Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Образ философа как идеал. Пути становления интеллигенции.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Образ философа отражал понимание предела человеческого совершенствования в образованных кругах на протяжении всей античности. Пифагорейцы, Сократ, Платон, Аристотель, Эпикур, стоики предлагали свое понимание достойного пребывания человека в этом мире, создавая в трудах и являя образом своей жизни идеал философа. Изменился ли этот образ, когда миру был явлен новый идеал – Христа? Жизнь Плотина - учителя и главы философской школы позволяет рассмотреть этот вопрос. Жизнеописание философа составил его ученик Порфирий. Плотин никогда не рассказывал о своей родине, предках, родителях, о своем детстве, как бы желая ограничить свою жизнь одною лишь мыслью. Как и Сократ, он называл себя гражданин мира. Плотин был подлинным Учителем и истинным учеником. Когда Плотину было около тридцати лет и он жил в Александрии, он пошел послушать Аммония по совету одного друга и воскликнул: «Вот человек, которого я искал!» Одиннадцать лет он был его учеником. В его жизни был и другой учитель, учению которого он всегда следовал – Платон. В конце пути он мечтал построить «Платонополис». Император Галлиен и его супруга Салонина очень уважали и почитали Плотина. Он воспользовался этой дружбой, чтобы просить о восстановлении города, который существовал когда-то в Кампании и был полностью разрушен. Его население должно было жить по законам Платона, и город должен был называться Платонополисом. Плотин обещал поселиться там со своими учениками. Это желание философа было бы с легкостью исполнено, если бы некоторые лица из окружения императора не воспротивились этому»,- пишет Порфирий. Плотин представлял возможным создать большую общину философов, которые были бы готовы осуществить «Государство» Платона. У Платона философы были и воинами.. В образе Плотина мало от воина В биографии Плотина есть эпизод его участия в армии императора Гордиана в Месопотамии, но цель его присоединения к армии - встреча с персидскими или индийскими мудрецами. Когда он встретился с Порфирием, у него было неважно со здоровьем, и к тому же он от рождения имел плохое зрение. При отсутствии телесного здоровья, которое так любила античность, в нем была духовная полнота, которая позволяла ему быть с Богом и жить в мире. Он не был христианином. Но он полагал, что божественное начало - божественное присутствие разлито в мире и в каждом человеке. Последние слова его перед смертью: «Стремлюсь возвести божественное во мне к божественному во всем.» Плотин был мистик. Четыре раза он достигал слияния с божественным в мистическом опыте. И в своей каждодневной жизни он был постоянно открыт созерцанию и внутреннему видению. Но он не был отрешенным аскетом, любил учеников, заботился о людях. В обыденной жизни он придерживался умеренности и строгого режима, считая, что это обязательное условие жизни философа. Как и стоики, он полагал, что надо приучить себя «желать» страдания и боли в молодости, чтобы не быть застигнутым врасплох, когда они придут естественным образом в старости. В нем всегда была мягкая доброжелательность. Его встречи со слушателями не были готовыми лекциями, а скорее обсуждениями проблем, мыслерождение происходило на глазах у слушателей. Порфирий пишет: «На его лекции разрешалось приходить всем желающим. Он просил слушателей, чтобы они сами задавали вопросы. Поэтому лекции были довольно беспорядочны. Однажды некий Повсаний вошел в класс и попросил, чтобы Плотин говорил на общие темы и чтобы его речь можно было записывать, потому, что этот обмен мнениями между Порфирием и Плотином слушать невыносимо. Плотин ответил: «Но если бы мне не надо было решать проблемы, которые передо мной ставит Порфирий, я не мог бы сказать ничего, что можно было бы записать»(Жизнь Плотина 3.15) «Он очень доброжелательно относился к вопросам, которые ему задавали и рассматривал их с неустанным вниманием. Три дня подряд я спрашивал его о том, каким образом душа присутствует в теле, и он не переставал объяснять мне свою мысль.», -пишет Порфирий. На занятиях читали Платона, Аристотеля и комментарии к ним. Плотин всегда давал оригинальные объяснения, отличающиеся от общепринятых. Плотин всегда заботился, чтобы дать ученикам индивидуальную работу. Они писали доклады, книги, опровержения. «, Когда он говорил, его ум как бы становился зримым и освещал лицо. Всегда приятный на вид, он делался тогда прекрасным. На лбу его появлялась испарина. Он светился добротой. Беседуя, он поддерживал разговор и в тоже время продолжал не прерываясь, размышлять о проблемах, которые хотел разрешить. Когда собеседник уходил, он немедленно добавлял то, что должно было следовать, как если бы не было интервала, посвященного беседе. Так он в одно и тоже время был сосредоточен на своих мыслях и при этом говорил с другими людьми.» Плотин не хотел прерывать созерцание, но и не хотел отказывать во внимании ближнему. Плотин писал сжато, насыщенно, кратко. Он не желал перечитывать прочитанное. Он даже не прочитывал первый раз, что написал, потому, что ему мешало зрение. Он плохо выписывал буквы, неясно разделял слоги, не заботился об орфографии. Он думал только о мысли. Свои писания он доверял лишь небольшому числу людей. Их давали не каждому. Получить их было нелегко и непросто. Тщательно обдумывалось кому их дать. «Ведь книги представляли собой рукописи, их переписывали и при желании могли фальсифицировать. Поэтому опубликовать книгу почти всегда означало доверить ее кругу друзей, бравших на себя ответственность за ее распространение. Это должны были быть те ученики, кто понял теорию. Философ писал не для всего человечества, не для универсальной аудитории. Он письменно отвечал на вопросы своих учеников. Эти литературные сочинения были адресованы конкретной аудитории или даже одному ученику.» (Пьер Адо «Плотин или простота взгляда» М.,1991,с 99) Небольшое число его учеников были хранителями адресатами трудов учителя. При жизни Плотина его сочинения вышли за пределы узкого круга его учеников. Афинский ритор Логин просил Порфирия прислать некоторые сочинения в дополнении к тем, которые ему передали. Интересен состав учеников Плотина. Среди них несколько врачей. В кругу его учеников политики – сенаторы,адвокаты, ростовщики, финансисты, филологи, поэты, критики. Среди них есть те, кто полностью отдает себя философии. Так было с Порфирием, Один из врачей Евстофий полностью посвятил себя учению Плотина и приобрел качества настоящего философа. Порфирий рассказывает о Рогациане – сенаторе, который отказался от всего своего имущества, отпустил слуг и отказался от своего титула. « Ликторы ждали его у дверей, чтобы проводить в трибунал, он не пошел туда и не захотел более исполнять свою должность. Он не стал даже жить в своем доме. Но он ходил к друзьям или родственникам, ел у них и ночевал., Это отречение от всего, это избавление от жизненных забот вернуло ему здоровье. Раньше он так страдал от подагры, что его носили на носилках, и он не мог даже разжать руку. Теперь он приобрел способность владеть руками лучше, чем любой ремесленник. Плотин любил его и приводил в пример философам». (Порфирий) (стр 90) Плотин жил в доме Гемины, принадлежавшей римской аристократии. С ним жило очень много людей. . «Многие мужчины и женщины из лучших семей, чувствуя приближение смерти, приводили к нему своих детей, мальчиков и девочек, и доверяли ему их вместе со всем состоянием, как доверили бы святому и божественному хранителю. Дом был полон юношей и девушек. Среди этих молодых людей был некто Полемон, чьим воспитанием он руководил и контролировал его занятия грамматикой. Он имел терпения проверять счета и следил за тем, чтобы они были точны. Эти дети еще не философы, - говорил он, - так нужно сохранить в целости их имущество и доходы. Плотин необыкновенно хорошо знал человеческую психологию и узнавал человека по глазам, он мог предсказать, что станется с каждым из детей, которые жили с ним. Например, он предсказал по поводу Полемона, что он полюбит и что его жизнь будет короткой. Так и случилось.»(Порфирий..(103) Однажды он заметил, что Порфирий видимо думает о самоубийстве и посоветовал ему уехать путешествовать.Тот согласился и избежал тяжелых мыслей. В его мудрости всегда была мягкость и доброжелательность. Плотин писал: «Неизменная часть души уподобиться человеку, живущему вблизи мудреца. Соседство это приносит свои плоды: либо он становится похож на него, либо так его почитает, что не посмеет сделать что-то,чего мудрец не пожелал бы. Поэтому борьбы не будет. Присутствия разума достаточно: низшая часть души склонится перед ним. Мудрец силою своей духовной жизни преображает низшую часть души, как преображает людей, которые с ним общаются. Чем лучше ты сам, тем более ты доброжелателен по отношению ко всему окружающему и к людям».(Энеиды II, 9,44) Последний этап его жизни был достоин мудреца, мистика, открытого Богу. Он перенес страшные страдания и полное одиночество, перенес стоически, как и подобало античному философу. Исследователи полагают, что у него была туберкулоидная проказа. Голос потерял всякую ясность и звучность, зрение ослабело. Руки и ноги покрылись язвами, друзья стали избегать встречаться с ним. Из- за этого он покинул Рим и поселился в имении Зета, одного из старинных друзей, к тому времени уже умершего. Видимо болезнь была так отвратительна, что все друзья и ученики избегали учителя. Он продолжал писать. Свои мудрые максимы и поучительные мысли, возвышающие его борющуюся со страданиями душу, он черпал из воспоминаний, из «Законов» Платона, из трактатов стоиков о Провидении. С приближением смерти Плотин стремился все больше сосредоточиться на своем духовном «Я». Целый год длились его мучения. «Когда он умирал, Евстохий пришел к нему, когда было уже поздно. Плотин сказал ему: «Я жду тебя.» и еще «Стремлюсь возвести божественно во мне к божественному во всем.» Пьер Адо так комментирует эту последнюю сцену. «Кроткая улыбка…» Я еще жду тебя»,- то есть: я не хотел умереть. не увидев тебя, мой последний друг, единственный ученик, который остался со мной. Но ты долго не шел! Из- за тебя мне пришлось замедлить свой уход»(124) Бергсон писал о мистиках. «Они просто существуют, Их существование- это зов».(126) На втором Вселенском соборе в Константинополе в 381 году христианство получило статус государственной религии. Но еще с 313 года, когда Константин запретил преследования христиан, христианство стало открыто для всех. Оно не отменило язычества, а преобразило устремления человека к Богу, дало ответ на уже вызревшую в обществе духовную потребность. К IV веку язычество стало не столько верой, сколько выражением причастности к римскому миру, свидетельством поддержки государства. Это проявлялось во множестве обрядов и ритуалов, пронизавших ткань общественной жизни. Христианская церковь предлагала свой ритм религиозной жизни, свои обрядовые формы, что являлось важной ее частью, организующим принципом. Для многих принятие новой религии шло от внешнего к внутреннему, от принятия обрядовой стороны к постижению тайны веры, Благодати, служения. Для образованных людей вера приходила через разум, через чтение книг и Священного Писания. Многовековый опыт античной мысли помогал их постижению и толкованию. В среде римской аристократии сложился идеал успешной жизни, предполагавший почести, богатство, наличие круга друзей – умных и приятных собеседников и обладание достаточно широкими знаниями в области литературы и философии. Последнее и трактовалась как образованность. Выражением подлинной образованности считалось риторское мастерство. Христианский идеал исключал устремленность к первым двум ценностям. Дружеское общение и владение литературой сохранялись. Литературу христианство не преследовало. Даже священники и монахи, к примеру, бл. Иероним подвизались на поприще поэзии, науки и философии. В то же время понятие образование определенно тяготело к образу Христа. В свете этого получило переоценку и представление об образованности. Это хорошо прослеживается в «Исповеди» блаженного Августина. Августин – основатель жанра автобиографии, создатель первой психологической исповеди, непревзойденной по силе Духа. Августин написал «Исповедь» через два года после крещения, которое он принял в 33 года. В рассматриваемый период крестились в возрасте 20-30 лет. До этого желавший принять христианство считался катехуменом или оглашенным, так как его имя записывали и оглашали в церкви. Катехуменов специально готовили к крещению, но конечно главным было вызревание внутренней готовности. У Августина этот период занял 14 лет. Этот трудный путь к Богу, представлял серьезную внутреннюю борьбу: «Спор шел в сердце моем: обо мне самом и против меня самого.» (1,стр.131). Августин родился в римской провинции Нумидии в Африке, в городе Тагасте в семье куриала, т.е. чиновника муниципальной власти. После окончания элементарной школы грамоты, Августин окончил грамматическую школу и риторскую в Карфагене. На протяжении всего текста «Исповеди», Августин постоянно повторял, что утилитарно - прагматический смысл, который определяет выбор и престиж риторского и подобного ему образования – отвратителен. Принятое в обществе представление о воспитании безразлично собственно к человеку. «Кто не превозносил тогда похвалами моего земного отца за то, что он тратился на сына сверх своих средств, предоставляя ему даже возможность далеко уехать ради учения. И в то же время этот отец не обращал никакого внимания, каким расту я пред Тобою и пребываю ли в целомудрии, - лишь бы только в красноречии был я прославлен», (1, стр.26)- обращается Августин к Богу. «Все это дым, ветер и суета пишет он»,(1,стр.20) -. Осуждение Августином безнравственности ораторского искусства диалогично сократовским суждениям о софистах в диалогах Платона. Для Августина становится очевидно, что ритор – не эталон образованности, не идеал, ради которого стоит отдавать юношеские годы. В девятнадцать лет он прочитал «Гортензии» Цицерона и ему начало казаться, что надо искать смысл в философской мудрости. «Мне вдруг опротивели все пустые надежды, бессмертной мудрости желал я в своем невероятном сердечном смятении». (1,стр.37) Текст Священного писания был пока ему недоступен, но он напряженно искал ответов на вопросы о смысле жизни, о причинах зла, о смерти и бессмертии. Он попал к манихеем и на долгие девять лет оказался под их влиянием. Более десяти лет он видел для себя в качестве эталона – образ «мудреца – философа». Разочаровавшись в манихействе, он увлекся неоплатониками и сохранил привязанность к творчеству Плотина на всю жизнь, считая его философию наиболее согласуемой с христианством. От изучения неоплатоников он перешел к Аристотелю, но постоянно ощущал суетность, неполноту мирского знания, не требующего преобразования человека. «» И какая польза была для меня, что я, в то время негодный раб страстей, сам прочел и понял все книги, относившиеся к так называемым свободным искусствам,» «Что пользы от моего ума и от моих наук, если я не знаю благочестия», - писал он (1 стр.65). И здесь на его жизненном пути произошла Встреча. Именно так и развертывается путь образования как самостановление через Встречи. В Медиолане, куда Августин приехал в риторскую школу, он познакомился с епископом Амвросием. Он слушал его проповеди и совсем по - новому прочел Новый Завет. Вскоре произошла вторая значимая встреча с духовником епископа Симплицианом. Тот беседовал с Августином, дал ему прочитать послания апостола Павла, растолковал тексты Библии. Но особенно важными для Августина оказались примеры других обращенных в христианство. Когда он слушал о старце Викторине, который, как и Августин, ««шел к христианству через книгу, жадно читая и впитывая прочитанное», о «толпах монахов, об их нравах, о пустынях, изобилующих отшельниками», о монастыре в Медиолане, о котором Августин ничего не знал - он чувствовал свою готовность быть с ними. После рассказа о двух молодых людях, которые после прочтения книги о святом Антонии пришли к рождению новой жизни, Августин воскликнул, обращаясь к другу: «Что же это с нами. Поднимаются неучи и похищают царство небесное, а мы вот с нашей бездушной наукой валяемся в плотской грязи».(1,стр.141). В начале, думая о христианстве, Августин никак не мог решиться изменить полностью свою жизнь. Он был еще во власти прежних стандартов: «получить через влиятельных людей управление провинцией, найти жену хоть небольшими средствами, чтобы не увеличивать своих расходов. Поэтому он оправдывал себя тем, что у него нет времени: «Нет, надо все– таки распределить часы, выбрать время для спасения души. Утренние часы заняты учениками. Надо ходить на поклон к влиятельным друзьям, чья поддержка нужна, надо готовить речи «что покупают ученики». Надо отдыхать самому от напряженных забот».(1, стр137) Позиция Августина напоминает сегодняшних христиан: «Я готов служить тебе Господи, но только не завтра.» И сам Августин восклицал в отчаянии: «Господи, доколе? Доколе, Господи, гнев Твой? Не поминай старых грехов наших! Я чувствовал, что я в плену у них, и жаловался и вопил: «Опять и опять: «завтра и завтра! Почему не сейчас? Почему этот час не покончит с мерзостью моей»?(1,стр144) Друзья Августина, тоже вставшие на путь поиска Бога, видели возможность стать христианами только на пути аскетики. Августин напряженно искал путь к Богу: «Господи! Я работаю над этим и работаю над самим собой: я стал для себя землей, требующей тяжкого труда и обильного пота» (стр.181). Труд Августина привел его к Богу. «Поздно полюбил я Тебя! Вот Ты был во мне, а я был во внешнем и там искал Тебя. В этот благообразный мир, Тобой созданный, вламывался я безобразный! Со мной был Ты, с Тобою я не был; Ты позвал, крикнул и прорвал глухоту мою. Ты коснулся меня, и я загорелся о мире Твоем»(1стр189) После крещения, Августин стал пресвитером в Африке, создал монастырь, затем стал епископом. Он продолжал напряженно трудиться уже в лоне христианской Церкви.
Литература
1 Аврелий Августин Исповедь,, М.,Канон + О И «Реабилитация», 2003 2.Пьер Адо Плотин или простота взгляда.. м.. Г Л К Ю.А. Шичалина,1991 3. А. Ельчанинов, В. Эрн, П. Флоренский История религии., Москва – Париж., Русский путь., 2004 4.Карсавин Л. П Римская империя, христианство и варварство.. СПб Алетейя, 2003. 5. Тальберг Н. История христианской церкви Киев.,2004.
Вопросы и задания.
1. Покажите, какие требования христианства получили воплощение в жизни первых христианских общин? 2. Почему только в первых христианских общинах поведение людей оказалось наиболее приближенным к идеям Нового Завета? Отчего мы сегодня оказались так далеки от христианского идеала? 3. Что вызвало снижение уровня духовной жизни в первых общинах? Какие проблемы возникли перед христианством III-IV? 4. Почему в первые века становления христианства возникло большое число ересей? Как это было связано со становлением религиозного сознания? 5. В чем отличие образа философа – аскета в культуре Древнего Рима и Древней Греции и образа богослова – аскета в культуре христианства? 6. Сравните образ Сократа и Плотина как Учителей. 7. Какие ступени на пути духовного восхождения Аврелия Августина Вы могли бы выделить? Можно ли говорить о психологизме этого произведения и в чем он проявляется? 8. Раскройте основные проблемы становления религиозного сознания в первые века становления христианства. Сравните мироощущения человека Античности и христианина. Развитие представлений об образовании, воспитании и обучении в философской, педагогической и религиозной мысли Рима.
В римской культуре представления о человеке и его формировании получили развитие в произведениях общественных деятелей, философов, богословов. В древней Республике общественный идеал носил общеримский характер и отражал сложившиеся культурные традиции. Наиболее известен текст Катона – цензора о воспитании в семье. Рассматривая семью как исходную клеточку общественной жизни, Катон показывал на собственном примере, что никакие государственные дела не снимают ответственности за формирование будущего римского гражданина, что обучение сына нельзя доверять рабам. Он не только сам учил своего сына, но даже написал для него историю Рима. Благоговея перед римской культурой, нравственным авторитетом римских обычаев, Катон был противником проникновения греческой культуры в римское общество и даже, будучи цензором, он подписал закон о высылке греческих риторов и философов из Рима.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.75.217 (0.013 с.) |