Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Характеристика минеральных вяжущих веществСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В данном пособии мы рассматриваем только некоторые вяжущие вещества: строительную известь, гипсовые вяжущие вещества и цемент (на примере портландцемента). Строительная известь. Строительная известь – это простейшее местное вяжущее вещество, получаемое путем обжига известняков, мела, ракушечника и других природных материалов. Главной составной частью извести является оксид кальция СаО (негашеная известь). Процесс производства извести заключается в обжиге, который ведется в печах различных систем: СаСО3 = СаО + СО2↑. Температура разложения чистого карбоната кальция равна 880°С. Практически обжиг известняка ведут при температуре 1000–1200°С. Гашение извести. Вода поглощается негашеной известью, всасываясь в поры и одновременно химически взаимодействуя с оксидом кальция с выделением большого количества тепла по уравнению СаО + Н2О = Са(ОН)2, (∆Н°=–65,3 кДж/моль). Твердение извести. Известковое тесто, обладающее пластичностью, затвердевает постепенно. Известь является медленнотвердеющим вяжущим веществом. Наряду с этим находящаяся на поверхности Са(ОН)2 поглощает из воздуха углекислый газ СО2. Происходит очень медленная карбонизация (образование СаСО3): Са(ОН)2 + СО2 = СаСО3. Из насыщенной жидкой фазы известкового теста, вследствие малой растворимости, выделяются Са(ОН)2 и СаСО3, сначала в коллоидном состоянии, потом в кристаллическом. Состав известкового камня: СаСО3 + Са(ОН)2. Гипсовые вяжущие вещества. Гипсовые вяжущие вещества содержат в своем составе сульфат кальция. Сырьем для их получения служат двуводный гипс СаSО4∙2H2O и природный ангидрит СаSО4; могут быть также использованы отходы химической промышленности, состоящие в основном из СаSО4, например, фосфогипс. При производстве гипсовых вяжущих веществ происходит дегидратация двуводного сульфата кальция СаSО4∙2H2O, который при сравнительно низкой температуре отщепляет кристаллизационную воду, превращаясь в полугидрат сульфата кальция СаSО4∙0,5H2O. Степень дегидратации гипса зависит от температуры. Процессы дегидратации идут по следующим схемам: СаSО4∙2H2O = СаSО4∙0,5H2O + 1,5H2O, 150–170°С гипсовое вяжущее вещество; СаSО4∙2H2O = СаSО4 + 2Н2 О, 1000°С ангидритовое вяжущее вещество. Твердение гипсовых вяжущих. Строительный гипс СаSО4∙0,5H2O представляет собой воздушное быстротвердеющее вяжущее вещество. При обычных температурах при взаимодействии гипсовых вяжущих с водой происходит образование двуводного сульфата кальция, который является более устойчивой формой, чем полуводный сульфат кальция, и обладает меньшей растворимостью. Реакция протекает по схеме: СаSО4∙0,5H2O + 1,5Н2О = СаSО4∙2H2O. В жидкой фазе возникают условия для образования зародышей кристаллов двуводного гипса и выкристаллизовывания их из раствора. Выделившиеся из раствора кристаллы гипса растут, переплетаются, срастаются, что и обуславливает схватывание и твердение исходной смеси. В состав гипсового камня входит СаSО4∙2H2O. Цемент. Основными материалами в современном строительстве являются цемент и его разновидность – портландцемент, из которого изготавливают бетон и железобетон. В качестве сырья для производства портландцемента используют породы, состоящие из карбоната кальция – 75% (известняка) и силикатов алюминия (глина) – 25% по массе. Для изготовления портландцемента используют и другие материалы аналогичного состава, например, мергели. Обжиг сырья производится в горизонтальной (с небольшим наклоном) вращающейся цилиндрической печи длиной до 100…170 м и диаметром до 5 м. Процесс происходит непрерывно. Обжигаемый материал проходит через зоны с различной температурой (всего VI зон). Рассмотрим процессы, происходящие в этих зонах. I зона (до 100°С). Сырьевая смесь высушивается, и из нее в виде пара удаляется химически несвязанная вода. II зона (500…800°С). Частицы глины теряют химически связанную воду и каолинит (Н4Аl2Si2O9) превращается частично в смесь безводного силиката алюминия (Al2Si2O7) и аморфного диоксида кремния (SiO2), частично в смесь оксидов. III зона (900…1200°С). Происходит разложение СаСО3 по реакции: СаСО3 = СаО + СО2↑. В III зоне начинаются также реакции взаимодействия оксида кальция с продуктами распада каолинита: СаО + Al2O3 = Ca(AlO2)2, 2CaO + SiO2 = Ca2SiO4. IV зона (100...1250°С). Завершается образование двухкальциевого силиката (Са2SiO4): однокальциевый алюминат [Ca(AlO2)2] постепенно переходит в трехкальциевый алюминат: Ca(AlO2)2 + 2СаО = Са3(АlО3)2. Часть оксида кальция еще остается свободной. V зона (1250…1450°С). Происходит частичное плавление материала и завершаются реакции образования силикатов и алюминатов кальция. Например, происходит частичный переход двухкальциевого силиката в трехкальциевый: Са3SiO4 + СаО = Ca3SiO5. Материал спекается и образует зернистую массу, называемую цементным клинкером. Размеры зерен клинкера 7…20 мм. VI зона. Клинкер охлаждается до 1000…1200°С. При выходе из печи клинкер охлаждается, его размалывают, смешивают с гипсом (5% к общей массе) и используют как гидравлическое вяжущее вещество, называемое портландцементом. Химический состав цементного клинкера. Для получения высокого качества цемента необходимо, чтобы его химический состав и состав сырьевой смеси были устойчивы. Химический состав цементного клинкера обычно выражают условно-процентным содержанием оксидов: СаО (60…77 вес. %), SiO2 (19…34%), Al2O3 (4…7%), Fe2O3 (2…6%). Химико-минералогический состав цемента. Цементный клинкер представляет собой смесь солей (минералов), основные из которых силикаты, алюминаты и алюмоферриты кальция. Взаимодействие минералов цементного клинкера с водой. Цементный клинкер получают при высокой температуре, поэтому все минералы его представляют собой безводные соединения, обладающие избытком свободной энергии и в связи с этим термодинамически неустойчивые. В табл. 11.1 представлен примерный химико-минералогический состав клинкера портландцемента. Таблица11.1
Размолотый портландцементный клинкер при смешивании с водой образует однородную пастообразную смесь, называемую цементным тестом. Это тесто представляет собой высококонцентрированную суспензию частиц цемента в воде. Все минералы цементного клинкера при комнатной температуре в небольшой степени растворимы в воде. Как и все неорганические соли, они подвергаются электролитической диссоциации, в результате которой в растворе присутствуют ионы Са2+ и ионы кислотных остатков, например, AlO33-, SiO44- и др. Трехкальциевый силикат (алит) Са3SiO5 является химически активным веществом, взаимодействует с водой: ∆Н°гидр=–502,7 Дж/г, причем за трое суток он гидратируется примерно на 70-80%. Продукт гидратации (гидролиза) обладает способностью твердеть с образованием материала, имеющего высокую прочность.
Высокое значение рН, которое обусловлено присутствием Са(ОН)2, обеспечивает устойчивость гидросиликатов кальция. Кроме того, гидроксид кальция обеспечивает высокую щелочность поровой жидкости бетона (рН>12). Благодаря этому стальная арматура в бетоне находится в пассивном, состоянии и не подвергается коррозии. Двухкальциевый силикат (белит) β-Са2SiO4 менее активен. ∆Н°гидр=–259,78 Дж/г. Скорость гидратации весьма незначительна. За трое суток гидратируется примерно 10% белита, а для завершения гидратации необходимо несколько месяцев, даже при условии очень тонкого размельчения белита. Необходимо отметить, что из белита получается качественный и прочный цементный камень, но при длительном сроке твердения:
В результате гидролиза алита и белита образуется гидросиликат кальция состава Са2SO4·nН2О, где n=1,17. Наличие такого коэффициента означает, что полученный продукт представляет собой смесь гидросиликатов различного состава. Это в основном кислые соли ортокремневой кислоты Н4SiO4. Таким образом, гидросиликаты кальция являются смесью кислых солей ортокремневой кислоты, например, Ca(H3SiO4)2, CaH2SiO4, Са3(НSiO4)2 и т.д. При нагревании степень гидролиза увеличивается. Например, белит при тепловлажностной обработке может гидролизоваться с выделением свободного Са(ОН)2 по схеме: 2 β-Ca2SiO4 + 2H2O ↔ Ca3(HSiO4)2 + Ca(OH)2. Трехкальциевый алюминат Са(АlO3)2 является самым активным минералом цементного клинкера. Тепловыделение при полной гидратации достигает 850,57 Дж/г. Схватывание происходит за несколько минут, но прочность получаемого продукта низкая. Состав продуктов гидратации сильно зависит от условий гидратации. При 250°С наиболее устойчива форма Са3(АlO3)2·6Н2О, в которую постепенно переходят другие формы гидроалюминатов кальция. Поэтому гидратацию трехкальциевого алюмината можно выразить уравнением:
Эта реакция протекает очень быстро. В результате образования гидроалюмината кальция (ГАК) происходит схватывание, что делает невозможным операции перемешивания, укладки, перевозки цементного теста. Кроме того, раннее структурообразование за счет непрочного ГАК в цементном тесте сильно снижает прочность цементного камня. Для того чтобы устранить этот недостаток, замедлить эту реакцию, цементный клинкер при измельчении смешивают с гипсом, который взаимодействует с находящимся в растворе гидроалюминатом кальция, образуя кристаллы малорастворимой двойной соли – гидросульфоалюмината кальция:
Образование гидросульфоалюмината кальция в начальный период твердения является положительным фактором, так как предотвращает нежелательное раннее схватывание и способствует повышению конечной прочности цементного камня. Четырехкальциевый алюмоферрит (целит) Са4(АlO3)2(FеО2)2 Целит дает продукт достаточно высокой прочности. Процесс протекает по схеме:
Образующийся гидроферрит кальция может в дальнейшем взаимодействовать с Са(ОН)2, который получается в результате гидратации силикатных составляющих цемента. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ Лабораторная работа «Ионные равновесия в растворах электролитов» Опыт 1. Влияние природы растворителя на степень диссоциации 1. Налейте в пробирку из капельницы 8…10 капель спиртового раствора хлорида меди (CuCl2) и прибавьте несколько капель воды до изменения окраски раствора. Объясните это явление. Какую окраску вызывают ассоциированные ионы, а какую – гидратированные ионы меди? 2. Напишите уравнение диссоциации CuCl2 с учетом установившегося равновесия. Укажите, в какую сторону сместится ионное равновесие при разбавлении. Сделайте вывод о том, как влияет природа растворителя на степень диссоциации электролита. Опыт 2. Влияние одноименного иона на степень диссоциации электролита 1. Возьмите пробирку с водным раствором CuCl2 и прибавьте к нему из капельницы концентрированной соляной кислоты до изменения окраски раствора. Чем вызвано это изменение? 2. Учитывая результаты первого опыта, определите, как влияет добавление HCl на ионное равновесие в растворе хлорида меди. Покажите на уравнении диссоциации, в какую сторону смещается равновесие между свободными и ассоциированными ионами в растворе при введении в него одноименного иона. Сделайте вывод о том, как изменяется степень диссоциации электролита при введении в его раствор одноименного иона. Опыт 3. Уменьшение степени диссоциации основания при добавлении одноименного катиона 1. Налейте 1/4 объема пробирки дистиллированной воды, прибавьте 1-2 капли индикатора – фенолфталеина и 1 каплю раствора гидроксида аммония NH4OH. Что наблюдается? Какие ионы вызывают окрашивание раствора? Напишите уравнение диссоциации NH4OH с учетом установившегося равновесия и выражение константы его диссоциации. 2. Прибавляйте кристаллики соли NH4Cl до обесцвечивания раствора. Покажите на уравнении диссоциации NH4OH, в какую сторону смещается равновесие между ионами и молекулами в растворе NH4OH при введении одноименного иона NH4+. Опыт 4. Влияние одноименного иона на растворимость соли 1. Налейте 1/4 объема пробирки насыщенного раствора поваренной соли NaCl (нас.р-р), прибавьте из капельницы концентрированной соляной кислоты. Что наблюдается? 2. Составьте уравнение диссоциации хлорида натрия в насыщенном растворе. Укажите, как смещается ионное равновесие в присутствии одноименных ионов в гетерогенной системе. Опыт 5. Амфотерные свойства гидроксида алюминия Al(OH)3 1. Налейте 1/3 пробирки раствора соли алюминия – Al2(SO4)3 и прибавьте несколько капель раствора NH4OH. Какое вещество выпадает в осадок? Приведите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. 2. Половину содержимого пробирки перелейте в другую пробирку. После этого в первую пробирку прилейте кислоты (HNO3), а во вторую – щелочи (NaOH) до растворения осадка. Приведите уравнения реакций в молекулярной и ионной формах. 3. Напишите уравнение диссоциации гидроксида алюминия Al(OH)3 по щелочному и кислотному типу и составьте выражения соответствующих констант диссоциации. Определите, как влияет на установившееся в растворе равновесие прибавление кислоты, щелочи. Как изменяется при этом степень диссоциации Al(OH)3 по кислотному и щелочному типам? Опыт 7. Определение рН сильной и слабой кислот 1. С помощью универсальной индикаторной бумаги определите рН раствора соляной кислоты (С эк = 0,1 моль экв/л) и раствора уксусной кислоты (С эк = 0,1 моль экв/л). 2. Рассчитайте концентрацию ионов [Н+]. Результаты запишите в таблицу:
Сделайте вывод о величинах степеней диссоциации в растворах соляной и уксусной кислот. Напишите уравнения электролитической диссоциации этих кислот. Опыт 8. Гидролиз солей Определите рН растворов следующих солей: NaCl, Na2CO3, Al2(SO4)3, CH3COONH4. Результаты занесите в таблицу:
Напишите в молекулярной и ионно-молекулярных формах уравнения гидролиза указанных солей. Сделайте вывод о том, какие соли подвергаются гидролизу. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА «Коррозия и защита металлов» Опыт 1. Влияние образования гальванических элементов на коррозию металлов 1. В пробирку с разбавленной серной кислотой поместите кусочек цинка. Наблюдайте скорость выделения водорода. 2. Прикоснитесь к цинку, находящемуся в пробирке с H2SO4, медной палочкой. Объясните, почему интенсивность выделения водорода при контакте с медью больше, чем в отсутствии меди. Укажите место выделения водорода. Приведите схему образующегося гальванического элемента. На основании проделанного опыта сделайте вывод о том, какое влияние на коррозию металла оказывает его контакт с другими металлами. 3. В две пробирки налейте одинаковое количество разбавленной серной кислоты и в одну из них добавьте 1-2 капли раствора CuSO4. В обе пробирки поместите по таблетке цинка. Укажите, в каком случае наблюдается наиболее интенсивное выделение водорода? При помещении Zn в сложный электролит (H2SO4+CuSO4) происходит образование микрогальванических элементов Zn/ZnSO4½H2SO4½2H+/H2 (Cu).
Укажите, какая химическая реакция приводит к образованию меди во второй пробирке? Приведите схемы образующихся микрогальванических элементов. Результаты опыта оформите в виде таблицы и ответов на вопросы. Опыт 2. Коррозия луженого и оцинкованного железа 1. Качественная реакция на ион [Fe2+]. В пробирку налейте несколько капель раствора сульфата железа (II) и добавить 1-2 капли раствора К3[Fe(CN)6]. Появление синего окрашивания обусловлено реакцией:
с образованием образуется турнбуллевой сини. 2. Налейте в химический стакан 100 мл воды, добавьте 3-4 капли разбавленной серной кислоты и такое же количество раствора К3[Fe(CN)6]. Раствор перемешайте и разлейте поровну в две фарфоровые чашки. В одну из них поместите пластинку оцинкованного железа (Fe/Zn), в другую – железную пластинку с наплавленным кусочком олова (Fe/Sn). Заметьте время от погружения пластинок до появления синего окрашивания. Результаты опыта оформите в виде таблицы и ответов на вопросы.
Объясните, почему при контакте железа с цинком скорость коррозии ниже, чем при его контакте с оловом. Укажите направление перехода электронов в парах Fe/Zn и Fe/Sn. На каком металле в обоих случаях происходит выделение водорода? Приведите схемы образующихся гальванических элементов. Укажите, какое покрытие для железа является анодным, а какое –катодным? На основании проделанных опытов сделайте вывод о том, что происходит с металлом (Fe) после нарушения анодного и катодного покрытий. Опыт 3. Коррозия железа в результате различного доступа кислорода На обезжиренную сухую железную пластинку поместите каплю специального реактива, содержащего 3%-ный раствор NaCl, к которому добавлен K3 [Fe(CN)6] и фенолфталеин. Раствор NaCl – среда, в которой протекает коррозия железа; K3 [Fe(CN)6] – реактив на ион [Fe2+]; фенолфталеин – индикатор, цвет которого меняется на малиновый в щелочной среде. Изучите изменение окраски в центре капли и по ее окружности. Коррозия железа вызвана неоднородностью коррозионной среды, обусловленной в данном случае неравномерной аэрацией капли (неодинаковым доступом воздуха к ее различным слоям). В образующемся коррозионном микрогальваническом элементе центральная часть смоченной поверхности металла является анодным участком, а периферическая (в виде кольца малинового цвета) – катодным. Анодные участки подвергаются разрушению (появление синего окрашивания обусловлено образованием турнбуллевой сини). На катодных участках протекает процесс восстановления растворенного кислорода. Приведите уравнения реакций электродных процессов и схему образующегося коррозионного микрогальванического элемента. Опыт 4. Влияние хлорид - ионов на коррозию алюминия 1. В две пробирки поместите 1-2 кусочка алюминия и добавьте в одну из пробирок 2-3 мл раствора CuSO4, в другую – CuCl2 той же концентрации. Убедитесь в том, что отношение Al к растворам взятых солей различно. 2. В пробирку, содержащую CuSO4, добавьте небольшое количество кристаллической соли NaCl. Что наблюдается? Результаты опыта оформите в виде таблицы и ответов на вопросы.
На основании значений стандартных электродных потенциалов Al и Cu определите возможность протекания реакции: Al + CuSO4 . Объясните, почему результаты опыта не согласуются с теоретическими выводами? Учитывая, что анион Cl- является активатором и способствует разрушению оксидных пленок, объясните, в результате образования каких микрогальванических элементов происходит коррозия Al. Приведите ионно-электронные уравнения окислительно-восстановительных процессов и схемы образующихся при коррозии Al микрогальванических элементов (коррозия протекает с выделением водорода на катодных участках, объясните почему?). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-11; просмотров: 442; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.14.143.149 (0.013 с.) |