ТОП 10:

Отношение к знанию и обучение детей.



Обучение в школе составляло некоторое условие вхождение афинянина в мир культуры. Но основное присвоение культуры осуществлялось в жизни через каналы информационного и культурного воздействия обширного коммуникативного пространства, которое в отличии от наших современных С. М. И. обеспечивало двустороннею коммуникацию и позволяло выбрать Учителя. Собственно процесс образования и складывался как встречи с Учителями. В афинской культуре особо выпукло выступают маленькие группы общения –кружки, пирушки, дружеские встречи в гимнасии, гетерии которые всегда составляли едва ли не главную составляющую процесса образования и были очень значимы и в развитии нашей отечественной культуры. Только для нас это всегда было общение вокруг текста.

Большинство авторов пишут о большой любознательности древних греков. В вышеупомянутой работе С. Маркиш говорит об этом так:

«Сравнение античной Греции с детством человечества, которое, как и всякое детство, невозвратимо и навсегда сохраняет в воспоминаниях взрослого неувядающую прелесть, восходит еще к самой античности. Древние рассказывали, что некий египетский жрец говорил Солону: "Вы, греки, - вечные дети, среди вас нет ни единого старика, все вы молоды душой". Детскость греков - это, в первую очередь, жадная любознательность, способность и вечная готовность изумляться, свежесть восприятия, интерес и вкус к детали, энергия, быстрота ума, юная любовь к жизни, к физическому существованию, к собственному телу, сильному и прекрасному.». Ребячливость и всеведающая старческая умудренность сплетены не только в характере Сократа - пример, самый убедительный для всякого, кто хотя бы понаслышке знаком с этой неповторимой фигурой, - но почти в любом из греков, оставившем сколько-нибудь заметный след в истории мысли».(15.,стр28)

Общение на Агоре, в Гимнасии, философские дебаты на пирах, популярность софистов-все это свидетельства огромной жажды познания, размышления, содержательного общения. Все коммуникационное пространство Афин было и образовательным пространством и детей, и юношей, и взрослых.

В то же время научное знание, которое имело огромный потенциал для интенсивного развития, сдерживалось наличием института рабства. Об этом много писал А.Ф.Лосев. Это стало одним из направлений изучения античности А. Боннара. Он отмечал, что « предубеждение против физического труда, презрение к тем, кто занимается «ручным трудом», сковывало са­мих изобретателей. Рабство сковывало применение машин еще и по другой причине. Ведь рабочие руки были даровыми. Неисчерпаемый, без­донный резервуар рабства! Из него никогда не переста­вали черпать, пользоваться этой двигательной мускуль­ной силой тысяч живых существ, которые... строили пи­рамиды и возводили обелиски. Для чего тратить столько средств на трудное дело изготовления машин сомнитель­ного применения или служащих только для развлече­ния?.. У нас есть рабы: используем их труд.»(4., стр282)

Обучение в школах.

Слово «учебное заведение» передавалось словом «дидаскалейон» __однако и наше слово «школа» — также греческого происхождения. Слово («схолэ») в греческом языке означало покой, отдых, досуг, а также и времяпрепровождение на досуге.

Конечною целью обучения в многолетней афинской школе являлось, прежде всего, осознание себя как полноправного члена избранного состоятельного афинского об­щества.

Задачи воспитательной и учебной работы сводились к тому, чтобы дать обучающемуся ряд таких знаний, умений и техник, которые позволили бы ему пользоваться окружающей культурой и войти в общество полноправных свободнорожденных эллинов, дали бы ему возможность разнообразно проводить досуг.

Понимаемое так воспитание имело три задачи — овладение необходимыми навыками для введения в интеллектуальную и художественную деятельность, развитие культуры тела, а также приобщение к добродетели, то есть к тем нравственным ценностям, которые декларировались в обществе.

Разрешение указанных задач на первых годах обучения брали на себя раздельно частныемусические и гимнастические школы. Посещение мусической школы ориентировочно падало на возраст от семи до шестнадцати лет, с двенадцати лет сюда присоединялось также посещение школы гимнастической, а в дальнейшем (от шестнадцати до восемнадцати лет)—государст­венных гимнасиев.

Этот путь обучения заканчивался двухлетней эфебией (от восемнадцати до двадцати лет) — военной службой, соединенной с рядом образовательных моментов.

.

В условиях платности частных многолетних мусической и гимнастической школ они могли быть предназначены в основном для иму­щих групп населения.

Дети менее со­стоятельных родителей также вступали в эти школы, оставаясь в них не до полного окончания «курса».

Наряду с мусической и гимнастической школами существо­вали частные школы с различными, но, конечно, более или менее краткими сроками обучения. Школы эти в таком случае могли ставить перед собой чисто практические задачи: за небольшое вознаграждение помочь овладеть техникой чтения и письма, знакомство с которой имело свое значение в любых имущественных слоях полноправного населения крупного торгового города.

Слово мусическая в греческой практике означало «искусство муз», то есть всю область литературы, искусства и науки, которой ведали эти бо­гини. Поскольку музы ведали «музыкою» и в широком и в узком зна­чении данного слова, они наряду со своим «предводителем» Апол­лоном считались покровительницами всего процесса обучения. В основе начального образования лежало, конечно, обучение грамоте. При обучении иногда прибегали к наглядным приемам. Так, например, до нашего времени уцелели отрывки из так называемой «Грамматической трагедии» Каллия.. В этом своеобразном драматическом произведении действую­щими лицами выступали буквы, которые в условиях различных звуковых сочетаний выполняли «песнопения», знакомство с кото­рыми открывало путь к усвоению простейших слогов.

Такой драматизацией элементов греческой грамматики, конеч­но, не ограничивались наглядные приемы обучения грамоте, применяемые в греческой школе: до нас, например, дошли глиня­ные дощечки со слогами, напоминавшие наше современное лото, и т. д.

Материалом для письма служили чаще всего навощенные дере­вянные дощечки. В таком случае для письма пользовались за­остренной металлической палочкой («стиль»), которою и выцара­пывался на воске нужный текст.

Усвоение элементов грамоты откры­вало перед учащимися пути к знакомству с основными создани­ями греческой литературы, в первую очередь, Гомера.

Гомеровские поэмы особенно сильно влияли на эллинскую привилегированную учащуюся молодежь, развивая в ней соот­ветствующее отношение к жизни. При этом, однако, вероятно, на руках учеников были, как о том сообщает Плутарх в своем жизнеописании Алкивиада, подчищенные тексты Гомера, т. е. та­кие, из которых были удалены стихи, могущие оказать непод­ходящее влияние на нравственность детей.

Почетное место в школе вслед за Гомером занимал Гесиод, знаменитый поэт VIII—VII вв., на которого так часто ссылается Платон, , поскольку его «Труды и дни» открывали перед читателями широкую картину земледельческой жизни, правда, в дедовских архаических формах, а его «Теогония» отвечала на основные вопросы — о происхождении всякого бы­тия в мире.

В школе, правда, в меньшей степени, читались и другие авторы: в мусической школе штудировали с конца V в. великих афинских драматургов— Эсхила, Со­фокла, Еврипида и др. Последний автор с эпохи конца Пелопонес­ской войны стал одним из любимых школьных авторов.

В большом ходу в школах была так называемая гномическая поэзия, которая уже своим внешним оформлением —"в виде корот­ких, нравоучительных изречений и сентенций (Солон, , Феогнид)» — открывала широкие возможности для школьного использования.

Форма торжествен­ного гекзаметра придавалась нередко таким произведениям слова, которые были по своим задачам совершенно чужды поэзии, на­пример: юридическим постановлениям, моральным поучениям, изложениям философских систем и т. д. .

Трудность положения учителя литературы в греческой школе заключалась в том, что он не только не мог обыкно­венно ничего задать ученикам приготовить на дом «по книгам», но и дать эти «книги» им на руки в школьной обстановке.

В условиях отсутствия книгопечатания в частных, даже бога­тых домах, рукописная книга являлась редкостью, конечно, не доходящею до ребенка, книга же, принадлежащая школе, тоже в силу своей ценности, вероятно, редко выпускалась учителем из рук. В связи с этим учителям приходилось нередко прибегать к диктовке целых страниц своим ученикам из той или иной книги .

Высокая ценность книг и невозможность пользоваться ими, вели также к необходимости прежде всего рассчитывать на память при использовании того или иного автора для цитаты, сравнения и т. д., к чему прибегали не только в специальных целях (например при публичных выступлениях) но, что являлось одним из приз­наков образованности, и в обычном жизненном обиходе.

Именно с этими обстоятельствами связывались значительные требования, предъявляемые в школе к изучению наизусть не только тех или иных цитат, но и весьма значительных по объему отрывков из классической литературы. При этом занятия индивидуальные сменялисьобщими, при которых несколько учеников хором повторяли прочи­танное учителю.

При изучении Гомера, как и других авторов, большое внима­ние обращалось на произношение, текст не читался просто, но именно декламировался сначала учителем (для образца), далее учениками. Задача при этом сводилась к тому, чтобы учащиеся с самого начала научились сливать воедино содержание читаемого вслух отрывка и гармонию и ритм торжественного гекзаметра.

.

Греки придавали громадное значение занятиям музыкой.. Очень любопытные данные по истории преподавания музыки в афинских школах мы находим у Аристотеля «... Тогда-то и введено было в круг школьного воспитания обучение игре на флейте... Впоследствии, однако, на основании полученного опыта, флейта была выведена из употребления, после того как (наши предки) научились лучше судить о том, что относится к добродетели и что к ней не относится. Ту же самую участь испытали и многие другие старинные инструменты, как, например, пектиды, барбиты, и вообще те инструменты— семи­угольники, самбики — игра на которых щекочет чувства слуша­телей и требует специальной виртуозности».

Причину — почему флейта потеряла свое место в ряду «школь­ных» инструментов, Аристотель видит в том, что «обучение игре на флейте не имеет никакого отношения к развитию интеллекту­альных качеств».

Что это значит — поясняет сам Аристотель несколько ранее в этой же главе «Политики»:

«Флейта— инструмент, способствующий не столько развитию этических свойств человека, сколько его оргиастических наклон­ностей, почему и обращаться к ней надлежит в таких случаях, когда зрелище, сопровождаемое игрою на флейте, может оказы­вать на человека скорее очистительное действие, нежели способно его чему-либо научить. Добавим к этому еще и то, что игра на флейте создает своего рода помеху в деле воспитания, так как при ней исключена бывает возможность пользоваться (одновременно) и речью. Поэтому-то наши предки с полным правом исключали игру на флейте из числа предметов образования молодежи, как (и вообще изгнали ее из обращения) среди свободнорожденных людей, хотя сначала игра на флейте и была среди них в ходу»( 5.VIII,5 -8).

Приведенная цитата Аристотеля, необыкновенно отчетливо подчеркивает одну из особенностей греческой учебной практики— неразрывную связь литературного и музыкального образования.

Кроме флейты использовались в школе лира и кифара.

В тесной связи с музыкальным образованием стояло обучение пению. Обучение пению в отдельные моменты школьной жизни даже выступало на первый план в связи с тем, что являлась необходимость подготовить хоры детей и подростков для участия в тех или иных агонах, связанных чаще всего с го­сударственными празд­никами. Так было в Афинах, так обстояло дело и в других цен­трах греческого мира. .При изучении математики в мусической школе проходились все четыре арифметических действия. .

Греки знали пропорции, вычисляли квадраты чисел и их кубы. Что касается извле­чения квадратного корня, то можно думать, что оно производи­лось так же, как и теперь».

К этому можно прибавить, что уже в классическую эпоху греки умели производить довольно сложные вычисления с дробями, на что имеются прямые указания, например, в диалогах Платона.

По поводу геометрии, как предмета преподавания в Афинах этого времени,

можно указать, что Гиппократом было составлено систематическое, не дошедшее до нас изложение геометрии, которое в известном смысле мы можем рассматривать как первое учеб­ное пособие по данной дисциплине.

. Между изучением литератур­ных образцов и обучением музыке в греческой практике существо­вала неразрывная связь постольку, поскольку музыка изучалась в первую очередь с целью аккомпанемента тех или других лите­ратурных произведений (пение, мелодекламация).Столетием позже в круг предметов, связанных с борьбою за ху­дожественную культуру, было включено также и рисование. Это новшество было связано с именем известного греческого худож­ника Памфила, родом из Амфиполиса, жившего в IV в. (до и. э.) и бывшего основателем Сикионской школы живописи, работу в которой он строил на основе установления тесной связи между живописью и математикой. Надзор государства за учебным делом в Афинах да­леко не имел вполне систематического законченного характера.

Учитель в мусической школе. Поскольку мусическая школа была частной организацией, вся педагогическая работа в ней протекала на основании личного договора руководителя школы с родителями. Афинские учителя происходили из сосло­вия странствующих певцов, обычных гостей домов эллинской аристократии еще в Гомеровскую эпоху. Такое происхождение учительства имело вполне реальные последствия.

Все источники, за очень немногими исключениями, говорят о незавидном положении учителя мусической школы. Родители— относились к нему с тем же пренебрежением, с которым они привыкли отно­ситься к любому платному ремесленному труду.. Каких-либо особых образовательных данных на открытие школы (кото­рая в этом отношении приравнивалась к мастерской) не требовалось вовсе, и только жизненные случайности, горе и злоключения приводили человека к дверям школы в качестве учителя, что и нашло свое прекрасное выражение в изречении одного иониче­ского поэта, которое со временем превратилось в поговорку по отношению к людям, долгое время пребывающим в безвестном отсутствии: «Он или умер или обучает детей грамоте». Это выра­жение специально применялось по отношению к пропавшим без вести афинянам после взятия Сиракуз.

Такому положению афинского учителя соответствовали и нормы его оплаты.

В афинской школе не полагалось каникул, зато в каждом меся­це было много праздничных дней . Если на тот или иной период времени перепадало значительное число праздников, расчетливые родители нередко предпочитали вообще не посылать детей в это время в школу — в целях экономии..

При таких условиях трудно было учителям рассчитывать на приобретение авторитета среди своих учеников.

Большинство этих учителей стремилось достигнуть «успехов» в школьных занятиях, пуская в ход «надежное» и «испытанное» средство — палку. Нравы общества были таковы, что при всем пренебрежении к учителю, ему не только не препятствовали производить подобные экзекуции, но, наоборот, рассматривали их как одну из его обязанностей.

Гимнастическая школа, нахо­дившаяся под покровительством бога Гермеса, являлась также частным учреждением.

Самое слово «гимнастический» греческого происхождения: _ от слова нагой, голый, об­наженный, чем отмечалось, что все важнейшие гимнастические упражнения совершались без одежды. К этому следует также при­бавить, что слово гимнасия» «упражнение» — имело в греческом языке гораздо более широкий смысл, чем современное слово «гимнастика. Какое же место гимнастические школы занимали в общей системе греческого образования наряду с мусическими?

По этому поводу Платон в «Протагоре», дав описание мусической школы, говорит: «Так еще, кроме того, посылают детей в школу гимнастики, чтобы лучшие тела были у них на службе дельного разумения и не приводилось им от плохого свойства тел плоховать и на войне и в прочих делах».(17., Протагор)

Занятия в гимнастической школе предполо­жительно начинались с 12 лет, и до 14 лет шла параллельная работа в двух школах — гимнастической и мусической.

Начиная с 14 лет, мусические занятия, не прекращаясь, от­ступали на второй план перед гимнастикой .

Упражнения эти были следующие: бег, борьба, прыганье, метанье диска и метанье копья.

В условиях Олимпийских игр бег занимал наиболее почетное место, а именно: победитель в беге давал свое имя предстоящей «Олимпиаде». Велико было также значение бега и в условиях греческой военной тактики, когда требовалось быстрое переме­щение масс сражаю­щихся — внезапные отступления и атаки. При таких условиях понятно, что бег пре­вратился в важней­ший вид гимнастиче­ских упражнений. Почти такое же значение как бег име­ла среди других гим­настических упраж­нений борьба. Метание диска было упражнением, требующим очень большой ловкости и опытности. Конечно, знаменитая статуя Мирона «Диско­бол», дошедшая до нас в Ватиканской копии, является лучшим изображением упраж­няющегося в этом виде гимнастики. Метанье копья является упражнением, родственным преды­дущему и имеющим непосредственное значение в качестве под­готовки будущего воина. Таковы были пять основных упражнений, составлявших первоначальное обучение которое и проводилось в гимнастической школе . Дети и подростки трех разных возрастов участвовали в Панофинейских играх.

.

 

Связующим звеном музыки и гимнастики, являлось в практике греческой гимнасти­ческой школы— искусство пляски, бесконечно более сложное и разнообразное, чем танцы новейшего времени, ставящее своей задачей передать всю сложную гамму человече­ских переживаний . Обучение этому искусству было теснейшим образом связано с участием учеников в народных играх, в зрелищах и что поэтому занятия и приобре­тали преимущественно не систематический, а так сказать «сезон­ный» характер — в зависимости от календаря последних.

Особенное значение и особый характер пляски в условиях древнегреческой жизни станут нам до конца понятными, если мы припомним, что обыкновенно она сопровождалась пением пляшу­щих. В античности пляска пред­ставляла собой особую «науку» движения тела, с целью вызвать у массового зрителя образы, передающие душевное состояние и повествующие о мифологических, а иногда и исторических событиях..

. Во главе школы стоял , педотриб — учитель гимна­стики, универсальный специалист по всем ее отдельным видам. Мусические школы и палестры — в противоположность гимнасиям — считались учебными за­ведениями, закрытыми для доступа посторонних, но правило это постоянно нарушалось, о чем в первую очередь свидетель­ствуют диалоги Платона.

Учебный день в афинских школах был про­должительностью от восхода до за­ката солнца. Ученики начинали свой учебный день в одной школе, а заканчивали в другой..

Гимнасиями назывались государственные учреждения, предназначавшиеся в первую оче­редь для дальнейшего усовершенствования в области гимнастики, — той молодежи, которая окончила занятия в мусической и гимнастических школах.

В гимнасиях эта молодежь в среднем пребывала в течение двух (от шестнадцати до восемнадцати) лет. Однако одновременно с этим гимнасии были широко доступны эфебам — всадникам, (о них речь ниже) — и взрослым полноправным гражданам, конечно, мужчинам. Сюда, в гимнасии, зрелые, свободные от каких-либо занятий люди собирались с целью приятно провести время, поделиться новостями (что имело большое значение ввиду отсут­ствия газет), понаблюдать за состязаниями молодежи — прежде всего в области гимнастики ,послушать популярного философа. В Афинах в изучаемую эпоху насчитывалось три государственных гимнасия,: Ликей, Академия и Киносарг. Но было много частных гимнасий.

Ликей был расположен в восточной части города, в местности, принадлежащей храму Аполлона Ликейского, откуда и про­изошло его название.

Академия находилась в северо-восточной части города, в роще, посвященной неизвестному нам ближе мифическому герою Академу

Киносарг, расположенный на Кефийской дороге был тем гимнасием, куда в отличие от Ликея и Академии, принимавших в свои стены лишь афинян «чистой крови», допускались также и граждане, крови смешанной. Он имел своим покровителем Ге­ракла в память того, что этот герой, согласно мифу, был сам рожден от неравных родителей — бога Зевса и смертной женщины Алкмены, — в связи с чем находилось название данного гимнасия _«белая собака»,фигурирующая в одном из сказаний, связанных с Гераклом.

Путь обучения полноправного афинского гражданина замыкался отбыванием воинской повинности в условиях так называемой эфебии.

В V в. эфебия являлась обязательной для молодых людей (от 18 до 20 лет), принадлежавших к трем высшим «классам», следовательно, имевших на основе так называемого законода­тельства Солона свыше 200 мер жидких продуктов годового дохода.

Представители двух высших классов, попадавшие в эфебию, образовали в ней привилегированный отряд «всадников».

. Зачисление в эфебию совпадало с гражданским совершеннолетием и было связано с принесением присяги на верность службы государству..

Эфебия охватывала двухгодичный срок. В течение первого года эфебы проводили довольно разнообразную подготовку, включавшую гимнастиче­скую тренировку и упражнения чисто военного характера.

Эти упражнения и тренировка отличались большим разно­образием :изучались вопросы военной техники того времени( употребление военных машин, искусство постройки лагерей, основы кораблестроения путем посещения военных ко­раблей и т. д.)

Эфебия первого года не была организацией чисто казарменного типа.

Эфебы собирались ежедневно на общие трапезы и на специаль­ные занятия, остальное же время они жили свободно в Афинах, причем всадническая верхушка эфебии вела шумную, более или менее беззаботную в зависимости от личных средств жизнь, уча­ствуя в попойках и посещая театры, где эфебы имели особые места и т. д.

Иногда эта веселая жизнь настолько выходила за рамки обычного уклада, что требовала для своей регламентации вмеша­тельства властей.. Именно они, «неустрашимые всадники», принимающие такое живое участие в общественной жизни, явля­ются главными действующими лицами в комедии Аристофана «Всадники»— На следующий же год после народного собрания, в театре, эфебы показывали народу строевые приемы и получали от государства щит и копье. После этого они охраняли границы страны, дежуря все время на сторо­жевых постах. Гарнизонную службу они исполняли в течение двух лет, нося хламиды, и на это время освобождались от всех повинностей. Перед судом они не выступали ни в качестве ответ­чика, ни в качестве истцов, чтобы не было повода отлучаться, — разве только возникает дело о наследстве или наследнице, или если кому-нибудь придется в его роде исполнять жреческие обя­занности. По истечении двух лет они становились уже на один уровень с остальными гражданами».( Жураковский)

Наряду с этим на эфебов-всадников возлагался ряд обязан­ностей почетного характера: принимать участие в приеме послов, составляя их охрану, нести такую же охранную службу при высших сановниках государства и т. п.

В дни торжественных празднеств, справлявшихся в Афинах с необыкновенной роскошью, именно эти эфебы занимали почет­ные места в тех пышных шествиях,

В условиях семейной наследственности, по крайней мере, не­которых ремесел, тяжелого положения свободных ремесленников, среди масс рабов и примитивного уровня техники можно легко представить себе, что в афинских мастерских дети с малых лет использовались как рабочая сила наравне со взрослыми, причем о какой-либо долговременной, систематической технической вы­учке не могло быть и речи.

Исключением в данном случае являлись художественные мастерские, где как раз применение рабского труда могло на­ходить менее места.

На этой почве возникают художественные традиции в области вазовой живописи и ваяния, связанные с определенными мастер­скими и именами («школы»).

 

 

Тридцать лет расцвета афинской культуры - совсем небольшой период, но в нем проявились важные архетипические моменты в процессе становления человека в культуре, позволяющие сегодня понять его более глубоко и всесторонне. Высокая озабоченность государства и общества вопросами воспитания граждан ,социальная сплоченность полиса обусловили создание насыщенного воспитательного пространства, в котором утверждались единые ( для свободнорожденных) ценностные отношения и идеалы. Государственное, социальное и религиозное воспитательное воздействие сливались и были направлены на социализацию человека. Религия, не предлагая идеалов для духовного и нравственного роста , обслуживала главным образом земные нужды, помогала обустраиваться здесь на земле.

Процесс образования совпадал с самосовершенствованием, направленным на приближение к идеалу. Идеалы, создаваемые философами, декларируемые правителями, представленные в общественном сознании полностью не совпадали, но имели единую общую направленность. Школы не представляли собой системы образования с законченными циклами, как мы привыкли воспринимать их сегодня. Это были частные учебные заведения, посещение которых было общепринятым, но не обязательным. Обучение в них не преследовало задачи подготовки кадров , ни по их окончанию, ни в будущем. Оно создавало предпосылки для дальнейшего вхождения человека в культуру: филологическую, музыкальную, нравственную, религиозную, телесную через овладение элементарными навыками и техниками. Обучение в школах создавало возможности для последующего образования, которое продолжалось всю жизнь, о чем говорит образовательное богатство коммуникативного пространства, популярность софистов, Сократа или ораторов, типа Лисия, Исократа, общепринятость философских бесед, а также распространенность постоянного занятия гимнастикой мужчин до достаточно пожилого возраста.

Низкий статус учительской профессии не позволяет полагать, что авторитет учителей был значим для формирования нравственного мира ученика, хотя изучаемые тексты литературных источников , которые чаще всего запоминались на память , несомненно оказывали формирующее воздействие. Процесс образования развертывался как изменение и самостроение личности через встречи – диалоги, как это было с собеседниками и учениками Сократа, Платона, Аристотеля, софистов, с друзьями Перикла. Модель образования -как движения через встречи, подобно вехам на пути, подарил нам ,прежде всего, период классической Греции.

Семейное воспитание, возможно в силу публичного характера культуры и не достаточного уровня развития самоуглубления и рефлексии, не получило достаточного освещения, позволяющего увидеть его роль в становлении молодежи. Видимо, культурное пространство полиса с театрами, праздниками, религиозными обрядами, уличными шествиями, пирушками ,

куда допускались дети, наполняло и жизнь семьи. Ознакомление с нормами поведения и главными нравственными требованиями осуществляли и родители и рабы –слуги. Мы не располагаем достоверным материалом о возможных противоречиях в этом процессе.

 

Литература

1. С.Аверинцев «Греческая «литература» и ближневосточная словесность»/ «Образ античности».С-Пб,2004.

2С. Аверинцев «Бытие как совершенство- красота как бытие.»//Поэтика ранне византийской литературы-М. «Coda»1997

3. С.Аверинцев «Греческая «литература» и ближневосточная словесность»/ «Образ античности».С-Пб,2004. 4.Андре Боннар Греческая цивилизация . т.3-й,М., Искусство.,1992

5 Аристотель Политика/ Соч. в 4 т, Т4М.,Мысль,1984.

6. П. Гиро Частная и общественная жизнь греков Репринт с изд.1913,М.,Ладомир,1994

7. Еврепид «Медея»/Древнегреческая трагедия., Новосибирск: Новосибирское книжное издательство,1993.

8.Жураковский Г. Е. История античной педагогики. М.,учпедгиз,1940

9. Г.С.Кнабе Исторические предпосылки и главные черты античного типа культуры./Материалы к лекциям по общей теории культуры и культуре античного Рима. М.,Индрик.,1993.

10.Ксенофонт Сократические сочинения., М.,АСТ.2003.

11. Коринна Куле С М И в Древней Греции/ Пер.с франц.М., Новое литературное обозрение ,2004

12. Лисий Речи., СПб.1994

13. А.Ф.Лосев Очерки античного символизма и мифологии. М., Мысль,.1993

14.. Лукиан Анахарсис, или об упражнении тела. Т1 М – Л., Academia.1935.

15. Маркиш Шимон Сумерки в полдень СПб., Университетская книга,1999

16 Марру А. И. История воспитания в античности. .М. «Г.Л.К.»1998

!7. Платон Теэтет, Пир/Соб.соч т.2; Протагор// Соб.соч. т1 М., Мысль.1990, 1993

18. Т.А.Флоренская «Психология катарсиса в контексте истории» /«Диалог в практической психологии. Наука о душе» М., «Владос»2001.

19. Фукидид Из речи Перикла над могилами воинов// Фукидид История М., Просвещение, 1993.

20. Фукидид Из речи Перикла над могилами воинов//Хрестоматия по античной литературе для высших учебных заведений.. т1 М.,Просвещение,1965

 

Вопросы и задания.

 

1 Раскройте и проранжируйте условия и факторы, влияющие на воспитания афинского гражданина. Оцените какую роль среди них занимает школьное обучение.

2. Опишите значение театра и литературы в формировании личности. Сравните с влиянием театра и литературы в нашей жизни.

3. Выпишите из текста все моменты, характеризующие воспитательное воздействие олимпийских игр.

4. Как проходила молитвенная и ритуальная жизнь в афинском обществе. Укажите моменты, характерные для язычества в нашей религиозной жизни. В чем принципиальное отличие языческого и христианского мироощущения.

5. Проследите воспитательное воздействие факторов воспитательного пространства на людей различных возрастных групп.

6. Что обуславливало развитие полисного единства и как влияло полисное единство на представление о счастье.

7. Перикл предлагает свое представление об идеале афинянина. Насколько его идеал совпадает и расходится от представлений об успешной жизни в афинском обществе. Сравните с современным образом человека успешного.

8. Дайте ваше определение: «Для Афин классического периода идеалом можно назвать человека…. (Закончите предложение).

 

Эпоха Эллинизма- середина IV- в. до нашей эры- 30-е годы до нашей эры.

Хронологическая справка

.

404г. Окончание Пелопонесской войны. Взятие спартанцами Афин

371 г. Заключение мира между Афинами и Спартой

359 – 336г. Правление Филиппа II в Македонии. Превращение Македонии в сильнейшее государство в Эгейском бассейне.

338г. Победа Филиппа II над коалицией греческих городов.

337 г. Установление македонской гегемонии в Греции.

336 – 323 г. – Правление сына Филиппа Александра Македонского.

334 – 324 Создание мировой державы Александра

323 – 281 Создание эллинистических государств.

146 г. Завоевание Греции и Македонии Римом.

30г. Превращение Египта в Римскую провинцию. Конец эпохи эллинизма.

 

Социокультурная ситуация.

 

Эллинистическая эпоха охватывает :

1 – Период походов Александра Македонского и создание мировой державы Александра.

2 –Распад этой державы после смерти Александра. Войны диадохов ( преемников) и образование эллинистических государств в результате сочетания восточных и греческих элементов.

3 –Историю этих государств ( Македонии, государств Селевкидов, Птолемеев, Пергам), включающую этапы:

период зрелости эллинизма, создания социально – экономической структуры, государственности и культуры эллинизма ( 280 – середина IIв. до нашей эры);

поздний эллинизм, разложение эллинистических государств и завоевание их Римом на Западе и Парфией на Востоке ( середина II века до нашей эры – 30 г. до нашей эры).

 

Уже с начала IV века Афины, тяжко пострадавшие во время Пелопонесской войны клонятся к упадку. Этап полисного социально- экономического и культурного развития завершается. 46 лет в Афинах длятся войны и мятежи, в которых исчезает сам дух афинского общества. В дела Афин четыре раза вмешиваются чужеземцы, занимают город, изменяют призрачную конституцию. Афины переживают три осады. Кровь, пожары, грабежи, убийства. Нищета растет. Платон в « Государстве» пишет, что есть люди, которые не принадлежат ни к одному слою граждан: ни торговцы, ни воины, ни что – ни будь еще, но только бедняки. С походами Александра рабство множится. Труд свободных граждан не мог выдержать конкуренции рабского труда. Произошла концентрация богатства, разорение мелких собственников - производителей. В конце IV

века в Афинах государство некоторое время раздает продовольствие и деньги неимущим гражданам. Но оно слишком бедно и скоро прекращает раздачи Оно вынуждено прекращать выплату жалования чиновникам . Безработные нищие вступают в банды, которые бродят по эллинистическому миру и грабят при случае. Б. Рассел писал: «Афины уже в борьбе с Филиппом Македонским не были городом, потому что в них улетучилась гражданственность». Древнегреческий историк Фукидид отмечал: « Война, лишив людей жизненных удобств в повседневной жизни оказалась единственной наставницей. Все нравственные понятия извратились. Совесть ставилась ни во что».

При Македонском греки и македоняне стали народами завоевателями. В условиях огромного государства были преодолены тесные рамки полиса, что стимулировало оживление экономической и культурной жизни.

Александр Македонский создал огромную многонациональную державу как чисто военное объединение, где подчинение было построено на сборе налогов, взятом под контроль греками и македонянами.

Решающим фактором в развитии культуры было то, что Александр ( ученик Аристотеля) считал себя апостолом эллинизма. Александра восхищала « Иллиада». Ахилл стал его кумиром. В походах рукопись « Иллиады» он держал под подушкой вместе с кинжалом. На конгрессе в Коринфе он вынудил греков утвердить за ним титул военного вождя эллинов и защитника Греции. Александр стремился стереть различия между греками и варварами. Для Аристотеля варвары были по природе рабы. Для Платона варвары были - враги. Александр, продвигаясь на Восток, проникался духом Востока. Он дошел до Индии и познакомился с буддизмом. Греческая и индийская, а затем и египетская мудрость пришли в соприкосновение. Он хотел сгладить противоречия между побежденными и победителями, укрепить единство государства, реализовать политику слияния народов. Появилось понятие « гражданин мира». Александр объединил греческие культурные полисы и Македонию, сохранившую пережитки первобытно – общинного строя. Долину Нила и Месопотамии, с их тысячелетней культурой и кочевые племена Восточного Ирана. Эллинизм сложился как взаимодействие греко-македонских и восточных, местных начал.

В дальнейшем после смерти Александра Македонского, сорокалетней войны его преемников, была создана система государств как результат насильственного объединения древнегреческого и древневосточного мира. Это явление получило название эллинизма. Новое общество отличалось как от собственно греческого, так и от древневосточного. Оно представляло собой синтез элементов древнегреческой и древневосточной цивилизации. На территории собственно Древней Греции историческое развитие происходило на основе древне греческой цивилизации как таковой.

 

Основными особенностями эпохи эллинизма явились:







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.100.232 (0.032 с.)