Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Табги мантыйк или логика письма Абашевской историко-культурной общности.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Словосочетание «Табги мантыйк» состоит из двух слов, из композита «таб+ги» и «мантыйк». Где «таб\\письмо; книга», а «-ги» определительное окончание имен существительных со значением «относящийся к…». Слово «мантыйк» переводится в значении «логика». Таким образом, это и есть наука логики письма. Наука «табги мантыйк» как и в целом, вообще, «логика» имеет те же методы распознавания, а именно: Анализ-Синтез-Сравнение-Абстракция-Обобщение. Только, в отличие от основной формы распознавания, которая принята в классической логике, в науке табги мантыйк главной формой ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016
распознавания выступает слово-символ (иероглиф). Слово-символ (иероглиф) это описание действительности при помощи символов и звуков. Историю возникновения слово-символов (иероглифов) и их взаимосвязь методами распознавания рассмотрим на примере анализа нижеперечисленных слов современного башкирского языка: 1. «Балык\\рыба». 2. «Ян\\лук для стрельбы» 3. «Сыра\\хворост; лучина». 4. «hабан\\плуг». 5. «Бугэй\\Бык». 6. «Тауышкан\\Тушканчик». 7. «Эт\\собака». 8. «Йылан\\змея». 9. «Кош\\птица». 10. «Агас\\дерево». 11. «Тын\\стена». 12. «Балта\\топор». 13. «Дойэ\\верблюд». 14. «Тэнгре\\Бог; звезда». 15. «hонго\\копье». Анализ. Для анализа выделенных башкирских слов, мы принимаем их как множества слово-символов. 1. Множество «балык\\рыба» включает в свой состав все виды рыб. Мы можем распознать это множество рыб по: - запаху, - температуре, - наличию хвостового и других плавников, - виду (силуэту), по звуку игры их в воде «слп; лп; лв». 2. Множество «ян\\лук» включает в свой состав все виды стрелкового оружия древности. Мы можем распознать, из какого материала они сделаны, каков запах этих материалов, какова температура этих материалов. Мы знаем также и виды (силуэты) а также звук, издаваемый ими при отпускании тетивы, «днк; дзнк». 3. Множество «сыра\\лучина; хворост». Как и предыдущие два множества, и это множество распознается нами через органы ощущения. Они известны обоняние, ощущение, слух, зрение. Далее всех их перечислять не будем, а выделим только слух и зрение, которые и служат нам обычно для передачи информации во времени и в пространстве. Мы знаем виды хвороста и лучин (силуэты) и звуки их горения «стр». 4.Множество «hабан\\плуг». В это множество входят, и соха и орала. Это множество распознаем по видам (силуэтам), и по звукам понукания тягловых животных «hп; hб». 5. Множество «бугэй\\бык». Множество распознается по виду (силуэту) и по их крику «муу; буу». ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 6. Множество «тауышкан\\тушканчик». Множество распознается по виду (силуэту) и по звуку удара ими по земле лапами «тф; тп». 7.Множество «эт\\собака». Множество распознается по виду (силуэту) и звукам лая «уау», рычания «рр», скуления «шн». 8. Множество «йылан\\змея». Множество распознается по виду (силуэту) и звукам шипения «сс», ползания «шш». 9. Множество «кош\\птица». Множество распознается по виду (силуэту) и звукам клекота или пения «ко», «буч». 10. Множество «агас\\дерево». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму «шв; швр». 11. Множество «тын\\стена». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму при ударе «тнк; днh». 12. Множество «балта\\топор». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму при ударе «тк; тп». 13. Множество «дойэ\\верблюдь». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму при плевке«дб». 14.Множество «тэнгре\\бог; звезда». Множество распознается по виду (силуэту) и шуму метеоров при ударе о землю «тнгр: днгр». 15. Множество «hонго\\копье». Множество распознается по виду (силуэту) и непроизвольно издаваемому нами при ударе им об кого-либо «hнк; нг». Заметив присущие к каждому множеству особенности, люди и научились передавать информацию о них во времени и в пространстве. Они использовали основной силуэт множества и присущую ему звук, так как оказалось, что рассматриваемые множества могут распознаваться и только по двум их свойствам. Следовательно, синтез это распознавание множеств по их отдельным признакам. Синтез. 1. Множество «балык\\рыба» состоит из силуэта и звука «лп». 2. Множество «ян\\лук» состоит из силуэта и звука «дзн». 3. Множество «сыра\\лучина; хворост» состоит из силуэта и звука «стр». 4.Множество «hабан\\плуг» состоит из силуэта и звука «hп». 5. Множество «бугэй\\бык» состоит из силуэта и звука «му (бу)». 6. Множество «тауышкан\\тушканчик» состоит из силуэта и звука «тф». 7.Множество «эт\\собака» состоит из силуэта и звуков «шн; уау; рр». 8. Множество «йылан\\змея» состоит из силуэта и звука «сс». 9. Множество «кош\\птица» состоит из силуэта и звука «ко». 10. Множество «агас\\дерево» состоит из силуэта и звука «шу». 11. Множество «тын\\стена» состоит из силуэта и звука «днh». 12. Множество «балта\\топор» состоит из силуэта и звука «тп». 13. Множество «дойэ\\верблюдь» состоит из силуэта и звука «дб». 14.Множество «тэнгре\\бог; звезда» состоит из силуэта и звука «тнгр». 15. Множество «hонго\\копье» состоит из силуэта и звука «нк». Силуэты и звуки рассмотренных множеств могут повторять друг-друга. ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 В этом случае они не годятся для передачи информации. Чтоб не допустить путаницы мы обязаны их сравнивать между собой и оставлять только те, которые не повторяются. Тюркские филологи древности, в частности Махмуд Кашгарский, знали об этих особенностях методов передачи информации. В книге «Дивани лугат ат турки» мы встречаем множество примеров об этом. Например: «Санг\\клекотание птицы». , «Куш санги атти\\ Птица клекотала». На современном башкирском языке это звукоподражание используется в корне слова «сангкылдау\\клекотание птицы». Сохранилось это слово и в виде словосочетания «санг кагыу\\поднять тревогу (ударяя железом по подвешенному рельсу). «Данг-дунг; танг-тунг\\звукоподражание «донг-донг». Пример: , где зафиксированы примеры: «Данг-дунг аитти\\Издавал звук данг-донг», «Танг-тунг аитти\\ Издавал звук танг-тонг». Имеются глаголы «донгколдау\\работать издавая звуки данг-дунг», «тукылдау\\стучать». А вот еще примеры: «Данг-дунг аитти нанг\\Скотина издавала звуки данг-донг (бодая чего то)». Или , «Тунг-тунг аитти\\Издавал звуки тунг-тунг». «Какук\\крики кукушки и гусей». , на современном башкирском языке используется для обозначения кукушки и только в форме «кангк»криков гусей. Имеется и имя существительное «кангырыу\\находиться в растерянности, говоря невпопадь». Все сказанное Кашгари подтверждает следующими примерами: , «Каз каккук аитти\\Гусь издавал звук кангк». Приводит он и образец диалектного произношения этого же предложения: «Каз каг каг аитти\\Гусь издавал звук каг-каг». «Чак-чук; чиг-чиг; чуг-чуг\\ звуки издаваемые кресалой». , , . В качестве использования этих звукоподражаний Кашгари приводит ряд примеров из диалектов тюркских языков. Например: , «Аул манга чакмак чакишди\\Он помогал мне получить огонь с помощью кресала», где слово «чакма» означает «кресало». , «Бтиг чакилди\\Книгу выскоблили на скале (на камне, или чеканили на металле). , «Чак-чук аитти\\Издавал звук ударения камня об камень». , «Чакма чакилди\\Огниво использовали». , «Таш чаклди\\ Камень скоблили; Камень использовали для огнива». На современном башкирском языке имеются слова: «Сакма\\огниво», «Сукэн\\чекан», «Сукеш\\молоток», «шакыу\\стук». ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 «Чаг чуг\\ какафония, шумы различные». . Пример: \\Чаг чуг кубти\\поднялся шум. Сейчас используется в форме «шау-шыу\\шум разный». «Чгир чгир\\ звуки скрипа». . Примеры: \\Тиш чикради\\Зубы скрипнули; \\Тмагда таш чигради\\В зубах скрипнул камень. Как производные от этого звукоподражания в башкирском языке сохранились слова «Сыгыр\\катушка», «сынгыр\\цепь». «Шр шр и чур чур\\ звуки листьев деревьев и ручейка». , . Диалектные же формы этих звукоподражаний показаны ниже. \\Чавар чувар \\звук дождя; \\Чубур чабур\\звук проливаемой воды. Слова, производные от этого звука таковы: «Шэрэ\\зимний разлив реки», «сарпы\\старица», «Себер\\Сибирь (древнее значение слова«тайга, лес»). «Чарт чурт и сарт сурт\\ звуки горящего хвороста и прожевывания крепкой еды». . Пример: \\ Аниг азаки сарт сурт килди\\ Еда его перемалывалась (во рту) со звуками сарт-сурт. Возможно, слово «урт» со значением «полость рта» происходит от этого звукоподражания. «Гурт гурт\\ звук скрипа телеги». Пример: \\Ат арбани гурт гурт ииди\\Лощадь тянула телегу, телега издавала звуки гурт гурт. «Кур кур\\звук бурления живота». Пример: \\ Карин кур кур аитти\\Живот бурлил, издавая звуки кур-кур. От звукоподражания этого происходят слова «карын\\живот, утроба» и «карындаш\\единоутробный». «Тирт тирт\\звук материи при ее рвании». Пример: \\Аниг тунин тирт тирт иртти\\ Рвали его тулуп, слышно были звуки тирт-тирт. Слово «тертлэу\\испугаться от внезапности» тоже происходит от этого звукоподражания. «Булдур булдур\\звук падения камня в воду колодца». Пример: \\Таш кузгка тушти булдур булдур атти\\Камень упал в колодец и издал звуки булдур-булдур. Происходит слово «былдырлау\\нечленораздельная речь». «Чнг\\ Звук олицетворяющий резкую боль». Например: \\Кулагим чнг аитти\\У меня стельнуло в ушах. В корне ©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 слов «сэнге\\цинга», «сикан\\чиря» лежит тоже этот же звук. «Тс тс \\звук удара ладонями по воде или по голому телу». . Пример: \\Тас тас аурды \\Ударил, издавая звуки тас-тас. Слова «тас\\тазик», «таш\\камень», «ташлама\\льгота» имеют в корне это звукоподражание. «Идар идар \\звук неуклюжего бега». Пример: \\Он бежал издавая шум. Слова «Тэнгре\\Бог», «доhор\\звук грома», «дэhшэт\\небесная сила», «утеу\\прохождение», «етеу\\достижение», возможно, имеют происхождение от этого звкуа. «Чал чул \\звук плескания жидкости в переносимых сосудах». . Слово «силэк\\ведро» имеет непосредственное отношение к этому звуку. «hч hч \\звук крика удода». . Слово «hодhод\\удод» происходит от этого звука. «Буч буч\\звук пения соловья». Пример: \\ Буч буч аитар самургак бугзи аучун мангланур\\ Буч буч выводит соловей, и жадно клювом корм клюет». Соловья на башкирском языке называют «былбыл». Сравнение. Так как звуками вещей мы брали их восприятие на слух башкирами, то нам необходимо знать топологию, как самих звуков, так и силуэтов вещей. Способность словосимволов изменяться во времени и в пространстве не меняя своего первоначального значения, называют «топологией слово-символов». Топология словосимволов зависит как от типов предметов письма и носителей информации, так и от времени. Выше мы рассмотрели варианты упрощения слово-символов через гетерограммы в руны и клинописи, но не рассматривали изменений звучаний их. Башкирский исследователь Рифкат Латыпов, изучив экстрополяцию развития позиционно-фонетической системы тюркского слова во времени составил таблицу этой закономерности.
©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016 Результаты сравнений словосимволов занесем в таблицу абстрагирования. Абстрагирование.
По таблице мы видим, что слово-символы неразделимы и выступают как единый, неделимый метод распознавания окружающего мира. Обобщение.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.235.171 (0.009 с.) |