ТОП 10:

Философия текстов Абашевской историко-культурной общности.



1.5.1. Философия текста Елабужской эпитафии.

В тексте зафиксировано начало единобожия. Отсутствие идолов для поклонения у Канга и указывает на это обстоятельство. В то же время текст эпитафии выделяет и личность Канга, как, по всей видимости, основоположника династии Кангов (Канглы). В тексте зафиксированы и числа, что указывает на наличие летосчисления и счета.

1.5.2. Философия текста Уфимского бронзового крючка.

Текст на бронзовом крючке в шутливой форме разъясняет временность нахождения его в застегнутом виде. Объясняя расстегнутое состояние крючка «посягательством» на честь (целомудрие). Таким образом, текст косвенно рассказывает о появлении первых моральных ценностей, узаконенных обрядов вступления в брачные отношения между людьми.

1.5.3. Философия текста Бирского Тамгаташа.

Данный текст примечателен тем, что в нем указан конкретная личность, автор календаря «Мосал» двенадцатиречного звереного летосчисления наших предков. Авторство обозначено словами «Тнh Дзн написал это». Следовательно, мы имеем дело с философией основателем которой является Тнh Дзн. Какие же выводы мо можем делать, читая этот календарь? Вкратце эти выводы таковы:

1) Философская антропология Тнh Дзна.
О философской антропологии Тнh Дзна мы можем судить опираясь только на его автограф в конце текста- «Тнh Дзн hбhб», то есть «Тнh Дзн написал». Таким образом, этот философский труд воспринимается нами как результат умственной деятельности отдельного человека.
Если же перевести слово «Тнh» как «создатель, родитель», слово «Дзн» как слово «сын, наследник, потомство» то этот труд воспринимается уже как философия предков и их потомков. Отсюда вытекает что, философская антропология данного труда заключается в изучении размышляющего и действующего субъекта, который не может порвать свою связь с отцовским родом. С другой стороны, индивидуализация данного труда сообщением «hбhб\\написал» говорит и о том, что связь человека и рода с одной стороны, связь человека и космоса (Мосала) с другой стороны и создают творческие способности человека.
2) Космология Тнh Дзна.
Сам факт существования зодиакального двенадцатеричного звериного летосчисления Мосал уже говорит о признании ТнhДзном взаимосвязи

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

космоса и человека. Космос в труде Тнh Дзна олицетворяют двенадцать созвездий зодиака и солнце, которое движется по небесному своду именно по этим двенадцати созвездиям Мосала (зодиака).
3) Социология Тнh Дзна.
Из социологических воззрений Тнh Дзна мы можем более или менее ясно видеть пока только культ предков и связанную, с этим культом процесс передачи жизненного опыта от отца (от предков) к сыну (к детям). Мы можем видеть и предполагать также тесную взаимосвязь развития общества (отца и сына) с космосом (в данном случае с летосчислением Мосал).
4) Гносеология Тнh Дзна.
В гносеологии Тнh Дзна познание идет по родовой связи отцов (предков) и сыновей (детей). Но наличие иероглифов наталкивает нас на мысль о существовании у Тнh Дзна теории познания окружающего мира при помощи цвета (символа) и звука.
Примечание: Философия Тнh Дзна в виде древнетюркского летосчисления Мосал дошла до наших дней без особых изменений, и кое где используется и как философские трактаты по гаданию (Например, башкирская рукопись «Йыл хисабы»).

1.5.4. Философия текста Бахмутской печатки.

Как и в тексте Бирского Тамгаташа в Бахмутской каменной печатки упомянут «Мосал». Но главное отличие этого текста то, что в нем упоминается и неизвестный посланник (пророк). По всей видимости, данная печатка служила панагией (перед Всевышним, в потустороннем мире) усопшему.

1.5.5. Философия текста Ургинского Курбанташа.

Текст выражает скорбь по ушедшей жизни. Факт же нанесения текста скорби на скалу, а не на эпитафию, говорит о существовании понимания Абашевцами окружающего мира как духовные и материальные действительности. При этом отсутствие захоронения говорит о том, что религия конкретных авторов текста уже отличалась от религии авторов текстов Елабужской эпитафии и Бахмутских печаток. Этот обычай говорит о зарождении основ философии Зароостризма, т.е. учения пророка Иртыша.

1.5.6. Философия Аркаимского текста.

Это чисто богословская философия, утверждающая тленность мира. Отсутствие захоронения, сближает философию авторов текста горшка

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

(урны) с философией зароостризма.

1.5.7. Философия текста Охлебининского калама.

Текст калама подразумевает именно философию дарения. Именно дарение, а не получение, подарков является существенной частью «философии подарков». Текст посвящен писцу, которых, по всей видимости, считали приближенными богов. По содержанию текста подразумевается, что никто не оспаривает, и не будет оспаривать написанное слово.

1.5.8. Философия наскального текста Аслыкуля.

Философия текста близка к философии текста Ургинского Курбанташа. Но в данном тексте нет выражения скорби, а указан только факт, что этот усопший был «дад», то есть - «осуществляющим и претворяющим в жизнь справедливость Божий». Указана дата смерти. По всей видимости, текст указывает на философию кастовости в человеческом обществе.

1.5.9. Философия клинописи Аскинского района.

Само слово эпитафия – местного происхождения и состоит из: „уба\\эпи“ – курган, возвышенность, насыпь и „таб\\таф“ – надпись о слезном горе, надмогильная надпись. Все люди, так или иначе, смотрят в будущее. С наступлением зрелости, многие уже знают одну из самых главных жизненных реалий – никто не вечен. Потому они все чаще задумываются о своем последнем дне.

1.5.10. Философия Уфимских и Шиповских гетерографических текстов.

На первый взгляд, кажется, что в этих текстах нет философии. Однако это не так. По именам, зафиксированным в этих граффити, мы узнаем о присутствии хозяев граффити в обряде захоронения знатного сородича. Следовательно, тексты раскрывают обряд захоронения, и тем самым вносят ясность на философию Абашевцев на жизнь в другом мире.

1.5.11. Философия узелкового письма с Дона.

Этот памятный текст с выражением сожаления по погибшему противнику. По всей видимости, одна из древнейших ритуалов мольбы прощения у Бога за убитую жизнь.

 

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

1.5.12. Философия солярных знаков на кумбазах древности.

Философия их однозначна, единичность и неделимость, то ест, они олицетворяют собой философию единобожия.

Граффити являются собой олицетворением философии единобожия и рассказывают о поклонении их владельцев солнцу или огню.

Примеры прочтения текстов Абашевской историко-культурной общности.

Все тексты читаются сверху вниз или справа налево.

Пример №1. Бирский Тамгаташ.

Транслитерация части текста Транскрипция выделенной части
Слп (рыба)     Дзн (лук для стрельбы)   Стр (хворост) Нъ (копье)   Значение текста: «От рыбы счет». Читается сверху вниз.  

 

Пример №2. Уфимский бронзовый крючок.

Транслитерация части текста Транскрипция выделенной части
Тф\\Т(э)   Тхм\\Т(э)   Сс\\Сс(э)   Днh\\Д(э) Значение текста: «До посягательства». Читается сверху вниз.

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

 

Пример №3. Уфимские гетерограммы.

Транслитерация части текста Транскрипция выделенной части
    днh лп Днh Антропоним «Д(а)л(а)д». Читается справа налево.

Пример №4. Узелковое письмо Донско-Волжского ареала.

Транслитерация части текста Транскрипция выделенной части
Э Усн Т с (Усн) б п (Усн) с "По погибшему сожалеем". Читается сверху вниз и справа налево. Узелковая логограмма имен существительных и разделители слов не изображены.

По примерам мы видим как развивалось письмо наших предков от иероглифов к гетерограммам, от гетерограмм к рунам, клинописи и узелковому письму.

 

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.234.143.26 (0.007 с.)