большое влияние на становление религиозного сознания людей философски образованных. . Первым неоплатоником был Аммоний, не оставивший писаний, поэтому в истории остались материалы его ученика Плотина, последователей Плотина Порфирия и Прокла .III век – век Плотина и Порфирия – представлял наиболее удручающую картину из всех страшных веков развала империи. Происходило невероятное обнищание населения; толпы рабов организовывались в банды, армия, которая вела бесконечные войны с варварами и бандами рабов, похожа была в то время не на армию, а тоже на банду. Человеческая жизнь полностью потеряла свою ценность. Голод, болезни, отсутствие необходимых жизненных средств, постоянный страх за свое существование – все это было на жизни нескольких поколений. Главная проблема, волновавшая философов «Зачем существует материальный мир с его муками и борьбой, терзающими человека? Где корень зла?» Причину подобного состояния Плотин видел в самом человеке, который забыл свое божественное происхождение и свое призвание. Душа человека не способна видеть божественное в своей природе. « Кто мы.? Куда идем ?»_вопрошает он неоднократно в своих трактатах. . Опираясь на платоновскую градацию ступеней бытия, Плотин создает учение о трех ипостасях:

-Единое по ту сторону бытия. Запредельный мир. Высшее благо. Высочайший дух. Свет.

-Высший ум. Божественный разум. То же, что платоновское царство идей. Солнце.

-Классическая душа. Чувственный Космос. Месяц

Плотин не может опуститься до признания тела существенной и равноправной частью человека. Не презирая телесное, Плотин призывал не сосредотачиваться на телесном: «Наше сознание - наше внутреннее зеркало, замутненное заботой о телесном. Мы во власти пустой суеты, напрасных тревог.» Подлинное Божие Я обитает внутри нас. «В душе есть нечто, принадлежащее духовному миру. И душа стремится к своему Истоку Единому».

Исходным пунктом плотиновской философии являлся внутренний опыт человека – как обыденный, так и необычный, состояние мистического экстаза, который он пережил четыре раза в своей жизни. Невыразимость мистического состояния и необходимость выразить его словами, открыло противоречие между мистицизмом и интеллектуализмом, проблему значимую для времени становления религиозного сознания и не менее важную сегодня, когда мы высвобождаемся от приоритетов рационального. Основной метод Плотина самопознание. В восхождении души кульминационным моментом является прикосновение к Единому. Плотин прекрасно описал пережитый им мистический опыт. «Только состояние мистического переживания, экстаза дает осознание единства своего Я и слияние с Высшим. Для восприятия того великого, что есть в нашей душе, необходимо, чтобы мы обратили свою способность восприятия внутрь .Надо научиться смотреть в себя, чтобы увидеть в себе духовный мир.» Плотин не предлагает полностью уйти от мира в аскетику и мистику. Он предлагает движение « туда – обратно» или «вверх – вниз». Чтобы постичь наше чистое «я» необходимо перейти от рефлексии к созерцанию. « Я становлюсь недосягаемым для внешнего мира, я внутри себя. Я вижу красоту, исполненную величия, тогда я верю: я прежде всего принадлежу к высшему миру. Я сливаюсь с божественным, живу в нем. Но после этого отдохновения в Божественном, опускаясь от интуиции к рефлексии и рассуждению, я спрашиваю себя, как я мог опуститься так низко, как я мог вновь вернуться к сознанию, пережив единство с Духом.» Плотин говорит, что это движение «туда – обратно» позволяет внутренне ощутить свое Я в Боге и Бога в себе.» ( Цитируется по Пьер Адо Плотин или простота взгляда.)

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.93.75.30 (0.004 с.)