ТОП 10:

Глава 4. Архив Золотой Орды. 1424-1520 гг.



С момента окончания «А Мат хаммиат хин\\Эпохи защиты Моде кагана от посягательств чужих народов» в 1424 году, государство Золотая Орда юридически просуществовала еще до момента смерти последнего Всеордынского хана Ахмата в 1520 году. Административно это государство (Золотая Орда) делилось на две большие части. Эти части назывались - «Кук Орда// Синяя Орда (В русской историографии Западная часть Орды)» и в «Ак Орду\\Белая Орда (В русской историографии Заяицкая Орда)». Земли современного Башкортостана входили в состав Ак Орды. Из-за обилия источников этого времени мы познакомимся только отдельными видами документов, которые найдены в Башкортостане. Тем более, в связи с победой исламского мировоззрения в основной части орды, эти документы имеют бесценное значение для изучения мировоззрения той части населения государства, которые придерживались старых верований. Как вы помните, после отречения от престола Чачли дарвиш бек суфи-хан возглавил переселение башкир-юрматинцев в долины рек Зай-Шишма-Минзаля. Остановившись у родника Каран елга, он приказал осмотреть местность и найти могилу. По его приказу юрматинцы начали искать могилы святых. Вот как описывают это в шэжэрэ башкир-юрматинцев:

Транскрипция: «Хан буирди: «кутариб багинглр» - диуб. Hм карадлр кбрне кирпч аилан аиландуркан ама гжбт кар башли гзлэ бр игт тзк тигл иатур».

Перевод: «Хан приказал: - «вскройте, посмотрите». И увидели, могила обложена кирпичом, но вот что удивительно, (в гробу) лежал молодой парень с иконой вместо головы, отрубленной саблей».

Юрматинцы со временем начали жить и на месте башкир табынцев тоже, где потом был воздвигнут Табынская крепость. Так вот, икона «Табынской Божьей матери» и есть та самая икона, которая была найдена юрматинцами в гробу Чилка-аты. Все остальные иконы являются только

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

копиями этой старейшей иконы нашей Родины.

По всей видимости, данная икона либо была утеряна, либо была спрятана в связи с переходом в исламскую религию.

Исламское делопроизводство вытеснило практически и все виды письменностей, в виду отсутствия среды их применения, кроме рунического письма. В Башкортостане сохранились редкие эпитафии, выполненные используя оба вида рунического письма нашего народа.

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

Документом такого типа является эпитафия Укас бека из кладбища села Иткулово-Первое Баймакского района.

Транскрипция: «Экэс: Эймт».

Перевод: «Мертвое тело (труп) Укас (бека)».

Правда и то, что на исторических землях башкирского народа находят и документы выполненные «квадратным монгольским письмом». Это письмо приняли после письменной реформы Хубилай кагана. Граффити (защитное военное снаряжение – поножы) найдены в Западной Сибири (в средневековье эти земли называлась «Уади Артиш\\Долина Иртыша»), и где жили также и башкиры, о чем рассказывает карта мира Махмуда Кашгарского. История этого письма такова: По свидетельству различных письменных источников 1260 году Хубилай каган поручил буддисткому ученому Пагбаламе составить новый алфавит империи Юань. Пагбалама возглавил ученую комиссию. Новый алфавит в основном опирался на графики рунического и уйгурского алфавитов и состоял из 41 буквы. Практически любой грамотный - поданный империи, знающий уйгурскую или руническую письменности мог свободно разобраться в этой письменности. Кстати, лично я прочел такие тексты, опираясь, на свои знания этих двух письменностей. В качестве образца государственного акта, написанного используя данный вид письма, даю басму империи.

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

А образцы варианта прочтения мной текстов золотых пайцза империи показаны ниже.

1. Пайцзы улуса Джучи «Дhшт\\Дэhшэт»- слово со значением «великая божественная сила».
2. -.- -.- «Тпшсялмш\\Пичэтлэнмеш» - слово со значением «напечатан; составлена грамота с печатью».
3. -.- «Нисэн»- газвание месяца «апрель».
4. -.- «Мын\\Маны»- слово со значением «в месяце».
5. -.- «Трт\\Дурте»- слово со значением «четвертого».
6. -.- «Гн\\Кун»- слово со значением «день».
7. -.- «Лбрсш\\Юлбарыс»- антропоним.
8. -.- «Уан\\Ван»- слово со значением «правитель; царь».
9. -.- «Гн»- предлог исходного падежа имен существительных.
10. -.- «Гнсмт\\Гэн самати»- слово со значением «посланник неба; посланник небес».
11. -.- «Тсмг\\Тэсэмиг»- слово со значением «слушатель; слуга».
12. -.- «Нсяб\\Насыйб»- слово со значением «назначающий на должности».
13. -.- «..рсш\\Юлбарс»- антропоним.
14. -.- «Гн\\Хан»- слово со значением «справляющий правосудие».
15. -.- «Сн\\Ысын»- слово со значением «истинный; святой; действительный».
16. -.- «Тнрнг\\Тэнгрененг»- слово со значением «бога; всевышнего; вездесущего бога».
17. -.- «Нсялэ\\Нэселе»- слово со значением «из рода; из племени».
18. -.- «Тпшсялмш»- слово со значением «напечаиано».
19. -.- «Тшф\\Тэсыф»- слово со значением «летний сезон».
20. -.- «Мт»- словообразовательное окончание.
21. -.- «Тгн\\Тэкин»- слово со значением «принадлежащий к роду справляющих правосудие».
22. -.- «Ют\\Жэвэт»- слово со значением «великодушный».
23. -.- «Дрhюмт\\Дэржимэт»- слово со значением «крепость; регистрация».
24. -.- Тимггшн\\Тимучин»- антропоним.

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

Это было первой реформой письменности, где старались учитывать исторический опыт грамотности народов империи. Как видите, тем самым Хубилай предпринял попытку создания единой письменности для всех народов империи, без навязывания какой либо письменности отдельно взятого народа или религии!

Из других граффити этого периода заслуживает нашего внимания крест-копия, с кириллическими надписями и с тамгой династии джучидов из частной коллекции Николая Васильева, жителя города Стерлитамака.

©Иршат ЗИАНБЕРДИН-2016

Но такие граффити редкость, как уже писали об этом выше. Основные документы выполнены используя арабские письменности.







Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.3.228.47 (0.004 с.)