Философски – религиозные искания как путь становления религиозного сознания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Философски – религиозные искания как путь становления религиозного сознания.



Другим направлением в развитии религиозного сознания стали философски религиозные искания. Возникли религиозные школы и секты. Получил популярность идеал философа – аскета.

В первые десятилетия существования Церкви разномыслия и разночтения побеждались не литературой и философией, а явлениями Силы и Духа, которые неизменно отмечали правую сторону. Когда иссякла полнота жизни, явления Духа и Силы стали редки. В то же время стремление понять и осмыслить основные постулаты христианства в обществе были очень сильными. Л.П.Карсавин приводит такую зарисовку, данную Григорием Нисским (богословом 4 века): «И темные монахи, и простые люди схватывались из-за церковных догм с императорами и богословами, а сойдясь на рынке спорили о рождении Христа и о его божественности. Улицы, рынки, перекрестки были полны людей, говорящих о том, что недоступно познанию. Спрашивали, почем товар,- отвечали философией о рожденном и не рожденном. Желающие узнать, сколько стоит хлеб, слышали в ответ: «Отец больше сына».»Справляешься истоплена ли баня, - в ответ снова: «Сын из ничего». «Такого рода разговоры были возможны потому,- комментирует Л.П. Карсавин, «что наиабстрактнейший догмат был в то время жизненной проблемой».(стр 112) Понятно, что в этой обстановке образованные люди, интеллектуалы встали на путь постижения христианства через разум, опираясь в своем толковании на уже сложившиеся представления о Боге, Божественном, духовном в эллинизме (у пифагорейцев, Платона, Аристотеля), в иудаизме и в мифологии и мистике Востока(Сирии, Египте, Персии). В результате возникли синкретические учения, наиболее крупные из которых гностицизм и неоплатонизм. Гностицизм возник еще при апостолах (апостол Павел критиковал гностиков), плодотворно развивался триста лет(во II-III_- IV веках). В рамках гностицизма создавались церкви, считавшие себя христианскими. Церкви Маркиона (ок.140)были в Малой Азии, Африке, Италии, Галии. В Малой Азии церковь сохранялась до 10 века. На Западе большой популярностью пользовались манихейские церкви.

Что привлекало к гностицизму образованных людей Запада и христианского Востока? Известный христианский мыслитель Тертуллиан так сформулировал основную проблему гностицизма: «Откуда зло и почему? Откуда человек и как? Откуда Бог?» Это были вопросы, которые не могли не волновать первых христиан. Да они продолжают волновать людей и сегодня. Не вдаваясь в сложные порою фантастические построения гностиков, остановимся только на тех, которые наиболее значимы для вопросов становления человека. Для гностиков был характерен дуализм, то есть противопоставление мира Бога- мира добра,света, духовного начала и мира людей который есть мир зла, тьмы или сатаны, или мстительного демиурга, мир материального начала.. Окружающий мир лежит во зле по принципу его создания таким по своей природе, из-за вмешательства темных сил. Бог в этом неповинен. «Все решусь утверждать,- пишет Василид, -только не назову Бога жестокосердным.». Главная задача по мнению гностиков вызволить частицы света из мира зла и соединить их с Богом. Гностики предложили типологию людей, напоминающую платоновскую и Аристотелевскую. «Есть люди духовные – пневматики, душевные- психики и материальные –илики. С Богом способны соединится только пневматики. Душевные люди-психики обретут покой, а илики останутся на земле, а по другим версиям сгорят. Все гностики рассматривали Иисуса Христа как два лица: Иисуса – человека и Христа _Бога. Человек Иисус умирает, а Христос возносится. Христос приходит, чтобы сообщить истинное знание (гнозис), которое могут постичь только духовные люди, то есть сами гностики. Но для этого они должны отгородиться от окружающей жизни и стать аскетами. У апостола Павла и у Иоанна, автора четвертого Евангелие и трех писем, есть суждения, похожие на положения гностицизма. Апостол Павел пишет, что в каждом человеке два человека – подлинный, внутренний или духовный и внешний, психический человек. Психик, или душевный человек, творит дела плотские и греховные, а духовный человек – пневматик, есть подлинный брат Христа и наследник вечности».(Рим8,7;Кор.11,14);Галл.5,16-23) Иоанн пишет: «Бог есть свет, и нет в нем никакой тьмы.»(1 Иоан.1,5,11). «Мир, не выносящий Истины, Христа и Его братьев, есть царство тьмы и сама тьма.. Это царство отца неправедных, Сатаны и его детей».(Лк.8,23;14,30). Как и у гностиков речь идет о двух царствах и их борьбе, о пневматиках и психиках, о злом эмпирическом мире.Но христианство принципиально отличается от гностицизма. Царство Божие отличается от царства этого мира не природою, а моралью. Мир этот- греховное бытие. Пневматики не особая разновидность людей. Тот же самый человек и пневматик и психик. Борьба добра и зла раскалывает не мир, а каждого человека. Гностики формулировали антитезу Бога и мира, стремясь высвободить из материи то, что божественно. Христианство не отрицает ни плоти, ни материи. Христос сам воплотился. Согласно христианству мир не будет заменен другим, он должен преобразиться. «Ибо не послал Бог Сына своего в мир, чтобы судить мир, но, чтобы мир спасен был через него (Иоанн 3,17). (стр 115карсавин) Гностицизм имел большое распространение среди интеллигенции, и через него прошли многие христианские богословы. Августин в «Исповеди» показал, что увлечение гностицизмом явилось этапом становления ищущей молодежи, которая затем приходила к христианству. Гностики ориентировали на аскетический путь. Строгой аскезы требовало и другое направление манихейства(по имени руководителя Мани, который считал себя посланником Бога). Желая привлечь просвещенное общество, христианство должно было выражать свое учение и философски. Философы, принявшие крещение искали христианской философии. Это была последняя битва с языческим мировоззрением и культурой. Языческая философия начала обращаться в христианство.

Параллельно с христианским богословием развивался неоплатонизм, имевший очень большое влияние на становление религиозного сознания людей философски образованных.. Первым неоплатоником был Аммоний, не оставивший писаний, поэтому в истории остались материалы его ученика Плотина, последователей Плотина Порфирия и Прокла.III век – век Плотина и Порфирия – представлял наиболее удручающую картину из всех страшных веков развала империи. Происходило невероятное обнищание населения; толпы рабов организовывались в банды, армия, которая вела бесконечные войны с варварами и бандами рабов, похожа была в то время не на армию, а тоже на банду. Человеческая жизнь полностью потеряла свою ценность. Голод, болезни, отсутствие необходимых жизненных средств, постоянный страх за свое существование – все это было на жизни нескольких поколений. Главная проблема, волновавшая философов «Зачем существует материальный мир с его муками и борьбой, терзающими человека? Где корень зла?» Причину подобного состояния Плотин видел в самом человеке, который забыл свое божественное происхождение и свое призвание. Душа человека не способна видеть божественное в своей природе. «Кто мы.? Куда идем?»_вопрошает он неоднократно в своих трактатах.. Опираясь на платоновскую градацию ступеней бытия, Плотин создает учение о трех ипостасях:

-Единое по ту сторону бытия. Запредельный мир. Высшее благо. Высочайший дух. Свет.

-Высший ум. Божественный разум. То же, что платоновское царство идей. Солнце.

-Классическая душа. Чувственный Космос. Месяц

Плотин не может опуститься до признания тела существенной и равноправной частью человека. Не презирая телесное, Плотин призывал не сосредотачиваться на телесном: «Наше сознание - наше внутреннее зеркало, замутненное заботой о телесном. Мы во власти пустой суеты, напрасных тревог.» Подлинное Божие Я обитает внутри нас. «В душе есть нечто, принадлежащее духовному миру. И душа стремится к своему Истоку Единому».

Исходным пунктом плотиновской философии являлся внутренний опыт человека – как обыденный, так и необычный, состояние мистического экстаза, который он пережил четыре раза в своей жизни. Невыразимость мистического состояния и необходимость выразить его словами, открыло противоречие между мистицизмом и интеллектуализмом, проблему значимую для времени становления религиозного сознания и не менее важную сегодня, когда мы высвобождаемся от приоритетов рационального. Основной метод Плотина самопознание. В восхождении души кульминационным моментом является прикосновение к Единому. Плотин прекрасно описал пережитый им мистический опыт. «Только состояние мистического переживания, экстаза дает осознание единства своего Я и слияние с Высшим. Для восприятия того великого, что есть в нашей душе, необходимо, чтобы мы обратили свою способность восприятия внутрь.Надо научиться смотреть в себя, чтобы увидеть в себе духовный мир.» Плотин не предлагает полностью уйти от мира в аскетику и мистику. Он предлагает движение «туда – обратно» или «вверх – вниз». Чтобы постичь наше чистое «я» необходимо перейти от рефлексии к созерцанию. «Я становлюсь недосягаемым для внешнего мира, я внутри себя. Я вижу красоту, исполненную величия, тогда я верю: я прежде всего принадлежу к высшему миру. Я сливаюсь с божественным, живу в нем. Но после этого отдохновения в Божественном, опускаясь от интуиции к рефлексии и рассуждению, я спрашиваю себя, как я мог опуститься так низко, как я мог вновь вернуться к сознанию, пережив единство с Духом.» Плотин говорит, что это движение «туда – обратно» позволяет внутренне ощутить свое Я в Боге и Бога в себе.» (Цитируется по Пьер Адо Плотин или простота взгляда.)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 228; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.218.230 (0.007 с.)