ТОП 10:

Глава 6. Архивы Великого княжества Ногайского. 1549-1648 гг.



В 1549 году вассал Ак Орды, правитель Ногайского юрта (некоторые пишут и говорят о «Мангытском юрте», что, по моему, одно и то же) Юсуф мирза объявил о самостоятельности Ногайского юрта и принял титул «Улуг бек\\Великий князь». Так началась документированная история этого нашего государства.

Получившее образование, особо «продвинутые» только на русском языке, уже находясь в составе Российской империи, СССР и РФ, интеллигенция Башкортостана любит начинать рассказы о достоверной (документальной) истории нашей республики со времен взятия Иваном Грозным города Казани в год мыши, или в 1552 году по русскому летосчислению. Вот классическое начало копий башкирских родословных-шэжэрэ.

Транскрипция: «Счкан илндэ гкабрабнг аикнчи кунндэ Кзан шhрин аурс алди. Шундан сунг Ак би бадшаh аулди. Андин сунг hр трфкэ хта-иазулр аилан аилчи иуртуб мглум килгандин сунг тарих тукз иуздэ алтмиш брдэ аиди. hр км аирсэ качмасун у hр км ауз динндэ турсун, ауз кагигдэсун тутсун диб. Ашул аилчилр иуруб мглум килгач тарих тукз иуздэ алтмиш брдэ аирди».

Перевод: «В год мыши во второй день октября русские взяли город Казань. После этого Белый князь стал правителем. Затем во все стороны с увещевательными письмами были посланы послы, тогда история была девятисот шестьдесят первый год хиджры, чтоб никто не убегал и чтоб каждый исповедовал свою религию, с условием, чтоб придерживались собственных законов. После этого извещения послов история была в девятьсот шестьдесят первом году хиджры».

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

Кстати, не был исключением и я тоже, хотя и получил национальное образование, ибо воспитывался учителями из рядов вышеуказанной интеллигенции. До сих пор помню, как я написал сочинение по русскому языку. Свободно выбранная мною тема называлась:- «Добровольное присоединение Башкирии к России» - при поступлении в высшее военно-инженерное учебное заведение. За пять лет учебы меня научили анализировать источники информации, принимать самостоятельные решения, руководить своими солдатами. А также: и нести ответственность за принятые после анализа обстановки решение и отвечать за отданные мной распоряжения и за подчиненных, которые выполняли эти распоряжения. После окончания службы начал заниматься изучением истории своей Родины. Благо зачатки для такой деятельности были заложены правильные. Я окончил башкирскую национальную среднюю школу, где все предметы (за исключением немецкого и русского языков) преподавались на башкирском языке. С седьмого класса у нашего деревенского муллы, у Хасан олатая Акъюлова( пусть душа его покоится с миром), обучался дополнительно арабской грамоте, т.е. как бы параллельно закончил и начальное мэдрэсэ тоже. Получил в Ленинграде (Санкт-Петербурге) прекрасное военно-инженерное высшее образование. Пользуясь, случаем, призываю молодых людей поступать именно в высшие военные инженерные учебные заведения. Там только, так я думаю, вы получите нормальное образование и научитесь самостоятельному анализу сути вещей и быть самостоятельными в своих решениях и поступках.

Главным недостатком современного архивоведения и историографии Башкортостана, при изучении рассматриваемого периода, является совершенное незнание административно-территориального устройства Ногайского великого княжества. Карта схема такого деления показана ниже.

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

Зная административно-территориальное деление этого нашего государства архивоведы и исследователи станут более углубленней изучать документы, касающиеся деятельности, к примеру: Улуг беков (Великих князей) Юсуфа, Юнуса, Уруса и других. Или же нуратдина Исмагила, тайбуги Кара Килембета, кековата Шейх-Мамая и.т.д.и.т.п.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.3.228.47 (0.003 с.)