![]()
Заглавная страница
Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву ![]() Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Отношение к семье. Семья как институт воспитания
Близость периода родовой общины обуславливала ценность института семьи. Большой родовой общиной жили боги, они были родственники между собой и вступали в родственные отношения с героями. Родовой принцип учитывался в демократической организации Афин. Все древнегреческие трагедии обсуждали семейные проблемы. В то же время публичный характер жизни афинян, огромная ценность мужской дружбы, оставляли семье не самое значительное место в ценностной иерархии . Брак являлся гражданской обязанностью. В Афинах безбрачие подвергалось наказанию. Брак был необходим для сохранения рода и непрерывности наследственных жертвоприношений. Так как брак становился гражданской обязанностью, от которой нельзя избавиться, не совершая преступления против религии и государства, исчезала прелесть семейной жизни. Афинянин вступал в брак, без увлечения и довольно неохотно. Он вводил в дом законную жену потому, что этого требовали законы государства, но отводил ей точно отведенное место в своем существовании. При заключении брака большое значение имело приданное жены и знатность ее рода. Случалось, что придавая особенно большое значение состоянию, которое она приносили в дом, жена , становилась высокомерной; такие женщины не забывали и не давали другим забывать, кем они были и чем владели. „Если вы бедны и женитесь на богатой", говорил один комический поэт, „вы получите госпожу, а не жену; вы станете одновременно и рабом, и бедняком". ..По гордому взгляду всякий узнает мою жену, или скорее госпожу, которая меня поработила... Горе мне! Ведь нужно же было мне жениться на какой-то Креобиле с ее десятью талантами, на женщине ростом всего в один локоть, а кроме того полной невыносимой спеси. Клянусь Зевсом Олимпийским и Афиной, нет сил терпеть это. Она принесла мне этот дом и эти поля, но, чтобы иметь их, надо было взять и ее, а из всех невыгодных торговых сделок, которые можно заключить, это —самая невыгодная. Она истинный бич для всех, и не только для меня, но и для своего сына и еще более—для дочери* (М е н андр) ').» (6глава 1,стр39-40) Для женщины брак был более важен, так как в семье женщина обретала социальный статус и условия самореализации. Но далеко не всегда ее ожидания от брака оправдывались. Об этом говорит Еврепид устами Медеи: « Да. Между тех. кто дышит и кто мыслит. Нас. женщин, нет несчастней. За мужей Мы платим, и не дешево. А купишь, Так он тебе хозяин, а не раб. И первого второе горе больше. А главное — берешь ведь наобум: Порочен он иль честен, как узнаешь. А между тем уйди — тебе ж позор. И удалить супруга ты не смеешь. И вот жене, вступая в новый мир, Где чужды ей и нравы и законы, Приходится гадать, с каким она Постель созданьем делит. И завиден Удел жены, коли супруг ярмо Свое несет покорно. Смерть иначе. Ведь муж, когда очаг ему постыл!, На стороне любовью сердце тешит, У них друзья и сверстники, а нам В глаза глядеть приходится постылым. Но говорят, что за мужьями мы, Как за стеной, а им, мол, копья нужны. Какая ложь! Три раза под щитом Охотней бы стояла я, чем раз Один родить. Та речь вообще о женах..»( 7.стр.371) Муж мог оставить жену и без всякого повода, закон этому не препятствовал; единственным требованием закона был возврат приданого. Неизвестно, насколько чаще меняли бы афиняне своих жен без такого ограничения, но фактически главной причиной разводов служило, по-видимому, бесплодие жены, что вполне понятно. Женщина, юридически бесправная во всех отношениях, не могла требовать развода; она могла лишь просить архонта о защите, и тот, если находил ее доводы вескими, обязывал мужа вернуть жене свободу и приданое. Насколько можно судить, вескими доводами признавались только систематические побои и вообще дурное и жестокое обращение. Но общественное мнение было в любом случае против жены, расставшейся с мужем, как бы муж с ней не обращался. Во всех домах более или менее состоятельных афинских граждан были специальные женские отделения. Вход постороннему в эти отделения был решительно запрещен. «Стыд» встречаться даже с родными рассматривал источниками, как одна из основных «добродетелей» афинской женщины. Оговорки о «непривычке говорить в присутствии мужчин» являются обычным вступлением женской речи в мужском обществе, которая допускается только в исключительных случаях. Перикл заметил, что для женщины лучше, когда о ней не говорят совсем - ни с похвалой, ни с порицанием. В узком кругу семейной жизни афинская женщина могла проявить самостоятельности. Кроме того, женщины допускались в театр и на отдельные религиозные праздники, на своей половине дома, они могли приглашать подруг. К чему сводилась деятельность женщины в семье — об этом пространно повествует в идеализированной интерпретации « О Домоводстве» Ксенофонта. Один из собеседников Сократа, Исхомах, устами которого говорит сам Ксенофонт, так наставляет свою молодую жену: «Обычайуказывает... что для мужчины и женщины приличнее те занятия, к которым бог даровал каждому из них больше способности: женщине приличнее сидеть дома, чем находиться вне его, а мужчине более стыдно сидеть дома, чем заботиться о внешних делах... Конечно, ... тебе надо будет сидеть дома; у кого из слуг работа вне дома, тех посылать, а кому следует работать дома, за теми смотреть; принимать то, что приносят в дом: что из этого надо тратить, ты должна распределять, а что надо оставить про запас, о том должна заботиться и смотреть, чтобы количество, предназначенное для расхода на год, не расходовалось в месяц; когда принесут тебе шерсть, ты должна позаботится о приготовлении из нее одежды, кому нужно. И чтобы сушеные продукты были хороши для еды, тебе следует позаботиться... кто из слуг будет болен, тебе придется позаботиться об уходе за ним... Разве не такие заботы, жена, и со стороны матки в улье являются причиной привязанности пчел к ней, так что, когда она покидает улей, ни одна из пчел не считает возможным отставать от нее, а все за ней следуют. Но всего приятнее тебе будет, если ты окажешься деловитее меня, сделаешь меня своим слугой, и тебе нечего будет бояться, что с годами тебе будет в доме меньше почета, если, напротив, ты будешь уверена, что, старея, тем лучшим товарищем для меня и лучшим стражем дома для детей ты будешь, тем большим и почетом будешь пользоваться в доме».(10 ст114) . Это сочинение Ксенофонта носит традиционно педагогический характер и созвучно древне русскому Домострою. Традиция не только освящала отношения между мужем и женой, но и отношения к старшим. Но, пожалуй, самой главной обязанностью сына было достойно, с соблюдением всех обрядов похоронить родителей Воспитание детей в семье Воспитание в семье являлось значительным, но не определяющим моментом в формировании человека. Вся атмосфера жизни в Афинах, информационно и коммуникативно - насыщенная, представляла бесконечную школу, где личность совершенствовалась телесно, политически, духовно, интеллектуально и нравственно, общаясь на агоре, участвуя в религиозных праздниках и театральных представлениях, выбирая себе в учителя софистов, упражняясь в гимнасиях. Поскольку мужчина принадлежал социуму, а женитьба и семья были скорее социальной и материальной необходимостью, чем потребностью в духовном единении, дети формировались больше под влиянием кормилицы, няньки и педагога (дядьки). Вряд ли можно говорить, что в афинской семье было планируемое или контролируемое воспитание. Его определяли обычай и традиция. Семья учила нормам отношений в обществе, знакомила с религиозными обрядами. Через общую атмосферу, образ жизни ребенок овладевал основными жизненными ценностями, правилами поведения ,определенными знаниями. Между первым и третьим годом жизни ребенка «вводили в дом», т. е. заносили в списки той общины, к которой принадлежали родители, что давало повод к семейным праздникам. Ребенок обычно до семи лет жизни находился под наблюдением матери. В состоятельных семьях попечение о ребенке возлагалось на кормилицу (часто рабыню из Лаконии).Образы кормилиц дают нам Эсхил в «Хоэфорах», Эврипид в «Медее» и т.д д. Из рук кормилицы, которая нередко позже исполняла уже обязанности няньки, ребенок переходил в руки «педагога». В «Птицах» Аристофана мы имеем свидетельство о том, что дети вместе с родителями ходили в гости к знакомым в торжественных случаях . В его же «Облаках» отец напоминает сыну о том, что когда-то он покупал ему игрушки на ярмарке и т. д. Уже в семейных условиях ребенок, прислушиваясь к песням матери и служанок, которыми они сопровождали свои бесконечные женские рукоделия — (эти образы мы уже видели в «Илиаде» и «Одиссее») — знакомился с размерами, гармонией и содержанием родных аттических песен, иногда народных, иногда того или иного поэта. Следует также отметить, что мальчиков еще с детства приучали к обычаям пирушек взрослых и заставляли присутствовать на некоторых из них. Однако для грека такие пирушки не мыслились без пения и танцев. Они начинались с Пеана, торжественного гимна в честь Аполлона, исполняемого всеми присутствовавшими, и сопровождаемого аккомпанементом на флейтах. Другие хоровые песня вплетались в последующие моменты пирушки. Таким образом, и эти часы проходили не бесследно для восприимчивого детского сознания. Несмотря на то, что дети проводили свое время главным образом в наиболее замкнутой части дома — гинекее, общие условия жизни социального окружения влияли на них., особенное воздействие оказывали пышные праздники и театральные представления, на которых им приходилось бывать с родителями, они воспринимались как что- то необычайно важное, единственное, что заслуживает внимания . . До семи лет жизненные пути мальчика и девочки в афинской семье совпадали. Семи лет мальчик поступал в школу, девочки же оставались затворницами в женской половине дома— гинекее. Здесь от своих ближайших окружающих они приобретали элементарные навыки в чтении, письме, игре на том или ином музыкальном инструменте, но больше всего времени отдавали рукоделиям. Только изредка открывались двери гинекея для того, чтобы выпустить девушку на улицу, главным образом для участия в религиозных церемониях. Так, между прочим, процессия девушек во время празднества Великих Панафисей подносила богине Афине покрывало, вышитое в долгие дни затворничества. По поводу этой системы воспитания и обучения мальчиков Лукиан говорит: «Начальное воспитание мы поручаем вести матерям, кормилицам и дядькам так, чтобы с детства с будущими гражданами обращались, как со свободными; когда же дети уже начнут понимать прекрасное, в них зародится стыдливость, страх и стремление к добру, и тело их окрепнет и покажется нам способным переносить большое напряжение, тогда только мы начинаем их учить, заботясь об образовании и развитии души и к труду тела» (14.,стр.20). . |
||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-27; просмотров: 189; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.229.124.74 (0.01 с.) |